Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 10:41

Республика Алтай — Россия Июнь 2021

«Приветлива река Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?» Н.Рерих

Наступило утро… Выглянули из домика на улицу. Погода резко переменилась. Еще вчера лил дождь, нависали свинцовые тучи, сырость пробирала до костей, а утром светило солнце, и мир полностью преобразился. Решено было отправиться на берег Катуни, который находится буквально в двух шагах от домиков.

Сны об Алтае. День второй

Река Катунь — пожалуй, одна из самых известных рек Горного Алтая. Она протекает от подножья горы Белуха почти до самого Бийска, где сливается с рекой Бия и образует реку Обь.

Пейзаж, открывшийся взору, был невероятно ясный, чистый и умытый дождем. Горы, река, небо — все заиграло самыми яркими красками.

Сны об Алтае. День второй

Река Катунь по праву считается жемчужиной Алтая. Она удивительно красива в любую погоду и в любое время года. В июне она полноводная, берега покрыты яркой растительностью, луга поражают своим разнотравием.

Вода, правда, имеет мутный слегка бирюзовый оттенок, который набирает свой изумительно красивый цвет к осени. Цвет объясняется содержанием в воде определенных минералов, а матовый оттенок — известняка. Если посмотреть фотографии в интернете, то можно убедиться, что одни и те же места выглядят по-разному в разное время года. И даже в разное время суток.

Сны об Алтае. День второй

Эта река похожа на драгоценный камень в оправе окружающих ее зеленых гор. Надо ли сейчас говорить, что это самый большой плюс базы, на которой нас поселили. Думаю, что вы уже сами догадались. Мы оценили этот подарок судьбы и при каждой возможности приходили на берег реки…

Сны об Алтае. День второй

Утром — сидеть на берегу и пить кофе.

Днем — прогуляться вдоль прохлады шумного русла реки.

Вечером — гулять, слушать и наслаждаться, как стремительно и неудержимо мчит свои воды своенравная красавица среди скалистых берегов.

Сны об Алтае. День второй

Этот звук очень умиротворяет. Наверное, так же она бежала тысячи лет назад…

Сны об Алтае. День второй

От реки веет свежестью, утром над водой поднимаются туманы, зависая на вершинах ближайших гор.

Катунь поражает не только удивительным бирюзовым цветом воды, но и необычайной природной красотой своих берегов. Ветра здесь практически нет, ни одна веточка не шелохнется. С утра на траве, на деревьях переливаются крупные капли росы, которые потом высушит поднимающееся летнее солнце.

Сны об Алтае. День второй

Воздух здесь наполнен влагой, запахом хвои и тишиной. Именно здесь утром я отдыхала от городских забот, заряжалась энергией природы, а быстрые воды реки уносили вдаль все мои плохие мысли и проблемы… И я чувствовала радость, как в детстве! Просто сидя на берегу и глядя на проносящиеся кубометры воды, вдруг понимаешь — жизнь одна, и прожить ее нужно счастливо!

Сидеть на берегу Катуни и медитировать можно долго, но подошло время завтрака. Идем смотреть, чем нас сегодня кормят. Не могу вспомнить чем, но помню, что опять отвратительно. За завтраком все члены группы делятся своими бытовыми проблемами: у кого в номере кран бежит, у кого-то унитаз, нет горячей воды, т. к. течет водонагреватель, поэтому не успевает нагревать воду, кому-то так и не принесли обогреватель… И тут мы осознали, что у нас всё замечательно! Не важно, что у тебя хорошо, главное, чтобы у других было хуже… Вода горячая есть, обогреватель — он же тостер тоже имеется в наличии. И даже кипятильник мы с собой прихватили, поэтому можем не зависеть от ужасных завтраков, а пить кофе с красивым видом в компании друг друга и есть, что бог послал хотим и когда захотим, т. к., наученные горьким опытом, предусмотрительно взяли вчера в магазине. А то, что бачок иногда бежит — так с этой проблемой мы справились, т. к. тоже есть опыт.

После завтрака у нас должна была начаться экскурсионная программа этого дня, которую организаторы перекроили с точностью да наоборот. Но это и не плохо. Т. к. пока свежи и бодры забираемся на гору Притор, что возвышается через дорогу от базы. Лучше зарядки не придумаешь! Это необязательный пункт программы, а только для тех, кто желает и чувствует в себе силы. Поэтому пошли не все.

Кстати, утром мы наконец-то познакомились с нашим местным гидом Викторией (про нее я писала в обзорном рассказе). Повторюсь, мне она очень понравилась. Всегда готова помочь, рассказать что-то интересное, деликатная и сдержанная, умеющая удержать внимание толпы (все-таки полный туристический автобус — 49 человек)… Короче, это не все хорошие качества местного гида Виктории, их можно перечислять долго. Вернемся к экскурсионной программе.

Гора Притор находится в Чемальском районе на правом берегу реки Катунь, напротив нашей базы. Так что ехать, никуда не пришлось. Прошли мимо баз «Синегорье» и «Царство света», по которым вчера вынуждены были прогуляться.

Пересекли поляну, с пасущимися на ней лошадками.

И начали подъем.

Высота горной вершины составляет 998 метров над уровнем моря. Подъем сразу довольно крутой, но, то были еще цветочки… Пара человек уже вначале пути сошли с дистанции.

Сложность была в том, что трава была мокрая от росы и практически у всех обувь по ней скользила. Особенно у тех, кто был в кроссовках. В том числе у двух тетушек в возрасте, которые шли впереди и тормозили всех, кто был сзади. И дело тут совсем не в возрасте, а в умении трезво оценить свои физические возможности. Я каждый раз, глядя, как одна из них карабкается впереди меня, думала, что если поскользнется и полетит, то это будет кегельбан. Стоящим за ней нескольким членам группы, скорее всего, не удастся увернуться. Возможности сойти с узкой тропы нет. Стоять и ждать было крайне неудобно, т. к. места для подобных стоянок были не подходящие. Ноги были в постоянном напряжении. Короче, такой черепаший темп явно не для меня. Т. к. я боюсь высоты, то взбираюсь всегда очень быстро и стараюсь не оборачиваться и не смотреть вниз. Но не в этот раз…

Сны об Алтае. День второй

Пока мы ждали, как карабкается тетушка, ползущая идущая впереди. Можно было полюбоваться на открывающуюся взору панораму — изящные изгибы красавицы Катуни среди зеленых гор. С этой точки было видно вертолетную площадку, расположенную на поляне. Сейчас не вспомню, как называется компания, осуществляющая эти экскурсии. Но точно помню, что цена не гуманная. Гид нам озвучила стоимость вертолетной экскурсии до горы Белуха 120 тысяч за 20 минут полета.

Как вы поняли, подъем на гору — весьма трудоемкий. Но награда — прекрасная панорама на окрестности однозначно стоит таких трудов.

Сны об Алтае. День второй

Напротив нее располагается гора Согоно-туу или Луковка. Интернет насчет этимологии названия выдает следующее: «Согоно-туу в переводе с алтайского — „луковая гора“, гора Луковка. „Согоно“ — лук, „туу“ — высокая гора. Восходит к монгольской этимологии: лук, луковичный по-монгольски — сонгино. Если говорить Согонолуу — „луковая“, где растёт много лука. Фактически, биоразнообразие горы уникально, так как на склонах её зарегистрировано шесть видов дикого лука». Луковка резко выделяется с ближайших окрестностей своей округлой голой вершинкой.

Тут можно посидеть и передохнуть, пока другие устраивают фотосессии и полюбоваться на пейзаж.

