Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была вчера 13:45

Аранджеловац — Сербия Февраль 2022

«КНЯЗЬ — НЕ ВОДА. ЭТО НАШ ПОНОС» — сообщал рекламный плакат. Под надписью была изображена бутылка минеральной воды под названием «Князь Милош». Я задумалась. Вскоре эту же фразу я прочитала на дверце автомобиля, на билборде и на витрине магазина. Что-то тут не так.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Это был мой самый первый день в Сербии. Я совершенно не знала языка, но опыт изучения болгарского подсказывал: «понос» — одно из слов-ловушек, которых так много в славянских языках. Звучит похоже на знакомое русское слово, но смысл совсем другой. Слово «пОнос» (ударение на первом слоге) переводится как «гордость». Вот так! Плакат гласил, что минеральной водой «Князь Милош» гордится вся Сербия. Да что там Сербия! Вся бывшая Югославия обожает вкусного и полезного «Князя»! Я приобрела бутылку «сербского пОноса», глотнула и… эта вода с тех пор стала моей любимой минералкой.

Разливают эту воду в городе Аранджеловац, который славится минеральными источниками.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Возникло желание съездить в Аранджеловац. Позже я узнала, что возле города есть пещера, где жили неандертальцы. Желание съездить усилилось. Потом я прочитала, что в окрестностях Аранджеловца произошло знаковое событие сербской истории — началось Первое Сербское Восстание против османов. Желание съездить усилилось еще больше. И усиливалось все последующие семь лет. Пока мы с мужем, наконец, не нашли время для поездки.

Аранджеловац находится в регионе Шумадия, всего в 76 километрах от столицы. Ежедневно с белградской автостанции туда отправляется с десяток автобусов. Время в пути — полтора часа. Цена билета — примерно 600–700 динаров (5–6 евро). Мы попросили водителя высадить нас на подъезде к городу, возле пещеры.

Пещера Рисовача находится на склоне холма, на берегу реки Кубршницы.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Она образовалась более 65 миллионов лет назад. В плейстоцене эти места представляли из себя большую холодную степь, по которой бродили мамонты, шерстистые носороги, бизоны, волки, пещерные львы и пещерные медведи.

Отверстие в скалах служило прекрасным укрытием от непогоды. Животные и древние люди сражались за элитную недвижимость. Рисовачу населяли то пещерные медведи, львы и гиены, то племена неандертальцев. А иногда, в особо тяжелые времена, — те и другие одновременно. Археологи, которые начали раскопки в 50-х годах прошлого века, обнаружили в пещере четырехметровый культурный слой с орудиями труда из кремния и кости и останками древних животных. Выяснилось, что жившие в Рисоваче 35 тысяч лет назад неандертальцы были невысокими — всего 160–170 см. ростом. Пещерные медведи, наоборот, были огромными — весом до 1000 килограмм и ростом 3,5 метра. Найденные артефакты сегодня выставлены в Народном музее города Аранджеловац, а сама пещера с 1987 года открыта для посещения туристами. Билеты можно приобрести в кассе, которая находится в небольшом домике возле моста через Кубршницу.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Цена билета — 300 динаров (примерно2,5 евро) и она включает в себя экскурсию. Нас встретила очень приятная сотрудница музея, которая, к тому же, прекрасно говорила по-русски даже на сложные научные темы.

Пещера Рисовача представляет из себя узкий изогнутый проход с ответвлениями. Её общая протяженность составляет 800 метров, из них 114 доступны туристам. Входящиих встречает скульптурная композиция, изображающая семью неандертальцев и пещерного льва. Но нас больше интересовали природные объекты: каменные натеки причудливой формы на стенах и сталактиты.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Всю эту красоту создала минерализованная вода, которая просачивалась через горные породы. На образование одного сантиметра сталактита требуется тысяча лет. Цвет и форма образований зависят от температуры воды, скорости и характера ее течения, степени минерализации. В нескольких местах нам показали оникс. Экскурсовод подсветила фонариком обычные на вид серые камни и стало видно, что они прозрачные, с желтоватым оттенком. Мы заглянули в несколько маленьких гротов и полюбовались красиво подсвеченным озерцом. Фотографировать в Рисоваче запрещено. Для русских братьев было сделано исключение, но мы не стали злоупотреблять хорошим отношением. Сделали лишь несколько снимков.

Теперь нам предстояло перенестись из плейстоцена в современность: наш путь лежал в город Аранджеловац. Особой древностью он похвастаться не может. Вплоть до XVIII века эти места были мало населены, а позже упоминаются две деревеньки: Буковик и Врбица. В начале XIX века, спасаясь от турецкого гнета, в Шумадию начинают переселяться сербы из южных горных районов страны. В 1804 году в местности Маричева Яруга, в пяти километрах от современного Аранджеловца, состоялся народный сход. Было решено поднять восстание против османского владычества. Вождем избрали торговца из Тополы Караджорджа Петровича, которого в России принято называть Карагеоргием. Под его руководством сербы добились значительных успехов и получили частичную автономию. Сегодня в поселке Орашац, рядом с местом исторического схода, открыт музей и памятник Караджорджу.

Дальнейшая история Аранджеловца связана с минеральной водой. Местные крестьяне давно знали о целебных источниках возле поселка Буковик. Но настоящий бум начался в середине XIX века, когда в среде знати стало модно ездить «на воды». Курорт Буковичка Баня стремительно набирал популярность: здесь отдыхали сербские князья и высшее общество. Соответственно, создавалась инфраструктура: почта, телефон, отель, санаторий и, наконец, железная дорога. Мне показалось, что современный Аранджеловац сохранил дух тех далеких времен.

Фото из экспозиции Народного музея г.Аранджеловац

Мы шли по провинциальному сербскому городку. Улицы неширокие, по бокам — одно-двухэтажные дома.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Некоторые дома — симпатичные, стилизованы под старину. Другие стилизовать под старину не надо: ободранные стены и проваленная крыша говорят сами за себя.

Попадалось много небольших магазинов: стройматериалы, удобрения, мебель, продукты… Встретился и рынок.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Было достаточно людно. Движение транспорта — интенсивное. Город жил и это радовало. В последние годы мне доводилось видеть места, похожие на красивые кладбища: чистота, клумбы с цветами, фигурные скамеечки, дорожки плиткой выложены… Вот только нет ни дешевых магазинов, ни киосков, ни фаст-фуда. Да и людей немного. Это не про Аранджеловац.

На перекрестке стоял памятник и нетрудно было догадаться, кому. Князь Милош Обренович, наряду с Караджорджем, почитается сербами, как освободитель страны от османов. В 1815 году он возглавил Второе Сербское Восстание, после которого Сербия стала самоуправляемым, хотя и вассальным государством, а Милош Обренович получил титул князя Сербии. Полуграмотный, но при этом умный и очень хитрый, князь был искусным политиком. В одних случаях он воевал с османами, в других — прикидывался верным подданным султана и строчил доносы на своих врагов. Скромность в быту сочеталась с патологической жадностью. Князь прибирал к рукам все, что ему нравилось, получал огромные доходы от соляной монополии и ввел барщину для крестьян, живших возле его имений. Прибавьте к этому самодурство и жестокий характер. Неоднозначная фигура. Но жители Аранджеловца многим обязаны князю. Ведь именно он превратил лесные деревеньки в процветающий курортный город.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Вот что гласит легенда. Как-то раз князь Милош Обренович ехал верхом по лесу в окрестностях деревни Буковик и заехал в болото. Как ни пытался конь выбраться из трясины, ничего не получалось и он увязал все глубже. Князь спешился, извазюкался в болотной грязи и взбесился. Хотел застрелить коня, но слуга умолил хозяина не делать этого. Милош добрел до Буковика, где крестьяне его отмыли, накормили и, главное, напоили. Да так хорошо, что он решил у них погостить еще несколько дней. А про коня забыл. Зато слуга помнил про бедное животное и на следующий день пошел на болото с мешком овса. Конь был жив. Стоял и пил воду, которая ключом била у него из-под копыт. Пять дней слуга ходил к трясине и носил коню корм. А на шестой день жеребец легко выскочил из топи и пришел к хозяину. Вот только колодезную воду он пить отказывался. Так бы и помер от жажды, если бы слуга не догадался принести ему воды из источника на болоте. Вот тут князь Милош Обренович воскликнул: «А вода-то лечебная!» и повелел организовать на этом месте курорт.

Легенда, как обычно, правдива наполовину. О лечебной воде князь узнал не от коня, а от сербского просветителя Доситея Обрадовича, который посетил Буковик в 1811 году. Позже целебные свойства воды подтвердили русские и сербские специалисты. На здешних источниках лечилась супруга Милоша Обреновича, княгиня Любица. В 1858 году по распоряжению князя был начат промышленный розлив минеральной воды из Буковика. Напиток наливали в бутылки и бочки и везли в Белград и Крагуевац.

Наш путь лежал в городской парк, к знаменитому источнику. Но по дороге нельзя было не посетить церковь Святого Архангела Гавриила в Врбице.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Ее начали строить в 1859 году по приказу Милоша Обреновича. Название храм получил неслучайно. Оно напоминает о темной странице в сербской истории. После дня архангела Гавриила, в ночь на 14 июля 1817 года, люди князя Милоша напали на спящего Караджорджа и отсекли ему голову. Причина очевидна: борьба за власть между двумя сербскими лидерами. Отрубленную голову князь Милош передал туркам, чем укрепил свое положение. Говорят, на старости лет Милоша Обреновича стала мучить совесть. Вот он и решил построить храм и посвятить его святому покровителю того злосчастного дня. А, заодно, объединить села Буковик и Врбица в единый город и тоже назвать его в честь архангела Гавриила — Аранджеловац. То есть Архангельск. Князь так и не дождался окончания строительства храма — умер в 1860 году. Церковь достроил его сын Михаил два года спустя.

Дальше мы вышли на главную улицу, названную, естественно, в честь князя Милоша Обреновича. Она тоже была людной и оживленной, с магазинами и общепитом всех мастей — от ресторанов до пекарен с кофемашиной у входа.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Дошли до главной площади, которую украшает мраморная стелла. Она увенчана двуглавым орлом — символом королевской власти. Обелиск был поставлен в 1925 году в память о погибших в Балканских войнах и в Первой Мировой. При социализме орла заменили на факел, но в 2009 году птицу вернули на место.

За памятником — здание мэрии, с которым связана занятная история. Сто лет назад градоначальником Аранджеловца был некий Илья Михайлович. Чиновник сидел в своем кресле тридцать лет и за это время успел достать абсолютно всех. Когда его, наконец, удалось сместить, горожане устроили грандиозный праздник: на площади зажарили вола весом шестьсот килограммов и сварили несколько сот литров ракии. А потом зажгли шесть паникадил и принялись окуривать все помещения в мэрии. Чтобы даже духа Ильи Михайловича там не было.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Между тем, мы дошли до зоны отдыха Буковичка Баня, где и находятся знаменитые источники. Входящих в парк встречает скульптура под названием «Сфинкс», созданная в 1909 году скульптором Иваном Мештровичем. Своеобразный объект. Что-то у этого сфинкса не то с пропорциями рук, ног и пятой точки. Однако сфинкс считается достопримечательностью.

Впереди виднелась еще одна городская достопримечательность: княжеский дворец. В Аранджеловце его называют просто — «Старое Здание».

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Построил его князь Михаил Обренович в 1868 году. Сначала там планировали разместить сербский парламент, но в результате Старое Здание стало летней резиденцией Обреновичей. По словам современников, интерьеры там были роскошными: стильная мебель, ценные картины, люстры из кристаллов. О здешних балах говорила вся Сербия. Ничто не вечно. В 1903 году Обреновичей отстранили от власти. Старое Здание сначала превратилось в отель, а потом стало постепенно разрушаться и сегодня пришло в аварийное состояние. Фразы типа «Безобразие!», «Бесхозяйственность!», «Срочный ремонт!» звучат десятилетиями. Но воз и ныне там. Мы с удовольствием сфотографировали дворец снаружи, но, войдя внутрь, были просто шокированы масштабами разрушения.

Но это еще не все. На днях мне попалась заметка в сербской прессе: в Старом Здании вспыхул пожар, который повредил левое крыло. Городские власти обвиняют алкашей и хулиганов, но денег на ремонт пока не выделили.

После визита в бывший дворец впору было лечить нервы. Мы отправились пить минералку, но вовремя взглянули на часы и поменяли планы. Решили сначала отправиться в Народный музей, до закрытия которого оставалось два часа. Мы далеко не всегда заходим в музеи. Часто предпочитаем просто гулять по городу, впитывать его атмосферу и смотреть, как живут люди. Однако в городской музей Аранджеловца я хотела попасть обязательно. Читала, что там выставлен скелет пещерного медведя. А мне этот зверь нравится. Он симпатичный.

Народный музей находится метрах в пятиста от парка, чуть выше по склону холма. По будням он работает с 8 до 16, а по выходным с 10 до 14. Цена билета 150 динаров (примерно 1,3 евро).

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Экспозиция небольшая, но интересная. В первом зале вас сразу же встречает пещерный медведь. Внушительный. Хотя скелет и принадлежит детенышу. Вокруг медведя — витрины с костями, найденными в Рисоваче. По зубам медведя ученые установили, что питался этот гигант преимущественно травками. А вымерло животное 25000 лет назад, во время очередного похолодания.

Моего мужа весьма заинтересовали кости медвежьего пениса.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Оставив его любоваться артефактом, я пошла изучать античные колонны, статую льва, а также надгробную плиту XIV века с устрашающей надписью. Текст гласил, что здесь похоронены два брата, убитые неким злодеем, которого в наказание ослепили и отсекли ему пальцы.

Во втором зале были представлены оружие, народные костюмы и предметы быта.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Я с удовольствием почитала на стенде описание традиционных блюд региона Шумадия: пшеничных лепешек, кукурузной каши, тушеной с мясом квашеной капусты, голубцов с овечьей печенкой, ореховой ракии, джема из шиповника и прочей вкуснятины. Краем глаза заметила, что муж оторвался от медвежьих костей и теперь изучает пулеметы и каски времен Первой Мировой. Оружие интересует меня еще меньше, чем медвежьи органы. Я принялась разглядывать старые этикетки от минеральной воды.

Третий зал занимает выставка картин сербской художницы Милены Павлович-Барилли (1909–1945). Она выросла в сербско-итальянской семье, училась в Германии, Италии и Франции. И всю жизнь путешествовала. Наверное, этим объясняется удивительное разнообразие сюжетов, техник и стилей. Последние годы жизни Милена провела в США, где сотрудничала с модным журналом «Vogue». Поэтому коллекция ее работ включает в себя женские платья.

«Первая улыбка» 1929 г.

Второй этаж музея отдан под весьма интересную выставку «Мир керамики». Многие произведения — забавные и неожиданные. Экспозиция безусловно заслуживают осмотра.

Миона Стефанович (Белград) «Ящерица» 2010 г.

Посетив Народный музей, мы не могли не заглянуть в стоящую рядом церковь Святого Архангела Гавриила в Буковике.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

В начале XIX века здесь служил друг Караджорджа и один из вождей Первого Сербского Восстания протоиерей Атанасий Антониевич. Именно он в Маричевой Яруге принял от повстанцев клятву на верность. Весьма современно звучат его слова, сказанные Караджорджу: «Если будешь молчать — погибнешь. А если восстанешь, может, Бог даст, жизнь изменится к лучшему». Когда началось восстание, отцу Атанасию было уже семьдесят лет. Несмотря на это батюшка участвовал в боях и командовал отрядами повстанцев. «Бог с нами. А кого еще нам бояться?!« — сказал он.

После подавления восстания церковь Архангела Гавриила была сожжена, но в 1832 году ее восстановили.

Возле церкви есть источник питьевой воды. Над ним — мемориальная табличка, поставленная в 1927 году Александром I Караджорджевичем. Как и стелла на площади, табличка напоминает о погибших в Балканских Войнах и в Первой Мировой. Подобные памятники можно встретить во многих сербских городах. Страна понесла огромные потери в войнах начала XX века и память об этом жива до сих пор.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Мы посмотрели в Аранджеловце все, что можно, но до сих пор не пили знаменитую целебную воду. Впрочем, в отличие от Народного музея, источник не прекращает работу в 16 часов. У нас были все шансы оздоровиться.

Вода Буковичкой Бани содержит натрий, кальций, железо и имеет температуру от 13 до 25 градусов. Ее используют при лечении болезней печени, желчного пузыря, желудка и опорно-двигательной системы. В конце XIX века эту воду стали экспортировать в Будапешт и Вену, а в 1906–1907 годах она удостоилась наград на выставках в Брюсселе и Лондоне. При социализме воду стали газировать и построили автоматическую разливную линию. СФРЮ экспортировала минеральную воду во многие страны. Например, в Америку, Австралию, Кувейт и Гвинею. В 1988 году были построены новые корпуса и производство напитка переместили из парка на окраину города.

Начать дегустацию следовало с бренда. То есть отыскать павильон под названием «Князь Милош», изображенный на всех бутылках одноименной воды.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Красивое здание, построенное в 1907 году в стиле модерн, нашлось быстро. Вот только ни попить воды, ни даже зайти внутрь не получилось. Двери были закрыты. Я читала, что раньше в центре павильона находился сам источник, в левом крыле пациенты пили воду, а правое крыло служило цехом по розливу напитка в бутылки. С 60-х годов прошлого века здание превратили в художественную галерею. Прижав физиономию к стеклянной двери, я разглядела помещение с мраморным фонтанчиком посередине. В боковых галереях было видно, что-то типа музея.

Осмотревшись, я заметила рядом еще один павильон. Маленький, но симпатичный и тоже старинный. Этот источник называется «Победа». Он возник после двух землятресений в 20-х годах прошлого века. Все поначалу обрадовались, решив, что потекла какая-то новая целебная вода. Но скоро выяснилось, что вода — та же самая, что в источнике «Князь Милош», но менее концентрированная и, соответственно, не такая целебная. Сначала «Победу» использовали для лечения детей, а потом и вовсе закрыли.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Мы отправились дальше, на поиски места, где можно-таки попробовать минералку. Набрели на здание характерного санаторного вида. Я догадалась, что здесь принимают ванны.

Традиция омовений в здешних источниках — давняя. Еще в 1839 году сюда приезжала на лечение княгиня Любица Обренович. К приезду высокой гостьи минеральную воду пустили по трубам и соорудили ванну из выдолбленного ствола. Вода была, прямо скажем, бодрящая — примерно 14 градусов. Для такого лечения нужно железное здоровье. Впрочем, вскоре условия на курорте стали более комфортными: ванны загородили от ветра циновками, а в воду стали бросать раскаленные пушечные ядра для подогрева. В конце XIX века в Буковичкой Бане появилось здание санатория.

И все же, где попробовать минералку? Мимо нас продефилировали тетеньки с пустыми бутылками. Значит, и нам в ту сторону. Единственное место, где сегодня можно свободно испить знаменитую воду — источник «Князь Михайло». Он назван в честь Михаила Обреновича, который посетил Буковичку Баню в 1865 году и приказал оборудовать второй источник воды для питья, в дополнение к «Князю Милошу».

«Князь Михайло» выглядит простенько: выложенное камнем углубление в земле. Спускаешься по ступеньками, открываешь кран и — пей сколько влезет!

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Я с нетерпением сделала глоток. Разочарование. Вкус так себе. Вернее, его нет вовсе. Минералка из магазина нравится мне гораздо больше. Но вода из источника, наверняка, полезнее. Во всяком случае, мне так кажется. Доктор Линденмайер, который исследовал здешние воды в середине XIX века, писал: «Больные не должны пить кофе, ракию или вино. А если они привыкли ко всему этому, то пусть разбавляют напитки минеральной водой». Интересно, что думает на этот счет современная медицина? Я повернулась к мужу. Современная медицина в лице моего мужа скривилась и сказала, что разбавленный минералкой кофе — гадость.

Теперь можно было пройтись по парку, который тоже заслуживает внимания. Его обустройство началось в середине XIX века, одновременно с развитием курорта.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Аллеи из каштанов и сосен украшают парк уже более ста лет. По ним приятно бродить неспеша, воображая себя приехавшим на воды аристократом. Наш визит пришелся на конец февраля. С одной стороны, это не лучший сезон для прогулок по парку. С другой стороны, после зимы особенно радовали поляны фиолетовых крокусов.

А еще нас заинтересовали скульптуры. Их было очень много. В течении тридцати лет в Аранджеловце проводился международный фестиваль «Мрамор и звуки». В рамках мероприятия в парке установили 64 скульптуры работы югославских и зарубежных мастеров. Большинство скульптур — абстрактные. Этот стиль был очень модным в СФРЮ.

Коста Ангели Радовани (Хорватия) «Женщина из кусков» 1967 г.

Вечерело и мы двинулись в сторону автостанции. Пришли не совсем удачно: один автобус только что ушел, а другой ожидался через час. Тогда возникла идея провести это время с пользой и посмотреть храм Святых Апостолов Петра и Павла в километре от автостанции. Церковь была построена совсем недавно — в 2004 году. И хотя исторических событий с храмом не связано, взглянуть на него стоит: свежий, сияющий яркими красками, он создает праздничное настроение.

Аранджеловац – сербский тезка нашего Архангельска

Конечно, мы знали, что Аранджеловац и окрестности — интересное место. Но действительность превзошла ожидания. Город нам очень понравился. А ведь мы даже не все посмотрели! Например, не успели посетить отдел Народного музея в поселке Орашац, посвященный Первому Сербскому Восстанию. Значит, есть повод сюда вернуться.

Аранджеловац, до новых встреч!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Лечебный туризм, Самостоятельные путешествия