Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:18
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Нзерекоре — Гвинея Январь 2012

Предыдущая часть — Второй раз в Мали

Надо сказать, из всех африканских стран Гвинея произвела самое тяжёлое впечатление. Дороги пыльные и убитые занимали целый день. После поездки я был как выжатый лимон, но по приезду я написал-таки рассказик.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

На Туристере публиковать целиком не стал, разместив частями. Теперь, чувствуя могозначительное молчание редактора и читателей, решил добавить продолжение.

Кому интересна хроника передвижений, первым значимым городом на маршруте стал Канкан — Второй город Гвинеи.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

После Канкана мы посетили деревню Биссандугу, где родился легендарный Альмоми Самони Туре — На родине Чёрного Наполеона.

Канкан с Нзерекоре связывает гвинейская дорога № 1, но я бы нумерацию пересмотрел, престижная цифра ничего не значит. Кому интересно, про дороги я уже писал — По гвинейским дорогам.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Вот карта с нашим маршрутом по Гвинее.

Продолжу повествование из Биссандугу.

Пока рассказывали старики, все жители деревни пришли на нас посмотреть. Детские писки и визги лишь на время пресекают строгие возгласы взрослых. Затем появляется мужчина с прутиком и начинает воспитывать молодых односельчан.

Марина пытается культурно раздать подарки. Она склоняется над сумкой, белая голова исчезает среди маленьких чёрных тел. Из кучи выскакивают счастливчики, зажимающие в руке ручку или брелок. Затем, углядев хороший подарок, наглый мальчишка выхватывает куклу у маленькой девочки.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Начинается драка. Старший брат приходит на помощь, заступаясь за сестру. Наверняка, именно такие уличные законы постигал в Биссандугу их общий предок Самори Туре.

Обедаем рядом с деревней и едем дальше.

Полей почти нет, под огороды землю выжигают.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Холмы и жёлто-зелёный лес то появляются, то исчезают. Проезжаем бессчетное количество речушек, спрятанных в высокой траве.

Наш водитель Арби, туарег по национальности, ставит свою музыку, где из исполнителей я знаю только Али Фарката Туре.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

В Москве этническую музыку не слушаю, но тут она приятно сочетается с пыльной дорогой.

Наверно ДиДюЛя многое почерпнул у малийских музыкантов.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Водители делают остановку, проверяя на одном из джипов подвеску.

Пользуясь моментом, мы с Михаилом идём изучать лес, где сразу натыкаемся на диковинную птицу. Вспорхнув, она исчезает, но мы успеваем её рассмотреть.

Михаил, хотя и энтомолог, сразу узнал четырёхкрылого козодоя. В каждом его крыле торчат длинные непонятные удлиннения, выступая в виде отдельного отростка, и эти отростки обросли веером перьев. Они производили впечатление отдельной птички, летящей вдогонку за козодоем.

Очень жаль, что мы не смогли сфотографировать козодоя. Птица, ловя в воздухе насекомых, словно играя, несколько раз пролетела над нами.

(Фото из интернета)

— Это самец. Самки козодоев не обладают удлиннениями на крыльях, — объясняет профессор.

Чтобы лучше узнать Африку, нужно её изучать на лесных тропах и на нехоженых дорогах.

Современный лес и саванна в Гвинее чрезвычайно бедны на птиц и животных.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Спасибо водителям, иначе мы не увидели бы диковинную птицу.

Солнце зависает над землёй, словно наблюдая за людьми, и, постепенно меняет цвет, превращаясь из апельсина в мандарин.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Уже хочется отдохнуть от постоянной тряски. Арби уверяет, что до кемпинга совсем немного. В наступающих сумерках въезжаем в городок Керуан. Полицейский проверяет всех по списку и опускает верёвку-шлагбаум.

Потерявшийся в лесах Керуан совсем малыш. Замечаем несколько вилл, одна из которых сдаётся в аренду, две мечети, телефонную вышку, и самое удивительное — идущего по улице белого человека. Парень явно местный, что он делает в такой глуши, так и осталось загадкой.

Видимость на дороге ухудшилась, так как совсем стемнело, а пыль как была, так и осталась. Правда возле некоторых деревень дорогу опрыскивают водой, но это африканцы делают редко.

Впереди силуэтом проступают горы. Водители решают, остановиться на ночь в крупной деревне. Разбиваем палаточный лагерь, устанавливаем столы и стулья. Повар подаёт сперва чай, а через некоторое время потчует макаронами с тушёной гусятиной. Когда он только успел ощипать и сварить купленную в Канкане птицу.

Посмотреть на белых чудиков приходят дети. В ночи слышится озорной тамтам, и гвинейцы приглашают нас на танцы в свою деревню, которые устроены в нашу честь.

Темень такая, что не видишь своих ног. Движемся в ночи на звук тамтама, темп которого постепенно ускоряется.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Вскоре вспышки костра освещают детей стоящих полукругом и поющих приветственную песню. Усаживаемся на лавку и изучаем танцы народа мандинка. Две девушки выходят поочерёдно на центр круга и как-то угловато пляшут и скачут под бой барабанов, совершенно не сгибая руки. Знаток французской жизни Марина, говорит, что движения танцующих напоминают мультик «Кирику».

Наверно режиссер видел эти танцы, заставив героев двигаться в подобной манере.

Полукруг из местных постепенно сужается, всем хочется поближе видеть танцующих. Тогда кто-то из женщин выходит плясать, и, большим задом в танце отпихивает зрителей, расширяя пространство.

Меня втягивают в круг. Стараясь повторить выпады танцоров, вызываю всеобщий смех. Оказывается, мужчины должны двигаться по-другому.

Возвращаемся в лагерь. Ныряю в свою палатку и закутываюсь в спальник. Второй день в Гвинее закончен

Напившись местного чая, просыпаюсь в 5 часов утра. Мои спутники, не взявшие спальник, кимарят у костра. Уснуть в палатке они не смогли, температура на улице не выше 10 градусов.

Подъём по плану в 6 часов. Отдаю бедолагам на час спальник и иду гулять. Рассвет далёк, и на небе, словно бисер на чёрной ткани, Создатель раскидал мерцающие звёзды: танцуют Персей и Андромеда, прицелился во врагов Стрелец.

Возле круглого домика горит костёр, рядом сидят мужчина и женщина. Здороваюсь и молча подсаживаюсь. Языков, кроме мандиго, они не знают. Разговор наладить даже не пытаемся.

В свете костра наблюдаю за гвинейцами. Муж с женой о чём-то слегка спорят, найдя решение, начинают поочерёдно чистить свои удивительно белые зубы специальной палочкой, споласкивая рот водой и смачно сплёвывая.

Мужчина ставит на огонь маленький чайник, затем много раз переливает из стакана в чайник заварку. Угощают и меня, причём делают это совершенно бескорыстно.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Приближается рассвет. Возвращаюсь в лагерь, где начинается завтрак.

После водители начинают собирать палатки.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Деревня просыпается. Скоро дети пойдут в школу, и в эти утренние часы специальный человек в определённом месте учит ребят знанию Корана.

Читает по арабски, но понимают ли его дети, вопрос риторический.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Отмечу, что в деревне бок о бок живут христиане, мусульмане и анимисты. Если с последними не очень понятно, то первых и вторых легко различить по женским одеждам.

В лагерь приходит один из уважаемых стариков, желая лёгкой дороги.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Теперь по правилам хорошего тона нужно нанести визит главе деревни, что мы и делаем. Обрастая свитой из детей, приближаемся к дому манса — главы деревни, возле которого, напоминая о колхозном прошлом, ржавеет остов советского трактора.

Гвинейская Республика появилась на карте Африки 2 октября 1958 года. Французское сообщество (колониальная администрация) 28 сентября 1958 г. с треском проиграло на референдуме, где 95% гвинейцев проголосовали за выход из сообщества.

Первым президентом стал лидер Демократической партии Секу Туре. 5 октября 1958 г. Советский Союз признал независимость Гвинеи. Франция пытаясь надавить на свою бывшую колонию, создавала режим изоляции, но Секу Туре решил подружиться с СССР и его союзниками, пообещав коммунистическим деятелям строить социализм.

В марте 1960 г. Гвинея вышла из зоны франка, введя в оборот собственные деньги. Гвинейские крестьяне были переведены на рельсы сельскохозяйственной кооперации. Секу Туре приезжал в Москву, а в феврале 1961 г. Конакри посетил Л. И. Брежнев.

Вот тут самое интересное!

Над Средиземным морем 9 февраля 1961 г. самолёт с советской делегацией внезапно атаковал истребитель ВВС Франции. Он трижды заходил на цель, дважды открывая огонь.

За штурвалом советского лайнера находился опытный лётчик Борис Бугаев, прошедший Великую Отечественную, налетавший тысячи часов. Он числился личным пилотом Брежнева. Бугаев связался с диспечерами, попросив, принять меры, но таковых не последовало.

На третьем заходе, предугадал действия француза, Бугаев резко сменил траекторию за считанные секунды до начала атаки. После увел самолёт как можно дальше от истребителя. Француз не стал преследовать советский борт и скрылся.

«Нападение произошло в период с 14 ч. 23 мин. по 14 ч. 30 мин. гринвичского времени в воздушном пространстве над международными водами Средиземного моря в районе около 130 километров на север от Алжира», — транслировали советские газеты заявление министра иностранных дел Александра Громыко.

Это единственный случай за всю историю, когда самолёт с одним из руководителей государства атаковали ВВС страны, не находящейся в состоянии войны. Брежнев действия пилота оценил по достоинству. В 1966 году Бугаеву присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот».

В ту поездку Брежнев посетил Марокко, Гану и Гвинею. В последней Леонида Ильича встречали с размахом.

(Фо то из интернета)

Поездки по стране оставили у Брежнева сложное впечатление, но он надеялся, что «в гвинейском окне» африканцы из других стран увидят ту жизнь, о которой мечтали.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Для исправления ситуации Председатель Президиума Верховного Совета СССР предложил меры на всемирной поддержки, не считаясь с затратами, дабы помочь «самой прогрессивной африканской стране».

(Фото из интернета)

СССР направлял в Гвинею вначале деньги, которые разворовывались, затем, для исправления ситуации в Африку были напралены наши специалисты.

Советско-гвинейская торговля явила миру чудо, когда обе стороны оказались внакладе. Один из советских журналистов точно сформулировал её принцип: «Мы давали им всё, что они хотели, а они не знали, что с этим делать».

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

Гвинейцы относились к советским товарам как к подаркам Санта-Клауса и ни от чего не отказывались. Склады в Конакри завалили бесчисленными унитазами, хотя во всей стране не было столько туалетов.

Дорогостоящее оборудование ржавело в доках, свободные площади порта были забиты грузовиками и автобусами, а на прилавках государственных магазинов красовались консервы из крабов и болгарский коньяк.

Сколько мне приходилось видеть в Гвинее бананы, они все, даже если ещё зелёные, имеют некую черноту, от которой вскоре начинают портиться. Наши пароходы привозили в СССР гнильё, которое являлось таковым уже в Конакри. Гвинейский кофе тоже не высшего качества.

По Западной Африке. Ч - 2. История нашей дружбы

«Гвинейское окно» сразу превратилось в чёрную дыру, где исчезало всё больше и больше средств из советской казны.

Правда, нужно заметить, колхозы в Гвинее действительно существовали.

Партийные работники направлялись из столицы в деревню, где наблюдали за строительством социализма и боролись с пережитками прошлого.