Сны об Алтае. День второй

Но пора спускаться вниз. Хорошо, что по более пологой и удобной тропе. Но всё же, в некоторых местах съезжать приходилось на пятой точке. Тетушке помогали все, кто только мог. Самое удивительное, что она ни разу не пожалела о том, что полезла на гору. Придя на базу, она эмоционально с восторгами рассказывала тем, кто отказался от подъема, как это было замечательно! Вот что значит оптимистический настрой! Хотя, случись с ней что, никому бы замечательно не было ни ей, ни согруппникам, ни гидам…

После подъема и спуска с горы Притор переоделись к обеду и следующей экскурсии. Сопровождающий гид Антон с нами в гору не поднимался, а занимался приготовлением обеда. Это был пикник на территории базы. Мы пришли рано. Сфоткали этот натюрморт и пошли гулять.

Сны об Алтае. День второй

Куда? Вы уже, наверное, по началу рассказа догадались — на берег Катуни.

Вода в реке очень холодная, и смело окунаются в нее только «моржи». Течение быстрое, дно не ровное и местные, как нам сказала гид, в ней не купаются и нам категорически не рекомендовали этого делать. Но есть отдельные места, где при низком уровне воды от общего течения отделяются небольшие «ванны», в которых, судя по отзывам, можно купаться. Так вот возле нашей базы была именно такая заводь. Еще один плюс базы. И да, там купались, но не мы. Муж все порывался искупаться, но времени, к сожалению, так и не нашлось, чтобы окунуться.

Катунь — самая многоводная река Алтая, своенравная и порожистая в верховьях и более «сговорчивая» в своем нижнем течении, поражает не только удивительным бирюзовым цветом воды, но и необычайной природной красотой своих берегов. Эти пейзажи не надоедают, смотреть на них можно долго. Вот и мы загулялись, засмотрелись и пришли самые последние к обеду. Голодными не остались. На обед была гречка с курицей и чай на алтайских травах. А вот натюрморт остался только на карте памяти фотоаппарата. Потому что в большой семье не щелкай клювом.

После обеда у нас по новому плану было посещение деревни мастеров Аскат. Село Аскат расположено в Чемальском районе Республики Алтай, на левом берегу Катуни, на расстоянии около 20 километров от села Усть-Сема по Чемальскому тракту. Знаменито село своими художниками и мастерами, которые работают с глиной, деревом, металлом и другими материалами. Аскат сейчас все чаще называют Арт-деревней или деревней мастеров. Здесь живет более двадцати мастеров керамики, три члена Союза художников, работает четыре художественные галереи, действующие выставки. Жители Аската словно вобрали в себя силу, мощь и красоту гор, что ярко проявляется в их творчестве.

На въезде в село, сразу за Аскатским мостом, расположен культурно-выставочный центр «Стрела Сартакпая». В нем у нас была запланирована экскурсия. Ее провела хозяйка галереи Руслана Чеснокова и ее помощница.

Они продемонстрировали различные музыкальные инструменты, некоторые имитируют шум дождя, звуки природы, есть окарины, кумусы (тоже самое, что и варган).

Мы послушали поющие чаши, которые привезены из Непала. Они кованые и сделаны из сплавов нескольких металлов, каждая из них со своим звуком. Было интересно наблюдать как от вибрации вода, налитая в них, фонтанирует.

Сны об Алтае. День второй

Здесь можно потрогать и пощупать все, что выставлено на показ: постучать по барабанам и бубну, представив себя на миг могущественным шаманом, сыграть на глюкофоне.

Аскат идеально подойдет тем, кто хочет окунуться в мир самобытных людей, увидеть необычные и интересные художественные изделия или просто купить оригинальные алтайские сувениры, авторские изделия ручной работы. Цены, конечно же, не дешевые, но всё-таки это не китайский ширпотреб и для ручной работы вполне себе приемлемые. Мое внимание, конечно же, привлекли изделия из войлока, т. к. когда-то в прошлой жизни валяла не только дурака, но и тапки, игрушки, варежки и т. д. А здесь целые картины! Некоторые войлочные копии по мотивам картин известного алтайского художника Чороса-Гуркина.

Наигрались? Получили эстетическое удовольствие? Теперь можно опять в гору! При слове «гора», услышанное от гида, народ начинал заметно нервничать, вспоминая утренний опыт подъема на Притор. Но гид успокоила группу, сказав, что это не гора, а так пригорок. А путь нам предстоит до водопада Че Чкыш по одноименному ущелью.

Урочище Чечкыш представляет собой узкое горное ущелье, по дну которого течёт одноимённый ручей. Склоны ущелья — отвесные известняковые скалы высотой до 100–150 метров. При этом в некоторых местах ущелье сужается до 15–20 метров, что соответствует названию в переводе «узкий».

Дорога непродолжительная, но достаточно красочная. А доступность и близость к трассе сделали место популярным для туристов.

Сны об Алтае. День второй

На входе в ущелье надо заплатить символическую плату, но у нас был гид Антон, который за все платил. Плата оправдана теми удобствами, которые сделало крестьянское хозяйство для туристов (места для отдыха, туалет). Дальше идет подъем по живописной тропе, рядом с которой журчит небольшая веселая речка. Эта речка немного выше и образует водопад.

На полпути, под раскидистой березой висит указатель — «Родник». Вода в роднике чистая, холодная. На середине пути красавица береза в лентах — дьаламах. Немногие туристы понимают, зачем на деревья повязывают матерчатые ленты. Данному ритуалу начинают бездумно подражать, огорчая местных жителей пренебрежением к их традициям. Виктория нам объяснила, почему не стоит этого делать, если ты не алтаец, исповедующий шаманизм.

Алтайцы тесно связаны с природой. С древних времен силы земли, воды, огня и воздуха обожествлялись и считались главными на земле. Если спросить у алтайца, кому он поклоняется, вы услышите: «Алтай, дерево, природа, камень». Для местных жителей существует Хозяин Алтая (Алтайдын ээзи), дающий и уничтожающий жизнь в этих краях. Его дом — Трехглавая гора (Белуха), а выглядит он словно старик в белых одеяниях. В знак преклонения перед Хозяином Алтая местные жители привязывают у перевалов и родников белые ленты.

Существует несколько правил, обязательных при повязывании ленты дьялама:

• Если в текущем году семью человека или его близких людей посетила смерть, дьяламу повязывают на прибывающую луну и в дневное время.
  • Ткань для лент непременно должна быть новая. Её нарезают на полоски не менее 80 см в длину и не менее 5 см в ширину. Дьялама не привязывается по одной, только парой из двух лент.
  • Чаще всего используется ткань белого цвета. Но допускаются и разноцветные ткани. Каждый цвет имеет свое значение. Белый — цвет снежных вершин, материнского молока и целебных источников. Розовый олицетворяет закаты и огонь. Голубой символизирует звездное небо и водоемы. Желтый — цвет дневного и ночного светил. А зеленый — цвет растений и деревьев.
  • Человек, совершающий обряд дьялама, не должен иметь плохих мыслей и намерений.
  • Ленту привязывают специальным скользящим узлом, который не вредит дереву.

Отдохнули, просветились, идем дальше. По сравнительно пологой тропе параллельно ручью ведет подъем вверх по ущелью. Поднимаясь выше, уже можно увидеть цель путешествия — небольшой водопад. Всего каких-то 10 минут ходьбы от Чемальского тракта вверх по ущелью — и мы у водопада.

Водопад Че-Чкыщ небольшой, высота падения воды примерно 3,6 метра. Речка спадает с двух сторон от горного выступа. В жаркий солнечный день большое удовольствие встать под струи холодной искрящейся воды! И хотя водопад кажется маленьким, но сила его ощущается!

Идем выше. Здесь заросшее зеленью ущелье переходит в отвесные скалы.

Сны об Алтае. День второй

Справа на одной из скал можно увидеть петроглифы с изображением горных козлов, человека. Рядом со скалой небольшой грот. Судя по изображенному животному сюжету и стилю изображения, писаница датируется начиная с I тыс. до н. э. Самое интересное, что тут несколько петроглифов. Те, что выше фейковые.

Их сделали, по словам гида, ученые. А вот те, что расположены здесь же, но ниже настоящие. Но их без подсказки гида и литра водки воды разглядеть невозможно. Виктория плеснула на камень, и рисунки немного проявились, но как я не пыталась хоть что-то понять и разглядеть, с моим зрением мне это не очень-то удалось.

Сны об Алтае. День второй

Петроглифы меня не зацепили, впрочем и других тоже.

После мы отправились на обзорную площадку, откуда открывается панорама Катунской долины с высоты птичьего полета. Зрелище завораживает. Машины на трассе превращаются в двух сантиметровых лилипутов. Русло реки украшает сказочный зеленый остров, похожий на логотип известного оператора мобильной связи.

Сны об Алтае. День второй

Необъятные крышесносные панорамы, высота, река и горы дарят массу впечатлений и, конечно же, памятных снимков.

Нафотографировавшись, спустились к автобусу. Пока ждали народ, который решил пошопится в многочисленных сувенирных палатках, расположенных рядом со входом в ущелье, мы увидели киоск с рыбой. Количество особей рыб обитающих в Катуни насчитывается более 28 штук: нельма, сибирский осётр, стерлядь, чебак, язь, гольян, пискарь и многие другие. Но самая популярная добыча — это хариус, для которого Катунь с её чистой и холодной водой идеальное «жилище». Вот ее то и продают в специальных киосках, расположенных в туристических местах. Мы, конечно же, не упустили случая и купили хариуса. Помимо хариуса, купили еще сига.

Стоим возле автобуса, ждем согруппников, а тут кошечка. Маленькая, хорошенькая, но дикая и мяучит жалобно. Говорю мужу: «Хорошенькая. Жалко. Давай ей голову оторвем…». Он говорит: «Давай». Наши туристы, стоящие рядом, начали на нас озираться. Полезла в пакет, оторвала голову рыбам и кинула кисе. А вы что подумали?

Сны об Алтае. День второй

По пути на базу нас завезли на пчелиную ферму за медом. Как сказала Виктория, это презент за ее вчерашнее отсутствие. Кому сей презент я тут уточнять не буду. Но наши туристы радостно затарились медом, медовухой, какими-то настойками и прочим. Мы же не разделили с ними радостей шопинга. Но медовуху попробовала. Не мое. Пошли гулять по территории. Место туристическое и на территории есть чем заняться: можно сфотографироваться, посмеяться от души, глядя в отражения кривых зеркал, посмотреть на пчел, не боясь быть укушенным, т. к. они за стеклом, покачаться на качелях и даже порелаксировать и оздоровиться, посидев в пчелином домике.

А 47 человек, видимо, сделали хорошую выручку ферме, что те презентовали им пару бутылок лимончелло. У меня Алтай с этим напитком и пчелиной фермой не ассоциируется от слова совсем. Поэтому не спрашивайте, почему лимончелло. Как у «Уральских пельменей»: «Потому что гладиолус!»

А вечером предстоял шашлычный вечер. Шашлык, как я уже говорила, был заменен на плов. Скажете, что плов — это не алтайское блюдо, и будете правы. Большинство тургруппы из Казани. И плов получился вкусным. Сидя у костра, все расслабились, знакомились, общались, рассказывая интересные и забавные истории из жизни.

Сны об Алтае. День второй

Было вкусно, весело и уютно, пока не начались какие-то разборки из-за подаренного лимончелло. Мы же решили, что пойдем смотреть на звезды и переваривать впечатления за день. Зачем портить финал такого замечательного дня в таком красивом месте?