Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был сегодня 3:44
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Горы, крепости и буква Ё

Тирана, Шкодер, Саранда, Дуррес, Влера, Гирокастра + 3 города — Албания Март 2022

В Албанию я добирался самым коротким путем — из Таллина на двух дискаунтерах с пересадкой в Берлине. Приключения начались прямо в аэропорту. Я пришел за полчаса до вылета, а там народу на входе — видимо-невидимо. И тут как раз объявляют — начинается посадка на рейс Райанэйра до Берлина. И что делать? Пришлось набираться наглости. И пока протискивался, у кого-то даже ребенок стал спрашивать — мама, а почему этот дядя без очереди лезет? :)

В этот раз я летел с одним рюкзаком, но при этом с фотоаппаратом, ноутбуком да еще и с дроном, плюс два пауэрбанка. Разложил все гаджеты по ванночкам, а проверяльщики взяли, да и отложили одну из них в отдельную очередь для углубленного контроля. Я стал просить, чтобы меня проверили вне очереди, ведь опоздаю же, но мужик отказался, так что пришлось стоять и ждать в общей очереди, подпрыгивая от нетерпения. Наконец схватил свои вещи и побежал на посадку. Дьюти-фри пробежал без остановки — некогда:) А гейт, как назло, в самом дальнем углу, даже еще дальше, чем нешенгенская зона с паспортным контролем. Запыхался, но успел.

Посадка уже шла, но прямо передо мной застопорилась, было видно, что чего-то ждут, возможно еще самолет был не готов. Ну и я попросил мужика на стойке — а может я еще успею сбегать в дьюти-фри? А то вдруг там воздушные ямы на взлете или турбулентность;) Нет, говорит тот, опоздаешь! Но его коллега вступилась за меня, сказала, что успею. Ну, вобщем, отпустили они меня, но сказали, что на свой страх и риск:)

Да, так быстро по аэропорту я еще не бегал. Успел на посадку, хоть и запыхался страшно. И потом из-за этого все время, пока мы взлетали, стал кашлять. Так что сосед справа попросил меня маску поглубже натянуть, хоть я ему и объяснил, что кашляю не из-за коронавируса, а из-за того, что бегал за алкоголем ;)

А Сергей Сергеич, в отличие от меня, выбрал менее тривиальный путь — он летел в Албанию из Риги с тремя пересадками в Праге, Риме и Бари. Почему так сложно? А дело в том, что как раз перед поездкой он узнал о существовании на юге Италии удивительного городка Матера и сразу загорелся идеей побывать там. Так что в итоге получилось, что он прибыл в Тирану на пару дней позже меня.

Горы, крепости и буква Ё

Что сразу бросается в глаза в Албании — это большая любовь местных к букве Ё. Она есть практически во всех географических названиях. Но, что интересно, читается она вовсе не как Ё, а скорее как безударная А. Ну если судить по тому, как мы произносим название столицы страны — TIRANЁ :)

Переночевав в отеле прямо напротив аэропорта, утром я взял в прокате гибридный Suzuki Swift и поехал изучать Албанию, пока что в одиночку.

Горы, крепости и буква Ё

Поскольку ранее Сергей Сергеич уже успел побывать в Гирокастре — самом известном албанском городе — я решил сразу съездить туда, чтобы потом не отвлекаться. Дорога в ту сторону идет вдоль живописной реки Вьоса. Пейзажи вокруг были такие, что я не смог удержаться от полета:)

На улице в последний день февраля было достаточно тепло, от +7 до +10, но вот на вершинах гор повсюду еще лежал снег.

Горы, крепости и буква Ё

Главная достопримечательность в Гирокастре — это мощная крепость на вершине скалы. Ну и старый город у подножия крепости тоже довольно колоритен.

А дальше я задумал съездить в одно малоизвестное место, про которое недавно писал Виктор Башкир — каньон Осуми. Вот только как туда добраться? Увы, маршрут я заранее не проработал, а потому пришлось положиться на навигатор.

Горы, крепости и буква Ё

Навигатор повел меня по мрачным ущельям куда-то в глубину гор. А тут еще и погода испортилась.

У поселка Балабан я свернул на какую-то узкую деревенскую дорогу, которая через пару километров уперлась в жуткого вида грунтовку, ехать по которой на своей «пузотёрке» я не рискнул. Кстати, уже потом я догадался спросить у Вити, как лучше ехать в каньон, и он ответил мне, что южный маршрут, куда я сунулся — «непроезжабельный» :)

Горы, крепости и буква Ё

Ну что ж, оно оказалось и к лучшему. И я поехал на ночлег, забронированный на территории крепости в еще одном известном среди туристов городке — Берате.

С погодой на следующее утро откровенно не повезло. Я попытался запустить дрон под дождем, но сверху поначалу ничего не было видно. Обойдя крепость и все же сделав несколько аэрофотографий, я решил двигаться назад в Тирану.

Горы, крепости и буква Ё

Вообще по плану на второй день я хотел попробовать северный маршрут до каньона Осуми, но погода была такая, что я рисковал ничего там не увидеть. Так что поехал встречать Сергея Сергеича в аэропорт:)

Летел он с приключениями. В Риме его отказались сажать в самолет, потому что он был в обычной медицинской маске, в то время как в аэропорту требовали маску типа FFP2, которой у него не было. Каким-то чудом ему удалось добежать до аэропортовского магазина, купить маску и все же успеть на посадку:)

Горы, крепости и буква Ё

А главная достопримечательность Тираны (если смотреть сверху) — это новая Большая мечеть. Хотя сверху она кажется такой маленькой:)

Вообще в городе запускать дрон я откровенно побаивался. Только взлетишь, как обязательно какой-нибудь бдительный гражданин настучит в полицию;) А потому я выждал до того момента, когда мы съезжали с квартиры, и быстренько запустил свой аппарат так, чтобы сделать несколько кадров и сразу уехать, пока не подъехала полиция;)

Горы, крепости и буква Ё

А из Тираны мы уже вместе двинулись на север страны — в город Шкодер и в национальный парк Тети. Последнее — это была моя идея, хотелось доехать до того самого Голубого Глаза, про который недавно писал Витя;)

Но тут, конечно, было непонятно, насколько далеко мы сможем проехать по горным дорогам, будет ли там асфальт, и не будет ли все завалено снегом.

Горы, крепости и буква Ё

Снег на горных перевалах и правда лежал. Быстро стало понятно, что ни до какого Глаза мы уже, скорее всего, не доедем. Так что выбрали себе в качестве цели самую высокую точку серпантина, где располагалась турбаза со звучным турецким названием Байрактар.

Чем выше мы забирались, тем страшнее становилось. В какой-то момент летняя резина стала уже буксовать по снегу и льду, так что пришлось немного сдать назад и проехать этот участок, хорошенько разогнавшись;)

Горы, крепости и буква Ё

Но вот впереди показался тот самый Байрактар-Агротуризм. Весь засыпанный снегом:)

Ехать дальше, в сторону национального парка Тети, мы уже не решились, хотя дорога, вполне возможно, там была и ничего. Просто экстрима уже и так хватило:)

Горы, крепости и буква Ё

Но зато здесь мы с Дрошей оторвались по полной:)

И еще пара фотографий, сделанных на обратном пути. Серпантин там, конечно, был — это атас:)

Горы, крепости и буква Ё

И за все время лишь пара машин попалась навстречу. Даже местные здесь зимой особо не ездят:)

А главная достопримечательность в Шкодере — это крепость Розафа с потрясающими видами не только на сам город, но также и на место слияния двух рек — Буны и Дрина.

Горы, крепости и буква Ё

В этом месте я уже был в 2006 году, но тогда я смог сделать только фото с минарета, сейчас же мне удалось подлететь гораздо выше:)

Крепость Розафа и город Шкодер. По нему мы тоже немного погуляли, но там смотреть особо не на что.

Горы, крепости и буква Ё

А это уже снова Берат. Погода на этот раз была отличная, так что удалось заснять крепость во всей красе.

Крепость очень большая, и внутри там располагается целый город. Что интересно, вход туда вроде как платный, но я оба раза проникал бесплатно. Первый раз заехал уже ночью на машине, когда ночевал в отеле, а в этот раз мы нашли бесплатную тропинку из города на карте Maps. Me;)

Горы, крепости и буква Ё

Бератская крепость, сам Берат и окружающие горы. Река — та самая Осуми, которая образует одноименный каньон. И дальше мы поедем искать к нему подход с северной стороны:)

Хоть Maps. Me и пугал несколько раз грунтовкой, но дорога до каньона оказалась очень даже ничего, асфальтированная на всем протяжении.

Горы, крепости и буква Ё

Местечко, конечно, потрясающее. Особенно если взлететь над ним и осмотреть все эти скалы с разных сторон:)

Вид с главной смотровой площадки над каньоном

Горы, крепости и буква Ё

Мы проехали по всем площадкам, вот только тропинку у мечети, описанную Витей, искать не стали:)

Сергею Сергеичу так понравилось в каньоне, что он лег на мост и не хотел уезжать. В чувство его привел пригромыхавший с другого берега огромный трактор:)

Кстати, за мостом начиналась та самая «непроезжабельная» дорога, по которой я не рискнул ехать в первый день.

Горы, крепости и буква Ё

Пару фоток снял и телефоном. Все же он снимает несколько получше, чем дрон:)

А вот дальше у нас в планах было поехать в Саранду, что на самом юге Албании. Возвращаться назад в Берат, делая огромный крюк, страшно не хотелось, но как выглядит дорога с южной стороны каньона, я уже успел повидать. И поскольку гробить на ней прокатную машину не хотелось, пришлось ехать в обход. В конце, уже у самой Саранды, проехали жуткий серпантин, но были ли с него красивые виды, рассмотреть не удалось из-за темноты. А еще где-то там остался и второй Голубой Глаз. Увы, его мы тоже не увидели:(

Горы, крепости и буква Ё

А в Саранде нас ожидала еще одна крепость. Где я вместо «вида на город с крепости», который снимает большинство туристов, смог заснять и город, и саму крепость в одном кадре:)

А еще в окрестностях Саранды есть национальный парк Бутринт, созданный на месте древнеримского поселения. Пока ходили по развалинам, телефон поймал с острова Корфу греческую сеть с халявным для нас евросоюзным роумингом. Так что и в интернет удалось немного потупить:)

Горы, крепости и буква Ё

Автомобильный паром и венецианская треугольная крепость. После всех виденных до этого в Албании крепостей эта своим величием как-то не поразила:)

А дальше была дорога вдоль моря в сторону Влёры. Чем хорошо наличие дрона — если попавшаяся по дороге крепость расположена против солнца, можно облететь ее и заснять с другой стороны. Кстати, это одна из многих крепостей, построенных Янинским пашой Али Тебелином. Помните ту историю у Дюма про его дочь Гайде в «Графе Монте-Кристо»?

Горы, крепости и буква Ё

А дальше начался совершенно адского вида серпантин. Поначалу, увидев его на склоне горы, я даже не поверил, что это та самая дорога, по которой нам предстояло проехать. Серпантин, изрезав своими резкими росчерками весь склон горы, поднимался к самой ее вершине! По-видимому, более оптимального пути строители дороги в данном случае не нашли, пришлось идти напролом:)

Вообще, когда мы за день до этого ехали в Саранду, я еще удивился, почему навигатор повел нас по такой извилистой дороге. Неужели в сторону Греции нет другой, более прямой трассы? И поэтому обратно мы решили ехать вдоль моря. Но эта дорога оказалась еще более экстремальной:)

Горы, крепости и буква Ё

Эти руины на одном из изломов серпантина называются — Big Bunker. Как наверно многие знают, бункеры — это специфичная албанская тема, они здесь повсюду, и большие, и малые. Албанский руководитель Энвер Ходжа очень боялся, что его сосед — Иосип Броз Тито — захочет присоединить Албанию к Югославии, а потому не жалел ресурсов на оборонительные сооружения.

А прямо над перевалом висели облака. Повезло, что не ниже, а то б ничего не увидели:)

Горы, крепости и буква Ё

А наш последний ночлег был в Дурресе. Это главный албанский морской порт.

И если здесь мне удалось подлететь и сделать несколько фотографий с высоты птичьего полета, то вот в другом портовом городе — Влёре — дрон взлетать отказался, сообщив, что неподалеку (в 15 км) находится аэропорт:)

Горы, крепости и буква Ё

В последнем своем отеле в Дурресе мы посмотрели один из выпусков «Орла и решки» про Албанию. И там как раз фигурировала древняя албанская столица — город Круя. И поскольку в Дурресе смотреть было особо нечего, а до самолета еще оставалось время, решили съездить еще и туда. Ну такая себе крепость:)

Сам же город расположился прямо на крутом склоне горы. Я когда первый раз увидел его издалека, поначалу даже не поверил, что можно строить в таком месте.

Горы, крепости и буква Ё

Да, времени на все, как обычно, не хватило. Но все же мы успели побывать аж в целых 8 городах — Тиране, Шкодере, Берате, Гирокастре, Саранде, Влёре, Дурресе и Круе, а также в трех потрясающе красивых природных местах — на горных перевалах в национальном парке Тети, в каньоне реки Осуми и на серпантине в национальном парке Логара. Куда не удалось попасть — это на Охридское озеро, а также на горячие источники и к обоим Blue Eye’ам. Ну и еще мне хотелось заснять с высоты водохранилище и плотину в месте слияния Черного и Белого Дрина — двух главных рек Албании.

Ну, а дальше был обратный перелет через Лондон, где нам пришлось сначала полночи сидеть в аэропорту Лютон, а потом на автобусе ехать в Станстед. И на этом наша мини-экспедиция в Албанию успешно закончилась.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия