Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
сейчас на сайте

Панама Декабрь 2021

Начало:
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

06.12.21. В гости к индейцам

Поначалу на завтраке мы одни в огромной столовой, ничего особенного: яичница, бекон, сладенький апельсиновый напиток. А ведь у панамцев есть свои национальные блюда, например рис с фасолью гуанду. Самое панамское блюдо, то, без чего панамцы, заброшенные на чужбину, так же органически не способны прожить, как кореец без квашеной капусты кимчхи, это — arroz con guandu, рис с гуанду.

Поехали! Сегодня мы едем в индейское племя Эмбера́. На чёрном Мерседесе Вито с водителем Энрике за рулём! Отворачиваем вглубь страны, на двухполоску, укрытую густой растительностью от солнца, по краям встречаются небольшие цветные штукатуреные домики с террасой. Но не настолько пестрые, как в Колумбии. Бетонная кружевная решетка на окнах от солнца.

Заехали в супермаркет, купили себе напитки на будущий обед в племени, сладости и соки на подарки детям. В целом Панама чистая страна, но по дороге к индейцам есть изгиб дороги, на обочинах которого навалены кучи мусора, по каким-то причинам местные определили место как свалку. Ольга: сколько жители не жалуются, власти ничего не делают.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

А как вам маска дьявола на автобусе, пристально изучающая нас?

Река Чагрес, длинные лодки, выдолбленные из цельного ствола, нас ждут, сели и поплыли.

Лодка моторная, вода тихая, но сидим смирно, устойчивости у такой лодки мало. Проплываем три деревни под пальмовыми листьями, в одну из них заедем на обратном пути, а пока направляемся по реке к водопаду.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Сворачиваем влево в тропический лес по едва заметной узкой протоке, вода сейчас высокая, дошли прямо до водопада (не в любой сезон так получается). Прохладный душ под струями, хотя вода не столь прохладная, возвращаемся в деревню. Большой навес из пальмовых листьев на берегу, перед ним трое индейцев встречают нас ритмичной музыкой, исполняемой на дудке с барабанами. Под навесом индейки, простите, индианки предлагают сувениры: бусы, браслеты, тарелки, кружки, маленькая плетёная из волокон пальмового листа ваза — 50 баксов! После ознакомления с рынком следует короткая фольклорная программа, песни и танцы, так, без огонька. Потом пригласили нас танцевать, ну я — известный танцор, продолжил танцевать на лавочке, а Таня удостоилась чести быть приглашённой вождём.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

После танца отправились на веранду по соседству, которая служит местом проведения собраний жителями, откушать местные деликатесы.

Перед едой вождь по имени Нельдо решил рассказать о своём племени. Эмбера́, одна из семи этнических групп индейцев, проживающих на территории Панамы. Наши мамы и папы живут в отдалённом районе Дарьена на границе с Колумбией, туда сложно добираться, на лодке плыть два дня, на машине гораздо быстрее, но дороги не доходят до места их проживания.

Я уже писал в своих заметках, что знаменитое Панамериканское шоссе, связывающее два континента, имеет разрыв. Та вот этот разрыв именно здесь, где исторически жили эмбера́, местность болотистая, до сих пор не могут справиться. За последние 100 лет часть общин мигрировали в центральные районы, неподалёку от Панама сити, наша-одна из них. Живут в общине, занимаются земледелием и рыбалкой. Кто-то строит лодки, кто-то возделывает огород. Одни женщины занимаются изготовлением сувениров на продажу, другие готовят еду на всех. В традиции есть игуан, вот они прямо перед нами по деревьям бегают.
— А как же вы без благ цивилизации?
— Связь у нас вряд ли скоро появится, мы живём в заповеднике. Да нам и не нужно. Электричество от солнечной батареи, немецкое посольство подарило. А пищу на углях готовим.

Кстати, с нашим визитом совпал визит представителей власти, они выясняли как можно улучшить работу водопровода в деревне. Заодно медицинские анализы, видел, как анализ крови брали у индейцев.

Пора поесть. Женщины племени раскладывают тилапию в свёрнутые конусом пальмовые листья, они выполняют роль тарелок, к тилапии положили по жаренному банану. Вот и вся еда. Недаром Ольга прозорливо заехала в магазин по дороге, взятые с собой закуски не помешали, впрочем, как и пиво. А тилапия из реки на углях вкусная, завезли её сюда, прижилась. Зелёные свёртки с рыбой украшены большими яркими красными цветами-геликониями. Запомнил, потому что знаю и уважаю театр Геликон в Москве. Женщины вставляют себе эти цветы под ободок на голову, вот и Таню за компанию украсили.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Совершив трапезу, прошлись по деревне. Дома на высоких столбах под крышами из пальмовых листьев для того, чтобы при наводнении не залило. Между постройками маленькие огороды, растут жидкие кустики юкки, лимоны, марракасовые деревья, кокосы, ананасы. Голенький мальчишка выскочил из-под душа. А вообще одежда индейцев, это накидка на трусы, собранная из бисера, тряпка-полотенце при этом болтается между ногами. У женщин накидка на грудь и юбка с ярким рисунком. В деревне тихо и спокойно. Народ коротконогой и тоже спокойный. На прощание раздали детям сладости, соки и конфеты. Забрали спокойно, так и должно быть.

Но место при том удивительное. На другой стороне реки в пятистах метрах стоит наш Мерседес, дорога, сотовая связь, цивилизация. А здесь индейцы живут так, как их предки сотни лет назад и их всё устраивает.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Возвращаемся. Дорога вьётся среди тропического леса, а разговор развивается вокруг местных проблем. В стране процветает коррупция (а где её нет?), наши вагоны метро, купленные в Испании, в три раза дороже аналогичных в Бразилии.

А также есть проблема ранней беременности, которая типична для Центральной и Латинской Америки. Девочки рожают в 14 лет, аборты в католической стране категорически запрещены.

Дон Серхио, большой любитель доминиканских и прочих сигар, хочет попробовать вкус панамских, если таковые имеются. Заезжаем в торговый центр Conway, самый большой в Латинской Америке. Каждый вход, а их немало, носит имя животного, сигарный магазин около входа Слон. Серхио, придирчивый покупатель, после долгих раздумий, всё-таки выбрал сигару на пробу.

День не кончился, а мы уже в отеле. Зато можно понежиться в бассейне, наблюдая входящие и выходящие в канал корабли. Поначалу с нами около бассейна находилось ещё четыре человека, но и они ушли, мы остались одни. Отель пустой, пандемия даёт знать о себе.

Ближе к вечеру всё-таки собрались поесть в ресторане Bucaneros на острове Фламенко. Специально ищу в меню моллюски вонголе, уж больно понравились по приезду, они же альмехо, отлично идут с чесночным соусом и хлебом для сбора подливы.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Сибас с пюре, суп из морепродуктов — поедаются с удовольствием, хотя итальянского изыска не чувствую. На выходе бюст знаменитому пирату Френсису Дрейку (никуда от него не деться).

Uber работает, да ещё как! Туда доехали за 8,5 $, обратно и вовсе за нереально низкие 3,7 $, невероятно!

В номере грохочет вентиляция в туалете и кондей, просто звук урагана! Вид с балкона бесподобный и уникальный, суда появляются и исчезают в абсолютной тишине, над головой заходят на посадку экзотические самолеты, похоже Douglas времён войны только что пролетел, на тот самый аэропорт заходят, который вчера проезжали. Перед сном можно слетать вниз — искупнуться в бассейне.

07.12.21. Озеро Гатун и шлюзы со стороны Карибского моря

Тот же черный Мерседес Vito, но другой водитель, помоложе. Сегодня мы спланировали программу так: едем на озеро Гатун, смотрим живущих в мангровых зарослях обезьянок, потом пересекаем всю страну, выезжаем на побережье Карибского моря, изучаем работу шлюзов и возвращаемся обратно, по возможности заезжаем в старый город купить панаму на память. Не страну, а шляпу.

В супермаркет за бананами для обезьян и пивом для себя. Местное пиво Панама, Атлас мне не понравилось, сладковатое, а вот Balboa хорошее, в меру горьковатое. Помидоры, конечно! Лула поедет домой в Москву, где со временем засохнет в холодильнике.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

По узкой дороге, построенной американцами, вдоль канала двигаемся вглубь страны. Мелькнула заправка, дизельное топливо — 0,8 $ за литр, бензин — 0,9, совсем недорого. Сворачиваем к причалу, едем по тенистой дороге мимо тюрьмы, где сидел генерал Норьега, помните, я писал о нём выше. В назначенном месте, в небольшой заводи пересаживаемся на моторную лодку. Чтобы выйти на большую воду, надо пройти под мостом, названном Oh My God Bridge, чуть не цепляя головой, вода на высоком уровне. Река Chagres, озеро Gatun. Идея канала — поднять судно на уровень озера, провести через него и потом опустить. Значительная часть канала из 65 километров по суше составляет акватория искусственного озера Гатун. Сейчас мы находимся около города Gamboa, в месте, где впадает река Чагрес, та самая, на которой мы были вчера. И вот пригнув головы, выплываем в озеро, а мимо проплывают океанские корабли. Необычное зрелище видеть такую громадину не в бескрайнем океане, а пресном водоёме.

В Гамбоа расположена база по обслуживанию Панамского канала. Кроме прочего, у причала стоит огромный плавучий кран. Ольга поясняет, этот кран был построен в нацистской Германии в 1941 году, в качестве репараций передан США, до 1994 года служил Америке на военно-морской базе Лонг Бич, потом продан Панамскому каналу. Кран грузоподъёмностью 350 тонн носит сейчас название «Титан», изредка используется для ремонта и обслуживания ворот шлюзов, только такая махина способна поднять их.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Ну, а мы сворачиваем в сторону и приближаемся к густым мангровым зарослям на берегах и островах, здесь живут обезьяны. Нам открылись только капуцины, выскочили из зелёных кущей, уверено выхватили бананы и всё остальное, что посчитали приготовленным для них, и ретировались. Ревуна слышали издалека. А маленькие тити́ так и не вышли, как мы не уговаривали. Орёл улиточный питается розовыми улитками, это птица, если кто не понял, которая кружит над нами.

Как классно нас провезли вокруг контейнеровоза MSC вблизи! Махина! Сила! И судно с огромными кранами для сверхтяжёлых грузов Jumbo Kinetic впечатляет! Это такой корабль для особых грузов, которые никакое другое судно не перевезёт. Что я здесь подумал, всегда любил машинки и самолёты, подробно изучал их особенности, оказывается корабли — это тоже очень интересно!

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Дальше едем по лесной дороге и выскакиваем на четырёхполосное платное шоссе, типа межокеанское. Приезжаем на Атлантическое побережье, вантовый мост Atlantico. Туда-обратно, тебе и мне приятно, поначалу приехали разглядеть, а потом получилось так, что ещё два раза проехали.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Ольга хотела нас накормить, но я побоялся пропустить великолепный траффик в шлюзах и предложил поесть позже, а сейчас поехать на шлюзы, что мы и сделали. Спасибо Ольге за её мудрость, развернулись после моста и вернулись на шлюз «Agua Clara», предварительной регистрации с этой стороны канала не требуется, заплатили по 10 баксов и прошли. Большая площадка под навесом, скамейки и гид, который следит за нами, чтобы не зашли куда «нельзя» и рассказывает о канале, шлюзах и кораблях. Если со стороны Тихого океана мы наблюдали за работой старого шлюза Miraflores, то со стороны Атлантического океана площадка оборудована на новом шлюзе Agua Clara шириной 55 метров. Раньше площадка была на старом шлюзе Gatun по соседству, но с открытием нового в 2016 году старую смотровую площадку закрыли. Технологии изменились, корабль выравнивают несколько буксиров спереди и сзади, а не электровозики по берегам. Ворота у шлюза сдвижные, а не распашные. За шлюзом видны искусственные водоёмы, это резервуары для накопления воды. Кстати, а знаете, сколько пресной воды озера Гатун расходуется на проход одного судна? 196 миллионов литров! Это цифры про старые шлюзы, по новым не нашёл, но резервуары с водой призваны экономить её потребление благодаря «послойной» технологии заполнения шлюза. Кому интересно как это работает, могут посмотреть здесь.

Ну, а мы смотрим как огромный контейнеровоз Everforward проходит через шлюз. Вам известно, что он везёт одновременно 10000 морских контейнеров!!! Это сто железнодорожных составов по 50 вагонов в каждом, можете себе представить такую махину?

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

А следом в канал медленно, но верно, заходит круизный корабль Carnival Glory. Через приложение в телефоне выяснили, он не пересекал канал, в своём круизе по Карибскому морю зашёл в канал через шлюз для развлечения туристов, постоял и вышел. Дорогое удовольствие. Когда корабль приближается с обзорной площадки можно хорошо оценить размеры судна, да и ракурс необычный. Не поленились, дождались, пока лайнер медленно вплыл в шлюз и начал опускаться. Вдоволь наигрались в кораблики, пора пообедать.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

На площадке есть нечего, всё закрыто. Но с нами Ольга, которая не даст умереть голодной смертью. Едем! Вдоль канала в сторону моря, опять поднимаемся на вантовый мост Atlantico, пересекаем канал, спускаемся и сворачиваем направо в небольшое поселение Shelter Bay. Раньше здесь была американская база, а сейчас остались ровные ряды домов с пустыми глазницами окон. Но ресторан функционирует, и кормят неплохо: севиче из корвины (это сибасс почти по-нашему), тушеный в соусе ахийо осьминог с рисом и овощами.125 баксов с чаевыми 10% на четверых включая пиво Balboa.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Обратно едем напрямую по скоростной дороге № 9, покрытие бетонное, жёсткое, но так получается гораздо быстрее, вся дорога до столицы заняла час двадцать минут.

На подъезде к Панама сити видим Бахайский храм, все знают такую религию — бахаизм? Самая молодая вера, мы впервые узнали о ней в Хайфе в Израиле, где находится главный храм бахаистов.

Пробка, объезжаем через неблагополучный район. Музыка, люди на балконах, пристальные взгляды. Закрой окно и не снимай!

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

Но ничего страшного не случилось, проехали и оказались в старом городе. Задача — купить панаму. Нет, нет — не город и не страну. Шляпу. Знаете, откуда название панама? На церемонию открытия Панамского канала приехал президент США Теодор Рузвельт. Имел неосторожность надеть эквадорскую шляпу. Фото обошло все газеты мира с надписью: президент Америки в Panama Hat. С тех эквадорская шляпа стала панамой. Victor Panama Hat продаёт качественные панамы. Продавец показывает разницу в качестве между дорогой и дешёвой шляпой, она реально заметна. Купил для Тани ту, которая по цене посредине. Продавец объясняет, как перевозить панаму в багаже, надо сложить в трубочку, уложить в специальный деревянный пенал, в таком состоянии держать не более суток, а при выемке обязательно промять пальцами по периметру. Сколько стоит? 60 $. Если наличными, то 55 $. Без налогов, не стесняясь.

Дело сделано, идём на уже известную Кафедральную площадь в ожидании водителя. Пробки рассосались и мы на удивление быстро доехали до гостиницы. Ольга поясняет — пробки оттого, что много людей выезжают после работы из города в свои дома по мосту Двух Америк. Там селятся те, кто не может позволить купить жильё ближе к центру. Простенький домик за мостом стоит 120000 $, такой же перед мостом может стоить 180 — 250.000.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

В отеле. Собираем вещи, готовимся утром отправиться в длительный перелёт домой. Знакомство с Панамой было коротким, но впечатляющим! Панамский канал — великое инженерное сооружение планеты, главная достопримечательность страны. Но если иметь больше времени, можно найти в этой небольшой, но живописной стране этнические деревни, природные достопримечательности, замечательные пляжи на обоих побережьях, Панама сити в конце концов, мы не успели рассмотреть. Добро пожаловать в Панаму! И не забудьте воспользоваться услугами Ольги Гутиеррес, которую всегда можно найти в Инстаграм, профессиональная помощь поможет сэкономить ваше драгоценное время.

А мы завтра покидаем страну и заканчиваем Большое путешествие по Центральной Америке, настроение хорошее, всё понравилось, и я уже строю планы вернуться сюда.

Андреевка, 26.02.2022. Да, да, время успело измениться вокруг нас.