Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 19:30
""

Пушкинские горы, Остров, Великие Луки, Волоколамск — Россия Январь 2022

В Псков я собиралась давно, но так уж получилось, что целых две запланированные поездки туда сорвались, одна — в мае 2020 года, тогда из страха перед Ковидом нас всех заперли дома, и в январе 2021 года, когда этот самый Ковид меня и настиг. Вообще, зимние поездки по России я не люблю и не практикую, но лета на все желаемые направления, как правило, на хватает, поэтому решено было все же отведать прелестей русской зимы вне дома. Вариантов автомобильного маршрута из Калуги в Псков несколько, и, чтобы разнообразить путешествие и не повторяться, мы решили ехать туда через Московскую и Тверскую области, обратно — через Смоленскую. Если изначально по пути я планировала посетить только мемориал Советскому Солдату в Ржеве, то после рассказа Дмитрия DK1974 о его псковском вояже решила захватить еще и памятник героям-панфиловцам под Волоколамском, а там уж как обойти вниманием и сам город, если путь пролегает прямо через него. Не устояла я и перед искушением посетить Пушкинские горы, в результате чего наш путь в Псков (800 км) растянулся на два дня. Очень ранним январским утром, в плену мутной метели начали мы наш путь.

«Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!».

Первой остановкой на пути стал мемориал «Героям-панфиловцам» рядом с поселком Нелидово Волоколамского района Московской области. Здесь, в поле, в 1975 году было установлено шесть десятиметровых фигур, олицетворяющих собой воинов интернациональной 316 — й стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова, сражавшихся в этих местах в ноябре 1941 года с крупными танковыми группами немцев.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

У железнодорожного разъезда Дубосеково фашисты, захватившие к этому моменту Волоколамск, рассчитывали прорвать оборону советских войск, вырваться на Волоколамское шоссе и двинуться к Москве. Советские войска, оборонявшие город, получили приказ: задержать врага во что бы то ни стало.

Среди других соединений Советской Армии выполнение этой задачи легло и на дивизию И. В. Панфилова. С октября 1941 года ее бойцы обороняли волоколамское направление. Но основные события, благодаря которым название дивизии вошло в историю, произошли в ноябре.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

С 8 часов утра 16 ноября бойцы дивизии в течение нескольких часов сдерживали наступление войск врага, уничтожив около двадцати немецких танков и сорвав в итоге планы немцев на быстрое наступление на Москву. Дивизия понесла большие потери — две роты практически полностью погибли. 28-ми бойцам было присвоено звание героев Советского Союза.

«Подвиг 28» назвали скульптурную группу, установленную в память о тех событиях. И теперь эти суровые великаны напоминают нам о кровавых событиях того времени, о людях, отдавших жизнь за свою страну. Взгляд впередсмотрящего направлен на запад — именно оттуда двигались танки врага.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Далее наш путь пролегал через Волоколамск — старейший город Московской области (по официально принятой версии Волок Ламский старше Москвы на 12 лет (первое упоминание о нем датировано 1135- м годом)).

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Благодаря своему расположению город был важным торговым пунктом на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли, и имел большое военно-стратегическое значение. За свою историю он много раз был предметом споров различных князей и не раз разорялся.

В 1513 году, Волоколамск вошёл в состав Московского княжества. В центре Волоколамского городища, на земляном валу расположился кремль. Он был построен предположительно в XI веке, и до XVII века город развивался внутри крепостных стен. Позже для строительства новых домов и сооружений потребовалось больше территории, и часть крепостной стены пришлось разобрать. Теперь на историческом земляном валу мы можем видеть такой вот архитектурный ансамбль:

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Первым храмом на территории кремля стал Воскресенский собор, построенный в XV веке.

Кроме Воскресенского собора исторический ансамбль Волоколамского кремля включает: Никольский собор XIX века, колокольню XVIII века и архитектурную ограду с башенками.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Возвышаясь над городом, Волоколамский кремль напоминает о долгой и насыщенной событиями истории города.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

«Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле»…

Следующая наша остановка — уже в Тверской области, у мемориала Советскому Солдату, возведенного на месте кровопролитных боёв подо Ржевом в 1942—1943 гг. 25-ти метровая фигура солдата на холме создана в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны, павших в боях подо Ржевом.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Фигура опустившего голову солдата, со скорбным взглядом и опущенными руками, готовая, кажется, в любой момент рассыпаться на сотни журавлей, производит пронзительное впечатление.

Эффект усиливает тревожная, прямо вытягивающая душу музыка, звучащая из динамиков, да еще и строки баллады Расула Гамзатова «Журавли», непроизвольно всплывающие в мозгу. Очень проникновенный монумент.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

На территории комплекса открыт интерактивный музей, посвященный истории боёв на Ржевско-Вяземском направлении. В его экспозиции и на стальных плитах у фигуры солдата увековечены имена погибших бойцов.

«Оплечье Новгорода, предсердие Москвы».

Ночевка у нас была запланирована в городе Великие Луки. Впервые город упоминается в Новгородской летописи в 1166 году как город Луки на реке Ловать. Построенная здесь крепость защищала подступы к Новгороду и Пскову. За воинские заслуги город заслужил звание «оплечье Новгорода» и «предсердие Москвы», а также титул «Великие». С 1478 года город входил в состав Новгородских земель. После взятия Новгорода Иваном III город Великие Луки был подчинен Московскому княжеству.

На прогулку по городу мы вышли уже в темноте, дошли до берега Ловати, полюбовались на праздничное оформление центра, прошлись по оживленному парку культуры и отдыха. Подсвеченное огнями колесо обозрения, каток, катание на тюбингах — Великие Луки нескучно проводили время в новогодние праздники.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

А поодаль, на берегу реки, сквозь вечернюю мглу загадочно и немного зловеще маячил туманный багряный огонек. Туда мы и отправились. При ближайшем рассмотрении оказалось, что свет этот излучает звезда на обелиске Славы, установленном на месте, где когда-то находилась Великолукская крепость, на одном из ее бастионов, в память о советских воинах, освобождавших Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков в 1942—1943 гг.

В годы Великой Отечественной войны здесь шли жестокие, кровопролитные бои, как на начальном этапе войны, так на этапе ее коренного перелома. Великие Луки, освобожденные от немецкой оккупации в январе 1943 года, были до основания разрушены.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Вообще, если говорить о Великой Отечественной войне, то вся дорога Волоколамск — Псков, которую мы преодолели за эти два дня — страшная. Это направление приняло на себя мощнейшие удары немцев. Многие города подолгу находились в немецкой оккупации, некоторые были разрушены до основания. То тут, то там на трассе стоят памятные щиты, рассказывающие об ожесточенных боях и количестве погибших в том или ином месте солдат и мирных жителей, встретился щит с указанием, что в этом месте находился концлагерь.

На следующее утро, по пути из Великих Лук в Пушкинские горы, мы проезжали указатель на памятный знак «Великолукская Хатынь» в деревне Иваново. О белорусской Хатыни знают все (в детстве я была там, впечатление осталось, наверное, на всю жизнь), а многие ли слышали о подобных событиях, произошедших в Псковской области? Я вот не знала. Причем, в Хатыни погибло 149 человек, а здесь, в деревне Андрюково, в октябре 1942 года немцы заживо сожгли в сарае 360 мирных жителей из близлежащих деревень. Я долго думала, стоит ли писать ли об этом в трэвел-отзыве, как-никак совсем иная направленность, но уж такова она, дорога, все, что мы видим в пути, так или иначе оставляет след в душе.

Но вернемся к великолукской крепости. За годы своего существования она не раз выдерживала осады поляков и литовцев. В начале XVIII века Петр I, который стремился обезопасить русские границы от возможного нападения шведов, приказал вместо прежней обветшавшей крепости построить новую, земляную, бастионного типа. Свой последний бой она приняла в 1943 году во время освобождения города. В ходе боевых действий все здания крепости были разрушены. Но среди валов и бастионов петровского времени мы можем побродить здесь и сейчас. Сохранились здесь и равелинные ворота.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

В итоге, если кто-то вдруг скажем вам (как мне, например), что в Великих Луках нечего смотреть — не верьте! Вечер в этом городе доставил много удовольствия, а если располагать большим количеством времени, уверена, можно найти еще много чего интересного.

«Под вашу сень, михайловские рощи, явился я…»

Второй день путешествия было решено посвятить пушкинским местам — обширному, как оказалось, музею-заповеднику «Пушкинские Горы». Он объединяет несколько усадеб: Михайловское — имение родителей поэта, Петровское — имение его деда, Тригорское — где жили друзья Пушкина Осиповы-Вульф, а также Святогорский Успенский монастырь, этнографический комплекс «Пушкинская деревня» и музей-мельницу в деревне Бугрово.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

О том, чтобы за один короткий зимний день побывать во всех этих местах, да еще и преодолеть 300 километров до Пскова, не было и речи, так что четкой программы сегодняшнего дня у нас не было — смотрим то, что успеваем. Начали мы с Михайловского — места, двухлетняя ссылка в котором подарила нам около ста произведений Пушкина. А ведь сам поэт неимоверно тяготился пребыванием здесь, и неоднократно пытался сбежать из ссылки, хлопотал о замене Михайловского даже на любую из крепостей. Но в итоге уединение псковской деревеньки очень способствовало интенсивному творчеству поэта, и теперь земля эта стала меккой для любителей его произведений,бродя по которой, мы вольно или невольно вспоминаем строки из его стихотворений.

Посетить дом-музей поэта можно только с экскурсией, в рамках которой нам также показали летнюю кухню времен поэта и домик няни.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Несмотря на то, что с пушкинских времен в старом доме сохранился лишь фундамент (революция и Великая отечественная полностью разрушили его), кропотливо воссозданный сотрудниками музея интерьер в стиле русской усадьбы позволяет перенестись во времена, когда здесь жил поэт.

Мы можем здесь увидеть девичью — в помещичью бытность данное помещение отводилось для рукоделия крепостных девушек,

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

гостную и комнату родителей поэта,

и святую святых музея — кабинет А. С. Пушкина. Эта комната наиболее близка к своему оригиналу тех лет.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

От дома открывается вид на озеро Кучане и реку Сороть. Представляете, какая крастота здесь летом?

В домике няни и летней кухне можно получить представление о быте, труде и отдыхе крестьян.

Времени прогуляться по парку Михайловкского нам уже не хватало, да и начавшийся мокрый снег тому не способствовал, и покидала я усадьбу с чувством оргомного сожаления.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

«Там где-то старая мельница крутится-вертится…»

Недалеко от Михайловского, в старинной деревеньке Бугрово, на берегу небольшого озерца и вытекающего из него ручья, на основании архивных документов восстановлена водяная мельница. Ее прототип был построен в 1764 году для нужд монахов Святогорского монастыря. Пушкин здесь бывал  неоднократно, наблюдая за атмосферой мельничной жизни.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Мельницу можно посетить, сотрудники музея показывают ее внутреннее устройство и объясняют принцип работы старинных механизмов. А с мая по октябрь, по выходным и праздничным дням, мельницу запускают, и можно стать свидетелем превращения зерна в муку, и даже увезти горсточку с собой на память.

Рядом с мельницей находится музейно-архитектурный комплекс «Пушкинская деревня». Здесь можно познакомиться с особенностями устройства жилища псковского крестьянина, бытом, местными ремеслами и промыслами.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Деревня восстановлена в том виде, в каком ее знал Пушкин: дом крестьянина, состоящий из избы по-черному и горницы, двор, амбар, поветь, конюшня, баня, гумно, овин.

Конечно, заехали в Святогорский Успенский мужской монастырь, основанный в XVI веке по приказу Ивана Грозного как приграничный форпост русского царства.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

При жизни Пушкин бывал здесь неоднократно, посещал монастырскую библиотеку в ходе работы над своими произведениями, а во время ссылки находился под духовным наблюдением настоятеля монастыря.

А 6 февраля 1837 г. здесь похоронили тело погибшего на дуэли поэта.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Уезжала отсюда я в расстроенных чувствах из-за того, как мало удалось посмотреть, и со стойким ощущением, что пушкиногорский гештальт не закрыт. Обязательно вернусь сюда в теплое время года, остановлюсь на пару дней в одном из местных эко-отелей, буду, вспоминая строки поэта, бродить по усадебным паркам, обязательно доберусь до Тригорского и Петровского, посмотрю, как работает мельница, гусиным пером напишу письма из Бугрово.

«Когда я дождусь, что в Острове будет постоянный мост?»

На пути из Пушкинских гор в Псков у нас была запланирована еще одна остановка, в старинном городе Остров.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Впервые название города упоминается в 1341 году в связи со столкновением псковичей с Ливонским орденом, которое было выиграно только благодаря неожиданному удару отряда островичей. С тех пор город стал важным элементом в обороне южных и западных границ Псковской республики, не раз становясь щитом псковской земли от воинственных соседей.

Здесь, на небольшом острове на реке Великая, располагалась крепость. Стены ее до наших дней не сохранились, но прямо на средине острова на информационной табличке есть QR код, считав который, можно увидеть, как они выглядели. А дух истории сохраняет каменная церковь Святого Николая Чудотворца в Застенье, дошедшая до нас со средины XVI века.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Но, пожалуй, главная изюминка Острова сегодня — уникальные транспортные цепные мосты, постренные в средине XIX века.

По легенде, Николай I, многократно следовавший через город за границу, и вынужденный каждый раз переправляться через реку Великая на пароме, не раз с досадой вопрошал:«Когда я дождусь, что в Острове будет постоянный мост?», что в итоге и послужило толчком к тому, что в 1853 году под руководством инженера М. Я. Краснопольского были возведены два моста.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Сам Николай I в. присутствии толп народа прошёл по ним в сопровождении начальника 1 округа Путей Сообщения, который в своем рапорте указал: «…Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши».

Недавно отреставрированные и подсвеченные, они производят грандиозное впечатление. Нет, если бы дело было, например, в Петербурге, они, может быть, не были бы так заметны среди его многочисленных шедевральных мостов, но в небольшом городке Псковской области с населением 20 тысяч человек это неожиданное и потрясающее зрелище.

Далека дорога твоя. Едем в Псков.

Так вот и оказалось, что огни моста, старинный храм на фоне заката, да еще и облюбовавшие набережную Великой уточки полностью примирили меня с жизнью, прогнав из головы сожаления о неохваченном в Пушкинских Горах, и в Псков я въезжала с восстановленным душеным равновесием.

Цикл материалов "Псковские зарисовки"

1. Далека дорога твоя. Едем в Псков.
  2. Господин Псков.
  3. Псково-Печорский монастырь
  4. Изборская крепость

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия