Турист Alexander Fokichev (paganico11)
Alexander Fokichev
был сегодня 10:10

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Панама Декабрь 2021
6 35

Панама — последний пункт нашего большого путешествия по Центральной Америке. За спиной Доминикана, капелька Гаити, Коста Рика и Колумбия. Час полёта из Картахены в Панама сити авиакомпанией Wingo, и мы в уже хорошо известном по стыковочным рейсам аэропорту Токумен, местное время 11 часов утра. Лестница вниз в зону прибытия контролируется сотрудником аэропорта, пускают порциями. У нас есть анкеты на прибытие, заранее оформленные на правительственном сайте Панамы, сняли пальчики, фото на память и мы проходим границу. А вот на таможенном контроле заминочка вышла, пропустив мой чемодан через сканирующее устройство попросили открыть и выложить содержимое. Заинтересовал дрон, сотрудница отнесла дежурному по смене, тот повертел его в руках, спросил цену и отдал обратно.

Нас встречает Ольга Гутиеррес, которая станет гидом в коротком путешествии по Панаме. Родом из Санкт-Петербурга, во время учёбы познакомилась со своим будущим мужем и уехала за ним на Родину.

2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Чёрный Мерседес Вито, поехали! Широкая многополосная дорога, сразу чувствуется разница с патриархальной разноцветной Колумбией. Панама сити встречает стеклом, бетоном и белым цветом в силуэтах небоскрёбов. Среди последних выделяется Trump Tower, огромный небоскрёб в форме паруса на берегу Панамского залива. Другой привлёкший моё внимание небоскрёб называется F&F или Башня Революции, описать его можно как горка костяшек домино, выложенных вертикально с поворотом на 360 градусов и украшенная шпилем.

1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Фото взято с сайта ubernewsroomapi.10upcdn.com

Если интересен деловой центр города — вам сюда. Остановиться в JW Marriott и наблюдать Тихий океан с высоты и подступившие к его кромке небоскрёбы. Но у меня другие приоритеты. Что является главной достопримечательностью Панамы? Правильно. Панамский канал. Его будем изучать в первую очередь, а потом всё остальное. Выбора места размещения определён — на берегу Панамского канала. Единственный отель, удовлетворяющий условию — Radisson Hotel Panama Canal. Туда мы сейчас и направляемся по широкой магистрали под названием Южный коридор. На дороге жёсткое бетонное покрытие, предположу, что асфальт просто плавится на жаре, по соседству с высотками мегаполиса разглядел двухэтажные кварталы бедноты. Центральная Америка не может обойтись без социальных контрастов.

Проезжаем все это великолепие мимо, следом справа колониальный город, слева дамба с дорогой на острова, которую намыли при строительстве новых шлюзов. Приближаемся к мосту через канал, но перед ним уходим вправо, зелёная парковая зона с памятником эмигрантам, среди которой расположен наш отель. На ресепшн один дядька средних лет, немного повозившись, оформляет номер 1326 на третьем этаже, балкон с видом на Панамский канал. Наш номер ближний к лифту, остальной коридор перекрыт щитами, людей нет, часть номеров выведена из обслуживания. Номер старый, мебель и техника видавшая виды, но других отелей с видом на канал нет.

В Панаме и Колумбии одинаковый часовой пояс, время отстаёт от Москвы на 9 часов, пора подкрепиться, мы уже успели проголодаться, завтракали в Картахене ещё в шесть утра. Ольга везёт в ресторан Pencas, ехать буквально пять минут. Моллюски Almejas Al Ajillo, в чесночном соусе, лангустины в соусе ахийо креойо с овощами — моя еда! Сильно лучше лошадиных порций мяса, риса и кукурузы, что мы ели в Колумбии. Вот только мой любимый напиток поначалу слегка подкачал, местное пиво Панама — сладкий лимонад. Ситуацию исправляет Modelo из Мексики. Отлично поели за 110 долларов на четверых.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

На полные желудки отправляемся в первое знакомство с Панамой. Мы находимся на дороге на острова, так почему не заглянуть? Ровная аккуратная дорога по дамбе в ограждении ровных рядов пальм. Остров Наос, Перико и Фламенко, наконец, дальше дороги нет, один океан, Тихий. Здесь организована развлекательная зона. Вдоль шоссе беговые дорожки, повсюду вид на высотки Панама сити, на островах спорт-клубы и рестораны, кому куда. Нам пока никуда, мы присматриваемся.

1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

В тупике на Фламенко развернулись и поехали обратно, примерно около нашего отеля находится знаменитый мост Двух Америк. Переезжаем из Северной в Южную. Ажурная металлическая конструкция, уж не старина ли Эйфель мимо проезжал? На другой стороне, в Южной Америке, сразу за мостом смотровая площадка у памятника 150-летию китайского присутствия в Панаме. Отсюда открывается вид на порт Balboa, построенный и эксплуатируемый китайцами. Все поняли политический и экономический подтекст такого монумента?

2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Напротив Бальбоа другой порт, называется Родман. Вид на мост, но угол слишком острый. На самом деле отличный вид мог быть от нашего отеля, но мешают большие кроны деревьев, а зайти за них невозможно, вдоль канала забор с колючей проволокой. Срубить бы! Под мостом проходят большие океанские корабли, шлюзы расположены чуть дальше, вглубь суши, но уже здесь начинаешь ощущать всю мощь всемирного транспортного узла.

Переезжаем по мосту обратно, в Северную Америку, берём левее, направляемся на обзорную площадку Панамского канала. На аккуратно постриженном возвышении расположено большое административное здание, это администрация канала. Гостиница поблизости, поэтому все последующие выезды всегда проходят мимо здания администрации. Ещё немного вперёд, над нами заходят на посадку лёгкие самолёты бизнес авиации, здесь расположен аэропорт Albrook Gelabert, огромное количество ангаров, где сильные мира сего содержат свои аэропланы.

1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

В 15:00 заказана экскурсия на мирафлорес, смотровая на канале, быстро поднимаемся через музей на открытую площадку над шлюзом. Билет стоил до пандемии 20 долларов, а сейчас цена упала до 11. Да, про валюту. В стране имеет хождение американский доллар, только мелочь местная, национальная под названием бальбоа, иногда на сдачу можно получить вместе с американскими центами. До пандемии на обзорной площадке был ресторан с видом на канал, сейчас закрыли, а зря. Ольга поясняет — местное правительство принялось активно вводить ограничения с распространением ковида. В 2020 всех посадили по домам, женщинам разрешали выходить из дома на два часа по понедельникам, средам и пятницам. Мужчинам — по вторникам, четвергам, иногда субботам. Прямо как в бане, дни женские и мужские. Дети уже два года не ходят в школу. Возросло количество юношеских суицидов. Дочь полтора года пролежала на кровати глядя в потолок.

Но вернёмся. Канал это круто! Инженерное сооружение мирового значения. Постоянное движение судов, медленное, но неотвратимое. Вдали появляется корабль, становится всё ближе и ближе, пока не вырастает в огромное судно. И он обязательно попадает в шлюз, других вариантов нет. В этом механизме движения кораблей, подъёма и спуска воды, открытия и закрытия ворот есть что-то завораживающее. Надо задержаться на площадке, почувствовать слаженность работы всех участников процесса, деталей и механизмов, ощутить работу невидимого дирижёра.

Панамский канал, безусловно, главная достопримечательность страны, имеет сложную и, порой, драматическую историю.

1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку, но король Испании Филипп II из религиозных соображений наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, посчитав, «что Бог соединил, человек разъединить не может».

К строительству канала приступили в 1879 году французы, создав концессию. Собрали деньги, выпустили акции и начали строить. Но изначально был выбран неправильный подход, канал решили строить без шлюзов, на уровне океана, что привело к значительным трудозатратам. Развалу проекта также способствовала эпидемия малярии и жёлтой лихорадки, которая буквально косила строителей, по некоторым данным погибло более 20000 человек. Не меньше болезней стройку подкосила тотальная растрата средств, в основном на подкуп парламентариев и прессы. В 1889 году проект закрыли, а концессию распустили. Панамский скандал явился ярким свидетельством разложения политических и бизнес-элит Третьей Французской республики и вскрыл масштаб коррупции среди прессы. Компания обанкротилась, это повлекло за собой разорение тысяч мелких владельцев акций. Данная авантюра получила название Панамской, а слово «панама» стало синонимом аферы, мошенничества в грандиозных масштабах. В течение всего XIX века рассматривались два основных варианта направления канала: через Никарагуа и через Панаму. США, главный игрок за право постройки и эксплуатации канала, умело манипулировал информацией о выборе направления, в конечном итоге завладел землёй под строительство панамского варианта. Панама на тот момент входила в государство Великой Колумбии Симона Боливара. Так вот, эта самая Великая Колумбия закочевряжилась и отказалась передавать землю под канал американцам. На что США быстро организовали движение за независимость Панамы, подняли восстание, и Панама в 1903 году стала независимым государством, тут же подписав американцам нужный договор. Это кто там говорит о демократии и невмешательстве в дела других стран?

Строить начали в 1904 году, учтя главную ошибку французов, была предложена система шлюзов, которые бы поднимали судно на 26 метров над уровнем океана, в таком случае в качестве значительной части канала получалось использовать искусственное озеро Гатун. Наш гид Ольга считает, что американцы придумали шлюзы. Не думаю, что они придумали шлюз как таковой, но те, что сейчас перед нами, безусловно спроектировали американские инженеры. И то, что они продолжают работать вторую сотню лет, их заслуга. Канал построили в 1914 году, официально открыли в 1920-м.

Со стороны Тихого океана первая очередь канала представлена двумя рукавами: двухкамерный Miraflores (перед нами) и однокамерный Pedro Miguel. Судно, которое может пройти через канал, называется Панамакс и должно быть в длину не более 294,1 метра, в ширину не более 32,3 метра, высотой до 57,9 метра. Длина канала 82 километра.

В 2016 году была открыта новая система шлюзов с шириной судов до 51,25 метров, такие суда получили название Постпанамакс, как правило, это огромные балкеры и контейнеровозы. Ещё немного статистики: в день через канал может пройти максимум 48 судов, в год 14000, на 2012 год через канал прошли 815000. С открытием новых шлюзов в 2016 году пропускная способность увеличилась до 18800 судов в год. Каждое судно на проход по каналу тратит девять часов. Панамакс преодолевает канал в среднем за 200000 $, рекордная сумма — 439000, Постпанамакс платит за проход через канал 800000, максимальная сумма, уплаченная за проход 1200000. Если жаль тратить такие деньги, можно бесплатно проплыть вокруг Южной Америки, тогда путешествие удлиниться на 21 день. Можно посчитать, сколько будет стоить солярка и содержание персонала.

Хватит цифр, перейдём к личным впечатлениям.

Огромная махина океанского судна медленно, но верно приближается к шлюзу. Слаженный коллектив персонала приготовился к встрече. Наблюдать судно с площадки около шлюза уникально, не знаю другого похожего ракурса. Увеличиваясь в размерах океанский корабль подходит к шлюзу. Тут его встречает с десяток электровозиков, которым сбросят канаты, они в свою очередь их натягивают и ведут так, чтобы огромное судно не коснулось бортами стен шлюза. Начинается закрытие ворот. После захода корабля в шлюз ворота закрываются, и вода из ванной начинает либо сливаться, либо набираться, в зависимости от направления движения судна. При движении снизу вверх, вода подаётся из озера в шлюз. Огромный объём воды закачивается через форсунки на дне шлюзовой. Не очень экологичная схема, каждый проход корабля требует слива миллионов литров пресной воды, но таковы законы бизнеса! Выглядит всё впечатляюще, корабль медленно, но верно, опускается вглубь огромного бассейна. А какие суда?! По одному рукаву идёт CSL Spirit с огромным и мощным собственным краном, а что там у него во внутренних трюмах — неизвестно. По второму рукаву входит светло-зелёный Oberon, перевозчик автомобилей, на своих внутренних палубах он доставляет тысячи автомобилей. Так работает один из крупнейших транспортных узлов мира!

3
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Насмотрелся. С рестораном и напитком в руках было бы комфортнее, но и так интересно.

Едем дальше, в программе сегодняшнего дня значится посещение колониального города. Стараемся успеть засветло.

В опрятный и цивильный город приходится проезжать через не столь благополучные соседние районы. Окно лучше не открывать, камеру лучше не высовывать из окна. Ольга: вышли с мужем прогуляться, мимо пробегают люди, стреляя друг в друга. Ольга — супругу: — ты уверен, что это хорошее место для прогулок?

Но такова Панама и Панама сити, как и вся Центральная Америка, есть комфортабельные и безопасные кварталы, поблизости от которых проходит совсем другая жизнь.

1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Ненадолго вернёмся к истории страны. Сложная история противостояния в борьбе за независимость между Панамой и США, Генерал Омар Торрихос и неоднозначная фигура генерала Норьеги, как апофеоз короткая война американцев.

В 1968 году в результате переворота страну возглавил генерал Омар Торрихос.

Со временем популярность Торрихоса среди народа выросла за счёт социально-ориентированной политики и популистских выступлений. В этот период отмечается широкое строительство дорог, мостов, жилых домов, проводится аграрная реформа, реформы образования и здравоохранения, хотя страна залезла в большие долги.

7 сентября 1977 года в Вашингтоне Торрихос и президент США Дж. Картер подписали соглашение (The Panama Canal Treaty), в соответствии с которым 31 декабря 1999 года США должны были передать контроль над Панамским каналом правительству Панамы. С Картером договорились о передаче канала, слабину дал. Потом пришли республиканцы, но было поздно.

В июле 1981 года

Торрихос погиб в авиакатастрофе при подозрительных обстоятельствах, не исключающих возможности убийства. В предполагаемом покушении обычно обвиняют ЦРУ. После гибели Торрихоса к власти пришёл его соратник, полковник Мануэль Норьега.

Имя Норьега я помню, часто мелькало в советской прессе. Сложная фигура, с траффиком наркотиков связана, но при этом стремился к независимости республики, а американцам это не нравилось. Отношения между США и Панамой стали ухудшаться, апофеозом стало военное вторжение американской армии в Панаму 20 декабря 1989 года. Город подвергся бомбардировке, погибли мирные жители, американские солдаты уничтожили панамскую армию за четыре дня, она просто развалилась. Погибло 6000 человек, хотя американцы утверждают что 600. Ольга говорит, солдаты стучались в дома, просили одежду, переодевались и дезертировали. Зачем нужна была эта война? — задаёт вопрос Ольга и сама себе отвечает — надо было уничтожить панамскую армию, чтобы установить свой контроль в области обороны страны. Факт остаётся фактом, государство Панама не имеет своей армии, в случае угрозы безопасности страны (канала) американская армия моментально приходит на защиту. Дату 20 декабря панамцы помнят, о чём свидетельствует огромный мурал на стене в рабочем квартале Панама сити.

31 декабря 1999 года власти США передали управление каналом властям Панамы. Американцы ушли, но обещали вернуться. В зоне канала заметил

брошенные корпуса американской миссии без окон, их много.

Мы проехали бедные и, соответственно, небезопасные кварталы города и оказались у входа в старый город. На площадке детвора гоняет в футбол, а женщины сели кружком, играют в популярную здесь игру бинго. Заметили, не мужики козла забивают, а женщины занимаются чем-то похожим.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Старый город в Панама сити совсем небольшой, колониальная архитектура существенно разбавлена другими европейскими стилями. Сразу бросается в глаза эффектное здание в стиле ар деко, через дом от него французский особняк, а напротив трёхэтажное белое здание с эффектными голубыми дверьми-окнами напоминает о классическом стиле. Огляделись, улица нарядная, дома ухоженные, отреставрированы и покрашены.

2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Ольга ведёт нас вниз на площадь, названную в честь национального героя, генерала Томаса Эрреро. На глаза попалась табличка, бар Blue Moon, симпатичные девушки на все лады расхваливают свежайшее прохладное пиво, ну как тут устоять?

Не обманули, стильный интерьер, отличный вид на площадь с балкона. Различные виды пива с местной пивоварни: шоколадное, манго, мой любимый пилснер, подают в бокалах сильно похожих на винные.

1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
3
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Выходим из бара и по Avenida A (правильно! Если есть A, будет Avenida B) идем в сторону океана. Хотя океан окружает со всех сторон, старый город находится на полуострове, с трёх сторон окружён водой. По дороге заглянули в храм Святого Хосе и не зря! В самом разгаре концерт, хор исполняет… не знаю, что исполняет, Shazam тоже не знает, может вы в курсе? Посмотрите короткий фильм о нашем пребывании в Панаме, там есть этот эпизод, поют хорошо. Снаружи храм ничем не примечательный, но внутри богато украшенный позолоченный алтарь. Не все церкви старого города так сохранились, от некоторых остался только кирпичные стены. Как, например, храм ордена Иезуитов, что в двух шагах.

2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Над улицей пламенеет закат, в лучах заходящего солнца какая-то дама позирует в кружевном платье профессиональному фотографу.

3
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
5
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Над городом сгущаются сумерки, мы идём на набережную, перед лестницей на эспланаду расположена небольшая Французская площадь с галереей и монументом по центру, посвящённым французам, первым строителям канала. А на лавочке перед памятником бабушка в модных ботинках с удовольствием поедает мороженое.

Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

От площади поднимаемся на набережную, отсюда хорошо наблюдать закат, а если пройти чуть дальше по дуге — можно наблюдать панораму современной части Панама сити.

1
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Обозрев частокол небоскрёбов в свете огней, идём в начало Avenida B, с одной стороны пышный Национальный театр, давший приют министерству культуры, с другой — церковь Святого Франциска Асизского.

2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1
2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

В завершение прогулки, выходим на центральную площадь Независимости. Кафедральный собор строили более 100 лет, колокольни в одном стиле, фасад в другом, но достроили! Всё вокруг в рождественских украшениях, гирляндах, по центру площади большая высокая беседка, можно обозревать сквер и красоту застройки с возвышения. Устали. Утро началось в Колумбии, а уже столько впечатлений от Панамы!

2
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 1

Красивый и комфортный автомобиль подкатил незаметно. Как здорово, когда усталым можно сесть в кресло и без лишней суеты добраться до заветного номера в гостинице. Но! Надо купить напитки и что-нибудь из закусок, в отеле нет ресторана, а идти куда-то нет сил. В центре больших магазинов нет, небольшой супермаркет Rey. Упаковка из шести банок пива Modelo стоит 4,6 $, приемлемо, из минеральной воды есть Perrier и San Pellegrino, дороговато. Мой любимый в Центральной Америке напиток Clamato в литровой бутылке стоит 3,33 $, не так плохо, мелкие баночки в 150 мл на нашем пути попадались по 1,5 $.

Вода, пиво, сок, оливки отправились с нами в гостиницу, пора под душ и спать!

Продолжение:
Большое путешествие по Центральной Америке. Панама. Часть 2

 

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Панама: полезная информация
Комментарии