Турист Svetlana Kozyritskaia (Svetlana_Kozyritskaia)
Svetlana Kozyritskaia
была 14 апреля 8:00

Аптера — Греция Август 2018

Недалеко от курортного города Каливес, в горах, есть одно на первый взгляд абсолютно неинтересное место. Его пропускает 98% туристов.

Древняя Аптера.

Добраться на машине просто, понятное дело.

А вот своим ходом тот еще квест.

Вариант 1. Пешком. Согласно карте, там есть тропа, ведущая на вершину горы. Расстояние всего 10 км в одну сторону. Или можно пойти в обход, но это уже 20 км.

Вариант 2. Автобус. Но конкретно из Каливеса он не ходит. Да и доезжает автобус не до самих развалин.

Вариант 3. Такси. 15 евро в одну сторону.

Часть 1. Мы решились на первый вариант. Вышли пораньше. Подготовились и к жаре, и к переходу.

Прошли Каливес, небольшую деревушку Калами.

По дороге я что-то объясняла маме и брату и закончила словами: «Всем ясно?». И внезапно нам заулыбалась и поздоровалась женщина, работающая у себя в саду. Потому что греческое «Ясас» — «Здравствуйте!» созвучно с «Ясно».

Древняя Аптера, Крит

Далее карта повела через оливковые плантации вверх. По идее, на пути должно было быть препятствие в виде закрытых ворот, о чем мы переживали, ведь это могла быть частная собственность и проход вполне логично под запретом.

Переживали зря. Ворота стояли распахнутые, греки спокойно работали, мы спокойно шли дальше.

Древняя Аптера, Крит

Боже, какие виды оттуда открываются! Стало понятно, что 10 км идти мы будем долго, делая каждые 3 минуты остановки на «Ты посмотри туда!».

Надо сказать, что здесь дорога была достаточно хорошо видна. Пройдя всю рощу, мы наткнулись на забор, кончились частные владения. Собственно, как и тропа. Это было подставой. Еще раз обошли все вокруг в поисках дороги. Безрезультатно. Попробовали продраться сквозь кусты и колючки туда, куда указывал навигатор. Только ноги исцарапали.

Пришлось сдаться и возвращаться.

Древняя Аптера, Крит

Чтобы хоть как-то компенсировать боль разочарования, в Калами дошли до форта Иззеддин.

Вход туда закрыт, но на стену ведет лестница. И отодвинув щеколду на калитке можно подняться на стену и посмотреть, что там и как. Если что, мы были не единственные, кто так сделал.

Турки построили этот большой форт в 1872 году для защита порта — вход в залив Суда с этого холма просматривался и простреливался из пушек прекрасно.

Форт назвали «Иззеддин» в честь старшего сына султана Абдулазиза — Юсуфа Иззеддина Эфенди.

Фактически форт Иззеддин принял участие во всех военных операциях, случавшихся на Крите с 1872 г.

С 1898 года Иззеддин использовался как тюрьма, и больше был известен как тюрьма Калами. Не избежал заключения в ней и знаменитый критянин, впоследствии неоднократный премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос — в 1903 г. по иску митрополита критского Евмена за статью в газете с выпадами против принца Георга, правителя на Крите в те годы, Венизелос получил 15 суток заключения в Иззеддине.

В 1913 г. Крит окончательно присоединился к Греции и Изеддин стал обычной малонаселенной тюрьмой для уголовников. Но правители Греции все-таки превратили его в тюрьму для своих политических противников, причем очень страшную. Крохотные камеры, без отопления и вентиляции, перенаселенные, часть заключенных были прикованы цепью за ногу к стене, избиения и пытки являлись обычным делом.

При диктатуре И. Метаксаса, образцом для которого были Франко, Мусссолини и Гитлер, Иззеддин активно пополнялся коммунистами. Во время немецкой оккупации Иззеддин опустел — немцы тюрьму закрыли.

Но в 1946 г. началась самая черная полоса для крепости — столкновения левых (поддерживаемых Югославией, Албанией и Болгарией) и правых (поддерживаемых Великобританией, имевшей войска на территории Греции, и, позднее, США) вылились в полномасштабную гражданскую войну 1946—1949 гг. Именно тогда «для перевоспитания» десятки тысяч греков — родственников левых и симпатизирующих левым — попали в концлагеря, построенные на островах.

Часть заключенных приговаривалась к тюремному заключению вместо концлагеря, и Иззеддин стал заполняться как политзаключенными, переведенными из концлагеря на Яросе, так и критянами, в основном из Ханьи. Были и политзаключенные, приговоренные к смертной казни. Одновременно в этой тюрьме содержались уголовники, часть которых тоже была приговорена к смертной казни. Были времена, когда в эту небольшую тюрьму «набивали» до 400 человек. Последний смертный приговор был приведен в исполнение в Иззеддине в 1972 г., но саму тюрьму закрыли и передали в ведение военных только после правления «черных полковников».

Формальное примирение нации, возвращение тысяч беженцев и реституция собственности произошли только после 1981 г.

А сам Иззеддин, переданный военным и совершенно им не нужный, разрушается на глазах. Документ о признании его историческим памятником принят еще в 1986 г., но дальше дело пока не пошло. У одних ханьцев есть мечта превратить это жуткое место в музей современной истории, другие считают, что такой кошмарный «памятник» нужно снести.

Изредка во дворе Иззеддина устраивают концерты. В остальное время форт закрыт для посещения, за исключением 14 декабря, в день св. Элевтерия, в честь которого в Иззеддине заключенным разрешили построить маленькую церковь.

(Информация с сайта: www.cretanbeaches.com)

А в Аптеру-то хотелось. И теперь еще больше. Было решено ехать на такси. Довольно прозаично, но что делать.

Древняя Аптера, Крит

Вечером договорились с водителем, в 09.00 он нас забрал из отеля, довез до места назначения и оставил до 12.00.

Часть 2. Древняя Аптера.

Стоимость входа на территорию символическая. Что-то около 2 евро за человека.

И тут началась история.

Древняя Аптера, Крит

Древний город Аптера находится на невысоком холме Палиокастро, к югу от залива Суда. Расположение города способствовало его развитию, т. к. он контролировал две гавани у входа в залив: Миноа и Киссамос.

Сообщается, что название города происходит от имени основателя Крита царя Птера или Аптера, построившего храм Аполлона в Дельфах в 1800 году до н. э.

Согласно другой версии название произошло благодаря спору Муз и Сирен. Легенда гласит, что в этом древнем городе Крита проводился музыкальный конкурс в честь бога Аполлона. Судьи отдали победу Музам. Такое решение судей привело Сирен в ярость, они вырвали свои крылья и остались «Аптерас» (бескрылыми) и белыми из-за перьев, покрывших их.

После этого они удалились на острова Левкес (Белые), которые получили свое название из-за цвета перьев Сирен, а город, где произошло состязание, назвали Аптера. Точное место, в котором был проведен конкурс, находился там, где сейчас расположена крепость Иззеддин.

На кассе выдали карту, но мы стояли растерянные, не зная, с чего начать. Ходить можно везде, трогать все, никаких ограничений, никаких наблюдателей. Только мы одни и цикады.

Сначала прошли во двор монастыря Святого Иоанна Богослова.

Он возведен в VII в. после того, как был разрушен город. Действовал до 1964 года, а затем был закрыт. Теперь на его территории располагается музей под открытым небом.

Древняя Аптера, Крит

Далее двинулись к цистернам, возведенные римлянами. Археологи до сих пор спорят, были ли это зернохранилища или резервуары для набора дождевой воды для терм — римских бань. Цистерны сделаны из камня и занимают огромную площадь. Крыша одной из них имеет три свода.

Дошли до общественных бань. Даже не так. Мы вошли внутрь общественных бань I  в. до н. э. — IV  в. н. э.

Древняя Аптера, Крит

Обошли всё, вообще всё. Каждую руину.

Самое раннее упоминание об Аптере, которое встречается на табличках в Кноссе — XIII–XIV век до н. э.! А мы в XXI уже нашей эры можем ходить по этим местам, прикасаться к ним!

Древняя Аптера, Крит

Вернулись к монастырю и пошли в другую сторону.

Дорога ведет в театр эллинистической эпохи (323–146 до н. э.).

Если встать в круг точно посередине, можно разговаривать или петь сколь угодно тихо, все равно будет слышно на каждом уровне театра, великолепная акустика.

Следующий пункт — Турецкий форт, построенный в 1860-х годах. Находится он за территорией Древней Аптеры. Идти по извилистой широкой дороге. И снова только мы и цикады.

Древняя Аптера, Крит

Со стороны видно остатки древних стен города. Протяженность около 4 км. И судя по этим стенам, Аптера была огромной!

По дороге встретили неизвестное закрытое здание. Вывески нет. Лишь слово «мир» на нескольких языках. Территория ухоженная, на заброшенное место не похоже. Посидели в тени деревьев, полюбовались видом и пошли дальше.

Форт построен намного позже Древней Аптеры.

По одной информации здесь должен был быть музей фортификации Крита, но пока доступа внутрь нет. Форт является одним из самых мощных турецких сооружений на Крите. Вместе с крепостями Суда и Иззеддин он должен был контролировать залив и окрестную территорию. На сооружение форта пошел камень из развалин Древней Аптеры.

Виды на море и горы головокружительные!

Подходило время отъезда. Вернулись к монастырю, людей прибавилось, но немного. Человек 10.

Древняя Аптера, Крит

До настоящего времени археологические раскопки вскрыли лишь греческое и римское прошлое Аптеры. Территория, которую археологам еще предстоит исследовать, поистине огромна, и еще немало находок может быть сделано.

Если вдруг окажетесь на Крите и будете гадать, чем бы себя занять — посетите Древнюю Аптеру, она того стоит.

Древняя Аптера, Крит

Когда мы планировали поездку на Крит я не ожидала ничего особенного. Просто остров, просто Греция.

Когда мы первый раз поехали из Каливеса в Ханью, сидя у окна автобуса и наблюдая за мелькающими домами, на въезде в город меня поразила мысль: «А я бы могла здесь жить». Удивилась, задумалась.

Когда мы второй раз въезжали в Ханью мысль повторилась.

После посещения Аптеры мысль оформилась в картинку в виде дома, оливковых плантаций, большой собаки и осла.

Говорят, мысль материальна. Подождем.