Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — сейчас на сайте

Владикавказ — Россия Май 2021

Одно сознание того, что встреча с огромным ледником состоится уже так скоро- кружило голову. Что мы не только встретимся с ледником, а прикоснемся своими теплыми руками к его замерзшему телу, попробуем на ощупь его шершавый язык, вкусим его холодящей до оцепенения талой воды и будем дышать его чистым снежно-морозным воздухом. Мысленно я не раз переносилась на зеленую поляну Цейского ущелья, созданную когда-то Сказским ледником. Фантастически смотрится на фоне зеленой и сочной травы горный массив, покрытый снегом. Удивительно находиться в центре этой поляны в то время, как до самого ледника рукой подать.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

К леднику со столь красивым и звучным названием можно попасть если вы имели счастье оказаться в Цейском ущелье, где расположен горнолыжный курорт с одноименным названием. Цей-это более 20 км красивейшей природы(хотя противоположного утверждения во всей Северной Осетии просто быть не может)с захватывающими дух видами-лесами, реками и ледниками. Именно к подножию языка Сказского ледника мы сегодня и постараемся попасть, чтобы увидеть заснеженные пики гор Осетии, поиграть в снежки, послушать как дышит ледник.
Не являясь отдыхающими курорта Цей мы держим путь из Владикавказа, потратив на дорогу около двух часов. По дороге делаем обязательную остановку в Алагирском ущелье близ городка Алагир.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

По скольку очень люблю старинные Кавказские сказания-я горела желанием поскорее увидеть самого почитаемого и любимого народного святого и вкратце уже написала о нем в своем прошлом рассказе.

Осетинский Уастырджи-прообраз великого Георгия в Осетии. Уастырджи-дань легенде, которую осетины передают из уст в уста веками: деды-внукам,отцы-сыновьям и до сих пор поклоняются святому. Скульптура появилась в 1995 г. благодаря скульптору Николаю Ходову. И размеры ее поистине впечатляют. Для справки скажу, что всадник на коне расположен на высоте около 22 м и весит 28 тонн!!!
По поверью святой является покровителем всех мужчин, воинов и путешественников. Считается, что он чаще остальных небожителей спускается на землю, на своем трехногом коне чтобы узнать-помогают ли люди друг другу в невзгодах? Воинственного коня Авсурга часто изображают с четырьмя ногами и я хочу пользуясь случаем, предлагая следующую ссылку познакомить вас с любопытной легендой о трехогом коне святого Уастырджи.https://vk.com/wall-162306154_1917

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

У подножия колоссальной скульптуры бурным мутным потоком шумит река Ардон, что в переводе с осетинского означает-Бешенная. Вот почему местным жителям и не только, купаться в реке строго запрещается. Вода с гор может прийти внезапно и мгновенно унести все, что попадает в русло. Довольно много рассказов о Северной Осетии(в т. ч. и моих), где упоминаются названия рек, имеющих окончания «…дон».До поездки я никогда даже и не задумывалась, что означает это слово. А в переводе с осетинского это «вода».Отсюда и названия рек Осетии Фиагдон, Мидаграбиндон, Гизельдон Ардон(бешенная вода).

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

У въезда в Цейское ущелье мое внимание привлекла когда-то обвалившаяся глыба, которая с течением времени можно сказать стала почти единым целым с дорожным покрытием и благополучно обрастает травой. Но нашлись энтузиасты, сумевшие преобразить бесполезный камень в арт-объект. К тому же граффити лишний раз указывает на преданность, сохранившуюся до наших дней к великому вождю И. В. Сталину:

Оказывается,в Осетии существует более 20 памятников Сталину. О нём знает каждый житель Осетии, он стал одним из символов Республики.Осетины никому не позволят убрать памятники и воспринимают Сталина как своего,произнося фамилию Джугашвили на осетинский лад-Дзугаев.

Сказка рядом.
К обеду мы все же добрались до ущелья. Поспешив припарковать автомобиль, отправились к канатной дороге. Хотя торопиться вообще не стоило - мы были (как это часто и бывает с теми, кто рано встает)в числе первых. Для любителей пеших продолжительных маршрутов отсюда идет тропа к ледникам.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Мы же предпочли кресельный подъемник с сиденьями на два человека старого образца. Здесь же недалеко есть еще один кресельный подъемник(такой же старенький) для тех, кто выбирает маршрут вдоль реки Сказдон и тогда на протяжении всей поездки внизу под ногами бурлит мощный голубой поток.
Нам досталось увидеть не менее живописную дорогу;канатка за каких-то 15 минут преодолевает расстояние 1600 м и поднимает на высоту 2500 м. Цена удовольствия всего 300 р. Канатная дорога в Цейском ущелье к Сказскому леднику самая дешевая на Северном Кавказе.

На снимке бежит тоненький ручеек постепенно тающего Сказского ледника.

Под ногами плывет поляна Цейского государственного заповедника, играя зеленью самых разнообразных оттенков.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Вот-вот готовы распуститься немногочисленные кусты рододендронов. Снова мы не попадаем на их цветение, но в этот раз хотя бы увидели бутоны!

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Справа по-курсу гора Монах. Хотя хорошо узнаваемая, он видна с разных сторон ущелья. Необычное название гора получила благодаря сходству с головным убором монахов-скуфьей. Высота ее 2900 м. По легенде на вершине горы в пещере, некогда жил монах-отшельник. Особо любопытные туристы пытаются даже разглядеть на одном из склонов мужское лицо. Для меня это было не главным, а особо наблюдательные-дерзайте!

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Я рассматривала другие склоны, более живописные, освещенные ярким солнцем- какая мощь!

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Как не разыграться бурной фантазии,рассматривая снежные хребты?На одном склоне слева, более заснеженном, мне почудилось гигантское круглое зеркало. Снежное пятно искрилось и ослепляло так, что от продолжительного наблюдения на глазах выступили слезы.

В центре склона огромное ослепляющее пятно.
Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Плюс ко всему в середине ущелья разыгрался сильный ветер, несший холод с ледника.Ледник уже отчетливо виднелся впереди. Мой совет: не нужно пренебрегать теплой одеждой, когда отправляетесь высоко в горы. Многие знают это правило и все же, нам встречались по пути такие «моржи»,которые посинев от холода использовали не по-назначению дождевики, в надежде сохранить последнее тепло.
Я вдруг вспомнила сказку о 12 месяцах.Из теплого мая мы вдруг перенеслись в снежный январь.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Мы и правда поверили, что едем в сказку потому, что сказочный вид здесь открывается на все 360 градусов.
Сказский ледник -один из самых доступных в Северной Осетии. И оплатив всего лишь канатный подъемник, мы оказались почти у его подножия. И тут-то началось самое интересное! В далеке видна гряда с едва заметной тропинкой.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Чтобы подойти вплотную к языку-нужно преодолеть эту узкую полосочку да еще и на подъеме в гору! И мы пошли. Друг за другом, цепочкой. Это единственный способ пройти по тропке. Ветер усиливался, а идти становилось тяжелее. Со стороны ледника отчетливо доносился шум падающих камешков.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Специалисты не рекомендуют подходить к языку ледника слишком близко из-за постоянного падения камней разной величины;сохраняется риск, что и этот ледник когда-то сползет. Но соблазн  того, что цель совсем рядом- слишком высок. Вспоминая шумное «дыхание» Сказского ледника мне до сих пор становится не по-себе!

Вот такая узкая тропинка,на которой можно стоять только одной ногой ведет к леднику.

Наступил момент, когда пришлось сойти с тропы в сторону по сыпучему склону, чтобы пропустить группу возвращающихся от ледника туристов.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

И тут непонятным образом(дело нескольких секунд), резко крутанувшись я приземлилась на пятую точку и съехала вниз по склону прямо по сыпухе. На этом и закончилась моя попытка покорить ледник. Я решила больше не рисковать и вернулась обратно. Вместе со мной с тропы сошла и Лиза. Но мужчины-это мужчины: продолжили взбираться. А вскоре мы заметили, что нас догоняет и муж. Все фото ледника я позаимствовала у сына.Он оказался самым выносливым в нашей компашке, дошел до ледника,даже потрогал!Сфотографировал небольшой грот.Где-то в интернете мне попадалась фотография этого места.И небольшой грот сравнивался с большим глазом.Пересмотрев наши фото я увидела этот глаз,но менее снежный.Оказывается все это время  своим единственным глазом грот наблюдал за нами.

Вот как раз на этом фото хорошо видно грот.
Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.
Тот самый глаз,только с другого ракурса смотрит в сторону долины.

Современные ледники Цея-это остатки некогда сплошного ледяного покрова, закрывавшего все ущелье. Оставшиеся ледники сплошь покрыты глубокими трещинами, по которым стекает талая вода. Язык ледника представляет из себя гигантские ледяные глыбы, которые медленно, на протяжении многих десятков лет сползают вниз.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.
Мы двигаемся вдоль холмов.Эти удивительные холмы создал ледник. Когда-то он занимал всё пространство вокруг, и холмы эти были подо льдом. Активное таяние образовывало потоки вод, которые вымывали более мягкие горные породы и уносили их вниз.
Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Глядя на узкую полосочку тропы мне вспомнилось произведение писателя Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».По истине-надо обладать способностями героя этого рассказа, чтобы идти на такой подвиг как трек к Сказскому леднику!
Мы со своей стороны ни капли не пожалели, что вернулись.
В низине, на зеленой поляне было гораздо теплее. Отогревшись, я позволила себе расстегнуться и вдвоем со снохой мы устроили душевную фотосессию на фоне солидных склонов и еще не распустивших почки молоденьких верб.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Верба относится к семейству ивовых и является символом приближающейся христианской Пасхи. Но праздник Пасхи в прошлом году уже несколько недель как прошел, а в высокогорье холодно и здесь ветки вербы только-только опушились.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Сфотографировав знаменитую противолавинную пушку в низине я вдруг вспомнила, что мы можем пройти к нижнему леднику. Последний был не справедливо забыт, т. к.мы не успев спрыгнуть с канатки рванули на тропу, которая оказалась нам не по-зубам.

Сказано-сделано. Подсмотрев как делают другие туристы мы ринулись в самый центр снежной поляны. В общем попали на полный сеанс Сказской ледо-снего-терапии и как в детстве играли в снежки, валялись в сугробах и просто катались по рыхлому снегу совсем позабыв, что в мае он уже не тот. И что в горах надо быть начеку. Что рыхлый снег может в любую минуту провалиться. И само собой разумеется, что ни один поход у меня лично не обходится без приключений. В один момент, неудачно оступившись я провалилась по щиколотки в талую воду, что просочилась сквозь хрупкую корку снега. Возвращаться обратно мне пришлось - понятное дело, в насквозь промокших кроссовках.

Сказка рядом. Цей. Встреча с ледником Сказским.

Собираясь совершить визит к ледникам мы хоть и имели представление о месте, благодаря рассказам единомышленников побывавших там, но самолично все увидеть и прочувствовать-это совсем другое. К тому же Сказский ледник-первый, к которому нам посчастливилось приблизиться максимально близко. Удивительная работа природы, создавшая это чудо вряд ли кого оставит равнодушным. А еще если повезет с погодой как нам в тот день-то зрелище будет незабываемым!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия