В октябре 2021 года нам довелось попасть на Тамбовщину — край, овеянный нетленными легендами типа «Мальчик хочет в Тамбов…», «Тамбовский волк тебе товарищ…», «Тамбов — город хлебный…» и др. Манящий ореол Тамбовской земли соткан из множества былин — о Мичурине, Рахманинове, Герасимове, Тамбовской Казначейше…, о славных городках Котовске, Рассказово, Моршанске, Знаменке и множестве других.
День 1.
Ехали из Москвы на поезде (8:14), с Казанского вокзала, в двухэтажном вагоне, под яркими лучами солнца, в обрамлении сногсшибательных осенних красок — что еще нужно невыспавшемуся человеку в начале путешествия? За окнами степенно проплывают леса, Коломна, луга, Рязань, поля, Ряжск, черноземы… и, наконец, Мичуринск (12:40).
Дальше нас везет автобус (60 км) под аккомпанемент увлекательных рассказов экскурсовода Ольги. От неё узнаем, что Тамбов немолод (с 1636 года — 385 лет) и был построен на страх кочевникам. Вообще-то сначала была мордовская деревушка Тонбов (означает «низина, топкое место»). Именно возле неё задумали возводить первоначальную крепость. Но вскоре неподалеку нашлось место посуше и позаманчивее — на возвышенности, при впадении Студенца в реку Цна. Там и возвели крепость. А название сохранили, но слегка подредактировали — Тамбов. На мой вкус, не прогадали — Тамбов звучит как-то круче, чем Тонбов.
***
Дебютным пунктом нашей экскурсионной программы в Тамбове стал обед в кафе «Дебют». Классическое меню, все прилично и сытно.
Далее идем пешком по историческому центру города. Тамбов в войнах не участвовал, поэтому историческая застройка прошлых веков хорошо сохранилась. Но есть много нового.
На Кронштадтской площади появился очень колоритный памятник тамбовскому мужику (2008 г.). Такие мужики, крестьяне, — соль дореволюционной Тамбовщины. Но в 1920–1921 годах их довели до крестьянского восстания («Антоновщина»). Пытались изъять трудовой хлеб («продразверстка»), а мужики не соглашались. Жестко не соглашались. В последствии «продразверстку» заменили более либеральным «продналогом». Но мужиков то не воскресить. Современный памятник тамбовскому мужику установлен на месте концентрационного лагеря, где «учили уму-разуму» не только повстанцев, но и их семьи. После антоновского мятежа размеры Тамбовской губернии урезали — часть ее уездов и районов передали в состав соседних областей.
Неподалеку еще один мемориал — жертвам ядерных катастроф. Открыт в 25-ую годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Более 2000 жителей Тамбова участвовали в ликвидации последствий.
Оба мемориала стоят на площади перед Покровским храмом. Он возник примерно в 1658 году. Потом сгорел. Потом возродился в каменном обличье (1763–1768 года). В 1943–1988 годах Покровский собор был единственным действующим храмом города. А в 1944–1946 годах в нем служил Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий).
Храм возвышается над рекой Цна. Со стороны храма обустроена приятная набережная, длиной 3.5 км.
Тамбовчане гордятся тем, что Цна питает Каспийское море (…через Мокшу, Оку…). Но ради точности — в городе не основное русло реки Цна, а канал. Тамбов был основан на берегу ерика — водной протоки, которая сначала вытекает из реки, а потом, ниже по течению, снова в нее впадает. Более того, предки так увлекались гидротехническими манипуляциями с ериком, что создали солидное водохранилище — Тамбовское море. Вот канал и соединяет это море с основным руслом реки Цна.
На набережной канала есть небольшой монумент — Пчела. Это полезное насекомое — один из ключевых символов Тамбова. Всё благодаря знатным бортническим угодьям, издревле процветавшим на Тамбовщине. Тамбовский мед прославился намного раньше, чем тамбовский волк. На гербе города: «…В лазоревом поле с зелёной оконечностью золотой улей, сопровождаемый во главе тремя золотыми пчёлами…»
В историческом центре Тамбова расположен Казанский мужской монастырь (XVII века, с 1794 года — каменный). Очень красивое и душевное место.
Среди построек примечателен летний Казанский собор (1796 г.).
Его внутренние стены расписаны в технике «гризайль» — оттенки серого, нейтральные тона, очень интеллигентно и солидно. Получаются орнаменты, имитирующие лепнину. В России такие росписи — большая редкость.
Монастырская колокольня — новая (2011 г.), 106 метров в высоту. Это третья по высоте колокольня в России. Уступает лишь колокольням Петропавловского собора в Петербурге и Спасо-Преображенского собора в Рыбинске. Возведена на месте старой колокольни, взорванной в 1930-х гг.
Еще более молодое здание — корпус Тамбовской духовной семинарии (2019 г.). Очень привлекательная «тригонометрическая» роспись фасада. Семинария была и раньше — она основана еще в 1779 году по указу Екатерины II.
Рядом с монастырем — сквер имени Зои Космодемьянской и соответствующий памятник. Зоя родилась в Тамбовской губернии в 1923 г. Ее предками по линии отца были священнослужители. В частности, это отразилось в фамилии — она образована от имен святых братьев, Космы и Дамиана, врачевателей-бессребреников. Родной дед Зои, Петр Иванович, служил священником Знаменской церкви в селе Осино-Гай под Тамбовом. В августе 1918 года был схвачен местными большевиками, избит и брошен в пруд. А недавно Петр Космодемьянский причислен к лику святых Тамбовской земли.
Над рекой-каналом, на бывшей городской окраине, есть еще интересное сооружение — особняк Асеевых. Усадебный дом в стиле модерн (1905 г.) для семьи фабриканта и мецената М. В. Асеева. Проектировал здание известный московский архитектор Лев Кекушев. Очень хорошо спроектировал. На совесть. Асеевы жили здесь до 1918 года. Потом эмигрировали в Югославию и далее в Латинскую Америку. А бесхозная усадьба была национализирована. Здесь поочередно размещались и военный гарнизон, и детская коммуна, и больницы, и кардиологический санаторий. В 2013 усадьбу выставили на торги. Полагали, что здесь будет уместна гостиница и/или ресторан. Но общественность сильно возроптала. Возмущалась, митинговала, пикетировала… Усадьбу отстояли. Теперь здесь музей (филиал музейного комплекса Петергофа).
Проектировал здание известный московский архитектор Лев Кекушев.
Главный экспонат — сам особняк. Классный. Бережно воссозданы интерьеры, стены, дверные проемы, потолки, светильники, мебель…, даже дверные ручки и крючки для одежды.
В оформлении сохранены львы — фирменный знак архитектора. Вокруг особняка — старинный парк. Уютный. Аккуратный. Есть громадный дуб. Судя по табличке, в 2021 году ему исполнилось 223 года. Напротив парадного входа в особняк находится великолепный каскадный фонтан с мраморной копией статуи Венеры Медицейской. Он особенно красив вечером, при включенной подсветке.
Поселили нас в гостинице «Театральная». Рядом с нынешним центром Тамбова. Гостиница имеет «советскую» наружность, а внутренние интерьеры современные, стильные. Номера не поражают размерами, но радуют чистотой, уютом и множеством полезных мелочей (холодильник, чайник, чайный набор, ТВ, одноразовые тапочки и т. п.). Завтрак хороший, выбор большой, но…помещение тесновато, не приспособлено для приема туристических групп. Всего две туристические группы (по 20–25 человек), столпившись одновременно, сумели сильно парализовать работу персонала.
День 2.
После завтрака выезжаем в Ивановку — музей-усадьбу великого С. В. Рахманинова. Композитора, пианиста и дирижера. Именно на Тамбовщине, в Ивановке, с 1890 года по 1917 год (до эмиграции), Сергей Рахманинов создал большинство своих музыкальных шедевров.
Памятник Рахманинову в Тамбове. Автор - народный художник России Александр Рукавишников. Рядом Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени Сергея Васильевича Рахманинова.
До Ивановки около 140 километров, 2 часа пути. Преобладающий придорожный пейзаж — поля побуревшего подсолнечника. Столько семечек никогда не сгрызть. Столько масла никогда не выпить. Летом эти поля сказочно красивы. А поздней осенью их иссушенный и побуревший вид, да еще в большом количестве, навевает мрачную тоску. Как оказалось, уборка этого мумифицированного подсолнечника грядет в ноябре—декабре. Тогда, мол, масло получится самым вкусным и ароматным. Приходится только верить…
Экскурсовод Ольга не замолкает все 2 часа. («Если женщину внимательно слушают, то ей трудно найти стимулы, чтобы замолкнуть» — так считает мой муж). Но рассказ, действительно, интересный. Про большое село Покрово-Пригородное, где издревле обосновались ремесленники. Про Тамбовский (Татарский) вал (памятник истории и археологии), воздвигнутый для защиты Русского государства от татарских набегов в XVII веке. Про Город Котовск — родину легендарной советской куклы-неваляшки (с 1959 г.), знакомой многим с детства и ставшей неофициальным символом города (ежегодно в Котовске проводится праздник неваляшки). Про городок Рассказово, где с самого основания занимаются чулочно-носочным промыслом (есть музей носка), и сейчас шерстяные носки здесь вяжет почти половина населения. Про Моршанск, купеческий город, слывший центром хлебной торговли на Цне (Ольга охарактеризовала местный краеведческий музей как уникальный). Про поселок Знаменка (поместье Кариан), где 8 сентября 1812 года родилась Наталья Гончарова, будущая жена и муза великого Александра Сергеевича Пушкина.
Самостоятельно до Ивановки добраться сложно. Ближайший населенный пункт — Уварово, но между Ивановкой и Уварово нет автобусного сообщения. Вариант — свой автомобиль или такси.
Экскурсионная программа началась с небольшого «живого» концерта из произведений Рахманинова. Чувственно. Отменно.
Концерт проходил в двухэтажном кирпично-деревянном флигеле, который изначально предназначался для приема гостей, а в 1902 г. был подарен молодой чете Рахманиновых.
После концерта осмотр интерьеров флигеля
и главного усадебного дома.
В период с 1890 года по 1917 год С. В. Рахманинов творил в Ивановке почти каждую весну, лето, а часто и осень. Ивановка досталась ему от родственников по отцовской линии — от Сатиных. И супруга его, Наталья Александровна, также была из Сатиных (двоюродная сестра). С началом революции Рахманиновы покинули Россию. К 1922 году усадьбы не стало — Ивановка оказалась в эпицентре крестьянского «антоновского» восстания и все усадебные постройки были уничтожены. Воссоздание Ивановки началось в 1968 году. В результате кропотливого многолетнего труда музейщиков, 8 июня 1982 года дом-музей С. В. Рахманинова, наконец-то, торжественно открылся. Главный усадебный дом был окончательно восстановлен в 1995 году.
После всех экскурсий осталось время для прогулки по усадебному парку, солнечному, живописному и уютному. В большом яблоневом саду осталось много плодов — даже удалось полакомиться антоновскими яблоками.
У самого входа в усадьбу установлена проникновенная скульптурная композиция — задумчивый Рахманинов, рядом ноты романса «Сирень», вокруг кусты сирени. Щемящее чувство.
На обратном пути в Тамбов мы смотрели фильм «Ветка сирени» (https://www.kinopoisk.ru/film/266536/) режиссера Павла Лунгина, в роли Сергея Рахманинова — Евгений Цыганов. Все увиденное и услышанное в Ивановке приобрело ещё большую пронзительность.
***
Вечером настала очередь побывать в Тамбовском областном краеведческом музее. Музей солидный, основан в декабре 1879 года. Экспозиции на разные темы — о флоре и фауне, об истории, об «антоновщине», о славных людях и заводах…. Но ждало разочарование: тамбовский волк — это миф. Представлялось, что Тамбовщина изобилует матерыми, увесистыми, волками с выразительным хищным взглядом. Оказалось, никаких особых волков тут не водилось и не водится. Более того, черноземные степи — не самый излюбленный ареал обитания волков. Конечно, чучело волка в экспозиции есть. Но какое-то несолидное. Зачем так безжалостно развеивать такую яркую легенду?
Разочарование, вызванное невниманием к легенде о тамбовском волке, отчасти удалось компенсировать рассказом о картине Василия Тропинина «Женщина в окне». Эту картину еще называют «Тамбовской казначейшей». В музее находится копия, а подлинник — в Русском музее Санкт-Петербурга. Полагают, что копию написал сын художника — Арсений Тропинин. К сюжету картины, точнее, к ее героине — казначейше, я вернусь чуть позже.
Пока мы были в Тамбове, там проходили съемки фильма «Брат 3». Эта картина не имеет никакого отношения к известным «Брат» и «Брат 2». Говорят, что «Брат 3» — просто рабочее название новой картины или… Однако съемки сильно затрудняли движение транспорта по городу. Стоя в пробке, мы немного видели съемочный процесс из окна автобуса. Но никакого представления об уровне гениальности «Брата 3» получить не удалось.
Под конец дня мы попали на Тамбовский Арбат. Так именуют пешеходную часть улицы Коммунальной (ранее Пензенской, затем Гимназической). Оказалось, что съемочная группа вместе актерами и декорациями переместилась туда. В этой картине, в частности, есть роли генерала и криминального авторитета. Их исполняют братья Владимир и Юрий Торсуевы — те самые, из «Приключения Электроника». Еще есть роль тамбовского полицейского. На неё приглашен американец Эрик Робертс.
Площадь Ленина в Тамбове, как и во многих других городах, является центральной.
Среди прочего, на ней расположено здание драматического театра. Изначально это был дом Дворянского собрания (1897 г.). В плане здание имеет силуэт летящей пчелы — символа Тамбова.
На площади Ленина находится и здание городской администрации. А перед ним — светомузыкальный фонтан. Даже в темное время этот фонтан привлекает множество мамочек с детьми — действительно, светомузыкальные представления здесь восхитительные.
День 3.
Утром выселяемся из гостиницы, вещи оставляем в автобусе, и вновь гуляем по Тамбову. Соборная площадь — старейшая площадь города. Именно здесь были воздвигнуты древние ворота крепости Тамбов. В центре площади — мемориальный комплекс «Вечный огонь» (1970 г.). Создается визуальное впечатление, что все вокруг — и деревья, и столбы — словно поклоняются погибшим воинам.
К площади примыкает Спасо-Преображенский кафедральный собор с многоярусной колокольней. Инициатором его возведения (1694 г.) стал Св. Питирим (1645–1698) — епископ Тамбовский и Козловский, миссионер и просветитель, впоследствии причисленный к лику святых (1914 г.).
В глубине, за оградой, стоит ажурная часовня Питирима Тамбовского (2007 г.). Её первая версия была сооружена в 1914 году — над святым источником. В советское время часовню разобрали, а источник засыпали. Но спустя время источник вновь пробился на поверхность. И теперь здесь снова часовня. Перед ней установлен бюст Николая II — император посещал Тамбов дважды в 1904 и 1914 годах.
Есть в Тамбове и женский монастырь — Вознесенский. Красивейший. Его тоже основал святитель Питирим (1690 г.). Первой игуменьей обители стала его родная сестра — Екатерина. В центре монастыря стоит очень красочный Вознесенский собор (возрожден и освящен в 2014 году). Снаружи он очень напоминает Храм Василия Блаженного в Москве.
Перед самым отъездом из Тамбова в Мичуринск, снова оказываемся на Тамбовском Арбате.
Именно здесь в 2016 году появилась скульптура «Тамбовская казначейша» (см. выше). Автор — Александр Миронов. Прототипом послужила героиня одноименного поэмы Михаила Лермонтова. Кратко: первую красавицу Тамбова Авдотью Николаевну выдают замуж за лысого жадного старика казначея. Как-то в город (Тамбов) прибывает полк улан. Казначейша влюбляется в ротмистра, а ротмистр, соответственно, увлекается казначейшей. Тем временем казначей проигрывает в карты уланам все — и свое состояние, и свою жену. Что дальше произошло с героями поэмы Лермонтов не раскрыл, затаил интригу. Сведений о том, бывал ли Лермонтов в Тамбове, у краеведов нет. Но он вполне мог проезжать через город, направляясь в имение своей бабушки в Тарханах. Возможно, по пути и родилась идея «Тамбовской казначейши». Теперь о картине Тропинина из краеведческого музея. Впервые поэму М. Ю. Лермонтова напечатал журнал «Современник» в 1838 году. А «Женщина в окне» был создана в1841 году. Достоверно неизвестно, то ли поэма «Тамбовская казначейша» вдохновила Тропинина на создание портрета, то ли людская молва отождествила героиню Тропинина с героиней поэмы. Но все эти неясности только добавили притягательности скульптуре «Тамбовская казначейша» на местном Арбате. Она твердо заняла видное место среди Тамбовских достопримечательностей.
Несомненно, «Тамбовская казначейша» получилась женщиной видной и фигуристой. Все её выступающие округлости натерты до ослепительного блеска. Ольга утверждала, что это дело рук местных мужчин. Сомневаюсь — большинство наших экскурсанток потерли «прелести казначейши», а мужики не притронулись — целомудренно курили поодаль.
***
И вот мы вновь в Мичуринске. При въезде нас встречает стела «Наукоград Мичуринск». Стало привычным, что в наукоградах занимаются космосом, авиа и ракетостроением, ядерными исследованиями, электроникой… Я сама из наукограда. А Мичуринск — единственный наукоград в агропромышленной сфере (с 2003 г.) Он работает на Продовольственную Безопасность страны. Здесь есть НИИ садоводства, НИИ генетики и селекции плодовых растений, Мичуринский государственный аграрный университет.
В оформлении въездной стелы используется местный бренд — «мичуринское яблоко». Город стал Мичуринском в 1932 году — в честь величайшего ученого-селекционера И. В. Мичурина. А до этого он назывался Козлов.
По преданию, в 1635 году на берегу реки Лесной Воронеж была заложена крепость для обороны от набегов кочевников. Место было выбрано на высоком холме. А вокруг простирались зеленые луга, где водилось большое количество диких козлов. Видимо, так и было выбрано имя городу — Козлово урочище или просто Козлов. Но это только одна версия. Имеется и вторая, гласящая, что город назван в честь Симеона Козлова — одного из первопоселенцев. Есть и третья…
Как бы то ни было, на гербе города от 1781 года — «козёл белый, поле красное, земля зелёная».
В Мичуринске (Козлове) родился, вырос и получил первые художественные навыки Александр Михайлович Герасимов, народный художник СССР, первый президент Академии художеств СССР. С 1977 года в городе работает «Музей-усадьба А. М. Герасимова». Там же, на территории усадьбы находится современный выставочный зал, где представлена крупнейшая коллекция картин из разных периодов творчества живописца. Подробнее можно почитать в отзыве На родине первого президента Академии художеств СССР.
Наискосок от усадьбы Герасимовых, на бывшей Красной площади, возвышается внушительный Боголюбский кафедральный собор (XIX век).
