Турист kasheev
kasheev
был 2 июня 2023 1:49

Дербент — Россия Июнь 2021

Во многом именно ради Дербента я и включил Дагестан в маршрут своего летнего двухнедельного автопутешествия на Кавказ и обратно. Горы и природа — это, конечно, хорошо, но вот возможнеость увидеть старинный город, сформировавшийся при персах, была куда более весомым аргументом, чем Сулакский каньон или бархан Сарыкум, которые я посмотрел по дороге в Дербент из Астрахани.

В Дербенте же я останавливался на две ночи. Останавливался в отеле «Версаль», который расположен ближе к южной окраине города, но до исторического центра оттуда идти порядка 2 км, что не так и много.

Отель неплохой. Из плюсов: собственная парковка, причем есть возможность поставить машину вообще за ворота, вкусный творог на завтрак и очень приветливый персонал во главе с хозяином Гасаном. Из минусов: никакая шумоизоляция и отсутствие ночников в номере.

Главные достопримечательности Дербента за 1 день (фото + видео)

В первый вечер нас хватило только на то, чтобы дойти до ресторана и немного посмотреть издали на крепость в подсветке, а на следующее утро началась полноценная культурная программа. Началась с крепости Нарын-Кала, о которой я написал отдельный отзыв.

Ну, а после осмотра крепости и обеда в ресторане, который тоже называется «Крепость», началось наше знакомство собственно с Дербентом. Как всегда, свой рассказ я дополняю видеороликом, где показано многое, чего не будет на фото, так как уникальных у меня осталось совсем немного.

Дербент: старый город, набережная, пляж | Дербентский коньяк

Старая часть Дербента примыкает к крепости практически вплотную. Вообще устройство города очень интересное: само поселение изначально было сосредоточено между двух участков стен, идущих от крепости к Каспийскому морю. Значительная часть этих стен сохранилась и сейчас.

Интересна и планировка старого города. Улиц там нет, а то, что на них так похоже, уместнее называть проходами. Что же касается нумерации, то на табличке помимо номера указывается квартал и магал, к которым дом относится — тут сразу отсылаю к видеоролику, где есть примеры табличек.

Кроме того, старый Дербент — это тот случай, когда атмосфера куда важнее, чем архитектура. Это не Родос и не Дубровник, где много красивых зданий. Дома в старом Дербенте вообще трудно назвать красивыми. Зато атмосфера там именно такая, как будто попал в старый восточный город, а не на очередной туристический аттракцион с кабаками и сувенирными лавками на каждом шагу. И люди в старом Дербенте живут, кажется, так же, как и 1000 и больше лет назад. Только автомобили порой выдают, что на дворе XXI век.

Главные достопримечательности Дербента за 1 день (фото + видео)

В некоторых зданиях, конечно же, есть мини-музеи, но нам в тот день вполне хватило экспозиции в крепости, а в старом городе Дербента хотелось именно проникнуться атмосферой.

Вдоволь погуляв по его узким улочкам, мы вышли через одни из ворот северной стены, чтобы взглянуть на современное благоустройство Дербента. Полностью пешеходной туристической улицы там нет, но один из тротуаров на улице Керима Мамедбекова превратили в широкую пешеходную зону с лавочками, качелями и т. п.

Помимо отреставрированного участка стен, там интересен так называемый «Хрустальный мост», под которым можно увидеть фрагмент водопроводной системы старого Дербента, относящийся к исламскому культовому комплексу и поставлявший воду для ритуального омовения.

Главные достопримечательности Дербента за 1 день (фото + видео)

А вот парк имени Низами Гянджеви был только в процессе преображения. Как я узнал позже, спонсором постройки в нем мультимедийного фонтана выступает «Сбербанк», так что в успешном завершении проекта можно практически не сомневаться.

Чтобы закрыть для себя тему старого Дербента, мы побывали на территории мемориального комплекса, известного как Дом Петра I. В его основе фундамент землянки, где император останавливался о время похода на Персию в 1722 году (в этом году, получается, 300 лет дому исполняется).

С одной стороны, взглянуть на то, что осталось от землянки, было интересно, но вот стоит ли это 100 рублей с человека, которые пришлось уплатить за вход на территорию комплекса — вопрос.

Да, оговорюсь, что когда мы пришли туда, официально вход в комплекс уже закрылся, но я позвонил по телефону, который был привязан к этому месту в навигаторе Яндекса, и уговорил нас пустить, так как назавтра мы уезжали.

Помимо небольшой зоны отдыха с памятником Петру I и землянки под стеклом, там есть еще небольшой музей, но, посмотрев фотографии и почитав отзывы, туда я совсем не рвался. Впрочем, понимаю, что с ним, возможно, это место как раз на 100 рублдей и тянет. За подробностями, как выглядит фундамент дома Петра I и территория комплекса, с ходу отсылаю к видеоролику.

После этого нам оставалось посмотреть всего одну знаковую достопримечательность Дербента — современную благоустроенную набережную. Честно, я думал, что такое место должно находиться неподалеку от исторического центра — это было бы логично.

Но в районе старого города ничего похожего на благоустроенную набережную я не увидел. Зато на карте Яндекса отметил наличие сквера с фонтанами ближе к северной окраине. Пообщавшись с одним из многочисленных отзывчивых местных жителей, я выяснил, что это оно и есть, а добираться туда лучше всего на маршрутке № 3, которая отходит прямо от вокзала. Тут оговорюсь, что машину я оставил на отельной парковке и вообще выпил пива в обед.

В общем, внутри маршрутки я не снимал, но ехали там исключительно местные женщины. А когда мы прибыли на остановку, где водитель велел нам выходить, оказалось, что до набережной идти еще порядка 1,5 км.

Сама же набережная смотрится действительно симпатично, но, объективно говоря, это очень небольшой участок — порядка 400 метров. Там три фонтана, которые перестали работать, хотя еще не было даже 8 вечера, двухуровневая смотровая галерея и, по большому счету, все.

Главные достопримечательности Дербента за 1 день (фото + видео)

К набережной примыкает пляж. Вся необходимая инфраструктура там есть, и сход в море достаточно пологий. Недоумение вызывает лишь табличка, сообщающая о том, что купаться там нельзя. Почему? Вопрос…

Главные достопримечательности Дербента за 1 день (фото + видео)

Закончился наш день в Дербенте скромным ужином в средненьком халяльном (без пива) суши-баре Tokyo, поездкой в гостиницу на такси (Яндекс.такси в Дербенте на удивление есть) и дегустацией вкуснейшего коньяка, которым угостил нас хозяин отеля. Очень жалею, что на следующее утро он уехал по делам, и я не смог приобрести у него несколько литров этого бдожественного напитка, который показался мне не хуже коньяка французского.

На этом наше знакомство с Дербентом закончилось. Пожалуй, больше всего мне там запомнились три вещи: старый город как мегаатмосферное место, крепость Нарын-Кала как туристическая локация, полностью доведенная до ума, и упомянутый местный коньяк, к которому решительно не хватало сигары.

Ну, а на следующий день мы отправились в другие города и регионы, о которых я, возможно, расскажу отдельно.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия