Турист Nikolay Borisenko (FPGA-Mechanic)
Nikolay Borisenko
был вчера 9:05

Мурманск — Россия Январь 2022
Новогодний Мурманск

В Мурманск мы выехали на поезде № 22, отправившемся в 21:24 с Ладожского вокзала. С попутчиками в купе повезло. Утонувший в телефоне мальчик-студент ехал домой на праздники, вышел утром в Сегеже, и на его место никто не сел. Активная работающая пенсионерка из Мурманска всю дорогу рассказывала о своём городе и путешествиях по русскому северу. Разговор мы начали с впечатлений о Соловецких островах, затем беседа перешла на собак, стоимость недвижимости в Ленобласти, и понеслась. Иногда хотелось отдохнуть от её нескончаемых рассказов, но на следующий день завершающие 4 часа пути оказались особенно утомительными, и сидеть в тишине было бы ещё тягостнее вялого поддержания нескончаемой беседы.

Световой день, длившийся примерно до 15 часов, позволил сделать несколько кадров в дороге.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Железная дорога на Мурманск строилась в 1910-х годах одновременно с основанием порта и города, получившего первое название Романов-на-Мурмане. Трассировка железной дороги была выбрана исходя из технических и материальных возможностей того времени. Строительство велось в сжатые сроки в условиях первой мировой войны. Линия то и дело петляет между сопками, и, несмотря на современное техническое оснащение, поезда проследуют Кольский полуостров на невысоких скоростях. Путь на автомобиле занимает значительно меньше времени.

Мурманск — последний город, основанный в империалистической России. И эта карта старательно разыгрывается в наше время. Лично мне приятно, что из названия убрали императорскую фамилию. Но неприятно, что имя последнего императора присвоили аэропорту Мурманска. Свой современный образ город получил во времена советского экономического чуда в процессе восстановления Страны после Великой Отечественной войны. Так что, на мой взгляд, вклад народа под предводительством товарища Сталина несоизмерим с ролью Николая Александровича Романова.

В 21:21 поезд прибыл к первой платформе станции Мурманск, к слову, там даже высокий перрон, и не приходится спускаться по ступенькам. Под ногами чистый хрустящий северный снег, никакой грязи от реагента и никакого гололёда. На пригорке над станцией красуется здание вокзала в стиле сталинского ампира. Вереница пассажиров и встречающих медленно просачивается через узкий проход на привокзальную площадь.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Приезжать в Мурманск поездом хоть и затратно по времени, очень удобно тем, что попадаешь сразу в центр города. Привокзальная площадь отделена от главной площади «пять углов» одним кварталом. Проходим его по улице Воровского, и оказываемся между главными городскими гостиницами — Меридиан и Азимут. По пути в подвале торгового центра «универмаг Волна», 20/3 по Ленинградской ул. расположен большой универсам Перекрёсток, где можно купить продукты на ужин. Кроме алкоголя. Здесь алкогольная продукция продаётся до 9 вечера.

Мы застали Мурманск богато украшенным новогодней уличной иллюминацией. Над проспектом Ленина протянулись светодиодные инсталляции, имитирующие северное сияние.

Мурманск. Один день в полярной ночи

На площади раскинулся светящийся шатёр.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Здание гостиницы Азимут считается самым высоким за северным полярным кругом.

Но в гостиницу мы не заселились. На данный момент в Мурманске действуют строгие ковидные ограничения, и заселение в гостиницы, на равнее с доступом в рестораны, кафе и музеи по паспорту гражданина РФ не допускается. Требуется наличие новомодного кар-кода. Выяснения отношений в гостиницах и музеях при наличии кар-кода у одного и отсутствии этой бумажки у другого хватило в нашу ноябрьскую поездку по Бурятии. Поэтому мы арендовали квартиру в центре в доме 13 по улице Воровского по цене 5 т.р. в сутки.