Храм возведен по типовому проекту известного архитектора К. А. Тона, автора Храма Христа Спасителя в Москве. Средства для строительства были собраны жителями Козлова.
Внутри храм поражает масштабами — здесь одновременно могут находиться до пяти тысяч прихожан. Утверждают, что в соборе нередко происходят мироточения икон. С 1930 года собор использовался как соляной склад. К сожалению, соль разъела штукатурку и почти уничтожила настенные росписи. В 1990 году Боголюбский кафедральный собор возвращен церкви, там ведутся восстановительно-реставрационные работы.
Погулять по Мичуринску — очень занимательно. Это типичный уездный купеческий город, причем довольно хорошо сохранившийся. Здесь много купеческих атрибутов, свидетельствующих о былом процветании торговли, ремесел и развитии сельского хозяйства. Жилые купеческие особняки, городские усадьбы, магазины и аптеки — центр города такой же, каким был в XIX веке.
Причем на большинстве старых домов — кованные балконы.
Площадь Мичурина, бывшая Соборная площадь — до сих пор является центральной.
Из любой точки города видна колокольня Ильинской церкви (1872 г.) — творение итальянских зодчих. Высота колокольни со шпилем составляет 67 метров. В годы борьбы с религией с колокольни были сброшены колокола, но сам храм уцелел благодаря заступничеству художника Игоря Грабаря.
Иная участь постигла Покровский собор (1771 г.), который находился в центре площади. Несмотря на то, что собор числился в списках памятников церковной истории, в 1936 году его снесли, а церковный кирпич использовали при строительстве до сих пор существующего кинотеатра «Октябрь».
Однако наиболее известные места паломничества в Мичуринске — селекционные станции и дом-музей Ивана Владимировича Мичурина (1855- 1935).
Музей расположен около реки Лесной Воронеж на территории плодового питомника. Еще в детстве Мичурин серьезно увлекся работой с растениями — его отец и дед активно занимались садоводством. Мичурины — старинный, но обедневший дворянский род. Фамилия происходит от слова «мичура» — хмурый.
С 1872 года Мичурин работает на железнодорожной станции в Козлове. Но, все свободное время отдает любимому садоводству. Вскоре он вообще забросил иные работы ради создания новых сортов фруктовых, ягодных и декоративных культур. Мичурин — трудяга. Он завел себе жесткий распорядок дня — с 5 утра до 12 ночи. Многие вещи, не связанные с садом, тоже делал сам: слесарил, ремонтировал часы, сделал самодельный микроскоп, барометр и т. д. Мичурин неплохо рисовал и самостоятельно проиллюстрировал каталог плодовых растений и семян. Путем селекции он научился получать вкусное из невкусного, живучее из хилого, крупное из мелкого, полосатое из монотонного, гениальное из бездарного…
Достижения самоучки Мичурина высоко оценивались в США. Американцы пытались заполучить от селекционера всю коллекцию его растений. В России же настоящее признание пришло уже после Октябрьской революции. Мичурину были предоставлены средства, земли, помощники — все необходимое для продолжения его исследований.
В быту Мичурин обходился малым. Дом, где сейчас размещается музей, ученый проектировал сам. Первый этаж, полуподвальный — хозяйственный. На жилом этаже — 4 небольшие комнаты. Удобств в виде воды и канализации не предусмотрено. Здесь Мичурин жил с 1900 по 1935 год. В доме все сохранилось с того времени: мебель, фотографии, книги, инструменты, часы.
Начинания селекционера продолжила Мичуринская биостанции, основанная в середине прошлого века. Сейчас здесь предлагается огромный выбор саженцев яблонь, груш, вишни, цветов и декоративных кустарников.
А наша экскурсионная программа по Тамбовской области закончилась там же, где и начиналась — на ж/д вокзале в Мичуринске. Около 23 часов в воскресенье мы прибыли на Казанский вокзал Москвы. Но в душе остались яркие воспоминания о Тамбовщине.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм