Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:06
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Регион Нзерекоре — Гвинея Январь 2012

Предыдущая часть — Самый южный регион Гвинеи

Дикий лес очень сильно разнится с парком.

Свернув с тропинки, оказываешься в зелёной ночи, сквозь которую редко где пробивается свет. Солнечный луч случайный гость в этих непроходимых джунглях.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Фотографировать тяжело, на снимке всё сливается в зелёную массу.

Человеку привыкшему к дубам и берёзам, к тополю и сосне, и впервые попавшему в тропический лес, несколько не по себе в такой обстановке.

Всё вокруг цепляет тебя своими колючками, стараясь задержать и ухватить, понимая, что такой завидный жених на их швейную фабрику в Иваново вновь приедет не скоро.

Однако, приглядевшись, начинаешь понимать некоторые законы джунглей.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Здесь всё растёт несколькими ярусами. В самом низу — царство мхов и ползучих растений. Выше поднимаются кустарники и молодые деревца, над которыми образуют свод взрослые деревья высотою 20–30 метров, с развесистыми кронами, где хозяйничают неведомые птицы.

Дерево ветеран ровесник Колумба, лежит и догнивает, а самоуверенные стволы, наполненные изяществом и грацией, гордо тянутся вверх.

Пробиться к солнцу, значит — выжить. Втянутые в гонку, листья, кусты и стволы попросту не понимают, что закончится и их отведённое время.

Находим дерево-великан, и обнимаем его, пытаясь набраться жизненной силы. Прикасаемся ухом к стволу гиганта. Внутри слышен некий гул, хотя может мне это и кажется.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

В любом случае, стоять долго нельзя, иначе, защищая свои владения, может укусить какая-либо букашка или муравей. В лесу их великое множество.

Михаил светится радостью. Он сфотографировал несколько редких бабочек, нашёл на тропинке и показал мне стыдливую мимозу.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Впечатлений много и даже слишком.

Решаем возвращаться назад.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Потеряться в джунглях не хочется.

Ночь в лесу наступает быстрее. Солнце прячется за деревьями, и на смену ему появляется набравшая силу луна. Затихают трескучие птицы, вместе с ними засыпает и ветер.

Сегодня 6 января — ночь перед Рождеством. В просвете между кудрявыми кронами сверкают особенно яркие звёзды — значит, Христос уже родился.

Если присмотреться к звёздам, можно заметить движение небосвода. Я лежу на лавочке, гляжу в небо, пытаясь вобрать в себя как можно больше от этой ночи.

Вдруг вижу, как прямо на меня падает звезда, за ней вторая, третья, четвёртая. Загадываю желания, но звёзды оказываются жучками-светлячками. Они подлетают к кусту и садятся на него.

Завтра вставать в 5 ч. 30 мин, отправляюсь спать. Брызгаю в комнате из баллончика на всякий случай. Удивительно, но комаров в Гвинее мы особо не видим.

Просыпаюсь сам в 5 часов. Разница во времени даёт о себе знать, в Москве сейчас 9 утра. Вокруг царствует тишина, лишь колдующий над завтраком повар, гремит кастрюлями. Один из водителей молится на коврике. Он обращён головой туда, где начинает светлеть небо.

Мои спутники просыпаются. Дружно завтракаем, усаживаемся в машины и движемся при свете фар по тёмному лесу. Дорога идёт в гору. Наша цель вилла Кинаду.

В некоторых местах джипы как скалолазы карабкаются вверх, переваливаясь с камня на камень. Натыкаемся на поваленное дерево, преградившее путь.

Водитель первой машины снимает с крыши запаску, и мы всей колонной едем дальше, через какое-то время, утыкаясь в тупик в виде ещё одного дерева. Джипы далее не пройдут.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Заправляем брюки в носки, обильно поливаемся жидкостью от насекомых, и идём по тропинке за местным гидом. Когда-то тропа была накатанной грунтовкой. Теперь здесь давно не ездят машины, и лес поглощает дорогу.

Паренёк рассказывает, что виллу и дорогу построили французы. Они использовали труд рабов, рубивших джунгли топорами и большими ножами-мачете. На одном месте на тропе с тех давних времён остался стоять точильный камень.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

В другом месте он показывает целую просеку уходящую вниз. Здесь под горку падал слон, ломая деревья. Бедняга пришёл в Гвинею, спасаясь от шумных выстрелов в Сьерра-Лионе, но в незнакомом лесу оступился и погиб.

Рассвет приближается. Начинается игра света и тени. Кусты папоротника, поваленные деревья, какие-то красные и синие цветочки — всё преображается с появлением солнца.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Подъём до вершины занял 1,5 часа. Среди бушующего кустарника и цепких лиан виднеются крыши двух домиков. Мы на месте, это и есть знаменитая вилла Кинаду. Первый дом хозяйский, во втором обитала прислуга.

Когда-то, здесь на вершине холма находилась вертолётная площадка, построенная советскими специалистами, но найти её нереально. Кстати, отец Стаса Михайлова какое-то время являлся личным пилотом Секу Туре. Можно предположить, что сюда он Президента доставлял.

По двум доскам залезаем в хозяйский домик и изучаем его.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Каркас дубовой кровати обозначает спальню. В соседнем зале остатки камина и какой-то шкаф.

Ободранные куски плитки блестят в санузле. Чувствуется, что французы строили дом основательно. А ещё весь этот комплекс нужно было обслуживать — завозить воду, продукты, ухаживать за цветами…

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

После смерти в 1984 г. Секу Туре, виллу разграбили местные жители, унеся на своих плечах всё, что было возможно. Теперь дикие осы гнездятся на потолке, охраняя тайну виллы Кинаду.

Пробираемся сквозь кусты к домику прислуги. Он весь оброс кустарником. Удаётся протиснуться только на уголок, туда, где была кухня.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Можно представить, как здесь шуршали повара, вначале для французского губернатора, затем для Секу Туре, а после для свергнутого президента Ганы Кваме Нкрумы, которого президент Гвинеи любезно согласился приютить.

Кваме Нкрума родился в 1909 г. и был крещён по обряду римско-католической церкви. Окончил миссионерскую школу. Далее учился в США. С 1945 по 1947 гг. жил в Англии, после чего вернулся на родину. В колониальные времена его страна называлась Золотым Берегом.

Сразу включившись в политическую борьбу, Нкрума несколько раз арестовывался и даже два года отсидел в тюрьме, что придало молодому политику ещё большую популярность.

1 июня 1960 г. Гана провозгласила независимость и Кваме Нкрума стал первым президентом. Через несколько лет он объявит себя пожизненным президентом. В экономике был взят курс на социалистическую ориентацию и на ускоренное развитие.

В 1962 г. во время визита в Москву Кваме Нкрума стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

(Фото из интернета)

СССР начал всячески помогать молодой республике. Как и в соседнюю Гвинею, советских денег в Гану ушло немерено…

К моменту обретения независимости Золотой Берег обладал одной из самых развитых экономик среди собратьев Тропической Африки. ВВП страны был сопоставим с Мексикой. Однако, увы, колониального потенциала надолго не хватило. Начались волнения. На президента несколько раз покушались.

Ошибки в экономической политике и снижение мировых цен на какао-бобы (которые были основной экспортной культурой Ганы) привели страну к финансово-экономическому кризису.

24 февраля 1966 года, во время визита Нкрумы в Пекин, в результате военного переворота он был смещён. Лозунгом переворота было: «Против авторитарного режима — за демократическое правление».

После переворота Кваме Нкрума уже никогда больше не возвращался на родину. Он попросил политического убежища в Гвинее. Более того, Ахмед Секум Туре назначил свергнутого президента своим вице-президентом.

Нкрума со своей семьёй жил в Конакри, но при этом большую часть времени проводил здесь. Он и его семья пользовались дачей с 1966 по 1972 г.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

В начале 70-х Нрума заболел и направился на лечение в Бухарест, где скончался. Из Румынии тело доставили в Гвинею. Затем прах перенесли в Гану, в родную деревню, а после вновь перезахоронили, но уже с почестями в Аккре.

Если в советское время Нкруме часто появлялся на советских конвертах и марках, то теперь его вывели в Гане на денежных знаках.

(Фото из интернета)

В кустах между домами расколотый унитаз. Он не понадобился местным жителям. Ради интереса хочу посмотреть производство.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Как я и предполагал, унитаз оказался белоснежным кусочком Франции в тропическом хаосе.

Как и все потомки Чёрного Наполеона Африки Секу Туре служил колониальной администрации, занимая высокие посты. Став в 1958 году первым президентом Гвинеи, вынужден был искать деньги на развитие страны, ибо Франция создала режим изоляции для молодой республики.

За помощью новые власти обратились к Н. С. Хрущёву. СССР согласился помогать, предоставляя кредиты и присылая специалистов. Размеры этой помощи были колоссальны.

Секу Туре быстро раскусил плюсы и минусы такой дружбы. Он посчитал, что русские хотят толкнуть гвинейцев на крупные затраты, дабы сделать увязшую в долгах страну марионеткой. А вкладывавший безумные деньги в Гвинею СССР был не доволен пробуксовкой социализма. Более того, с лета 1961 г. в советское посольство стали поступать сигналы о подготовке смены курса, переориентации Гвинеи на Запад.

Терпеть подобное СССР не собирался. В ноябре 1961 г. в Гвинее случился внутриполитический кризис. 16 декабря страну покинул советский посол Д. С. Солод. Официальных заявлений с обеих сторон не последовало. Позже в Москву прилетел один из гвинейских министров, предоставив Хрущёву доказательства причастности С. Д. Солода к антиправительственной деятельности.

Секу Туре грамотно рассчитал ход. Основательно увязший в Гвинее СССР не принял ответных мер, и вёл себя так, словно ничего не произошло.

Гвинейский президент, наоборот, стремился показать, что отношения между двумя странами изменились. Гвинея медленно, но верно разворачивалась на Запад.

В августе 1962 г. в Конакри вступила в строй взлётно-посадочная полоса, построенная при помощи СССР. Однако, когда в октябре советские корабли во время Карибского кризиса шли на Кубу, Туре отказал в просьбе использовать полосу для промежуточной заправки.

Хрущёвское окно в Африку с треском закрылось.

«…А ещё вчера все вокруг мне говорили: «Сем друг». Сем наш, говорили «гвинейский друг» — В.Высоцкий.

Но и западный золотой дождь на Гвинею не обрушился. В дальнейшем Туре мастерски использовал «нейтралитет». Не смогла приблизить его к идеалам социализма и Ленинская премия, которую он получил в 1965 г.

Секу Туре, как и его дедушка, великолепно ориентировался в политике, учась на чужих ошибках, и не боясь резких ходов.

После свержения президента Ганы Кваме Нкрумы в 1966 г. Туре убрал из политики оппозицию. Став пожизненным президентом, несколько раз пресекал попытки государственных переворотов.

(Фото из интернета)

Про его чутьё и жёсткость ходили легенды. В Африке существует поверье. Если убить альбиноса и съесть его органы, это принесёт удачу. По словам малийцев, у них часто пропадают перед выборами альбиносы.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Бывший президент Уганды Амин был замечен в пристрастиях. Секу Туре за руку не поймали, но от гвинейцев мне приходилось слышать, что он подобное практиковал.

Когда Секу Туре выступал по радио, люди старались закрепить радиоприёмник. Иначе, от мощного и напористого голоса президента радио начинало трепыхаться, и часто падало вниз — но выключать трансляцию было нельзя.

А если у человека такой мощный голос, значит, он прибегает к помощи колдунов — считают гвинейцы.

Секу Туре умер 26 марта 1984 года, находясь на лечении в США. 2 апреля к власти в стране пришли военные. Даже мёртвого Туре они боялись, решившись на переворот только через неделю.

Вилла Кинаду построена на горе высотою 1700 метров. В одном месте, сквозь редкие просветы между листьями и ветками, любуюсь на раскинувшийся по холмам и долинам зелёный лиственный ковёр, по которому хочется идти, наступая сплочённые развесистые шатры, бесконечной пеленой уходящие в неведомые пределы.

Обратный путь до машины занял меньше времени. Как оказалось, я не взял соответствующую одежду, и пожертвовал своими белыми брюками. Одну нашу девушку укусил муравей. Девушка остановилась что-то посмотреть, и поплатилась за любопытство.

Когда на крики прибежал гид и поймал обидчика, мы все обрадовались, что это не змея или что-то подобное. Муравей сидел на ладони, смотрел на нас, и предупреждающе грозно шевелил усиками.

Гид рассказал, что муравьи часто объединяются в орду и шествуют мощным строем в поисках лучшего места. Горе всему живому, попадающемуся на пути.

Спускаемся на площадку, где нас ждут водители.

По Западной Африке. Ч - 5. В тропическом лесу

Отряхиваемся от лесных семян и колючек, рассаживаемся по машинам. Выйдя на асфальтовую дорогу, в очередной раз любуемся тропическим лесом.

Благодаря волнистым холмам окружающая картина предстаёт в другом виде. Гуляя по полусумрачному лесу кажется, что ты где-то на дне, в другом измерении, и дорога — след корабля в зелёном океане, который ещё не успел сомкнуться.

Через некоторое время оказываемся в одной из деревень народа тома, куда не проникли ислам и христианство. Люди придерживаются древних верований. Деревня большая. Сегодня праздник — будет проводиться танец священных масок.