Турист Марина (AntropovaMarina)
Марина
была 20 марта 18:29

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

Ереван, Севан — Армения, Тбилиси, Батуми, Боржоми + 2 города — Грузия Сентябрь 2017

Всем привет! Мне нравится открывать новые страны, разрабатывать необычные маршруты, брать с собой фотоаппарат и делиться интересными идеями для самых незабываемых путешествий.

Армения — государство с древней историей, расположенное в очень живописной местности. Тысячелетняя обсерватория, горные деревни, где дома были построены пару сотен лет назад, развалины крепостей — все это можно увидеть в Армении.

В Грузии путешественника ждут отдых на солнечном побережье Аджарии, старинные крепости Кахетии, живописные горные пейзажи Сванетии, современный морской курорт и порт Батуми, а также разбросанные среди выразительной природы небольшие городки, где время течет также, как несколько веков назад.

• 1 520 км за 12 дней
  • Способ передвижения: машина
  • Города старта и конца путешествия: Ереван/Тбилиси

Карта тура

Ереван — озеро Севан — Тбилиси — Боржоми — Батуми — Сванетия — Кутаиси — Тбилиси

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

1 день. Ереван, ж/д вокзал, площадь Республики, Каскад

Первое, что видишь при прилете — это Арарат. Величие, спокойствие и красота. Арарат прекрасен.
На осмотр Еревана мы заложили один день, так как нам было интересно посмотреть на железнодорожный вокзал, а также купить там билеты на поезд до Тбилиси. Вокзал действительно очень красивый, но вся площадь перед ним была заставлена машинами, с которых торговали овощами и фруктами всех сортов и размеров.
Несмотря на древнюю историю, современный облик Еревана сформировался в начале XX века, когда архитектор Александр Таманян разработал и в 1924 году представил правительству Советской Армении генплан Еревана, а после его утверждения приложил все силы к его реализации. Особенно понравилась площадь Республики с колоннами из розового туфа. Здания сталинского типа, освещенные солнцем, смотрятся еще красивее. На улице много старых машин и автобусов, можно увидеть забытые вещи из детства.
Вечером мы отправились в ресторан «Кавказская пленница», тематически оформленный и интересный ресторан с национальной кухней. А затем пошли смотреть знаменитый ереванский Каскад. Задумка интересная, но фонтаны не работали (как и везде по городу). Зато вид на город потрясающий.

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

2 день. Ереван — Гарни — Гегард — озеро Севан — кладбище Норатус — Севанаванк. Расстояние 140 км

Так как в Армении было запланировано всего три дня, то решили не брать машину в аренду, а заказать водителя с машиной.
Приезжать в Армению лучше конечно весной, когда все зеленое и цветет. В сентябре уже вся трава выгорела и создавала эффект пустыни.
Храм Михра в Гарни называют «армянским Парфеноном». Стройные колонны, портики, роскошная мозаика — армянские цари с удовольствием использовали храм в качестве летней резиденции. Его бережно восстановили после землетрясения и теперь здесь регулярно проводят исторические представления.
Монастырь Гегард построен на скалах, многие помещения просто выдолблены внутри утесов, а каменные стены украшены стелами с крестами.
А вот нашим следующим пожеланием мы сильно удивили водителя, попросив найти и доехать до заброшенного железнодорожного вагона на берегу озера Севан. Очень интересное место, где получились необычные фотографии. По дороге посетили знаменитое старинное кладбище хачкаров Норатус.
И под конец был монастырь Севанаванк. Необычная архитектура и вид на Севан обеспечены.

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

3 день. Ереван — Хор Вирап — поезд до Тбилиси

Хор Вирап находится у подножия Арарата, над подземной тюрьмой, которая использовалась еще в IV веке. Виды из монастыря действительно открываются изумительные, однако и сами его строения интересны своей историей и внутренним убранством.
Днем мы сели в поезд Ереван-Тбилиси. Думала, будет хуже, так как это поезд еще со времен СССР, но на самом деле все чисто и комфортно. Граница условная, ставят штампы не глядя. Гораздо сложнее было избежать начальника поезда, который разговаривал по душам с каждым иностранным пассажиром. К счастью, вечером мы уже были в Тбилиси.

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

4 день. Тбилиси — военно-грузинская дорога — Ананури — Казбек. Расстояние 155 км

Взяв машину в аренду, мы поехали по одной из красивейших трасс Кавказа — знаменитой военно-грузинской дороге. Это серпантин, поэтому начинающему водителю будет не очень комфортно.
По дороге осмотрели крепость Ананури. Она хорошо сохранилась, целыми остались не только стены и башни, но даже перекрытия и внутренние постройки. Через цитадель пролегают почти все туристические маршруты по стране, поэтому пропустить ее почти невозможно.
Троицкая церковь в Гергети расположена на высоте более двух км над уровнем моря. Древние стены храма стоят на фоне сверкающих ледников Казбека. Церковь была основана на месте языческого капища. Согласно данным из некоторых путеводителей, в стенах до сих пор хранится древний серебряный идол в форме барана, не уничтоженный по каким-то причинам местным духовенством. С военно-грузинской дороги на церковь открывается живописный вид. Добраться туда можно на УАЗах и джипах, но мы приехали поздно и поэтому решили полюбоваться на Казбек из местного ресторанчика, поедая шашлыки.

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

5 день. Тбилиси, проспект Руставели, гора Мтацминда, мост мира — Мцхета — Боржоми. Расстояние 160 км

Сняли квартиру в аутентичном грузинском дворике, прогулялись по проспекту Руставели и старому городу, вдоль реки Куры. Полюбовались великолепными видами с горы Мтацминда, особенно заинтересовал мост мира. Из еды понравилась кафе-хинкальная «Захар Захарыч». Вообще грузинская кухня очень вкусная: хачапури всех видов, хинкали, грузинский салат, тархун, лобио, баклажаны с орехами, чашушули… Можно перечислять бесконечно. И обязательно вино и соусы!
Интересно, но практически во всех ресторанах было одно и то же: при большом заказе нам постоянно забывали что-то принести, но с таким же успехом одну позицию забывали включить в счет. Грузины не напрягаются:)
Говорят практически все по-русски и многие по-английски. Кто не говорит по-русски, так он и на других языках, кроме грузинского, не говорит.
Дороги в Грузии хорошие, на трассах никто не лихачит, на машине путешествовать одно удовольствие. Самое главное — успевать уворачиваться от гуляющих по обочинам коров. Их много и они здесь ничего не боятся. В Тбилиси водят не ахти, поэтому из города лучше выезжать побыстрее.
Мцхета находится недалеко от Тбилиси. Это древняя столица Грузии, святое место для каждого грузина, местные жители называют город «вторым Иерусалимом». Красивое место.

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

6 день. Боржоми, узкоколейка до Бакуриани — Ахалцихе — Батуми. Расстояние 350 км

Уже в Тбилиси хозяева квартиры нам рассказали про уникальную грузинскую узкоколейку Боржоми-Бакуриани, которая существует и активно действует уже более 100 лет. По ней круглогодично курсируют два электропоезда с обновленными составами с четырьмя вагончиками в каждом. В народе их называют «кукушками». Среднее время в пути два с половиной часа. Если есть необходимость сократить время на обратную дорогу, то вместо железной дороги лучше воспользоваться маршрутным такси. Оно преодолевает то же расстояние по автодороге за 30 мин.
Прокатившись рано утром на «кукушке» и полюбовавшись прекрасными видами, мы отправились в сторону Ахалцихе, чтобы через перевал добраться до Батуми. Эту дорогу никогда не предложат на карте, так как покрытия там нет, ездят в основном лесовозы и опять-таки туристы-экстремалы. Много видео смотрели при выборе этого маршрута, думали, что не проедем. Но мы не из пугливых! Если дождь или боитесь серпантинов, а также если у машины низкий клиренс, то лучше выбрать трассу через Кутаиси.
На самом деле все не так страшно, погода стояла отличная, после перевала начались колоритные мусульманские деревни. Затерянный мир.

7–8 день. Батуми

В любой длительной поездке обязательно нужно выделить несколько ленивых дней, большую из которых хорошо выспаться, поплавать в море, позагорать или просто отдохнуть. Это помогает сохранить заряд позитива и бодрости для дальнейших путешествий.
Остановились в 5 км от Батуми в деревне Гонио. Там нет народа, чистое море и пляж. В Батуми слишком шумно и вода намного хуже. Город довольно своеобразный. Господин Саакашвили его значительно переделал, поэтому такое ощущение, что находишься где-то на киностудии, так как все построенные здания-гиганты кажутся неестественными и не особо обитаемыми. Красивая набережная, можно брать велики в аренду и отлично прокатиться.
Много туристов из Ирана с закутанными с головы до ног женами. Наши же туристы наоборот показывают все, что могут. Из заведений понравилось арт-кафе «Сердце Батуми», вкусно и недорого.

9 день. Батуми, Ботанический сад

Рядом с Батуми находится знаменитый Ботанический сад. Весь парк поделен на 21 зону внутри девяти совершенно неодинаковых секций: от жаркой Мексики и Южной Америки до суровых Гималаев. Сад действительно огромен и очень красивый.

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

10 день. Батуми — Поти — Ингурская ГЭС — Местия. Расстояние 270 км

Заглянув ненадолго в Поти, по живописной дороге, где бегает много свинок, мы приехали на Ингурскую ГЭС. Это самая большая и красивая электростанция на Кавказе. Находится она на границе между Абхазией и Грузией. Но, так как основные части сооружения находятся как в одной стране, так и в другой, использовать ее можно только в условиях сотрудничества обеих сторон. Поэтому был подписан документ, по которому сейчас и работает станция.
Если спросишь, как пройти до границы с Абхазией, то местные начинают сразу напрягаться.
Дорога до Сванетии — это горный серпантин. На автобусе или маршрутке добираться точно не комфортно. Как только появляются башни сваны — вы на месте! Эти башни не использовались как оборонительные, так как во времена их постройки в регионе не было внутренних войн. Существует версия, что они были возведены для поддержания престижа и устрашения возможных врагов, в то время как в них хранили запасы овощей и другой провизии.
Это был первый случай, когда при бронировании через Booking мне на месте сказали: «А вы кто? У нас нет такого бронирования». Благо у хозяина был знакомый, который нас приютил.

Армения и Грузия на машине: легенды Кавказа

11 день. Местия — Кутаиси. Расстояние 230 км

Сванетия прекрасна! Там нет каких-то туристических достопримечательностей, но наибольшее впечатление на меня произвела эта часть Грузии. Можно любоваться горными вершинами Кавказских гор, можно отправиться в поход и посмотреть Эльбрус, просто погулять по Местии и пообщаться с дружелюбными свинками. А виды с горного серпантина невероятные.
Так как солнце еще светило ярко, то решили заехать искупаться еще раз в море прямо на границе с Абхазией. Попали в какое-то фантастическое место. Разрушенные после войны дома, а рядом огромные действующие отели, остатки советского спортивного прошлого в виде огромной вышки и много непонятных сооружений. Самое интересное — это то, что ты не ожидаешь и не планируешь. Вечером, быстро осмотрев Кутаиси, мы заселились в отель.

07EA63AB EC7F 49CF A7FD BCB465FF06EC

Свин говорящий, хрюкающий и чавкающий

12 день. Кутаиси — Гори — Тбилиси

В Гори стоит заехать совсем ненадолго — хотя бы ради музея Сталина. На самом деле Сталин там ни разу и не был, просто воссоздали его быт. Интересно было посмотреть поезд тех времен. Погуляв по вечернему Тбилиси, мы отправились в аэропорт.
Чудесное путешествие, радушное гостеприимство, вкусная кухня и душевные воспоминания. Не зря туристы возвращаются сюда вновь и вновь.

Другие путешествия

Спасибо за лайки и комментарии!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия