Турист dima_the_thinker
dima_the_thinker
был вчера 17:56

Читтаугарх, Удайпур — Индия Январь 2022

Цикл материалов "Ковидная Индия"

1. Ковидная Индия. Новая реальность
  2. Ковидная Индия. Места, довольно приятные
  3. Ковидная Индия. Места откровенно жуткие

Обязательным местом для посещения в Индии быз заявлен Форт Читтаугарх, а именно Гаумук Кунд. Почему? Да потому что у нас была заставка на рабочем столе и этот вид ужасно понравился с самого начала (вот эта заставка). Мы полетели в ближайший к нему аэропорт Удайпур, от него — автобусом в Форт, далее поездом в Джайпур, испытав таким обрабом все виды транспорта.

Билеты indigo до Удайпура были припасены заранее, по тарифу FLEXI PLUS, который за 25% наценку дает ценные плюшки: бесплатную отмену за 3 дня, выбор места, лишний чемодан в багаж, приоритетный проход и бортовое питание. Зарегистрироваться на их сайте тоже удалось заранее, поэтому в аэропорт Дели ехали смело с посадочным талоном в телефоне, вакцинацией и еще действующим тестом. Автоматчик на входе в терминал долго сличал фамилии в талоне и паспорте и пропустил внутрь. Больше никакие документы не понадобились! На стойке, увидив что мы без багажа, махнули рукой в сторону секьюрити, они осмотрели фотоаппарат (всю электронику просят класть в пластиковые ящики), далее на посадке посмотрели в планшете посадочный талон. Паспорт никто не смотрел: можно было поменятся посадочными с каким-нибудь именитым экстремистом. Медицинские документы тоже никто не спрашивал.

Самолет, покатав нас около часа по рулежным дорожкам Дели, благополучно взлетел. Бортовое питание, которое сайт настойчиво заставил выбрать еще при покупке билетов, почему-то дали холодным: felafel with cuscus — это более-менее знакомое, и keema and kulcha — вообще не знал, что такое, оказался фарш со специями и хлебушек. Вкусно даже в холодном виде.

Маленький удайпурский аэропорт, новый и чистый, встретил нас выставкой местных художников и новогодним поздравлением двух птичек.

Общественный транспорт до города не предусмотрен, все местные выстроились в очередь в офис службы такси, и мы за ними последними. Видимо, там присутствовал прайс лист с фиксированными расценками, но без дубляжа латиницей: одна колонка — загогульки, вторая — цифры, минимальная — 520. Вот что значит сунуться в глубинку без подготовки, индийских букв я не знал. Менеджер озвучил цену до Сити Палас Удайпура 820, но взял 1020, вывел нас на улицу, стольник дал какому-то деду, дед позвал дядьку, тот вывел нас с территории аэропорта на стоянку и повез. Привез он нас к задним воротам Сити Палас, не тем Триполия Гейт, что обычно фотографируют, а тем, через которые вселяются в крутые отели Сити Палас.

Ворота Триполия, основной вход в Сити Палас. Привезли нас не сюда, отсюда мы вышли

Сити Палас стоит на берегу озера Пичола и включает в себя несколько отелей, в том числе и офис того, что находится в озерном дворце. Вход зевакам на территорию разрешен за 30 рупий, цена одна для местных и туристов, также одна цена — 800 рупий — за прогулку на лодочке по озеру. За это Сити Паласу Удайпура пишем большой плюс, единственное место в Индии, где туристы и местные платят одинаково. Билеты продают в кассах без всякой Цифровизации, билетами на лодочку являются открытки с разными видами Удайпура. Идешь друг за другом строем до главного двора со входом в музей, охранники покрикивают: «Посторонись!», а гольф-кары провозят постояльцев, поселившихся в этом парадизе.

Дорога в Сити Палас соблазняет дорогими отелями

Заглянули в отели, погуляли по двору, в музей не пошли, а на лодочке решили покататься вечером, когда дворец развернется к солнцу передом.

Сходили в Джагдиш Темпл, там попробовал навязаться и затащить в магазин какой-то якобы гид, или священник, или художник (он всеми этими профессиями назвался), но навязывался вяло, в рамках приличий.

Джагдиш Темпл

Далее надо было найти отель, мы гуляли с сумками, и заметьте, никто не приставал: «Идемте в отель моего друга». Только по завершении путешествия можно оценить уникальность этого.

Ковидная Индия. Места, довольно приятные

Поскольку индийские отельеры в переписке правду все равно не скажут, мы решили заходить в отели, аккуратные снаружи, проверять грязь, горячую воду, розетки, сантехнику, и идти в следующий, если не нравится. Спустились к Гангаер Гхат. Гхаты — это и набережные, и спуски к воде, которые используют для разных нужд, в том числе и для обряда сжигания. Место понравилось, очень атмосферное! Во втором доме слева двери подпирал франко-индус или француз (рррр у него грассирующее). Я посмотрел на него, он посмотрел на меня и на мой мешок с вещами — и мы сразу друг друга поняли. Комната оказалась чистая, порадовал персональный нагреватель в ванной, ресторан на крыше тоже был кстати.

Погуляли по городу через мосты, из-за которых Удайпур называют индийской Венецией (преувеличивают).

Мосты Удайпура

Гулять пешком можно, прилавки торговцев почти не вылазят на проезжую часть, и сувенирица в них хорошая, а тук-туки не стремятся зашибить.

Про-между развалин попадались и очень красивые на вид отели.

По мосту сходили на другой берег озера на Амбраи Гхат, оттуда можно посмотреть на Сити Палас и Джагнивас с другого ракурса. Вход туда платный, но рядом есть ресторан. Если не плавать на лодке, это лучшее место, чтобы сфотографировать Сити Палас и озерный дворец со стороны озера. Лучшее время для посещения — вечер.

Вернулись к отелю, сходили в Багор Ки Хавели, это бывший дом местного премьер-министра, а теперь музей неопределенного направления: коллекции оружия, кукол, музыкальных инструментов, чалм (или чалмов?), выставка современных художников.

Отдел оружия

Интереснее всего сам дворец с мрачными коридорами, неожиданными поворотами и лестницами, и торжественные комнатки — зеркальная, мозаичная, багровая.

Зеркальная комнатка в Багор Ки Хавели

Вечером покатались на лодочке. Лодочка плывет вдоль Сити Палас, потом вокруг острова Джагнивас, потом пристает к островному отелю Джагмандир.

Идем на посадку в лодочку

На острове можно осмотреться, погулять в саду, пообедать и уплыть назад на одной из следующих лодочек. Но в ресторане хороших мест у воды не было, все занято.

На острове Джагмандир

Во время катания начали звонить на телефон с индийских номеров, но ничего не было слышно. Подумалось, что это в Дели санитары решили проверить наш карантин, в костюмах гхостбастеров оцепили Майн Базар и перед штурмом предлагают сдаться, и мы расстроились. Но русская пара, которая тоже каталась на лодочке, объяснили, что Индии определитель номера часто не работает — заменяет русский номер индийским и, скорее всего, это телефонный спам. Так и было, несколько следующих звонков с индийских номеров оказались российской рекламой.

Кода стемнело в Багор Ки Хавели началось представление, но мы слушали музыку уже в отеле, он как раз напротив музея. Утром предстояло ехать на автобусе в Форт Читтаугарх, а затем на поезде — в Джайпур. После вечернего музыкального концерта ранним утром нас ждал еще собачий концерт: выступало трио «Жучки Удайпура» в стиле «лай-вой на всю округу».

Перед отъездом зашли на Гангаер Гхат попрощатся с Удайпуром, самым романтичным городом Индии, как его называют в рекламных статьях и индийских фильмах. И самым спокойным, добавлю от себя.

Автобус был типично индийский, часто останавливался вдоль трассы, и скоро набился полным. Тесты, вакцинацию и паспорта никто не спрашивал. В целом ехать терпимо, но медленно — сто километров по хорошему пустому шоссе за два с половиной часа. В Читторе — это город, у которого расположен Форт — взяли тук-тукера и направились на встречу с мечтой. Форт Читтаугарх стоит на плоской возвышенности (180 метров), с крутыми склонами, которые застроены рядами крепостных стен, занимает примерно 5 километров с севера на юг и 500 метров с востока на запад. Тук-тук понимался по серпантину, кряхтя от натуги. У кассы надо заплатить входную плату для иностранцев и за тук-тук. Мы доехали до Гаумунд Кунд (кунд — это пруд или бассейн, часто священный) и отпустили водителя. Он предлагал возить по всем точкам, на его карте было отмечено 8 остановок, но наш план был задержатся тут подольше, чтобы получить фото как на заставке.

Вокруг Гаумунд Кунд стоит еще несколько строений, в том числе и Башня Победы. Где-то тут случилось то, чем славен Форт Читтаугарх: женщины тысячами самосжигались, чтобы не попасть в плен к захватчикам. Странностям индийской доблести я еще поудивляюсь.

На этих строениях отдыхают обезьяны, а вокруг гуляет тощая собачка.

Местные туристы останавливают, чтобы сфотографироваться, и сами не против.

Ковидная Индия. Места, довольно приятные

Вот и сам Гаумунд Кунд. В пруду плещутся рыбы.

Нас заклинило найти тот самый вид с заставки компьютера. С площадки, где все фотографировали, получалось не совсем то, и мы решили пойти вдоль стены. Обошли пруд по верху и перелезли через сломанную калитку. Если пройти вдоль крепостной стены по заросшей дорожке, от первого эркера вид получается какой надо, только фотоаппарат надо просовывать в бойницы.

Далее собирались пройти по остальным точкам, полный круг составляет шесть километров, и два мы уже прошли. Но у дома Джаймала и Фатты нас поймал тук-тукер и любезно согласился провести нас полный круг, а затем подбросить до вокзала. Просто до следующей точки везти не захотел: «Оттуда очень далеко, это на обратной дороге». Тук-тукеры в Индии лучше знают, что надо пассажиру.

Дом Джаймала и Фатты

Водитель несся, как угорелый, у каких-то точек мы успели попросить остановиться, а какие-то он объехал, говоря: «Выбирайте туда или туда», мол, не все расположено по дороге на вокзал, быстренько осмотрите то, что видно, и проваливайте, мы тут люди занятые. Надо было ходить самим, шесть километров — не много, и гулять тут, по сравнению с городами, приятно. Вот что удалось посмотреть.

Сатис Деори Темпл

Солнечные ворота. Тут местные туристы фотографировались на лошади с ружьем, и показали холм Спящий мальчик среди полей бетеля.

Солнечные ворота и лошадь для фотосессий

Столб Славы — вторая башня в Форте, отражающее величие правителей княжества Мевара. Несмотря на выгодное расположение Читтаугарха, несколько поясов стен и обеспеченность боеприпасами, водой и едой, его умудрились сдать врагам три раза. Осадное сидение в Азове и оборона Моссад до последнего кувшина масла — это было не здесь. Обороняясь, отцы-командиры придерживались странной стратегии: попадали в плен, их жены с остальными женщинами совершали самосожжение (обряд называется джаухар), открывали ворота и бросались в последнюю схватку (обряд называется шака) и писали об этом эпичные саги. Причем хвалебные саги написали как раджпуты (это незадачливые обитатели форта), так и мусульманские захватчики. Враги приходили, находили в форте пепелище и обгорелые кости и уходили в недоумении. Ну… тоже метод. Но в честь какой победы и славы торчат в небо два елдака лингама, непонятно, явно слава и победа не воинские, и нашему образу мысли непонятные.

Башня Победы

Дворец Рани Падмини, которая сначала отбила мужа из плена, а потом совершила джаухар с остальными женщинами форта.

Дворец Рани Падмини. По одной из версий легенды, в этом озере узрел ее отражение злой захватчик Ала ад-Дин Хиджи.

Между нападениями врагов властители форта занимались интригами. Дворец Рана Ратан Сингха (который боролся с собственной мачехой).

Музей был закрыт (выходной). Хотели остановиться на въезде, где Дворец Рана Кумба (которого убил собственный сын) и площадка для любования фортом в лучах заката (и время как раз наступало подходящее), но тук-тукер съехал по какой-то крутой тропинке (не по той что въезжали мимо кассы), и мы оказались на вокзале за полтора часа до поезда.

Ковидная Индия. Места, довольно приятные

На поезд у нас был билет в лучший вагон, что был на этом маршруте: тип 2A (второй класс), но посадки мы ждали с ужасом, начитавшись отзывов об индийских поездах. Оказалось, это обычный советский плацкарт, даже почище и поцелее, чем иной раз попадались в СССР. Белье и занавесочки, чтобы завесить полки, съел КОВИД, в билете об этом предупредили, берите, мол, свое. Попутчики попались тоже хорошие, песни не пели, на барабанах не играли, дети у них послушные, прекращали ныть по первому окрику родителей. Вакцинацию, тесты и паспорт никто не спрашивал, рамок и рентгена на вокзале тоже не было. Билет посмотрел проводник на полдороге, паспорта не смотрел. В темноте с допустимым опозданием на сорок минут, мы прибыли в Джайпур, где началась самая страшная часть нашего путешествия.

Цикл материалов "Ковидная Индия"