Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте

Канаб — США Октябрь 2021

На юге штата Юта расположился Национальный монумент «Великая лестница-Эскаланте» (Grand Staircase-Escalante National Monument), имеющий огромную территорию площадью порядка 7,5 тысяч кв. км. Это диковатый и малообитаемый край, но чрезвычайно насыщенный природными красотами: каньонами, ущельями, разноцветными скалами, природными мостами и арками. Этот национальный монумент был учреждён указом президента Клинтона в 1996 году. Затем президент Трамп уполовинил его в 2017 году, вернув часть земель в хозяйственный оборот. Наконец, президент Байден в 2021 году восстановил статус-кво.

Схема «Великой лестницы».

Название монумента объединяет две его главные составляющие. Во-первых, это каньоны реки Эскаланте (притока Колорадо), протекающей по его территории. Во-вторых, ступенчатые геологические образования из пород разных эпох, постепенно поднимающиеся с юга на север (отсюда слово «лестница» в названии). Подъём этот начинается где-то в районе «Багряных скал» (Vermillion Cliffs) и продолжается до Каньона Брайса и »Кедровых обрывов» включительно. Различные геологические слои имеют разную окраску, поэтому они получили различные названия (шоколадные, багровые, белые, серые, розовые), что отражает и схема выше. Со смотровой площадки Lefevre Overlook на дороге 89А на эту разноцветную лестницу можно посмотреть с большого расстояния — см. фото ниже.

«Великая лестница» - вид с юга.

Путешествуя по Юте в 2020—2021 гг., мы несколько раз заезжали на территорию этого национального монумента, чтобы увидеть те или иные его достопримечательности. В 2021 году мы даже пересекли его с юга на север по красивейшей грунтовой «Дороге тополиного каньона» (Cottonwood Canyon Road). Обо всём, что мы увидели в «Эскаланте» (будем так называть этот национальный монумент для краткости), мы расскажем. Сегодня — первый их этих рассказов.

Карта 1. Вот что мы уже посмотрели в «Эскаланте»:
Карта 1. Вот что мы уже посмотрели в «Эскаланте»: 1-Каньон Lick Wash; 2-«Поганки» (Toadstools); 3-Дорога Тополиного каньона; 4-«Страна сладостей» (Candyland); 5-Арка Гровнера; 6-Парк «Бассейн Кодахром». Пунктиром обозначены дороги, по которым мы заезжали в НМ «Эскаланте».

Из национального парка Зайон мы переехали в Канаб и обосновались там на несколько дней для осмотра окрестных достопримечательностей. У нас опять не получилось выиграть в лотерее разрешение на посещение знаменитой «Волны», и мы обратились в местный туристический центр за идеями, куда можно отправиться ещё. Именно там нам подсказали одно интересное место, находящееся всего в 70 км от Канаба, если ехать на восток по дороге № 89. Называется оно Toadstools, в переводе на русский — «поганки». Почему название именно такое, понятно из фотографий ниже.

Каменные «поганки».

Эти причудливые формации действительно напоминают грибы, и информационный стенд на парковке объясняет, как они образовались.

Объяснение, как «вырастают» поганки.

А происходит это, когда камень из твёрдой породы («шляпка») оказывается наверху мягкой породы (обычно песчаника) и предохраняет её от размывания дождём, выступая в качестве своеобразного зонтика. Мягкая порода вокруг твёрдой шляпки выветривается, а под шляпкой сохраняется, образуя «ножку». Так получаются «грибы» самых разных размеров и мастей.

До «грибной поляны» надо было идти от парковки пешком около полутора километров. Тропа шла в основном вдоль высохшего русла ручья среди бэдлендов очень необычной раскраски, которую раньше видеть нигде не приходилось — цвета кофе и какао, местами с небольшим добавлением молока:)

По грибы в Юте

Бэдленды (от англ. Badlands — плохие, дурные земли) — это территории, где мягкие и глинистые породы были подвержены обширной эрозии. Как правило, это невысокие холмы и неглубокие ущелья и овраги, образованные водой и ветром. На склонах холмов часто видны глубокие трещины, по которым стекает вода. Бэдленды могут быть совершенно разных расцветок — от однородных скучно-серых до раскрашенных всеми цветами радуги. Всё определяется цветами осадочных пород, из которых они образуются. Типичный пример однотонных бэдлендов — «Ущелье соборов»» в Неваде, которое мы посетили во время этой поездки. Пример разноцветных бэдлендов, помимо местности, показанной в этом рассказе, — «Бентонитовые холмы» в национальном парке Capitol Reef.

По грибы в Юте

По разноцветным слоям бэдлендов можно увидеть, из каких разных пород они состоят.

Бэдленды не только непригодны для сельского хозяйства, по ним ещё и тяжело перемещаться. Именно поэтому первые европейцы, столкнувшиеся с ними в 17-м веке, дали им такое название — «плохие земли». Бэдленды очень распространены на западе Америки, они даже лежат в основе двух национальных парков — Badlands в Южной Дакоте (мы там были, но рассказ ещё не написали) и »Теодор Рузвельт» в Северной Дакоте.

По грибы в Юте

В конце тропы нас встречала самая главная «поганка» этой местности: причудливой формы гриб из коричневого песчаника с тёмно-серой шляпкой, по форме напоминающий телевизионную вышку в Сиэтле под названием Seattle Needle («сиэтлская игла»). Именно этот гриб удостоился чести иметь своё собственное название — худу-поганка (Toadstool Hoodoo) — и его фотографии можно часто встретить на обложках путеводителей по Юте.

Сиэтлская игла и худу-поганка.

По грибы в Юте

Обойдя главную поганку со всех сторон и сфотографировав её несчётное число раз, мы прошли чуть дальше и оказались на плоской площадке, где «росли» другие грибы в той же цветовой гамме, но разных размеров.

Основная грибная поляна.

Здесь мы застряли надолго, снимая растущие тут грибы группами и поодиночке.

По грибы в Юте

Площадка, на которой «росли» грибы, была относительно небольшой. По обе стороны от неё были достаточно крутые обрывы, куда мы не стали спускаться, хотя виды сверху были просто замечательные.

По грибы в Юте

Собираясь «по грибы», мы прочитали в путеводителе, что есть вторая грибная поляна примерно в 300 м в стороне от главной. Тропа туда была помечена каменными пирамидками, и мы отправились в том направлении. По дороге грибов нам (почти) не попалось, зато были совершенно удивительные пейзажи с сочетанием светло-серых и коричневато-бурых пород.

По грибы в Юте

Двухцветные пейзажи, на самом нижнем снимке - с добавлением гриба в качестве бонуса.

Добравшись до следующей грибной опушки, мы обнаружили скопление «белых грибов» со светло-серыми ножками и коричневыми шляпками.

Вторая грибная поляна.

И здесь мы снова зависли и, не удержавшись, опять наснимали десятки фотографий с этими грибами. А потом бесконечно с ними возились по возвращении, сортируя и отбирая. Вот тогда-то мы и пожалели о своей фото-несдержанности:)

Парочка.

Ещё парочка.

Уверенный в себе гриб.

Опечаленный гриб - скоро крыша съедет.

Сладкая парочка.

Перед возвращением на парковку мы бросили прощальный взгляд на главную грибную поляну (фото ниже). Увидев на ней много разбросанных в беспорядке больших тёмных камней, мы поняли, что когда-то грибов было гораздо больше! Это лежали их шляпки, ножки под которыми уже окончательно выветрились и исчезли.

Прощальный взгляд на грибную поляну.