Центральный сквер был богато украшен к новому году. За уличной ярмаркой и фуд-траками обустроены ледяные детские горки, ледяной дом, мини каток и лабиринт.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Встретившись с хозяином кавказской национальности, заселились в капитально отремонтированную однушку, по планировке представляющую что-то среднее между хрущёвкой и девятиэтажкой. Шестиэтажный дом без лифта явно напоминал ленинградскую массовую застройку 1960-х. Видимо неслучайно, где-то мне попадались сведения, что многие здания Мурманска проектировали ленинградские архитекторы.

Отопление на верхнем шестом этаже было слабое, пришлось остаться в свитере. Изучение города планировали начать с утра.

Я догадывался, что моё детское представление о полярной ночи, что это именно ночь без какого-либо солнечного света, ошибочное и по существу в дневное время при густой облачности по ощущениям оказалось достаточно светло. Зачастую в Петербурге не многим светлее при аналогичной облачности. Но длится «световой день» в полярной ночи не более 3 часов.

Мы вышли на прогулку в полдень, при этом через грязное двойное стекло был такой вид во двор:

Мурманск. Один день в полярной ночи

Заверения нашей попутчицы, что уличное освещение не выключают во время полярной ночи, оказалось на тот момент неправдой. Вероятно, к этому прибегают в дни зимнего солнцестояния. Но подсветка зданий и внутреннее освещение работают круглосуточно.

От филармонии пошли вверх по улице Перовской мимо областной научной библиотеки. Перед библиотекой стоит памятник Кириллу и Мефодию. Ради любопытства поинтересовались расположенным в библиотеке планетарием. Все сеансы были забронированы, но сложилось впечатление, что это скорее аттракцион на первом этаже библиотеки. По сравнению с иркутским планетарием показался «ни о чём», и мы пошли дальше.

Потрясли массивные сосульки, грозно свисавшие с крыш над пешеходами. Но борьба со снегом на крышах, вызывающим образование этих сосуль, в отличие от Москвы и СПб проводится далеко не во всех городах. Перед новым годом удивлялся размерам сосулек в Коломне.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Действительно подтвердилось вычитанное мной при подготовке к поездке описание Мурманска как города рябин. Эти деревья здесь посажены практически повсюду. На них ещё висят пышные грозди ягод под налипшими шапочками льда и снега.

Состояние жилого фонда середины прошлого века различное. Много опрятных домов с откапиталенными фасадами, но много и облупившейся краски, и отвалившейся штукатурки.

Мурманск. Один день в полярной ночи

По улице Папанина вышли на улицу Челюскинцев. По пути попалось общежитие железнодорожников, до сих пор эксплуатируемое РЖД. Эффектно сфотографировать этот дом было затруднительно в виду отсутствия тротуара на противоположной стороне.

Пройдя вверх по улице Челюскинцев, уходим в сквер по лестнице направо. Следует отдать должное коммунальным службам, что уборка снега проводится на парковых дорожках и в скверах весьма тщательно.

Мурманск. Один день в полярной ночи

На холме «маячит маяк» — мемориальный комплекс памяти морякам, погибшим в мирное время. На нижней смотровой площадке у маяка установлен закладной камень со стёртыми на половину стихами.

На средней площадке установлен судовой якорь огромных размеров. В нижнее помещение маяка вход свободный, но смотрительница сразу попросила надеть маски и показать кар-код. Благо удовлетворилась одним кодом на двоих и рассказала об истории подъёма АПЛ «Курск» и создании мемориального комплекса. О недавней катастрофе рыболовного судна «Онега», случившейся в конце 2020 г., повествовал отдельный стенд. В книгах перечислены жертвы морских катастроф в северных морях до наших дней. Если не рассказ отзывчивой смотрительницы, заходить в маяк людям не причастным не представляет интереса.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Рядом с маяком установлен ещё один внушительный памятник, выполненный из носового обтекателя рубки АПЛ «Курск».

Мурманск. Один день в полярной ночи

Завершает ансамбль новый православный храм Спаса на Водах. Мы зашли посмотреть убранство храма и немного согреться. В храме застали крещение мальчика. Я не религиозный человек и не разбираюсь в православном зодчестве и иконописи. Но на меня храм не произвёл впечатления.

Следующими точками маршрута были Семёновское озеро и монумент памяти защитникам Заполярья «Алёша».

Перейти проспект Героев-Североморцев можно на светофоре у остановки общественного транспорта «Семёновское озеро». Здесь же расположен вход в прилегающий к озеру парк.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Озеро замерзает, и местные жители бегают по нему на лыжах. Начинало «смеркаться», за озером проступала величественная фигура «Алёши».

В парковой зоне установлены новые лавочки, которые старательно чистят даже зимой, световые инсталляции, детские аттракционы и лавочки с кофе и вкусняшками.

Парк вокруг Семёновского озера также знаменит очаровательной скульптурой круглого кота Семёна, которого старательно обнимают детишки и умиляющиеся барышни.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Перед входом в Мурманский океанариум развалился огромный тюлень, по размерам превосходящий моржа.

Очень хотелось «засветло» дойти до «Алёши», и мы не стали задерживаться в парке. Обойдя океанариум, вышли на улицу Александрова и пошли влево, на запад. Здесь нужно дойти до пешеходного перехода, расположенного сразу за поворотом улицы направо, и уйти влево на подъездную дорогу к монументу. Идти до него оказалось не так долго, как представлялось с другого берега озера.

Памятник считается вторым по величине в России после волгоградской «Родины-Матери», на счёт второго деяния Вучетича — киевской «Родины-Матери» — сомневаюсь, но она давно не с нами. Со смотровой у подножия «Алёши» открывается прекрасная панорама Мурманска. Но ветер здесь дул безжалостно, и после нескольких кадров пальцы и кисть превращались в ледышку. По нашим меркам мороз стоял не очень сильный, минус 15, но незамерзающий Кольский залив добавлял к нему совсем не приятную влажность. Хотя, по моим ощущениям, петербургские морозы переносятся тяжелее и куда неприятнее на ощупь.

Мурманск. Один день в полярной ночи

После знакомства с «Алёшей» мы направились в порт по тропам на юго-западном склоне сопки. Все тропы, указанные в картах Яндекс, оказались торными и протоптанными, несмотря на снегопад.

До памятника женщине, ждущей возвращения моряка, в западном конце улицы Чумбарова-Лучинского мы не пошли. От монумента «Алёша» чтобы дойти туда, нужно пройти один микрорайон на север по улице Аскольдовцев или срезать через дворы.

Спускаясь по таким заснеженным тропам, вышли на Боровую улицу.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Здесь мы допустили ошибку, спустившись на Нижне-Ростинское шоссе. Тротуары на нём оказались нечищеными от снега и непроходимыми. Пришлось идти по обочине, что в зимних погодных условиях небезопасно. Главное не поскользнуться, и чтобы не занесло автотранспорт.

Прошли гаражный кооператив, АЗС, и после разворотного круга троллейбуса вышли на улицу Карла Либкнехта. От светофора срезали путь по окраине жилого квартала вдоль ЖД до переезда на Портовом проезде. Переезд был закрыт, но движения поездов не было, только снегоуборочная работа трактора на переезде. Пройдя три переезда подряд, выходим к нарядному морскому вокзалу.

Мурманск. Один день в полярной ночи

В здание морвокзала вход свободный. Никакой популярной в наше время параноидальной транспортной безопасности. Внутри вокзала можно согреться, выпить кофе и перекусить в кафе. Гребешков и морских ежей в кафе не оказалось, но они туда регулярно заплывают! Следует учитывать, что посадочных мест недостаточно, и придётся есть и пить стоя. В кафе можно приобрести сертификат о пересечении северного полярного круга стоимостью 180р. Но 5 января мы купили два последних оставшихся. Наверное, новые завезут вместе с ежами:)

У морского вокзала установлен на почётную стоянку первый в мире атомный ледокол «Ленин». На него проводятся экскурсии группами по 60 человек по расписанию, указанному на стенде. На вскидку, в текущей очереди на ледокол стояло более 60 человек. Думаю, это мероприятие лучше планировать на тёплое время года и точно не на государственные праздники.

Пройдя через сквер Портовиков справа от морского вокзала, идём мимо двух рыбных магазинов. Ну не мимо, конечно заходим, выбираем, покупаем.

Первый рыбный магазин находится за проходной в дома 31а. Вахтёрша сварливая. Как оказалось, её не надо было ни о чём спрашивать, а сразу проходить в холл, справа за проходной дверь в магазин. Можно ей ультимативно сказать: «Иду в магазин», чтобы не получить порцию негатива. Турникетов нет. Просто проходите в магазин, не сворачивая.

В этом магазине большой выбор копчёной рыбы. Мы купили 200г палтуса х/к и съели в тот же вечер. Ещё до Москвы успешно доехали копчёные ёрши.

Мурманск. Один день в полярной ночи

В маленьких пластиковых баночках продают свежемороженую икру морских ежей по цене 750р. за 50г. Её довезти без разморозки нельзя. Купили одну банку и съели вечером.

Второй рыбный магазин в здании судоремонтного завода по сути представляет собой мини рынок с длинным прилавком. Там толпилось много местных. Цены сильного впечатления не произвели, но выбор свежей рыбы большой.

По пешеходному путепроводу отсюда можно быстро пересечь станцию и оказаться на вокзальной площади. Оттуда через сквер с памятником Жертвам Интервенции мы вышли на площадь «Пяти углов» и вернулись в квартиру.

В общей сложности описанный маршрут длиной около 10 километров занял 4,5 часа с постоянными фото-стопами, с посещением Маяка, храма, питьём кофе в парке у озера, заходом в морской вокзал и рыбный магазин.

Вечером после отдыха и еды пошли на полуторачасовую прогулку по окрестным улицам. Город очень ярко украшен, и в нём действительно есть, чем полюбоваться на новый год. На музыкальной аллее, ведущей по ул. Воровского мимо филармонии к лестнице установлены популярные инсталляции-арки в форме сердец, светящиеся звёзды, лежащие прямо на дорожке. Попался смешной предупреждающий знак «люди со смартфонами».

На лестнице в конце ул. Воровского установлена современная скульптура Николая Мирликийского, покровителя моряков и путешественников.

От статуи Святителя Николая открывается перспектива ул. Воровского, в створе которой сияет звезда на вокзальном шпиле.

Мурманск. Один день в полярной ночи

Вернулись на улицу Перовской и с неё вышли на северную часть проспекта Ленина у помпезного здания правительства области и городской администрации.

В сквере городов-побратимов установлена карта мира с подсветкой:

Мурманск. Один день в полярной ночи

Я не патриот Москвы, не люблю центр города, и не хожу по нему в период новогодних украшений. Наверное, это здорово, просто не тянет. Но мне отрадно, что не в одной Москве такое пышное праздничное убранство!

По вопросу одежды. Я замерзаю быстро, когда медленно двигаюсь. Поэтому пожалел, что не надел вторые носки. Двойные штаны и майка под свитер на мой взгляд необходимы для зимней прогулки по Мурманску. Хорошо иметь капюшон от ветра. И высокие ботинки с широкими подошвами, либо сапоги, если соберётесь ходить по тропинкам.

Да, в Мурманске есть много интересных музеев, которые следовало бы посетить. Но в прогулку на один день уместить такую обширную программу цель не стояла.

Безусловно, впечатления превзошли все мои ожидания!