Турист Олег Сарапулов (Oleg_Sarapulov)
Олег Сарапулов
был 26 июля 2022 15:56

Байкал, Иркутская область — Россия Август 2011

Этот небольшой рассказ — просто мои впечатления о Байкале, острове Ольхон сопровождаемые снимками. С благодарностью моим друзьям Андрею и Любе, организовавшим нам с женой эту поездку в сердце Байкала!

Фотографии размером 1200р по большей стороне — открывайте пожалуйста!

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Дорога к переправе на Ольхон — это примерно 300 км от г. Иркутска по бурятским степям и последний участок пролегает через Танжеранские степи с солеными озерами и курганами. Нам очень повезло с погодой — почти всю дорогу 4 часа стояла пасмурная нежаркая погода или накрапывал дождичек, так что обошлись без кондиционера в машине и пыли за бортом.

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

По дороге не забывали «бурханить» (задабривать бурятского бога Бурхана горстью медных монеток в специальных местах, известных только местным:) И сделали небоьшую остановку у бурятского кафе — поесть поз и купить рыбки — конечно же омуль горячего копчения — пальчики пооткусывать можно второпях:)

Так как мы выехали из Иркутска в воскресенье утром, то на переправу через пролив Ольхонские ворота попали вовремя — очередь на паром была не очень большая, народ в это время с острова едет…

Вот собственно говоря Ольхонские ворота — пролив между Малым морем и большим, Байкалом, разделяющим материк и о. Ольхон.

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Несколько лет назад на Ольхон пришло чудо 21 века- электричество, по дну пролива проложили кабель, а это собственно выход кабеля на сушу и дальше пошла ЛЭП 35 кВ. Мой друг принимал непосредственное участие в этом событии, говорит после этого турбазы стали расти как грибы после дождичка, хотя грибы на Ольхоне и без дождичка прут, но об этом позже

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

А это очередь с Ольхона на материк

За переправой уплатив небольшой экологический сбор и получив карту Ольхона с местами установки мусорных баков (такая простая мера содержать остров в чистоте) двинулись к п. Хужир. Материк с пасмурныи небом остался позади, а таким небом нас встретил Ольхон

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Наши друзья устроили нас в гостиничке на подстанции, довольно удобно, хотя и с «удобствами» во дворе

Ну и конечно же первым делом водичку попробовать в Малом море, она немного теплее чем в Байкале, но кажется выше 20С все равно не прогревается

А это знаменитый Чабрец

Простор…

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Простор и могучие сосны в три обхвата

Выкупаться в этот вечер никто не решился, дул холодный ветер из ущелья на противоположном берегу моря, зато мы чудесно отужинали на свежем воздухе! Что меня дальневосточника всю поездку удивляло и радовало — отсутствие какой-либо кровососущей твари в воздухе! Казалось бы вокруг столько воды, и стада коров, а вот нет тут никакой такой дряни, которой славится дальний восток. Буряты говорят- шибко святое место, вот и нет тварей:)

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Наутро была солнечная погода, поэтому отправились на север острома, мыс Хобой. Дорога только грунтовая, то песок то грязь и если где-то участок разбивается и становится малопроходимым, рядом тут же прокладывается новый — простор….

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Небольшой брошенный хутор с заброшенной пристанью

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

А вот и грибы — прикол в том, что их из окна машины видно — травы и кустов в лесу нет!!!

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Ну вот и прибыли на мыс Хобой — красивейшее и суровейшее место! С ним связано много легенд о которых можно почитать в интернете. Вообще в мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала. Сюда, по преданиям, спустился с неба главный из ханов — Хаан-Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубуу нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев. На остров Ольхон, считавшийся сакральным центром северного шаманского мира, сбегали монгольские шаманы во время преследования их ламами в эпоху Чингисхана. В силу своей изолированности остров Ольхон стал последним оплотом шаманов Северной Азии. В конце 1990-х гг. шаманы Республики Бурятии официально признали остров Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». Остров Ольхон стал официально значиться как культовый центр общебурятского значения.

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Замечательное место для медитаций…

И для пикника, незабывайте бурханить и угощать бурхана, только не бросайте пустых бутылок, Бурхан этого не любит и не прощает

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Теперь немного о самом поселке Хужир:

Население острова не превышает 1500 человек, большая часть проживает в единственном, крупном поселке на острове — пос. Хужире (на 1 января 1998 г. — 1200 человек, 390 хозяйств). Здесь расположены самый крупный на Байкале рыбозавод, на котором работают 250 местных жителей, и совхоз «Ольхонский». Ежегодный улов составляет 500–600 т рыбы, в зависимости от времени года он колеблется от 50 до 120 т рыбы в месяц. Основное население — буряты. Главными видами деятельности являются рыбная ловля и овцеводство.

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

В поселке работает школа и краеведческий музей им. Ревякина. В краеведческом музее пос. Хужира собрана разнообразная коллекция старинных предметов, отражающих быт и культуру островитян. В музее можно увидеть найденные на острове нагрудные знаки воинов Чингисхана и услышать легенды о их пребывании на острове. Основан музей учителем географии Н. М. Ревякиным. Хранительница музея — его дочь Капитолина Николаевна — проживает рядом по ул. Первомайской, 21. Она всегда откроет музей для осмотра экспозиции.

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

На вопрос куда же уходила вся рыба выловленная в советские годы, почему ее в Иркутске никто не видел — в консервах в страны победившего социализма…

А иестные жители так бы и жили в средвевековье, если не пришел 21 век и электричество

Насчет турбаз: действительно обрастает Хужир турбазами разной степени комфорта и за очень небольшие деньги (по сравнению с Приморьем и Хабаровским краем) Одна из наиболее интересных — Усадьба Никиты Бенчарова — выполненная в виде большого хутора с жильем в стиле старинной руской избы или бурятской юрты — от 1000р за койку с трехразовым очень приличным питанием. На дальнем востоке — только за питание надо 1000 в день отдать:(

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

О погоде на Ольхоне — толи мы так старательно бурханили, толи тут на самом деле какая-то природная аномалия, но на Хужир не упало за неделю ни одной капли, хотя по материку хлестали дожди

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Ну самое интересное — святая святых Байкала МЫС БУРХАН (СКАЛА ШАМАНКА) У ПОС. ХУЖИРА

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась камень-храм), расположенная вблизи пос. Хужира, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Первые исследователи Байкала в XVIII—XIX вв. отмечали, что пещера на мысе Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Пещера мыса считалась местопребыванием эжина-хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона.

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. Ранее около входа в пещеру имелись изображения буддийских божеств, нарисованные белой краской. Была ли обитаема пещера на мысу Бурхан, установить трудно, потому что земля со дна пещеры еще в глубокой древности была выброшена ламами при сооружении в пещере молельни. Однако возможно, что первобытный человек находил в пещере временный приют, так как рядом, на дюнной стоянке, найдены остатки культуры новокаменного века. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести».

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

По свидетельству посетителей пещеры в 1902 г., в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. У входа в пещеру на скалах были нарисованы белой краской изображения буддийских божеств, не сохранившиеся до наших дней.

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

С западной стороны на поверхности скального мыса Бурхан имеется природный выход коричневой породы, который на фоне беломраморной скалы читается как рисунок дракона. Всего удобнее рассмотреть это природное проявление зимой, со льда озера.

А это святые бурятские горные:) коровы

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Нет, на самом деле вид на скалу с берегы вызывает смешанные чувства — хочется просто сидеть и молчать — природа уже все сказала…

Вид с мыса Хужир на соседнюю бухту

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Хужирски пляж — это полоса песка шириной полкилометра и длиной несколько километров, кое-где сосны подходят прямо к воде, любуйтесь и завидуйте:

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Купание в жаркий день здесь очень освежает, до ломоты в коленях, но воду можно пить наклонившись (поклонившись)к воде

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Байкальские чайки размером с курицу-бройлера!!!

Немного вечернего Байкала

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

А это бонус для тех кому хватило терпения досмотреть до конца:)

Небо над Ольхоном, Байкальские картинки

Обратная дорога порадовала новыми видами, просто взгряд с другой стороны