Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
сейчас на сайте

Ляскеля, Сортавала, Хийденсельга — Россия Октябрь 2021

После трёх ночей в Петрозаводске мы отправились дальше — по северу Ладожского озера в город Сортавала, где мы забронировали квартиру ещё на 2 ночевки.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

На северо-западе Ладожского озера расположен национальный парк «Ладожские шхеры». Это место уникальной природы.

Шхерами называют мелкие скалистые острова, разделенные многочисленными проливами.

Шхерный район тянется от острова Кильпола, возле населённого пункта Берёзово на западе, до городка Питкяранта на востоке. В переводе с финского языка Питкяранта означает «Длинный берег».

Съездов к Ладожскому озеру с севера не так уж много, только в нескольких местах в Питкярантском районе шоссе подходит к самой кромке воды, но остановится там нет возможности.

В поисках подъезда к берегу я наткнулась на карте на водопад Нижний Койринойя.

Водопад расположен на одноименной реке. С финского языка название Койринойя переводится как «Собачий ручей».

Попасть к водопаду несложно — нужно съехать с шоссе и немного пройти по лесу, ориентируясь на шум падающей воды.

На съезде с трассы А-121 установлен Крест скорби в память о русско-финской войне 1939—1940 гг.

Можно подняться и подойти совсем близко к яростно бурлящему потоку.

Река здесь заходит в узкий скальный П-образный желоб, в конце которого обрывается 4-х метровым водопадом.

Прогулявшись по живописному лесу, мы отправились дальше. Остановку на обед мы решили сделать в посёлке Ляскеля.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Нашли недорогое и приличное кафе «Усадьба» при мотеле на берегу реки Янисйоки, где нас без проблем покормили.

Респ. Карелия, посёлок Ляскеля, Советская ул., 6.

В 1904 г. на реке Янисйоки была построена бумажная фабрика. В настоящее время от фабрики сохранились плотина и электростанция.

Ляскельский целлюлозно-бумажный и деревообрабатывающий комбинат работает и в наши дни.

ГЭС была разрушена в годы Великой Отечественной войны, затем вновь восстановлена. После реконструкции станция была полностью автоматизирована. Сейчас её работа осуществляется без постоянного персонала.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

За посёлком Ляскеля от шоссе отходит дорога, которая ведёт в посёлок Хийденсельга в устье реки Янисйоки у Ладожского озера.

Мы сделали ещё одну попытку добраться до берега Ладожского озера и шхер.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Подход к воде был обозначен табличкой «Частная территория».

Пришлось ползти на каменную гору в поисках красивых видов.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Начинало темнеть, дальше мы ехали до Сортавалы без остановок. Над лесом и озером клубился туман.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

В Сортавале мы сняли просторную двухкомнатную квартиру с видом на город.

В целом квартира отличная — просторная и светлая с двумя балконами на разные стороны.

Из минусов жилья я бы отметила, что квартира расположена на последнем 5 этаже в доме без лифта, а также дополнительное спальное место — диван, который превращается в довольно неудобный матрас на полу.

Для кого-то неприятным сюрпризом может стать отсутствие дверей в комнаты и двери со стеклами в туалете и ванной.

Но 2 полноценных двуспальных места имеется — кровать и диван. Есть водогрей, стиральная машина и нормально оснащенная кухня.

В квартире много книг про Карелию, Валаам и т. п.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Городом, район расположения аппартаментов, можно назвать с натяжкой.

В соседнем доме — продуктовый магазин «Магнит», через дорогу — Лютеранская церковь.

В Сортавале мы дважды посетили парк культуры и отдыха Ваккосалми.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Парк был основан в 1874 году по инициативе именитых горожан города: уездного судьи Берга, окружного врача Хялстрёма, директора учительской семинарии Генеца, аптекаря Реландера.

В парке во все сезоны проводится множество спортивных и культурных мероприятий — праздники, соревнования, вечера отдыха.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Мне хотелось увидеть Ангела-Хранителя на горе Кухавуори, с которой открывается вид на весь город.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

В день приезда вечером в темноте мы поднялись на гору, но кроме огоньков где-то вдали, ничего не смогли рассмотреть. Подсветка в парке практически отсутствует, пришлось вернуться на следующий день после поездки в горный парк «Рускеала» (см. фотоальбом).

Бело-красное здание — Сортавальская женская школа (1911 г.), финского архитектора Йохана Якоба Аренберга.

На протяжении всей своей истории здание школы использовалось для размещения в нём образовательных и культурных учреждений. В настоящее время, начиная с 2014 года, его занимают Сортавальская межпоселенческая районная и детская библиотеки.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

По городу Сортавала мы прогулялись дважды.

В первый вечер вдвоем с мужем после неудачного подъема на гору доехали до центра.

Памятник рунопевцу установлен в сквере на площади Вяйнямёйнена 20 июня 1935 года к столетию первого издания эпоса «Калевала». Автор — скульптор Алпо Сайло.

Если верить интернету: средства на памятник в размере 250 000 финских марок поступили от завещания судьи Карла Густава Берга и доходов от Всефинляндского песенного праздника, проведённого в Сортавале в 1926 году.

Памятник посвящён всем карельским рунопевцам, но праобразом послужил рунопевец Петри Шемейкка (1821–1915). Скульптор лично встречался с Петри, фотографировал и рисовал его портреты.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Дом первого мэра города — Карла Густава Берга — реплика утраченного здания на старом месте в центре города.

Достичь результата удалось благодаря сохранившимся проектным и фотоматериалам. Была выполнена графическая реконструкция здания в том виде, в каком он существовал в 1880 году.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Музей частной коллекции художника резьбы по дереву Кронида Гоголева.

На второй день пребывания в Сортавале всей семьей приехали на обед в «Лось и Тролль». Единственное место, где у нас не просили коды. В Сортавале с дисциплиной построже, чем в Олонце, Петрозаводске и Ляскеле.

Из Петербурга в Карелию на 5 дней (часть 4)

Из окна ресторана видно пристань, откуда отправляются катера на остров Валаам.

По пути из Сортавалы в Петербург заглянули ещё в город Лахденпохья на берегу Якимварского залива Ладожского озера.

На берегу в 2004 году по проекту архитекторов Соколова Д.С. и Сергеева П.В. возведена часовня Св. Великомученика Валентина, в память о генерал-лейтенанте ФСБ Валентине Михайловиче Чуйкине, служившем в городе Лахденпохья и погибшем неподалёку незадолго до этого.