Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 23:07
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Свазиленд (Королевство Эсватини) Январь 2010

«Ничто, кроме как дышать воздухом Африки и даже проходить через него, не может передать неописуемые ощущения». Уильям Берчелл

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Во время группового тура «Каникулы в Свазиленде» для меня было три интересных события. Первое это проживание две ночи в экзотическом отеле. Каникулы в Свазиленде ч.1 — королевство Эсватини

Второе и самое главное — экскурсия в местную деревню. Про неё расскажу в финальной части.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

А третье событие это знакомство с городом Мбабане, одной самой редкой, из посещённых мною столиц.

Итак, в Свазиленде, который теперь называется Эсватини, мы проживали в лодже на территории местного национального парка, где водятся импалы, кабаны и другая живность.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

На месте нам было предложено несколько дополнительных экскурсий: прогулка на лошадях и пешие прогулки по парку.

Экскурсии в столицу в списке не было, поскольку для приезжего туриста там смотреть и делать вроде и нечего.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Но, для большинства путешественников, помимо важных мировых и местных достопримечательностей, созданных людьми или природой, имеет значение и географические достижения (пересечение экватора; границы любой страны, желательно пешком и т. д.).

Так вот, посещение столицы, не самого туристического государства (королевства) Свазиленд, для меня как раз и было географическое достижение. Тем более, было бы обидно, не заехать в Мбабане проживая в 15 км от него.

Была одна сложность, не было машины, чтобы туда добраться, а лодж находился на закрытой для чужого транспорта территории. До трассы, чтобы поймать такси или попутку, идти далеко, к тому же и страшно (там все спокойно, но вдруг какой кабан набросится или местным не понравлюсь). Выход был найден.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Я начал подбивать других туристов из группы. Пользуясь не многими словами, которые я знал на английском языке (что мол это эксклюзив, это бывает раз в жизни) мне удалось убедить 6 человек из разных стран, очень далеких от Свазиленда (Южная Корея, Бельгия, Австралия, Аргентина) съездить на часок в Мбабане.

По единственному телефону в лодже мы заказали два такси и договорились, что их пропустят к нам. Стоило это примерно 130 долларов. Для одного дороговато, учитывая, что это очень маленькая столица.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Короче доехали мы до Мбабане, потом пешком дошли до единственной площади, которая больше похожа на рыночный пятачок с кучей пассажирского транспорта типа автолайн.

Мы потоптались на главной площади и сделали фото с собою на долгую память. Вот наша неформатная группа «Большая семёрка».

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Это был интересный опыт. Находится одному русскоговорящему целую неделю среди англоговорящих. Правда в изучении языка мне это сильно не помогло. Но, школьную программу я вспомнил.

Что интересно, во время этой всей мбабаневской прогулки, шесть человек сделали 20 фото на всех. Седьмой, т.е я, 70 фотографий. Ну это я так написал, для статистики:) Хотя для меня это крайне мало.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

В основном я фотографировал главное достояние Свазиленда — людей.

Рядом, к нашему удивлению, был большой комплекс из магазинов с мировыми брендами и очень приличными ювелирными бутиками (бриллианты конечно же из ЮАР).

Внутренний двор.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Мы заскочили ТЦ минут на 20 в сувенирную лавку, купили там по мелочи и пошли назад к месту встречи с такси.

Сюрпризов, которые иногда случаются в поездках типа местного праздника, парада или шоу, в этот раз не было. Но всё равно я остался доволен и ценю это мгновение, поскольку оно было в первый и последний раз в моей жизни (посещение Мбабане).

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Зато около торгового центра работал рынок. Тоже отличное погружение в культуру страны.

Теперь немного официальной информации. Кстати, баннеры в окрестностях Мбабане красивые, поэтому сфотографировал их и вставил в материал.

Город унаследовал название местности, которое может быть приблизительно переведено как «долина быстрых ручьёв». По другой версии, город возник рядом с деревней, в которой был вождём Мбабане Кунене, и назван в его честь.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

В 1750-е годы, согласно устной традиции, на месте современного городского района Далриач располагались краали для скота, надсмотр над которыми был поручен вождю Мбабане Кунене.

Первое европейское поселение на транспортном пути, связывавшем Трансвааль и Мозамбик, основано около 1887 года.

В 1902 году британцы, установившие протекторат над Свазилендом, разместили вблизи от крааля короля Мбадзени в Мбабане свои административные учреждения. Первый британский комиссар прибыл в Мбабане в 1907 году.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

В 1920 году в резиденцию комиссара было проведено электричество. В 1930-е годы в городе, помимо электричества, действовали водопровод и телефонная связь, работали школы и одна больница.

До Второй мировой войны население Мбабане оставалось чисто европейским: коренным африканцам запрещалось селиться в городе, и они проживали в посёлках за городской чертой. В результате Мбабане оставался небольшим населённым пунктом без развитой промышленности.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Основание Центральной школы Мбабане в 1940 году и ремесленного училища в 1945 году привлекло в Мбабане коренное население Свазиленда и привело к росту города, превратившегося в коммерческий центр для окрестных регионов, основу экономики которых составляли сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность.

В 1964 году через Мбабане прошла железная дорога, связавшая его с Мапуту (Мозамбик) и предназначенная главным образом для вывоза железной руды, добывавшейся на руднике Нгвеня в Хайвельде (к настоящему времени добыча руды прервана).

Мбабане оставался административным центром протектората Свазиленд вплоть до 1968 года, когда была провозглашена независимость Свазиленда.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

С 1968 года Мбабане является столицей суверенного Свазиленда (в 2018 году государство переименовано в Эсватини).

Город остаётся одной из самых малонаселённых столиц Африки: оценочное количество жителей в 2006 году составляло 78 тысяч человек, в 2010 — 95 тысяч. Сколько в 2022 году даже и не знаю, нет точных данных.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

В городе находятся предприятия пищевой, швейной, металлообрабатывающей промышленности, обработка сельскохозяйственного сырья.

Близ Мбабане ведётся разработка асбеста. Также здесь располагается Свазилендская фондовая биржа и медицинский факультет Университета Свазиленда.

Мбабане — транзитный центр, через который граждане Эсватини выезжают на работу в ЮАР.

Каникулы в Свазиленде ч.2 — Мбабане

Город связан автомобильными дорогами с населёнными пунктами на северо-востоке ЮАР и железнодорожным сообщением с Мапуту. Источник

Не упомянул выше, что Мбабане сейчас является одной из двух столиц Эсватини. Вторая — город Лобамба. Это историческая столица королевства, где находится парламент и резиденция королевы-матери. Расстояние между Мбабане и Лобамба 16 километров.

На этом всё. Спасибо за внимание и до встречи в следующей африканской столице.