Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Алушта — Россия Октябрь 2014

Мест для променада в Алуште не так уж много. Помимо парка Прогулка по Приморскому парку — это три набережных: Восточная, Центральная и набережная Профессорского уголка.

На Восточной набережной я не побывал, только издали на её большую часть взглянул.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Про единственную достопримечательность, находящуюся в начале Восточной набережной и которую я посетил — виллу «Отрада», я рассказал в материале Виллы Алушты. Гулять же вдоль моря в Алуште есть где помимо её.

А вот по Центральной набережной и набережной Профессорского уголка я находился вдоволь. Вместо того, чтобы ждать троллейбус из центра Алушты до Профессорского уголка, было проще пешком при наличии времени и желания дойти до санатория по набережным.

Главным местом для прогулок, чтобы подышать морским воздухом является Центральная набережная.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Так получилось, что из Профессорского уголка я дошёл до неё в первый же вечер пребывания в городе.

Познакомился с колоритными личностями.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Заодно узнал куда улетел олимпийский Мишка.

Главным местом для фотосессий и по совместительству началом Центральной набережной является Легко узнаваемый символ Алушты.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Между Восточной набережной и Ротондой находится пляж, на котором в ноябре тоже купаются отдельные холодостойкие особи обоих полов.

Долгое время, начиная с дореволюционных времён, по набережной проходила автомобильная дорога, связывающая Симферополь с Ялтой. Только в 1953 году трассу проложили чуть выше.

Одновременно с Ротондой появилась скульптура «Мальчик с рыбой».

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Если посмотреть на старые фотографии, то видно, что пониже фонтана у краешка набережной находился ресторан «Поплавок». Но искать его на нынешней набережной бесполезно. Решили городские власти не искушать судьбу в третий раз.

Первый раз ресторан был разбит штормом в декабре 1940 года. При возведении Ротонды был заодно восстановлен «Поплавок», но после зимнего шторма 1969 года ресторан был разнесён в мелкие клочья и смыт в море. Помимо ресторана было в 1969 году размыто асфальтовое покрытие, были повреждены газоны и деревья, волны дошли до зданий на противоположной стороне набережной от моря.

По деревьям на Центральной набережной видно, что не сладко им приходится порой.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Ведь только за последние 100 лет осенне-зимние шторма 1910, 1940, 1967, 1969, 2007 и 2011 годов были самыми разрушительными.

С другой стороны Центральную набережную ограждает река Улу-Узень, над течением которой предприимчивые люди разместили кафе.

Правда часть пути от реки до места, где можно увидеть море, закрыто от взора. Эта территория пристани, откуда бегают в теплое время года экскурсионные пароходики до Ялты. Рядом с пристанью бетонная плита, по которой можно подойти прямо к морю.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Помимо людей здесь любят тусоваться представители пернатых.

С этого места видно, какую титаническую работу сделали люди, чтобы укрепить подступы со стороны моря к набережной.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Люди не боятся в погожий денёк прогуляться по волноломам

или просто посидеть на бережку у подножия набережной.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Хотя бывают дни, когда море сердится и люди не осмеливаются противоречить стихии.

С другой от моря стороны набережной находятся рестораны, отели, фонтаны и прочие развлекательные заведения.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Курортная активность в ноябре стихает и можно только предполагать сколько людей, готовых помочь потратить денежки отдыхающих можно увидеть на набережной. А так всё ограничивается немногочисленными художниками

и продавцами всякой всячины.

Иногда пешеходная набережная вновь вспоминает былое, когда здесь проводятся празднества по окончанию различных соревнований.

А позади - Чёрное море

При этом надеется, что никакой шторм больше не повредит её. В

Алуште я жил в пансионате «Киев», от которого было до моря по прямой минуты три хода спокойным шагом.

Спустившись по улице Комсомольской к морю, попадал в сказочную ситуацию, только без камня с надписью на перепутье.

Прямо пойдёшь — в море попадёшь,

направо пойдёшь — до Лазурного мимо горы Кастель, если хватит сил, дойдёшь,

налево пойдёшь — до Алушты дойдёшь.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

При повороте направо или налево пешеходы шагают по набережной Профессорского уголка, которая простирается на несколько километров вдоль побережья.

Если же было лень идти, то можно прокатиться или остановиться и покормить голубей,

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

заодно ознакомиться с описанием экскурсий по окрестностям.

Такая идиллия была не всегда. В начале прошлого века газета «Крымский курьер» писала о дороге, которая вела из Алушты в Профессорский уголок и находилась на месте нынешней набережной: «Вообразите себе колею аршина в четыре ширины, состоящую из ряда ям и бугров и покрытую слоем мельчайшей глиняной пыли вершка в 2–3 глубиной. А что здесь делается при проезде экипажа или проходе стада коров! Облако темной пыли, мелкой, как пудра, поднимается к небесам и окутывает непроглядной пеленой все окружающие предметы. Путники, застигнутые в дороге, задыхаются в этой атмосфере, не могут отчихаться и очиститься от пыли, наполнявшей нос, рот, легкие и платье…»

Изменения к лучшему произошли благодаря Мустафе Мурзе Давидовичу (1851 — 1914). Родился Давидович в Варшаве, в Крыму появился первый раз в 1867 году и влюбился в него. В Бахчисарае в медресе он получил богословское образование, после Симферопольской татарской учительской школы стал преподавать русский язык в начальных классах в Алуште. В 1879 году перебрался в Бахчисарай, где у него удалась карьера и он с 1885 по 1907 год был городским главой Бахчисарая. За заслуги на этом посту император Николай Второй подарил ему золотой портсигар. В 1880 году Мустафа Давидович женился на Шахсне — дочери имама Алушты Аджи Сеттара Эфенди. В браке у них родилось шестеро детей. В 1907 году Мустафа возвращается на родину жены в Алушту, но уже в ином качестве. Его выбирают городским старостой.

«Давидович сделал очень много для Алушты: благодаря его заботам были устроен бульвар для отдыхающих, летний театр, расширена набережная, приведено в порядок городское освещение, проложен водопровод, расширены границы города, велась борьба с антисанитарией и инфекционными болезнями, открыты учреждения просвещения».

Император Николай Второй прислал на его похороны два серебряных венка, которые сохранялись в семье долгое время, вплоть до депортации крымских татар. В результате деятельности Давидовича появилась набережная от Профессорского уголка до Алушты.

По этой набережной я в первый же вечер дошел до центра города и Центральной набережной, когда было свободное время — я частенько по ней хаживал.

Набережная конечно же изменилась. Например, пальм в Алуште не было до пятидесятых голов прошлого столетия, но прижились и нормально растут, в отличие от Солнечного Берега,

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

где их высаживают в кадках, а затем осенью вывозят на хранение.

Между собой Центральная набережная и набережная Профессорского уголка напрямую не соединяются. Рельеф местности таков, что когда идешь в сторону Алушты, то поднимаешься вверх, затем в конце набережной сворачиваешь налево из-за того, что берег закрыт строениями, и идёшь под уклон.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

По пути местные жители встречаются.

Из-за того, что берег образован крутыми склонами, набережная имеет вид трёхслойного пирога. Внизу на уровне моря галечный пляж,

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

над ним собственно ровная набережная. А затем склон, поросший деревьями.

На берегу нарезаны пляжи, у каждого санатория и пансионата — свой. Вдоль берега волнорезы, над некоторыми нависают смотровые площадки, где поздней осенью хозяйничают лишь чайки.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Вдоль склона от Профессорского уголка к Алуште расположены аквапарк, пансионаты и кафе.

От улицы Комсомольской в сторону Лазурного набережная не столь строга.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Нет той чёткости, здания и кафе разбросаны везде, в том числе и вдоль берега. Этот отчётливо видно на фотографиях, сделанных с пирса, уходящего далеко в море,

на котором любят ловить рыбу местные рыбаки.

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

Этот участок набережной оставил на предпоследний день, до этого успев побывать в Севастополе, Симферополе, Ялте, Ливадии и Партените. Дошёл я в сторону Лазурного лишь до КПП со шлагбаумом, которое перегораживало дальнейший путь. Полюбовался горой Кастель снизу.

Остановился возле мистических камней Черновские камни — как надежда на чудо,

Прогулки вдоль берега моря в Алуште

постоял и отправился обратно в пансионат.