Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 15:11
Мы будем путешествовать!

Веве — Швейцария Сентябрь 2021

В сентябре 2021 мы совершили прекрасную поездку в итальянский регион Аоста, откуда поднялись на Монблан. Но, помимо трех дней в Италии, я исхитрилась в этот короткий отпуск втиснуть два дня на озере Леман (Женевском озере), с ночевкой в Монтре, и с прекрасным отдыхом там. А по пути «нашли дело» в Веве, и заехали сюда ненадолго.

Веве — место литературных поклонений

Это совершенно сказочное место. И, видимо, уже древние люди это понимали, потому как селились здесь, начиная с 400 года до н. э. А поскольку поселение находилось на дороге, соединяющей Аванш и Лозанну, то это место облюбовали и римляне. Вивискус стал местом, где останавливались торговцы, солдаты, паломники.

В Средние Века городом владели епископы из Сьона, потом Лозанны, аристократы Орона и Блонэй. С 1257 года Вевей находился под протекторатом Савои, а с 1536 управлялся балифами Берна. Стремительному развитию различных ремесел и повышению благосостояния с 1685 года, горожане обязаны протестантам.

Веве — место литературных поклонений

С 1803 года город становится частью кантона Во. С начала 19 века Веве известен уже и как промышленный центр. Фабрики по производству станков и сигар, а затем Нестле, строят свои предприятия, обеспечивая работой сотни семей.

С появлением железнодорожного сообщения и навигации, город приобретает все большее значение и как туристический, и курортный центр региона.

Веве — место литературных поклонений

Даже затрудняюсь сказать, у кого больше пользовался популярностью Веве — у россиян или у англичан. Аристократы обожали город. Карамзин и Вяземский, Чайковский и Набоков, Достоевский и князья Шуваловы, Сенкевич (Генрик который, писатель польский) и Чаплин, Гюго и Кокошка, Гоголь и Байрон, Жуковский и Гюго, и еще сотни фамилий, которые связаны с этим райским местом. А у меня в этот приезд, состоялась только небольшая прогулка — пока муж в магазин ездил, пропитание добывать.

Как ни странно, но самый известный памятник Веве — Вилка! Эта 8-метровая гигантша торчит из озера, сверкая своим одеянием из нержавеющей стали. Создан этот «шедевр» был в 1995 году, в честь первого юбилея первого в мире Музея Питания — 10-летия, художником — пластиком Жаном Пьером Зауггом.

А сам музей Питания — Алиментарий — расположен прямо напротив вилки, в здании бывшей штаб — квартиры Нестле и англо-швейцарской компании по производству сгущенного молока. Здание построили в 1917–1920 годах, в неоклассическом стиле по проекту Адольфа Брюна, архитектора из Веве, благодаря спонсорам из компании Нестле. Понятно, почему в Веве — аптекарь Анри Нестле — жил в Веве. В музее можно познакомиться с историческим, социологическим и научным аспектами приготовления пищи. Здесь можно взять мастер-класс у известных поваров (я про это мужу — кулинару ничего не сказала, иначе мы бы застряли).

Кстати, с некоторой гордостью могу сказать, что Ангри Нестле, вообще — Генри, из Франкфурта. Но, уже переехав в Веве, он занимался разработкой заменителя женского молока, для спасения многих малышей. эту смесь он запатентовал в 1867 году. И уже через 8 лет Нестле продал свою, тогда уже с мировым именем, процветающую компанию, за 5 млн франков. На сегодняшний день эта одна из крупнейших швейцарских компаний владеет более чем 200 заводов по миру, которые перерабатывают 10% мирового оборота кофе и какао-бобов.

Веве — место литературных поклонений

Я предпочла позировать на фоне озера Леман без вилки, видимо, боялась, что все внимание будет на нее, затмит меня (шутка).

Еще одна интересная озерная достопримечательность — бронзовые скульптуры Гиппокампус (от греческого слова «лошадь»). Стройные нереиды верхом на морских коньках украшают набережную. Автор скульптур — швейцарский скульптор Эдуард Марсель Сандоз.

Главная площадь города так и называется — Гранд Плас, именно от нее отходят лучами узенькие улочки старого города. Дважды в неделю, во вторник и субботу здесь проходят большие ярмарки — базары, но и в остальные дни очень оживленно, работают многочисленные кафе, рестораны и магазинчики. Почти в центре площади установлена вот такая крокозябра, почему-то, названная «Центурион». Но, спрашивать у авторов бесполезно, «Он художник, он так видит».

Центурион.

Гренетте — красивое название красивого здания означает Зернохранилище. Все-таки, восхитительный язык, французский, сравните — Гренетте или Зернохранилище! По-немецки тоже не совсем нежно — Корнхаус. Построили это здание с колоннами на фасаде в 1808 году, сегодня никакого зерна в нем не хранят, это Офис по Туризму. Кстати, здесь можно взять бесплатную карту города и побережья озера Леман, которое мы называем Женевским озером.

Веве — место литературных поклонений

Выходим в сквер Чарльза Чаплина. 16 апреля 1989 года, в честь столетия великого комика, была установлена скульптура комика, выполненная скульптором Джоном Даблдэйем. Он поселился в Веве (точнее, в крошечной деревушке Корсир, в пригороде Веве) в 1952 году, вместе со своей молодой супругой Ооной О, Нэйл, и провел здесь последние 25 лет своей жизни. Уехать из Америки он был вынужден, так как на него начались гонения, из-за обвинений в поддержке коммунистов. Удивительная история случилась с гробом Чаплина. Через год после смерти его украли, и пытались получить за него выкуп. Полиции удалось арестовать преступников, и великого комика похоронили вторично, накрыв могилу 1,8 метрами бетона, чтобы ни у кого больше не возникло такой идеи. Дом сэра Чарльза Спенсера Чаплина сохранился, кто только не пытался его перекупить (говорят, что самую большую сумму предлагал Майкл Джексон), но многочисленные потомки продавать отказались. Кстати, скульптура Чаплина создана в натуральную величину, и просто невозможно отказаться от удовольствия сфотографироваться с ним.

Гоголь скажет сам за себя: «Осень в Веве наконец настала прекрасная, почти лето. У меня в комнате сделалось тепло и я принялся за „Мертвые души“, которые было начал в Петербурге. Все начатое там я переделал вновь, обдумал более весь план, и теперь веду его спокойно, как летопись. Швейцария сделалась мне с тех пор лучше, серо-лилово-голубо-сине-розовые горы легче и воздушнее.

Веве — место литературных поклонений

Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так писал Гоголь Жуковскому в 1836 году. Я, хоть и очень неоднозначно к Гоголю отношусь, решила с ним тоже поселфиться, раз уж с Чаплиным сфотографировалась.

Кстати, Карамзин в воспоминаниях путешествия по Швейцарии высказал полный восторг, говоря о Веве. Собственно, он о всей Швейцарии высказывал восторг, и я его понимаю. «О сем городе скажу я вам, что положение его на берегу прекраснейшего в свете озера, против диких савойский утесов и подле гор плодоносных — очень приятно. Он несравненно лучше Лозанны:; улицы ровны; есть хорошие домы и прекрасная площадь.»

Веве — место литературных поклонений

«В девять часов был я уже в Веве и, остановясь под тенью каштановых деревьев гульбища, смотрел на каменные утесы Мельери, с которых отчаянный Сен-Пре хотел низвергнуться в озеро».

Я упомянула в названии, что Веве — место литературных поклонений. И это так, здесь витает дух героев «Элоизы» Жана Жака Руссо (который вовсе не француз, а швейцарец из Женевы). Упомянутый Карамзиным Сен-Пре — именно оттуда.

Веве — место литературных поклонений

Все остальные русские писатели потянулись в Веве именно по следам Карамзина. А Жуковский привнес сюда еще одну традицию: останавливаться в Веве на несколько месяце и писать (знали толк русские писатели и революционеры в выборе мест!). Жуковский приезжал сюда дважды, в 1821 году, и в 32–33 годах. Он перевел здесь «Шильонского узника», «Ундину», баллады Уланда.

Вместе с Жуковским здесь проводил зиму его друг — художник, Евграф Романович Рейтерн (Герхардт Вильгельм фон Рейтерн), со своей дочерью, 12-летней Эизабет. Спустя всего 6 лет, когда исполнится 18, она выйдет замуж за 58-летнего Жуковского. Они переедут в Баден-Баден, где поэт и скончался.

Веве — место литературных поклонений

В 1859 году, осенью, в Веве приезжает Тютчев, и с ним его дочь — Дарья, служившая фрейлиной при дворе вдовствующей императрицы Александры Федоровны, вдовы Николая Первого. Александра была большой поклонницей Тютчева, и дважды в Веве приглашала поэта на свои вечера на вилле.

Осенью 1864 года в Веве прибыл Петр Андреевич Вяземский. И даже написал здесь стихотворение «Вевейская рябина». Стих был посвящен его спутнице по прогулкам по берегу озера, внучке: «Быть может, думою печальной, Прогулку нашу вспомнишь ты, И Леман яхонтно-зерцальный, И разноцветных гор хребты. Красивой осени картину, Лазурь небес и облака, Мою заветную рябину, А с ней и деда-старика».

Веве — место литературных поклонений

Мария Клейнмихель в воспоминаниях, опубликованных под названием «Картинки ушедшего мира» вспоминает, как будучи фрейлиной, она сопровождала Великую Княгиню Александру Иосифовну, вдову Великого Князя Константина Николаевича (младший сын Николая Первого). Вместе с Великой Княгиней прибыл ее любимый… рояль! На другом она не хотела играть.

Все лето 1868 года в Веве провел Достоевский. Он писал своей племяннице: «Что же касается до Вевея, то Вы, может быть, и знаете — это одна из первых панорам в Европе. В самом роскошном балете нет такой декорации, как этот берег Женевского озера, и во сне не увидите ничего подобного. Горы, вода, блеск — волшебство». Но, Достоевский бы не был Достоевским, если бы не обругал все окружающее: «Русских газет нет, книжная лавка только одна. Галерей, музеев и духу нет: Бронницы или Зарайск! — вот вам Вевей! Но Зарайск, разумеется, и богаче и лучше». Ну, сидит, почему-то, не в Зарайске, а в Веве. И пишет здесь «Идиота». Кстати, кто бывал в Зарайске или Броннице? Как там?

Веве — место литературных поклонений

Чайковский приезжал в Веве несколько раз. Здесь он встречался со своей сестрой Александрой Ильиничной и ее дочерьми.

Еще один писатель, не упомянуть о котором невозможно — Набоков. Он жил в соседнем городке, в Монтрё, но будучи приглашенным в Веве на ужин, именно здесь задумал свою «Аду».

Веве — место литературных поклонений

И, венценосные особы не проехали мимо. Император Павел с супругой, Марией Федоровной, останавливались в Веве на ночевку. С ними были и придворные, в числе которых Христофор Иванович Бенкндорф, отец знаменитого Александра Бенкендорфа.

Можно еще перечислять русских гостей долго, просто назову фамилии, которые еще не упомянула: Бакунин издал в Веве первый выпуск журнала «Народное дело»; два внука Суворова, Александр Аркадьевич, бывший генерал — губернатор Санкт-Петербурга и Константин Аркадьевич, гофмейстер двора; граф Шувалов; философ Лосский и куча революционеров.

Веве — место литературных поклонений

И завершу о российских гостях Веве высказыванием еще одного гостя — Герцена: «Прежде было покойно и хорошо на берегу Лемана; но с тех пор, как от Вевея до Вето все застроили подмосковными и в них выселились из России целые дворянские семьи, исхудалые от несчастия 19 февраля 1861 года, — нашему брату там не рука». Это мне напоминает момент, когда туристы, заказывая отель, просят, чтобы в нем не было соотечественников.

А этот памятник румынскому поэту и писателю 19 века — Михаю Эминеску. Он родился в Северной Молдавии, в простой многодетной семье, но получил хорошее образование в немецкоязычной гимназии в Черновцах, а затем в Университетах Вены и Берлина. Однако, с немецким языком не сложилось, все свои стихи и новеллы он писал по-румынски, правда, переводил Канта и Конфуция. В Швейцарии он не бывал никогда, памятник установлен Румынским посольством.

Несмотря на то, что городок совсем не большой, около 18 тысяч жителей, для любителей музеев здесь есть где отметиться и что посмотреть.

Дом "Трехкоролей", 17 век.

1. Про музей Питания я немного написала выше.

Веве — место литературных поклонений

2. Музей Йениш, здание в неоклассическом стиле, построенное в 1897 году, принадлежало эммигранту из Гамбурга Йенишу, который завещал его музею. В нем представлена коллекция графики, работы Ле Корбюзье, Дюрера, Коро. У экспрессиониста Кокошки отдельный зал.

3. Исторический музей. Расположен в замке 16 века, перестроенном в 1733 году. В музее, помимо истории, рассказывается о традициях региона и о знаменитом Винном Фестивале.

Веве — место литературных поклонений

4. Замок Тур-де-Пель (в пригороде, по направлению в Монтрё, всего в 1 км от Веве), в нем расположен Музей Игр. В нем представлены игры, начиная от египетских игральных костей, до современных видеоигр.

5. Музей Фотокамер, где представлены не только фотоаппараты, но и прекрасные фотографии.

Веве — место литературных поклонений

6. А если есть время, то можно съездить в Блоне (от вокзала каждые 20 минут идут поезда, за 14 минут доставят вас до места), в Железнодорожный музей. А если повезет, то с мая по октябрь раз в месяц, а в июне 4 раза, из Веве в Блоне идет старинный паровоз в стиле Бель Эпок. Он едет почти час.

Здание Ратуши было построено в 1702–1710 годах, на месте бывшей больницы.

Рядом с Ратушей — башня Святого Иоанна 14 века с астрономическими часами и с питьевым фонтаном. Собственно, в Швейцарии все фонтаны питьевые.

Неподалеку установлен фонтан Святого Мартина, относящийся к 1678 году.

Веве — место литературных поклонений

Дом, в котором проживал интересный жилец, нашедший здесь убежище в гостях у советника Дюбуа, с 1662 по 1689 годы. Это Эдмунд Ладлоу, член Трибунала, приговорившего английского короля Карла Первого к смерти.

К Православной церкви я не пошла, но написать о ней несколько слов обязательно надо (фото из интернета). Это была вторая Русская православная Церковь в Швейцарии, после Женевы. Она была построена на деньги графа Шувалова в память об умершей дочери. Супруги проживали в отеле «Три короны», и их 22-летняя дочь Варвара, вместе с младенцем умерла при родах. Похоронили их на кладбище Святого Мартина, на горе, над городом. Но граф хотел, чтобы прах близких покоился на православном кладбище и он решил построить церковь. Швейцарский архитектор Самуэль Кезе-Доре, по проекту российского архитектора Ипполита Монигетти, построил церковь. Но, община не захотела производить перезахоронение. И только в 1950 году останки Варвары перенесли в церковь, носящую имя одноименной святой.

Веве — место литературных поклонений

Церковь, где первоначально похоронили Варвару Орлову, дочь графа Шувалова, возвышается над церковью святой Варвары. Мы туда тоже не пошли, обошлась интернет-фото. Она была построена в 1170 году, тогда это была совсем небольшая часовня. Но, спустя 300 лет ее существенно расширили, и надстроили башню, а сегодняшний вид она приобрела в 16 веке.

А вот это грустно: в городе, который так любили русские писатели и композиторы, философы и знатные особы, стоит памятник, посвященный не самым красивым страницам истории, правда, Советского Союза. Это обелиск, посвященный Яну Палаху, студенту пражского университета, который в 1969 году сжег себя на Вацлавской площади в знак протеста против ввода советских танков в Прагу.

Веве — место литературных поклонений

Можно не ходить по городу вообще, а просто прогуляться по набережной с неблагозвучным для русскоязычного уха названием Пердонне, но с прекрасным променадом и отличным видом на озеро.

А буквально в нескольких шагах от озера есть еще один променад, носящий имя города — побратима — немецкого Мюльхайма. Начало и конец променада отмечены камнями, как когда-то отмечали границы раздела хозяйств графств и герцогств.

Если пойти от вокзала не в центр городка, а в обратном направлении, то выйдя к конечной остановке троллейбуса, можно увидеть станцию фуникулера, с которой вагончик поднимет на гору Мон-Пелерин. Кабинка идет каждые 20 минут, и подходит к конечной точке за 11 минут. От конечной станции примерно за полчаса можно пешком подняться к вершине, на высоту 1080 метров. А потом еще на 60 метров на панорамном лифте. Вот там замечательные виды, я была очень давно, а в этот раз не получилось.

Еще один вариант прогулки — на кораблике. На нем можно добраться до любого города озера Леман, или к Шильонскому замку.

Для любителей маленьких двориков тоже есть где погулять — по прямым узеньким улочкам Старого Города. Можно разглядывать таблички на домах, тогда увидите — где жил Достоевский, а где — Жан Жак Руссо.

Если соберетесь в Веве и любите вино, запланируйте это на осень, каждую субботу вино в городе льется рекой! В городе вообще культ винограда. Гоголь написал матери из Веве: «В этом городе съезжаются путешественники, и особенно русские, с тем, чтобы пользоваться виноградным лечением. Этот образ лечения для вас, верно, покажется странным. Больные едят виноград, и ничего больше, кроме винограду. В день съедают по нескольку фунтов, наблюдают диэту, и после этого виноград, говорят, так сделается противен, что смотреть не захочется».

Интересно, а нет способа лечения от всех болезней пирожными? Согласна сдать себя на подобное исследование. И всем желаю всего, кто что любит: вина, винограда, пирожных и всего самого вкусного и прекрасного!

Если вы на машине, то выезжая, можете остановиться возле виллы Ле Лак, построенную Ле Корбюзье (который был тоже не француз, а швейцарец). Я настолько не приемлю этого архитектора, зная, каким он был нехорошим человеком, что предпочитаю обойтись без виллы.

(фото из интернета).

А я люблю Швейцарскую Ривьеру, как называют этот кусочек берега, в любое время года. И у меня здесь не появляется желания побегать по музеям (правда, по разу я бывала во всех), а есть желание просто гулять и наслаждаться.

Я очень надеюсь, что вернется мирное время и любой желающий сможет насладиться этими красотами в Швейцарии — Альпами и Женевским озером.

Спасибо за внимание!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия