Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 23:06

Переславль-Залесский — Россия Июль 2021

Переславль-Залесский — очень удобный город для однодневной поездки из Москвы. Безлошадным проще всего добираться автобусом. Туда ехала на костромском с автовокзала «Центральный» (м. Щелковская), дорогу даже и не заметила — ни в каких пробках, которыми Ярославка когда-то «славилась», не стояли. А вот возвращалась на автобусе, следующем из Ярославля до автовокзала «Северные ворота» (м. Ховрино), и здорово себя за это ругала в итоге. По деньгам получилось дешевле (почему и выбрала этот вариант), но, во-первых, ярославский автобус умудрился опоздать на посадку минут на 40, во-вторых, тащился уже в Москве по кольцу до этих «Северных ворот» дико долго, всю душу вымотал!

Конечно, карту Переславля предварительно изучила, но не озаботилась проверить расстояния и обратить внимание на что-то еще, помимо исторических мест, потому — сдуру — спросила у сторожа на автостанции, далеко ли до центра. Добрый дядечка (точно добрый, потому как проживает при его сторожке хроменький, с безнадежно травмированной лапой, двортерьер) заверил, что километров пять, и что надо ехать на автобусе, который останавливается «вот туточки, за углом».

Каково же было мое удивление, когда буквально через пару минут из окна автобуса я увидела указатель на Федоровский монастырь! Это куда же меня дядька отправил?! А дядька-то был прав: в его понимании центр — это городская администрация и т. п. А не храмы-музеи.

Узрев, опять же из окна автобуса, знакомые по фото виды Горицкого монастыря, поняла, что мне срочно нужно выходить, иначе уеду не весть куда…

Вышла и первым делом обнаружила стрелку: «Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь», упоминание о котором читала, но какое-то беглое, потому не прониклась, и в планах он у меня не значился. Но указующему «персту судьбы» привыкла повиноваться, потому свернула на улочку с симпатичным названием Большая Крестьянка, менее, чем через пять минут, оказавшись у белых стен монастыря.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Картинка, в общем, ничего себе, кабы не немыслимое количество проводов в небе над угловой башенкой. (По возможности убрала). Потом убедилась, что провода, увы, частенько пейзажи Переславля портят.

Табличка на стене рекомендовала повернуть вдоль стены налево, ко Святым вратам, то есть не абы как входишь в монастырь, а торжественно…

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Врата, с Тихвинской надвратной церковью были построены в 1700-м году, трехчетвертные колонны фасада как раз к той эпохе и отсылают. Нарядный этот портик несколько удивляет тем, что смотрит на крохотную, даже не мощеную улочку. Оказалось, дело в том, что в XVI — XVII веках именно здесь проходила большая ямская дорога на Александровскую слободу, и была она несравненно более значимой, чем та, что сейчас тянется центральной улицей через Переславль.

Не сказать, чтобы выглядели ворота идеально — краска местами отходит и все такое, но — лето! Зелень окрестных деревьев и травка холма оживляют, украшают и делают не столь заметными нерадостные нюансы.

Свято-Троицкий монастырь был почти уничтожен в безбожные времена. Закрыли его в 1923 году, после чего здесь размещались машинно-тракторная станция, лагерь для немецких военнопленных, учебно-воинская часть. На фотографиях тех лет — самая что ни на есть мерзость запустения… РПЦ монастырь возвратили в 1993-м. И пусть не все еще выглядит идеально, но если сравнить с тем, что было — даже и стен ведь не оставалось… — работа по восстановлению проделана великая!

Миновав Святые врата, сразу ощущаешь нечто особенное, погружаясь в умиротворяющую тишину… Тенистая аллея ведет к главному храму обители — Троицкому собору, и совсем не хочется идти по ней быстро, моментально несуетностью места проникаешься…

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Сначала решила немного пройтись по территории; сейчас здесь пустовато, а когда-то славился монастырь яблоневым садом, терновником и обширным малинником. Обошла Собор и увидела совсем небольшую церковь во имя Всех Святых.

В камне возведена она в 1687 году на месте деревянной, построенной преподобным Даниилом Переславским. Храм этот был в обители первым. Сейчас он действующий, но когда службы нет — а я как раз в такой промежуток и попала — закрыт. По состоянию — особенно крыши и купола — заметно, что богатых покровителей монастырю не достаёт… А когда-то ведь были и какие!

Кстати, образовался монастырь можно сказать стихийно. Монах Даниил хотел лишь построить церковь на месте, где хоронили умерших без покаяния и церковного причастия — бездомных, нищих, а также скончавшихся скоропостижно или не своей смертью. Но нашлись желавшие жить при этом храме иноческой жизнью, и постепенно вокруг Всехсвятской церкви стал образовываться одноименный монастырь.

Пожертвование на строительство храма и царская грамота «на бережение… дабы никто ж не владел тем местом, ниже служителем тоя церкви, кроме Данила» были даны не кем-нибудь, а Великим князем Василием III. В 1510-м году Василий III впервые посетил монастырь, и под впечатлением от беседы с его основателем учредил для обители ежегодную хлебную ругу (жалование, содержание).

По настоянию Василия III Даниил становится игуменом монастыря (ранее он жил в Горицком монастыре, напротив) и поселяется в ней. Великий князь настолько ценил Даниила, что когда в 1530-м у него родился долгожданный наследник, Даниил был призван в Троице-Сергиев монастырь, где вместе с двумя старцами стал восприемником будущего царя Ивана IV.

Взойдя на престол, Иван Васильевич нужды Троицкой обители, настоятелем которой был его крестный отец, не забывал. Более того, уже после смерти преподобного Даниила, вводя в государстве различные ограничения относительно приобретения монастырями вотчин, он ни в чем не отказывал настоятелю и братии Данилова монастыря.

Свято-Троицким монастырь стал после того как на средства все того же князя Василия III в. честь рождения сына его Ивана был возведен соборный храм во имя Святой Троицы. К северной стене этого храма примыкает придельный храм во имя преподобного Даниила, а к северо-западному углу — массивная с шатровым верхом колокольня, построенная в конце XVII столетия.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Мне в соборе повезло несказанно: когда я совершенно оторопев от ярких красок, рассматривала фрески на сюжеты из жития св. Даниила, вдруг появилась группа из четырех экскурсантов в сопровождении молодого монаха.

Уж не знаю, платно такие экскурсии проводятся или нет, но инок предложил мне тоже послушать, а остальные не возражали.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Надо ли говорить, что о Данииле Переславском до того я не знала ничего?.. Так что внимала с благодарностью и интересом. Тем более, что рассказывал молодой человек хорошо и местами даже с юмором. Пересказать все это здесь — совершено нереально, получится немыслимое количество буковок. Благо у монастыря есть очень толковый сайт, всем, кто заинтересуется и историей обители, и жизнью преподобного Даниила, рекомендую: https://p-danilov.ru

Упомяну лишь об одном из совершенных святым еще при жизни чудес: во время страшного голода в монастырской житнице также осталось совсем немного хлеба, но преподобный Данил велел отдать его пришедшей за помощью бедной вдове с детьми. С тех пор в награду за милосердие мука в житнице ежегодно не оскудевала до нового урожая. Этот сюжет также изображен на одной из фресок.

Но — фрески в этой церкви пусть и хороши, однако новые. А вот росписи Троицкого собора — настоящее сокровище. Выполнены они в середине XVII века, и это была первая большая работа артели Гурия Никитина, именно эти мастера расписывали затем Успенский собор Московского кремля. Удивительно, но несмотря на все испытания 20-го века, сохранность фресок в Переславле лучше, чем в Успенском соборе.

Глаз невозможно отвести от огромного, во весь купол образа Спаса Нерукотворного:

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

На боковых стенах изображены истории из жизни Лота и его дочерей, а на западной стене, как и предписано каноном, сюжеты апокалипсиса. Ох, и «хороша» там — Господи, прости! — всякая нечисть!

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Есть версия, что фреску эту собирались закончить аккурат к 1666 году, когда ожидали конца света, но Переславль Гурию Никитину пришлось на время оставить ради Успенского собора, и работа был завершена лишь в 1668-м, когда вроде бы стало ясно, что на сей раз не случилось…

На коронах  чудища всяческие грехи указаны - сребролюбие, гнев, и т.п.
На коронах чудища всяческие грехи указаны - сребролюбие, гнев, и т.п.

Интересно, что на одной из колонн изображены друг под другом святые Гурий и Никита — такой вот своеобразный автограф мастера!

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Из собора я вышла под таким впечатлением, что пришлось даже посидеть какое-то время на лавочке, приходя в себя…

Нет, все же на неожиданные «стрелочки» определенно стоит реагировать! И спасибо дядечке-сторожу, который «посадил» меня в автобус: кабы не вышла на остановке, могла бы ту стрелку и не увидеть, и не побывала бы в итоге в Свято-Троицком Даниловом монастыре…

Правда, на автобусе я с ветерком проехала мимо Федоровского монастыря, который, говорят, как раз имеет очень денежных попечителей, вследствие чего невероятно ухожен и т. п. Проверить не удалось, т. к. на обратном пути у меня уже просто не хватило времени на Федоровский монастырь. Но почему-то мне кажется, что такой благодати, как в Даниловом, там нет… Впрочем, неплохо бы однажды в этом убедиться…

Вернувшись к улице Московской, собиралась было перейти на другую сторону и направиться к Горицкому монастырю, как увидела на высоком холме синие купола и золотые кресты какого-то храма.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Оказалось — Сретенская церковь. Ну и что нам крутые горки? Вперед и с песней))) Белоснежный этот храм построен во второй половине XVIII века и «являет собой прекрасный образец провинциального классицизма». Хотя по мне так и в столицах бы не затерялся! Жаль, внутрь зайти не удалось, опять же попала в неурочное время.

Ну, и наконец, иду к заранее намеченному Успенскому Горицкому монастырю. Основан он был при Иване Калите, в XIV веке. Ныне — не действующий. Правда надвратная церковь не так давно передана верующим, и в ней регулярно совершаются богослужения. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. И, право слово, музей-заповедник в городе, входящем в Золотое кольцо России, мог бы выглядеть «поавантажнее»… Стенам и крышам явно не хватает свежей краски…

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Особенно это в глаза бросается на контрасте с «дорого-богатыми» особняками, выстроенными на подходе к монастырю. За трехметровыми заборами, как водится… Хозяевам, увы, явно дела нет до того, что из окон их «вилл» открывается вид на ржавые крыши и купола…

Самой ухоженной в монастыре выглядит часовенка, перенесенная на территорию музея из деревни Старово. Сейчас в ней музейная касса.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Вход на территорию 50 рублей, а чтобы посмотреть экспозиции, расположенные в церквях, понадобится купить либо комплексный билет, либо отдельные на разные выставки.

Церковь Всех Святых. 17 век.
Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Также билет необходим для подъема на колокольню церкви Богоявления, но по мне так без этого совершенно спокойно можно обойтись.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Виды ничуть не хуже открываются из звонницы в монастырской стене, и за это ничего платить не надо.

Успенский собор. 18 век.
Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Из экспозиций выбрала ту, что рассказывала о дворянском быте, но, к сожалению, она меня разочаровала. Бедненько!.. И так это разочарование прочно отложилось, что полгода спустя сомневалась, идти ли в аналогичный музей в Александровской слободе; к счастью, оказалось, что там как раз все очень даже достойно.

Пожалуй, самое сильное впечатление от посещения Горицкого монастыря — панорамы из окон упомянутой выше звонницы: стены монастыря, над которыми на умопомрачительной скорости носились стаи стрижей,

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

утопающие в зелени частные дома, сияющие купола Никольского собора Свято-Никольского монастыря, яркая церковь Сорока мучеников севастийских на берегу Плещеева озера…

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Какое же оно огромное оказывается! Недаром местные зовут его океаном.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Когда-то каждый год в шестое воскресенье после Пасхи совершался от стен Горицкого монастыря очень необычный крестный ход. Посвящен он был чудесному спасению горожан от войска хана Золотой Орды Тохтамыша, напавшего на Переславль в 1382 году. В то время в городе скрывалась супруга Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия Московская. Когда войска хана подошли к городу, великая княгиня с детьми и с большей частью горожан сели на лодки и ушли на середину Плещеева озера. Вскоре, по горячей молитве княгини, озеро окутал густой туман, и ордынские конники, потеряв беглецов из виду, отступили, разрушив пустой город.

В память об этом событии и возникла в Переславле традиция совершать каждый год крестный ход по водной глади на лодках и плотах. Это церковное празднество было одним из самых торжественных в Ярославской епархии и ежегодно собирало десятки тысяч верующих. Есть и специальное название для таких процессий — крестное водохождение. В 2018-м году традицию возродили, видела фото — впечатляет!

Розы Горицкого монастыря

До озера я, конечно же, тоже дойду, но еще и в самом городе — смотреть не пересмотреть, и прежде всего, хотелось отыскать две дивного облика церкви. К ним и направилась, «собирая» по пути разные интересности и симпатичности: и традиционные (домов с наличниками в городе, к счастью, еще достаточно),

и современные,

и даже в голландском стиле!

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Увы и ах всяческой неприбранности в Переславле тоже хватает. Благо летом это все не так бросается в глаза, но вот как местные жители осенью — зимой передвигаются по вообще ничем немощеным тротуарам?.. А таких здесь немало…

Но тротуары это пол-беды. А вот то, в каком состоянии находятся три храма, расположенные в непосредственной близи от Красной площади и Спасо-Преображенского собора — самое настоящее безобразие… И это на Золотом кольце! Вот они, страдальцы: Владимирский собор, Александро-Невская церковь…

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Хоть бы уж территорию-то вокруг облагородили… Это не так и дорого! А церковь Петра Митрополита и вовсе в аварийном состоянии. Даже фотать не стала…

К счастью, самый древний храм города — Спасо-Преображенский собор — и площадь вокруг него глаз радуют! Заложен он был Юрием Долгоруким в 1152 году, а достроен Андреем Боголюбским. Является одним из ценнейших белокаменных памятников Северо-Восточной Руси. Уникальность собора состоит еще и в том, что он единственный из 5 древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси сохранился до настоящего времени в относительно полном виде. Вид у собора строгий, аскетичный, но как же он хорош в этой своей лаконичности!

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Интересно, что когда-то храм был выше на целый метр, осел с веками … И, кстати, это чувствуется, так и хочется чуточку собор «приподнять», этого метра ощутимо не хватает для полной гармонии.

Рядом — бюст князя Александра Невского (шлем и главка сбора замечательно перекликаются). Дело в том, что когда-то рядом с собором стояли княжьи терема, где 30 мая 1220 года родился великий русский полководец. В этом же соборе князя и крестили. Как же остро в таких местах осознаешь сопричастность истории! «Великие» из учебников и книг становятся вдруг реальными людьми…

Сейчас внутри музей, но фрески со стен храма были сняты еще в конце 19-го века для реставрации, после чего были признаны не подлежащими восстановлению. Фрагменты их можно увидеть в Историческом музее в Москве.

Спасо-Преображенский собор — еще и единственная каменная постройка Переславского кремля сохранившаяся до наших дней. Кремль был окружен естественными преградами: реками Трубеж и Мурмаж и искусственным рвом Глобля. (Имена — одно лучше другого!).

Были также насыпаны валы общей протяженностью два километра. Сейчас их высота составляет от 10 до 12 метров. Вот по такому валу и отправилась я к одной из ранее упомянутых церквей — Знаменской. До чего же приятно было шагать теплым июльским днем по вьющейся среди травы тропинке, казалось бегущей прямо в небо с пушистыми облаками.

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Поглядывая по пути на золотые купола Никольского собора,

и предпринимая безуспешную фотоохоту за местным котиком)))

Переславль-Залесский. Здесь связь времен ощущаешь всем существом своим...

Только что вальяжно валялся на травке, но стоило мне приблизиться — хвост трубой и вот уже скрылся среди вьюнов!

Ну, и, пожалуй, здесь стоит взять паузу, т. к. буковок и без описания жития святого Даниила набирается многовато… Продолжение следует!