Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 19:12
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Серпухов — Россия Январь 2022

Состоялось открытие моего туристического года. Оно было скромным и скорее всего это путешествие станет самым коротким, как по времени, так и по расстоянию. Автомобильная поездка заняла 8 часов и 275 километров пути от дома и обратно.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

В январе световой день очень маленький и поэтому пришлось выехать пораньше. Моей целью были два населённых пункта. Сегодня рассказ про первый из них. Это город Серпухов.

Я был здесь проездом в 2008 году и практически про этот город ничего тогда не узнал. В этот раз я тоже не сказать, чтобы многое посетил, но общее представление получил.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Большой неожиданностью для меня стали серпуховские павлины. Они тут в виде скульптур и рисунков чуть ли не на каждом шагу. Такого павлиньего граффити размером с 9-ти этажный дом вы точно вряд ли где ещё увидите. В моей коллекции он станет достойным экспонатом Граффити — искусство в массы

В Серпухове очень интересна серия мини-скульптур под названием «Семья павлинов».  Их тут 13 штук. Павлинёнок: театрал, художник, турист, повар, дворник и т.д.  Я случайно встретил только пожарника. Честно скажу, мне хочется приехать сюда летом и отыскать всех остальных. Зимой это делать немного холодно.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Наверняка многие сразу удивились и подумали, а какая вообще связь между павлинами и Серпуховым. Я сам не знал, что оказывается павлин это символ города. Данная птица даже присутствует на флаге и гербе Серпухова.

Чтобы понять это, надо обратиться к истории и отправиться в век XVII, а точнее в 1691 год, когда бывший важным чином в боярской думе Михаил Колупаев подарил мужскому православному Высоцкому монастырю, расположенному на окраине Серпухова, двух павлинов (самца и самку).

Монахам понравились яркие экзотические птички и они окружили павлинов заботой и вниманием. Птицам великолепно подошли созданные для них условия и они стали размножаться.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Тридцать лет спустя встал вопрос о создании гербов уездных городов. Этим занималась герольдмейстерская контора, а помощником герольдмейстера в те годы был Франциско Санти. Он придумал изображать на гербах то, что отличает данный город от всех остальных. Для выявления таких диковинок он рассылал опросные листы, в которых горожане описывали все достопримечательности и особенности своих городов.

Такой опросный лист получил и Серпухов. Среди прочего, в нем была запись о поголовье павлинов в стенах Высоцкого монастыря. Именно эту особенность города и выбрал Франциско Санти для создания герба Серпухова. А в 1781 году герб города с изображением павлина утвердила императрица Екатерина II и с тех пор экзотическая птичка не покидает герб Серпухова. Источник  На картинке флаг (действует с 1999 года).

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Мне понравилась скульптура павлина, которую установили в центре города в 2016 году. Открытие приурочили к празднованию 677-летия со дня основания Серпухова. Высота памятника около 3 метров: 1,5 метра — высота постамента с надписью «Серпухов 1339» и 1,5 метра — сама птица с распущенным хвостовым оперением.

Второе, что после павлинов меня поразило в Серпухове это количество храмов. Такое впечатление, что я приехал в какой-нибудь Суздаль. Церкви раскиданы по всему городу. За пару часов я видел наверное не менее двадцати. Всего здесь имеется 108 памятников истории, из них 57 объектов относятся к русской православной культуре.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Это Троицкий собор. Деревянная церковь на этом месте появилась в XIV веке. В некоторых источниках указывается год основания 1380. Первый каменный храм сооружён в XVI веке.

Самый красивый архитектурно-православный вид открывается с Соборной горы. Отсюда прекрасная панорама на три храма: церковь Успения Пресвятой Богородицы (слева), церковь Ильи Пророка и справа видна Троицкая церковь.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

У меня сохранилось фото, когда я был тут в 2008 году. Храмы за 14 лет не изменились. Представляете, если мы жили по сто и более лет, то я бы мог выложить снимок этого места например 1908 года. Уже было бы интереснее сравнить эти две фотографии.

На Соборной горе помимо Троицкого собора можно увидеть небольшой фрагмент серпуховского кремля.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Белокаменный кремль появился тут в 1556 году. Строители каменных стен и башен, постепенно заменяя деревянные укрепления, повторили конфигурацию первого дубового кремля, защищавшего город с 1374 года.

Зимой 1934 года кремль был разобран на материал для строительства Московского метрополитена. Это было сделано по распоряжению Лазаря Кагановича, согласно которому для строительных работ требовался именно бутовый камень.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Камень решили взять из самого доступного и ближнего места — из Серпухова. Для этого Серпуховский кремль был разобран примерно в течение года. После этого груз был отправлен в Москву. Однако в конечном итоге камень был забракован. И достался не московским стройкам, а другим городам. То есть он просто бесследно разошелся по России.

После Соборной горы я поехал посмотреть на две главные и масштабные православные достопримечательности города. Первый объект это вышеупомянутый Высоцкий монастырь.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Монастырь основан серпуховским князем Владимиром Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году. Впервые упоминается в Симеоновской летописи XV века.

Это один из старейших мужских монастырей на Руси и в Подмосковье. Он входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Центр паломничества к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (почитается избавляющей от алкоголизма и наркомании).

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

В сентябре 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход решил засадный полк, которым командовал серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный Храбрым и Донским.

По возвращении с битвы благоверный князь захоронил в стенах Высоцкой обители останки воинов-серпуховичей и в их числе сорок бояр.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Над братской могилой в память великой победы был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, а также каменная церковь-трапезная для братии в благодарность за молитвенный подвиг.

Второй православный объект это Введенский Владычный монастырь.  Летом по его территории гуляют живые павлины.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Женский (до 1806 г. мужской) монастырь Подольской епархии Русской православной церкви, расположенный на южной окраине Серпухова на берегу реки Нара близ её впадения в Оку.  Основан в 1360 году московским митрополитом Алексием.

Существующие храмы построены в XVI—XVII вв.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Упразднен и осквернён в 1920-е годы. Монахини были выселены, а в обители было организовано военное летное училище. За годы советской власти здания сильно пострадали, однако после Великой Отечественной войны собор и храмы были отреставрированы с возвращением предполагаемых форм допетровского времени.

С православной тематикой заканчиваю и перехожу к деталям, на которые я обращаю внимание чаще всего.  Это городская скульптура.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Очень здорово, что в Серпухове она имеется и радует жителей и гостей города.

Подобная скульптура должна быть в каждом нашем городе имеющим богатое историческое прошлое.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Серпухов считается древним городом, ведь он основан в 1339 году.

В XIV и начале XV века он был столицей удельного княжества.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

С момента основания последующие семь столетий тут происходило много событий.  Если соберётесь сюда без гида, то обязательно почитайте статьи на эту тему или посмотрите фильмы.

Закончить свой фото обзор по Серпухову я хочу ещё одной важной для меня городской деталью - граффити.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Я перед поездкой выписал список достопримечательностей, включая перечень скульптур и представляете, совсем забыл про граффити. Думал, раз город небольшой, то их особо тут и не будет.

Все большие и малые художества я нашёл здесь случайно, просто катаясь по Серпухову в поисках монастырей и памятников.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Своей масштабностью меня впечатлил 9-ти этажный павлин, а духовностью вот эта замечательная работа.

Рисунок называется "3 эпохи".  Три великие и трагичные войны из которых мы вышли победителями и подарили мир не только нашей, но и многим другим странам.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Ну, а от этого яркого и сказочного граффити я в полном восторге.

Больше всего времени провёл именно около этого гигантского граффити.  Только ради него одного я бы приехал в зимний Серпухов.  Это фрагмент крайней левой части.

А это правой.

Вот этого пушистого персонажа пришлось отдельно фотографировать, поскольку не влез в кадр.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

С боковой стороны здания есть продолжение рисунка.

Согласитесь, граффити иногда все-таки украшают любой город.

Первое путешествие года ч.1 - Серпухов

Как минимум, они сделают ваш материал ярче и привлекательней.  Так что не ленитесь и снимайте граффити даже стоя около гаражей по колено в сугробе:)

На этом всё. Прощаемся до тёплых времён с городом Серпухов и едем в другое место.  Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России