Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 20:32

Тула, Москва — Россия Май 2018

Если взглянуть на памятник Никите Демидову Легендарный тульский оружейник Никита Демидов и его потомки, то за ним виден храм.

По следам оружейников Демидовых

Это Николо-Зарецкий храм, построенный Акинфием Демидовым. Это место уникально, поскольку является единственным сохранившимся на территории России внутрицерковным захоронением Демидовых

Если смотреть от сквера, расположенного возле нового здания Музея оружия, то за железной оградой можно увидеть справа — Николо-Зарецкий храм, а слева — колокольню храма.

По следам оружейников Демидовых

Храм Рождества Христова (Николо-Зарецкий) был построен с 1729 по 1735 год.

В нижнем, теплом, этаже находились престолы во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1730 году) и апостола Андрея Первозванного (освящен в 1734 году). В верхнем, неотапливаемом — в честь Рождества Христова (освящен в 1735 году). Поэтому церковь называлась то Никольскою, что на Оружейной слободе, то церковью Рождества Христова.

До строительства этого храма существовали две деревянные церкви: летняя Никольская и зимняя Христорождественская. После строительства нового каменного храма, они перебрались в другие стены.

Храм был построен Акинфием Никитичем (1678 -1745), о чём сообщает памятная доска на здании храма.

По следам оружейников Демидовых

Колокольня храма находится на отдалении от храма, на другой стороне Оружейного переулка.

Дело в том, что в начале октября 1730 года колокольня, проломив своды, обрушилась. Погибли 15 человек, еще 9 человек были покалечены. Восстанавливать эту колокольню не стали, а построили неподалёку новую колокольню. Вокруг верхнего этажа храма шла крытая галерея, сообщавшаяся через улицу с колокольней. Когда в 1779 году храм сгорел и его восстановили, то галерею восстанавливать не стали.

В 1734 году на первом этаже храма появилась часовня-склеп для погребения членов семьи Демидовых.

По следам оружейников Демидовых

В склепе были захоронены представители рода Демидовых: Акинфий Никитич, Евфимия Ивановна (1692- 1771) , его вторая жена, урожденная Пальцова (1692- 1771) Григорий Акинфиевич (1715–1761) , сын Акинфия Никитича, Анастасия Павловна, (1713 — 1753) жена Григория, урожденная Сурмищева (по другим сведениям — Суровцева и другие, в частности Преподобный Святой Ефросин.

До революции 1917 года Николо-Зарецкий храм считался одним из самых богатых в Туле.

20 сентября 1923 года церковное здание было муниципализировано. Закрыли храм только со второй попытки 13 августа 1934 года, первая попытка в 1930 году оказалась неудачной. Интересно, что в конце 1929 — начале 1930 года по Туле прокатилась волна собраний трудящихся, требовавших закрытия ряда городских церквей. Общественность требовала!!! В церкви в разное время располагались: зернохранилище, учебный центр Автодора, жилищные конторы Зареченского района, склад базы снабжения Тульского треста столовых. Часть храма было отдано под жильё. Две семьи проживали и в нижнем ярусе колокольни. Трудно, но можно понять. Но ведь под жильё была отдана усыпальница Демидовых. И ведь кто-то там жил!!! Фантасмагория…

В 1999 году, под праздник Рождества Христова, храм был передан Тульской епархии. В храме покоится прах Акинфия Никитича Демидова и его сына Григория Акинфиевича.

Григорий Акинфиевич Демидов (1715–1761) основал Тисовский (в 1736 году) и Бисертский (в 1761 году) заводы. Известен как создатель первого в России частного ботанического сада под Соликамском.

А вот основателя династии в храме нет, хотя Никита Демидов был похоронен территории бывшего приходского кладбища тульских оружейников, где ныне стоит храм. В момент смерти Никиты Демидова здесь находился еще деревянный храм, возле которого его и похоронили. Точное место захоронения утрачено еще в XIX веке. А кладбище было закрыто в 1722–1771 годах.

На месте бывшего кладбища установлен памятный крест.

По следам оружейников Демидовых

Он посвящен не только Никите Демидову, но также ряду представителей других известных фамилий в истории Тулы.

Напротив церкви Николо-Зарецкий храм в Оружейном переулке я увидел красивое деревянное здание.

Когда я подошел поближе, то оказалось, что это здание — не полностью деревянное. Первый этаж — каменный, а второй этаж и мезонин — деревянные.

По следам оружейников Демидовых

В этом здании находилась с 1894 по 1917 год церковно-приходская школа при Николо-Зарецком храме. В школе обучалось ежегодно около 50 детей. Причем учебы проходила на первых этажах, а в мезонине жили преподаватели.

Рядом со зданием располагаются небольшая водосвятная часовня и купель.

Рядом с храмом располагается историко-мемориальный музей Демидовых.

По следам оружейников Демидовых

Историко-мемориальный музей «Некрополь Демидовых» был открыт 12 октября 1996 года, в год 340-летия со дня рождения Никиты Демидовича Антюфеева (Демидова).

Состоит из двух частей: выставочного зала и родовой усыпальницы Демидовых в Николо-Зарецкой церкви Николо-Зарецкий храм.

Залы музея располагаются в небольшом здании, 1930 годов постройки.

По следам оружейников Демидовых

Чуть в стороне от комплекса зданий, о кторых я рассказал, находится еще одно здание, которое я разглядел с противоположного берега Упы.

Здесь когда-то располагался роскошный особняк, чьим первым хозяином был Никита Демидов.

Большой нарядный дом заводчика был великолепно отделан внутри, поэтому, бывая в Туле, в нем останавливались «высокие царствующие особы», например, Елизавета Петровна и Екатерина II. В 1779 году дом сгорел, и Никита Демидов оставшиеся развалины вместе с земельным участком продал купцу Андрею Баташеву.

21 сентября 1720 года указом Петра I Никита Демидов «за верную службу и за особливое прилежное радение и старание в произведении медных и железных заводов» был возведён в потомственные нижегородские дворяне и получил фамилию Демидов. Но вот ведь какая закавыка, указ императором не был подписан. Поэтому диплом о дворянстве был возобновлен 24 марта 1726 года императрицей Екатериной I уже после смерти основателя рода. Причем в этом дипломе было оговорено: «…чтобы их, и детей их, и потомков, против других дворян, ни в какие службы не выбирать и не употреблять». Демидовы получили право на герб.

Еще одно здание, связанное с Демидовыми я видел в Москве в июне 2016 года.

По следам оружейников Демидовых

Оно было самым крупным зданием дореволюционной Москвы. Самым крупным частным благотворителем Московского воспитательного дома, который располагался в здании, был Прокофий Акинфиевич Демидов.