Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была вчера 19:33

Кисловодск — Россия Май 2021

По обыкновению своему я никогда не пишу материалы в хронологическом порядке.Ссылаясь больше на настроение и внутреннее чутье.В этот раз почему-то подумалось о Кисловодске.Вспомнились радующие глаз фотографии и майский вояж по Кавказу.Именно с Кисловодска все и началось,когда мы прогуливаясь по Курортному бульвару и взяли экскурсию на Бермамыт.Сочетание климатических и природных факторов -главный козырь этих мест в колоде карт,разложенных перед путешественником.А как ляжет та или иная карта от части зависит от предпочтений и количества выделенных дней.Два дня,заложенных на Кисловодск -я бы не сказала что это много;но достаточно для обзорной прогулки как по городу,так и в окрестностях курорта.
В самом начале путешествия, как двигающиеся самостоятельно по местности , перед заездом в город мы не упустили возможности восхождения на гору-Кольцо.

Гора Кольцо находится на окраине Кисловодска, а точнее в 3 км. от курорта, недалеко от поселка Мирный. По сути является мысом одного из отрогов Боргустанского хребта. Абсолютная высота — 871 м.Имет сквозное отверстие диаметром 8 м. по форме напоминающее гигантское кольцо.
Парадный Кисловодск

Эта удивительная скала обязана своей популярностью восьмиметровому отверстию и является персонажем Лермонтовских произведений и легенд о Кавказе.Податливая воздействию внешних природных факторов песчаная порода (словно гигантская сырная голова в дырах) испещрена гротами и пещерками.К большому сожаленью выглядит она весьма не эстетично благодаря бездумным "художникам" ,пожелавшим запечатлеть для будущих поколений на стенках свои имена.

А я ведь не спроста назвала подъем "Восхождением"; причем с большой буквы.Чтобы покорить склон,добраться на вершину к Кольцу сделав несколько кадров в проеме-пришлось потрудиться.В нашем случае,отшлифованный тысячами ног склон был еще влажен от утреннего дождя и сдобрен скользкой глиной.Когда без поддержки дружеской руки не взобраться,не спуститься.Но главное-итог,а если повезет,то при благоприятной погоде откроется простор,вид на Кисловодск и снежный Эльбрус!

Парадный Кисловодск
Вдали виднеется заснеженный Эльбрус.

Если говорить на чистоту,то напугавший дождь,который сопровождал нас из Ростова и закончившийся ранним утром в Кисловодске чуть не внес свои коррективы в планы.Не совру если скажу,что мы невероятно замерзли в этот день(и это в мае).Вопреки распространенному мнению,что Кисловодск-город Солнца-это был единственный день проведенный здесь,не подаривший даже намека на солнце.Остаться в теплом номере не позволила необходимость как можно рациональнее использовать оставшееся время (не считая купленной экскурсии)на сам город.Гулять по Кисловодску-это значит в обязательном порядке почувствовать и влиться в атмосферу знаменитого Курортного бульвара,пройдя через мостик удачи.Да-да, имеется такой в Кисловодске. Мост проложен через речку Березовая.Это новый мост,который поставили на месте разрушенного при наводнении в 2002 г,принесшем ряд стихийных бедствий,затронувших Северо-Кавказский и Южный федеральные округа.

Мост удачи в городе Кисловодске построен через реку Берёзовая на месте разрушенного наводнением.
Освящен иконой преподобного Сергия Радонежского 23 ноября 2003 г.
Мост "удачи" в городе Кисловодске построен через реку Берёзовая на месте разрушенного наводнением. Освящен иконой преподобного Сергия Радонежского 23 ноября 2003 г.

Главная пешеходная зона курорта растянулась на 500 м и оживление здесь царит днем и ночью.

Парадный Кисловодск

За свою небольшую 200-летнюю историю Кисловодск как курорт возымел международную славу благодаря вкусной и полезной водичке Нарзан.Местные кислые воды были известны еще с древности.К ключу с кисловатой на вкус водой приходили за излечением.Как буд-то нежная мелодия дудука пою название:"Нарт-Санэ"-напиток богатырей,так на кабардинском языке зовется источник Нарзана. Официально о нарзане заговорили только тогда,когда Петр I побывав на Европейских курортах и повелел сыскать лечебные воды и в России.Тогда же в долину,где сейчас находится Кисловодск была организована и экспедиция лейб-медика Петра I -доктора Шобера,который о существовании "минеральной воды" знал только по наслышке.
Русские военные подразделения,иногда совершавшие  небольшие  рейды на приграничные территории первыми обнаружили бурлящий мощный источник и каменные ванны,предназначенные для купания в нарзане.Тогда же и началось научное исследование нарзанной воды.А позже,целебная вода была испытана на больных солдатах при горячке и цинге.К тому же нарзан,выпитый в большом количестве оказывал опьяняющее действие,за что первое время и назывался "спирт-водой".
Курортный бульвар Кисловодска роскошен и славен старинными зданиями.А самым главным зданием здесь как и основным украшением конечно же является архитектурный комплекс Главных нарзанных ванн,который изначально назывался "Углекислые ванны".

Главные нарзанные ванны г.Кисловодска.

Строительство комплекса было приурочено к 100 -летнему юбилею основания города в 1903 г. в месте небольшого нарзанного озера,которое было задумано превратить в купальное заведение.Главным инженером А.Клепниным было разработано строительство 2-этоажного здания.Благодаря расположению стен ниже уровня воды минерального озера,нарзан поступал внутрь здания самостоятельно.По задумке знатная публика должна посещать ванны не только в летний период,но и зимой.

Парадный Кисловодск

Материалы для строительства поставлялись со всей страны:Пятигорск,Новороссийск,Армавир,Донецк ,Ростов-на Дону.Ванны,сочетаюТ в себе смешение разных архитектурных стилей,о чем свидетельствует узорчатые наличники,лепные колонны и изящные ступени с перилами.

А керамика какая!

Парадный Кисловодск

И башенки в индийском стиле.

Представить только:роскошное здание ванн возвели всего за 3 года и есть сведения о том,что среди прочих финансовую поддержку оказывал и эмир Бухарский.А мы-то  вами хорошо знаем о вкусе и возможностях этого человека.Путешествия на воды для лечения в сочетании с отдыхам были доступны только знатным и обеспеченным лицам,а потому курортные процедуры и услуги обещали быть на уровне,а города - блистать архитектурными изысками.

Парадный Кисловодск

В военное время ванны были переоборудованы в госпиталь.А в одном из "кармашков" Курортного бульвара,в память о тяжелых временах,сейчас скромно прячется памятник медикам-героям Великой Отечественной войны.

Памятник медикам-героям Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Вплоть до 1975 г. заведение продолжало функционировать но кризис,наследивший по всей стране коснулся и этих стен.Я совсем не любительница подобных процедур и вряд ли когда решусь на подобное.На от души радовалась глядя на то,как похорошели ванны и расцвели здания вокруг в течение каких-то 10-ти  лет благодаря капитальной реставрации.Отдыхать и получать процедуры здесь теперь возможно каждому.

Парадный Кисловодск

Бульвар когда-то был засажен липами и именовался Липовой аллеей.Затем липы сменились тополями,что повлияло соответственным образом и на название.Но в 80-х, после долгих перипетий бульвар надеюсь теперь уже навсегда переименовали в Курортный.По мне-так идеально подходит к курортному месту.Трудно поверить,но когда-то здесь еще и трамвайная дорога проходила.Теперь же-сплошь тротуарная плитка и клумбовые насаждения.Разноцветье и сочная майская зелеь, будоражат азарт фотографа,

Парадный Кисловодск

старинные отреставрированные здания дореволюционной застройки;мимо них невозможно пройти не остановившись,задержав восхищенный взгляд.

Здание бывшего Гранд отеля.Ныне здесь находится один из корпусов санатория Нарзан.
Здание бывшего "Гранд отеля".Ныне здесь находится один из корпусов санатория "Нарзан".
Парадный Кисловодск
В декабре 2018 года в здании Нарзанной галереи открылся Визит-центр.Здесь находится интерактивный, современный музей.А следующее белое зданеи-бывшая гостиница Подворье Бештау (1911), в советские годы - Эльбрус.
В декабре 2018 года в здании Нарзанной галереи открылся Визит-центр.Здесь находится интерактивный, современный музей.А следующее белое зданеи-бывшая гостиница "Подворье Бештау" (1911), в советские годы - "Эльбрус".

Фонтаны...

Здание на заднем плане фонтана- бывший доходный дом Леонида Николаевича Зипалова, построенный в 1891 году.В 1896 году в этой гостинице проживал Антон Павлович Чехов.Сегодня - это один из корпусов Кисловодской Бальнеогрязелечебницы.

Кстати,фонтан "Лягушки"-один из красивейших фонтанов Курортного бульвара и самый старый в городе.Дата его рождения -1894 год.Изготовлен фонтан был на петербургском заводе Сан-Галли и установлен годом позже в цветнике Нарзанной галереи.

Парадный Кисловодск

Не меньшего внимания заслуживает и современный светомузыкальный фонтан.Дождавшись темноты мы стали свидетелями прекрасног,фееричного светомузыкального шоу.

Парадный Кисловодск

Еще раз вернемся к фонтану с лягушками.Он примыкает к Нарзанной галерее, как я уже выше написала.

Здание галереи не менее восхитительно,чем сама вода нарзан.Первым подобием галереи,укрывавшей колодец с лечебными пузырьками было деревянное ограждение с парусиновым навесом для того,чтобы граждане могли прогуливаться между приемом воды,укрываясь от непогоды.Конструкция,просуществовала 30 лет.Но с подачи графа М.Воронцова,благодаря стараниям которого Кисловодск заметно расцвел в архитектурном смысле(а мы помним,как зачарован был граф английским стилем в архитектуре) ,на месте парусинового колпака под руководством архитектора Уптона возникло роскошное готическое здание.

Парадный Кисловодск

Более того,примечательное здание привлекает к себе внимание не только необычной архитектурой.Дождавшись темноты и когда основная масса курортников разбежится по домам можно подробнее и без помех  рассмотреть силуэт здания на плитке перед входом.Рисунок на плитке тротуара является отражением Южного фасада.Фотография не передаст конечно полного эффекта этоого замысла,но все же:

Парадный Кисловодск

В 1848 г. с легкой руки М.Воронцова в сквере у источника Нарзана была выстроена маленькая часовня.Сооружение предназначалось для сохранения икон,принесенных посетителями Вод в благодарность за исцеление.В середине прошлого века в связи с реконструкцией местности и разборкой старых зданий уничтожена была и часовня.Но по старым чертежам в 2019 году рядом с источником,в сквере Ребова часовня была восстановлена.

Парадный Кисловодск

Небольшое отступление:знаете ли вы какие коты и кошки гуляют по Кисловодску?Со слов местных жителей кошки здесь гуляют сами по-себе,чувствуют себя вполне вольготно и всегда рады гостям,особенно если те имеют при себе "на всякий случай" в кармане какую-нибудь вкусность.Хотя и делают вид,что им все равно.

А вот какой новый персонаж появился на улице Герцена.Там завершилось благоустройство территории и по просьбам населения поселили медного Чеширского кота.Это место уже считается знаковым-к коту можно обратиться за советом,потерев ему нос и он поможет с трудным выбором.

Парадный Кисловодск

Но к сожаленью не все скульптуры так притягательны и милы.Следующая скульптура- глубоко уважаемого Александра Исаевича Солженицына в самом сердце исторического центра Кисловодска вызвала весьма противоречивые чувства и думаю не только у меня.И особенно когда я узнала,что автором автором странной непонятной скульптуры является уважаемый З.Церетели.Фигура была установлена к 100-летию со дня рождения Солженицына,недалеко от его дома,где прошло раннее детство.

Все,кто приезжает в Кисловодск по железной дороге всегда обращают внимание на красивое,похожее на средневековый замок здание Северо-Кавказской государственной филармонии имени Василия Сафонова,расположенное недалеко от вокзала.

Парадный Кисловодск

Пока я увлеченно фотографировала фасады,целеустремленная публика штурмовала вход в здание.С минуты на минуту посетители ожидали начала концерта.К сожаленью овсем не помню афишу в мае.
Выступали здесь в свое время Сергей Рахманинов и Рихтер,читал Куприн,танцевала Айседора Дункан,басил Шаляпин.Сейчас это памятник архитектуры и истории официально называется "Старинный Курзал Владикавказской железной дороги".Курзал-курортный зал,который строился, выражаясь современным языком как развлекательный комплекс:
"Курзал имет право служить местом отдыха и развлечения для публики,посещающей Кавказские Минеральные Воды и охотно навещающей Кисловодск ради прекравсных свойств Нарзана и живописной местности".

Парадный Кисловодск

Увлеченные поиском интересных зданий мы даже не заметили,как буквально преред носом из глубины вековых елей вырос дом-ларчик:(это я его так ласково впоследствии назвала)ажурный балкончик,разноцветные стекляшки цветных витражей,резные башенки-чем не ларчик?

Ларчик был построен в 1903 году как гостевой дом купцом Ушаковым.И использовался по прямому назначению,сдаваясь в аренду отдыхающим.Купец подарил дом своей жене и несколько лет там располагался пансион госпожи Ушаковой.Среди известных лиц флигель снимал молодой композитор Сергей Прокофьев.А после особняк перешел в руки другому хозяину-генералу Абрезову.У него-то и арендовал домик Федор Шаляпин на два месяца,приехав в Кисловодск вместе с женой и дочерьми.Хоть домик никогда и не принадлежал певцу,в памяти горожан он хорошо закрепился как "дача Шаляпина".

Парадный Кисловодск

Приезжаю в Кисловодск уже не в первый раз и снова он мне представляется парадным городом -знаковым местом для русской культуры.На лечечебную воду сюда съезжались именитые гости.Но мало кто знает,что начинался курорт с военной крепости,сохранившейся до сих пор.Некогда величественные стены-а вернее то,что от них осталось находятся в центре города,в окружении высоток.

Парадный Кисловодск

И только памятный камень расскажет о том,что здесь в 1803 г.был основан город Кисловодск.

Район это интересен еще и тем,что недалеко от места основания города стоит кафедральный Свято-Никольский собор,построенный в 2008 году на месте старого,взорваного в 30-х прошлого века.Красавец!

Парадный Кисловодск

А совсем рядом от него Соборная мечеть,получившая статус главной мечети Ставрополья.

Парадный Кисловодск

На этой религиозной ноте я пожалуй закончу о культурно-парадной части Кисловодска.У нас будет еще почти день,чтобы познакомиться огромным великолепным Курортным парком города.Добавлю лишь одно-если вы однажды побываете здесь,то непременно увезете с собой его частичку Я в этом абсолютно уверена.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия