Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:12
В поездке

Национальный парк Зайон: восточная секция

Юта — США Октябрь 2021

Мы уже упоминали, что национальный парк Зайон можно рассматривать как 3-в-1: настолько отличаются друг от друга отдельные его три части. Этот завершающий рассказ — про восточную секцию Зайона, которая на карте 1 обозначена буквой С:

Карта 1. Схема парка Зайон. А - северо-западная секция Колоб (А1 - Каньоны Колоб, А2 - Терраса Колоб). В - Каньон Зайон (главная часть парка), С - туннель и Верхне-восточный каньон.

В восточной части, как и во всем парке Зайон, тоже совершенно фантастические виды, но со своей особинкой, о чем настал черед рассказать подробнее. Безусловно, один из «главных героев» этой секции парка — дорога Зайон-Гора Кармель (Zion-Mount Carmel Highway). С нее и начнем.

Участок дороги Зайон-Гора Кармель (Zion-Mount Carmel Highway) в нижней части парка.

Строительство этой дороги сделало восточную часть парка доступной для путешественников. Ее общая протяженность (от Спрингдэйла до пересечения с дорогой № 89 у горы Кармель) — 35 км, из которых 19 км проходят по территории НП Зайон, соединяя между собой южный и восточный въезды в парк (карта 2).

Карта 2. Участок дороги Зайон-Гора Кармель (Zion-Mount Carmel Highway) в пределах парка (выделен коричневой линией).

Дорога эта необычайно живописна и сама по себе является достопримечательностью парка Зайон. Ее проложили исключительно для туристических целей: обеспечить доступ в восточную часть парка, а также прямой путь из Зайона к Каньону Брайса и северной стороне Большого Каньона, давая туристам возможность посетить все три парка в одной поездке.

В ходе строительства этого шоссе в скалах на его пути пришлось пробить почти 2-километровый туннель (The Zion-Mount Carmel Tunnel), а также проложить по склону горы подводящую дорогу-серпантин.

Этот серпантин позволяет машинам на достаточно коротком отрезке подняться на 244 м — со дна каньона до въезда в туннель. Вдоль всего серпантина организовано несколько смотровых площадок, откуда открываются просто фантастические виды на окружающие горы.

Вид со смотровой площадки дороги-серпантина.

Строители дороги учли, что у туристов на каждом повороте дороги будет непреодолимое желание выйти из машины, чтобы запечатлеть всё новые и новые красоты. Поэтому возможностей остановиться и сделать фотографии реально много.

Большая арка (Great Arch). Вид с дороги-серпантина.

Но самая сложная работа в ходе строительства этой дороги была связана с прокладкой туннеля. Его сооружение начали с «вырезания» шести больших «окон» в скале, через которую прошел туннель. Через эти окна-скважины с помощью бурения и взрывных работы строители затем проникли внутрь скальной породы и начали продвигаться в обе стороны, к местам будущего соединения туннеля с дорогой. Эти «окна» в скале также обеспечивали работающим в туннеле вентиляцию и освещение и одновременно использовались ими для сбрасывания извлекаемых пород вниз, в каньон.

Окна-скажины в скале. Позади них проходит туннель (фото из интернета).

Эти окна-скважины существуют до сих пор. Первоначально возле каждого окна внутри туннеля были организованы небольшие парковки, чтобы путешественники могли остановиться и взглянуть на горы Зайона изнутри туннеля. Но со временем, по мере нарастания трафика сквозь туннель, остановки в нем запретили. Так что сейчас эти окна используются исключительно для освещения и вентиляции.

Окно в скале, вид снаружи (слева). У каждого окна внутри туннеля раньше были небольшие парковки (фото справа). Теперь их нет. Оба фото - из интернета.

Туннель был построен в 1927–1930 годах, и в целом остался неизменным с тех пор. Но поток туристов и размеры автобусов и домов на колесах сильно увеличились за прошедшее время. Поэтому теперь в целях безопасности, для пропуска транспортных средств, превышающих 3,4 м в высоту и/или 2,4 м в ширину, движение в туннеле приостанавливается, и проезд для таких машин стал платным ($15). Мы были свидетелями, как таким образом пропускали туристический автобус. А транспортные средства высотой более 4 м и полуприцепы, а также велосипеды и пешеходы вообще запрещены в туннеле.

Карта-схема участка дороги Зайон-Гора Кармель с туннелем.

Проехав через туннель, мы запарковали машину и отправились на короткую прогулку. Прямо от восточного портала туннеля начинается популярная тропа The Canyon Overlook Trail, ведущая к смотровой площадке с шикарным видом на каньон. Маршрут короткий и простой — примерно 1,5 км в оба конца.

Вначале тропа идет вдоль узкой и извилистой щели — это слот-каньон Соснового ручья (Pine Creek Canyon), популярный среди туристов-экстремалов.

Вначале тропа идет вдоль слот-каньона Соснового ручья.

Через некоторое время тропа приводит к алькову с нависающей над ним скалой.

Альков с нависающей над ним скалой.

Перед выходом к смотровой площадке тропа поднимается по гладким камням в окружении раскиданных там и тут необычных конических образований под названием «ульи» (beehives).

В конце концов, тропа выходит на открытое пространство. Вот здесь можно просто ахнуть от красоты вокруг! Один из главных магнитов — это, безусловно, Восточный храм (East Temple), возвышающийся сбоку от смотровой площадки. Название этой горе дал выдающийся американский геолог Джон Уэсли Пауэл, когда его экспедиция исследовала эти места в 1872 году.

Вот он, Восточный храм!

Вниз открывается вид на дорогу-серпантин, по которой мы незадолго перед этим поднялись, чтобы попасть в туннель. Ну, а вокруг каньона — множество самых известных формаций парка Зайон — Западный храм (West Temple), Башни Девы Марии (Towers of the Virgin), Жертвенный алтарь (Altar of Sacrifice), Полосатая стена (Streaked Wall), Гора-мост (Bridge Mountain) и др. Дух захватывает от этой красоты!

На гладких камнях смотровой площадки было приятно закусить, любуясь окружающими красотами.

Минуты отдыха.

Это же место облюбовали и многочисленные бурундуки-попрошайки, которые людей не боялись вовсе и были рады крохам «с барского стола».

Бурундуки-попрошайки.

Вернувшись с тропы, мы продолжили движение на восток по шоссе Зайон-Гора Кармель. От портала туннеля до восточного въезда в парк (для нас это был выезд) — около 10 км, и дорога здесь идет через царство слоистых гор. Совершенно иная картинка, чем в других частях парка Зайон!

Восточная часть парка - царство слоистых гор.

Поначалу преобладают слоистые структуры красновато-коричневатых оттенков. Но чем дальше от туннеля на восток, тем светлее становится палитра окружающих ландшафтов.

В этой части парка природа-архитектор густо понаставила огромное множество светлых конусов на розоватых постаментах. Добавьте к этому осенних красок разных оттенков — и «картина маслом» готова!

Строителям дороги в этой части парка пришлось буквально пробиваться через целое «море» окаменевших песчаных дюн. Самая известная из них — аккуратно расчерченная на квадратики гора «Шахматная доска» (Checkerboard Mesa). Иногда ее название переводят как «Шашечная доска», что тоже правильно. Так что это дело предпочтения между шахматами и шашками.

Гора Шахматная доска — это возвышающаяся над дорогой грандиозная глыба окаменевшего песчаника, чья поверхность будто бы поделена на квадратики. Песок наносило слоями, отсюда — горизонтальные линии на этой горе. Преобладающие в регионе ветра горизонтальные линии местами превратили в косые. Миллионы лет назад дюну целиком чем-то засыпало (возможно, пеплом). Потом, вероятно, эту территорию покрыло море. Вода и содержащиеся в ней минералы сцементировали песок до состояния камня. Когда море отступило, окаменевшая дюна осталась стоять в виде скалы.

Ну, а вертикальные линии на Шахматной доске — это следы потоков воды от таяния снега на верхушке дюны. Свою роль играют и перепады температур: капли попадают в породу, при минусовых температурах замерзают, расширяя уже имеющиеся трещины… Ну и так далее.

Парк Зайон — огромный и предлагает туристу множество совершенно разных ландшафтов. Перемещаясь из одной его части в другую, иногда можно подумать, что ты уже в другом парке — настолько меняется картинка. Поэтому для хорошего знакомства с Зайоном надо побывать в разных его секциях и, поверьте, сожалений о потраченном на это времени не будет.