Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 22:59

Девонпорт, Порт-Артур — Австралия Январь 2009

Наша короткая трехдневная ознакомительная поездка на остров Тасмания была задумана как завершающая по Австралийскому континенту. Вылетев из Кернса, в котором мы сплавлялись на плотах по реке Barron River и дайвинговали на Большом Барьерном рифе, сделали пересадку в Мельбурне. Самолет на рейсе Мельбурн — Девонпорт хоть и был небольшим и винтовым, но его сервис приятно нас порадовал — каждому пассажиру выдавали столько вина, сколько желала его душа!

К 8 вечера прилетели на северную часть острова Тасмания — в г. Девонпорт. Всего каких-то 400 километров от жаркого Мельбурна, но погода здесь совсем другая — прохладно и дует сильный ветер. Тасмания — это архипелаг, включающий в себя более трехсот островов и он считается самым маленьким и самым малонаселенным штатом Австралии. Южнее — только Антарктида…

После ночевки в хостеле «Molly Malones Irish Backpackers», утром встретились с нашей группой, собранной туристической компанией Adventure Tours, совершавшей тур вокруг острова по часовой стрелке. Они уже проделали трехдневный путь с юга Тасмании от города Хобарт до Девонпорта по западному побережью острова. И вот сейчас вместе с ними мы проделаем трехдневный путь по восточному части острова от Девонпорта до городка Hobart. Конечной точкой первого дня будет городок Bicheno (285 км от Девонпорта).

Этот удивительный животный мир Тасмании

Чем интересна Тасмания в туристическом плане? Здесь огромные неизведанные территории — пустынные, дикие и по-своему, красивые. На территории острова находится 18 Национальных парков. Интересен и животный мир Тасмании — на острове есть несколько эндемичных видов животных — т. е. тех, которые живут только здесь. И все они сумчатые — родившегося малыша мать донашивает в сумке под брюхом. Вот с представителями этого мира мы и познакомимся в ходе нашей поездки по острову.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Если в Тасмании или Австралии выехать на загородную дорогу рано утром, то обязательно встретишь какое-то животное, погибшее ночью под колесами автомобиля. Так было и с нами — мы встретили на пути к восточной части острова несколько сбитых машинами животных. В основном это были небольшие поссумы. И это, несмотря на почти повсеместное наличие изгородей вдоль дороги и не очень интенсивное движение машин. И совсем не обязательно это будет любимое всеми кенгуру. Здесь водится много и других животных, которых очень редко можно увидеть днем.

На передней части нашего автобуса, да и многих легковых автомобилей — видна решетка и это неспроста! Она служит хоть какой-то защитой двигателя от прямого столкновения с довольно увесистыми кенгуру. Но такая решетка хороша как защита от небольших особей. От крупных — не спасет! Говорят, что любимая «забава» крупных кенгуру, вес которых достигает 90 кг — подпрыгнуть тогда, когда вы уже почти сбили его. И тогда зверь влетает задними лапами (очень сильными и крепкими!) прямо через лобовое стекло в салон вашей машины. Известно, что взрослый кенгуру способен развивать скорость до 60 км/час, может перепрыгнуть барьер высотой до 3 метров, а прыжки по длине у него могут доходить до 12–13 м.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Подъехав к океану у городка St. Helens (255 км), сделали остановку на ланч на берегу красивого большого залива. Там стоял, доступный для всех автотуристов, хорошо оборудованный кухонный комплекс с душем и туалетами. Такие оборудованные местечки часто встречались на нашем пути по всей Австралии. Кухня была оборудована электрическими плитами, соответствующей посудой и большим запасом свежей воды. Бери и пользуйся, кто хочет! Только прибери за собой потом. Наш гид Эрика, быстро распределив обязанности между туристами (носить, чистить, готовить), организовала на этом месте ланч и после часового отдыха, мы вырулили дальше.

Ученые считают животный и растительный мир Тасмании уникальным. Из-за своего островного положения, многие его представители являются эндемиками — т. е. обитающими только в этих местах. Потому-то и была у нас жесткая проверка на таможне в Девонпорте, несмотря на то, что мы прилетели на остров с материковой Австралии. У нашего друга Валерия конфисковали все купленные на территории Австралии яблоки, которыми он припасся на дорогу.

Правительство хочет, чтобы в местной природе все оставалось на своих местах и на просторы Тасмании не заносилось ничего нового — ни одного нового семечка, ни одного нового вида животного. Собственно, такая же политика существует и у властей Австралии и Новой Зеландии. Вот поэтому на пограничном контроле, который мы проходили в этих странах, были очень жесткие трбования — вплоть до мойки подошв обуви…

Сумчатый волк (тигр)

Сейчас защита животных носит здесь повсеместный характер после того как ученые поняли, что в результате деятельности человека могут исчезать не только представители флоры, но и фауны. Так, например, полностью исчез тилацин — сумчатый волк (лат. Thylacinus cynocephalus).

Этот удивительный животный мир Тасмании

Его даже прозвали тигром за темные полосы на желтоватой спине, хотя на самом деле он был больше похож на собаку. А причиной исчезновения сумчатого волка стала его непомерная страсть к охоте на домашнюю птицу и скот. Вот так и истребили его почти 80 лет тому назад. Да еще и за хорошие вознаграждения от местных фермеров.

Но, если честно говоря, животный мир Тасмании не очень богат. Видно, сказывается изоляция. По большому счету, таков же и животный мир Австралии и Папуа, когда-то бывшими единым континентом. Общим для них является «сумчатость» — донашивание родившихся недоразвитыми малышей в специальных сумках на животе. Это можно встретить только здесь — в этих краях. Большинство из нас знает таковыми только кенгуру, но на самом деле к ним относятся почти все млекопитающие, которые обитают на этих землях.

Как же так получилось? Загадка Природы…

Животный мир Национального парка East Coast Natureworld

Просто так — на воле — увидеть диких животных в Тасмании довольно сложно. Поэтому, выехав за пределы городка Scamander и продвигаясь на Юг Тасмании вдоль побережья Тихого океана по живописной Tasman Hwy, мы заехали в небольшой Национальный парк East Coast Natureworld. Перед поворотом в парк была большая вывеска-завлекалочка: «Natureworld. Tasmanian devils here!» — «Здесь тасманский дьявол!» И изображение его с жутко раскрытой пастью.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Этот сумчатый зверь был прозван дьяволом европейскими поселенцами, которые не нашли лучшего описания для очень прожорливого, постоянно дерущегося и громко кричащего животного.

Парк East Coast Natureworld находится на берегу большого озера Badger Creek, вытекающего в океан и довольно живописен — вокруг высокие деревья, большие, начинающие желтеть лужайки, а по воде у берега плавает много черных лебедей.

Этот удивительный животный мир Тасмании

У входа в парк продается в пакетиках разная снедь для животных и птиц. Желающие могут все это купить и потом наслаждаться более тесным с ними общением, подкармливая их. В этом парке можно встретить всех сумчатых, которые живут в Тасмании: кенгуру, вомбатов, поссумов и других.

Кенгуру

И первым делом мы, конечно, увидели кенгуру (лат. Macropus). Их в парке много и они не сидят в клетках, а свободно разгуливают по всей его территории. Каждый из посетителей может подойти к ним и спокойно с ними пообщаться. Кенгуру, пожалуй, является самым известным представителем сумчатых на нашей планете.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Мы подошли к группе мамаш с малышами, которые или сидели, поглядывая на нас из их сумок или сами прыгали по земле, путаясь у нас и своих мамаш под ногами. Сколько же малыш сидит в сумке матери и удобно ли ему там?

Этот удивительный животный мир Тасмании

Оказывается, он рождается совершенно беспомощным после всего 33 дней! беременности. Мать, облизав малыша, засовывает его в свою сумку на животе и он намертво присасывается к одному из двух сосков, имеющихся на ее дне. И так до года. Если рождается второй, ему достается второй сосок и они ютятся там какое-то время еще вдвоем. И что интересно — молоко в каждом из сосков будет вырабатываеться разным по составу — соответственно возрасту малыша! Как такое смогла создать Природа?

Сумка тоже устроена интересно — внутри она гладкая кожаная и без меха — поэтому мать легко вычищает ее своим длинным языком. А наружная ее часть покрыта мехом и силой своих мышц она может закрыть сумку накрепко — так что малыш при прыжках никуда из нее не денется!

По-видимому, кенгурята не очень стремятся покидать столь удобное и уютное теплое местечко. Мы видим в какой неудобной позе сидит в сумке уже довольно взрослое дите — весь уже в сумку не входит, а все туда же — торчат из нее и голова, и одна задняя лапа.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Маленькие кенгуру хороши и доверчивы как дети и все женщины с умилением ласкают их.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Следует отметить, что к кенгуру — символу Австралии — отношение неоднозначное. Ими гордятся и, вместе с тем, могут подать на стол в виде жаркого (мясо, правда, жестковатое — это вам не крокодилятина!). Говорят, их сотнями и тысячами давят по ночам на дорогах.

Несмотря на громкие протесты защитников диких животных, правительство Австралии каждый год устанавливает квоту на отстрел кенгуру. И счет идет на очень большие цифры! Австралийская индустрия мяса и кожи кенгуру процветает. Фермеры считают кенгуру вредителями и жалуются, что они объедают овец и травят посевы.

По статистике, на каждого жителя Австралии приходится почти четыре кенгуру! По оценкам специалистов, на одном квадратном километре окружающих Канберру (столицу Австралии) лесов и лугов живет до 500 кенгуру! Кто-нибудь может представить себе вокруг наших столиц такое количество лосей, коз или хотя бы зайцев?!

Их там, действительно, много. С одним из моих приятелей как-то был даже казусный случай. Проезжая на машине, они остановились на отдых около небольшого стада кенгуру. Одна (одно?) из них подошла к ним очень близко и им показалась ручной и даже больной. Чтобы сделать оригинальную фотку, он снял с себя куртку и надел на нее, просунув и ее передние лапы в рукава! А оно, зараза!, вдруг взяло, да и дало деру в буш! А в этой куртке были все его документы и деньги! Вот было потом у него хлопот!

Тасманский дьявол

Повозившись с кенгуру, проходим к вольеру за которым расположилась местная тасманийская знаменитость — тасманский (тасманийский) дьявол (лат. Sarcophilus harrisii) или сумчатый черт. Сейчас в дикой природе такие дьяволы большая редкость. Но, говорят, что лет 10–15 назад их было полным-полно по всему острову и очень многие их них погибали на трассах от машин.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Тасманский дьявол — это животное, которое при каждом удобном случае впадает в маниакальную ярость. Особенно активно оно проявляет свой свирепый нрав, когда чувствует угрозу со стороны другого хищника, борется за право спаривания или защищает свою еду.

Ученые также обеспокоены сокращением их популяции из-за какой-то онкологии, которая поражает их морду лица. Также их не видно еще и потому, что они в большей степени ночные животные, а днем любят поспать. Ну, а по морде видно, что и пожрать они тоже не дураки. И едят даже трупы животных, перемалывая их кости своими невероятными клыками.

А так, пока он спокойно стоит, то даже довольно симпатичен. Но когда откроет свою пасть, его внешность сразу преображается и тогда он вполне оправдывает свое название. Челюсти и зубы у них созданы для убийства. И первым делом он перекусывает своей жертве шейные позвонки…

Этот удивительный животный мир Тасмании

И, хотя за злобный нрав и холодящие кровь вопли европейские переселенцы и назвали этих животных дьяволами, все же некоторые тасманийцы держат его в качестве домашних животных. И, говорят, что он так привязывается к своему хозяину, что не вынеся его потери, умирает от тоски.

Где-то еще читал, что с целью создания их здоровой популяции, тасманское правительство переселило несколько здоровых особей этих дьяволов в национальный парк на остров Марайя. Весь остров — это изолированное место со своей экосистемой — вот там этим дьяволам и самое их место.

Вомбат

Идем дальше — к вольеру вомбата (лат. Vombatidae). Такой, весь симпатяга из себя. Похож на маленького медвежонка и все время снует по своей территории. Фото с ним можно сделать только с гидом.

Поссумы

Поссумы или Куску́совые (лат. Phalangeridae) — животные небольшие, размером с кошку, обладают большими и длинными когтями. Правда, бывают и размерами с мышку или даже — лисы. Их часто путают с опоссумами, которые живут в Америке.

Этот удивительный животный мир Тасмании

И хотя поссумы и опоссумы похожи — учёные считают их разными видами животных. Поссумы живут в Австралии, а опоссумы обитают в Америке. Несмотря на их внешнее очарование, этих сумчатых млекопитающих, как правило, везде недолюбливают и считают вредителями — они поедают много листвы деревьев, из-за чего последние засыхают и гибнут. Но на фотографиях зверьки выглядят как милейшие создания.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Австралийские поссумы тоже сумчатые. Как и большинство австралийского зверья, поссумы ведут ночной образ жизни. Ночью их можно встретить во многих городских парках и просто в садах. Некоторые даже заявляют что поссум это самый вредный австралийский зверь — поедают очень много листвы на деревьях. Я как-то видел даже рекламку на одной из австралийских дорог — «убил поссума — спас дерево».

Коала и другие сумчатые

Коалы являются ночными животными и днем всегда, набираясь сил, спят. Вот и сейчас, подойдя к пространству, на котором они обитают, мы увидели, что коалы, забравшись на дерево, спали прямо у нас на глазах. И никакой шум от наблюдавших за ними туристов, им не мешал.

Этот удивительный животный мир Тасмании
Но один, чуть в сторонке на другом дереве - бодрствовал и как бы заспанными глазами на нас поглядывал.
Были в парке еще и другие сумчатые, но по большей части они не показывались нам, а, свернувшись калачиком, отдыхали в тени подальше от публики. Это были сумчатый крот и сумчатый муравьед. Все они ведь тоже ночные животные.
Например, Сумчатый крот (лат. Notoryctes typhlops) — вообще какое-то невероятное животное. Существо, лишенное ушей и зрения, покрытое густым слоем меха, у которого вместо передних лап нечто напоминающее клешни крабов и которое может жить только под землей, способно напугать кого угодно. Невозможно представить, как этот зверь с такими физиологическими особенностями вообще выживает в дикой природе. Во внешнем облике крота сложно узнать родственника кенгуру или опоссума, а между тем он тоже относится к сумчатым.
Сумчатый крот. Из Интернета
К довольно редким сумчатым относится и муравьед (или намбат) — (лат. Myrmecobius fasciatus). Питается намбат почти исключительно термитами, реже муравьями, что создает проблему с его питанием в неволе. Других беспозвоночных поедает только случайно. Это единственное сумчатое, которое питается только социальными насекомыми; в неволе сумчатый муравьед ежедневно поедает до 20 тыс. термитов.
Сумчатый муравьед (намбат). Из интернета

Были в парке еще всякие местные птицы и попугаи, которые сами так и лезли в руки.

Этот удивительный животный мир Тасмании

Покинув парк, едем на ночевку в Бичено, но на подъезде к городку увидели странный знак — «Пингвины»! Неужели они здесь есть тоже?

И действительно, на побережье у поселка Бичено живет популяция пингвинов. Это самые маленькие из пингвинов — карликовые. Их еще называют голубыми за их характерный окрас. Они живут в основном на удаленных островах тасманского побережья (например, острове Бруни), встречаются в Новой Зеландии, но есть и несколько популяций на самой Тасмании.

Семейка голубых пингвинов. Из Интернета

И одна из них как раз находится в нашем местечке Бичено. Тут это главная местная достопримечательность и все отели и хостелы городка организуют туры в места их обитания. А живут они прямо на побережье, вырывая норки в песчаных склонах. Поедем туда? Ну, конечно!

В ответ на наше согласие, за 30 AD/чел нам предложили вечернюю экскурсию к этим пингвинам, что, по большому счечту, оказалось «разводом». Приехав на берег, мы стояли метрах в 50 от прибоя в котором крутились пингвины размером не больше средней кошки. Было уже довольно темно, не было никакого освещения и даже луны, и к тому же нельзя было пользоваться вспышкой.

Постояли и посмотрели, что называется, пингвинов. Ну, зато не нарушили экологию.

---------------

Документальный фильм автора: — «Австралия — страна Down Under — (Наоборот)» — 54 мин — overland.com.ua/фильмы/австра…