Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был сегодня 15:21
...

Клайпеда — Литва Август 2021

Сегодня прогуляемся по набережной реки Дане(бывшая Данге), где любят совершать прогулки не только гости города, но и его жители. Начнем нашу прогулку с пристани порта. Отсюда ходит паром в Смильтине, где можно посетить Океанариум, но нам сегодня в другую сторону.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Здесь рядом, в месте слияния Данге и Мемеля, в 1252 году по соглашению великого магистра Ливонского ордена Эберзарда фон Зайне и епископа Куршского Генриха был построен замок Мемельбург, который положил начало развитию города.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая
Скульптура Призрак. Справа ,где зелень-место ,где стоял Мемельский замок.
Скульптура "Призрак". Справа ,где зелень-место ,где стоял Мемельский замок.
По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Во времена своего расцвета порт вмещал около 300 судов. С одной стороны набережной были склады, погрузочные площадки, различные фабрики, а на другой стороне располагались важные для города постройки и памятники: Ратуша, Биржа, Старая почта, Таможня, памятник «Боруссия». К сожалению, из всех зданий до наших дней сохранилось лишь здание Ратуши.

До середины 18-го века русло реки было довольно мелким, и оно не раз подвергалось углублениям и расширениям. Только, когда порт уже не вмещался у реки Данге, часть его инфраструктуры перенесли на место современного порта у Куршского залива.

Кирпичные склады для хранения сельди построены в 1861 году
В одном из зданий теперь музыкальный клуб.

Однако, вплоть до конца 19-го века рядом с речной пристанью сохранилось множество промышленных предприятий: лесопилка, судоверфь парусных судов, склады. Причал простирался от устья реки почти на три километра, до железнодорожного моста. Вплоть до середины 20-го века корабли заплывали внутрь города.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

После Второй мировой войны у властей была задумка снести все стоявшие на набережной здания и установить здесь зеленую зону. В итоге, разрушенные здания демонтировали, а часть набережной засадили деревьями и построили типовые жилые дома. Старую инфраструктуру порта напоминают лишь чудом сохранившиеся неразрушенные склады из красных плит, бывшее здание судоходного предприятия Роберта Мейхоефера и несколько кнехтов для швартовки судов.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Сохранившаяся Ратуша обосновалась недалеко от набережной в 1846 году. Но, это не первая постройка. Хоть, права на самоуправление Клайпеда получила уже в 1254 году, но на протяжении многих веков в городе так и не было своей Ратуши. Сначала денег не было, а когда, наконец, построили, она сгорела.

И вот, только когда в 1845 году за 13 000 талеров магистрат города купил жилой дом, принадлежавший датскому консулу, дело сдвинулось с мертвой точки.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Во время войны с Наполеоном в этом доме проживал и это была его резиденция-король Пруссии Фридрих Вильгельм III с королевой Луизой. Двухэтажное здание в стиле неоренессанс украшено лепниной, а фасад-геральдическими знаками и символами: гербом Клайпеды, прусскими орлами, а над окнами первого этажа-масками.

Напротив Ратуши, в скверике, в 1907 году к столетию победы Наполеона был возведен памятник «Borussia».Мемель был единственным Прусским городом, который не был оккупировпн Наполеоновской армией. На страницах местной печати было акцентировано, что путь освобождения был начат в Мемеле.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Бронзовая четырехметровая скульптура была доставлена поездом из Берлина. Пруссию символизировала женщина в античном наряде, с римским шлемом на голове. Боруссия в руке держала щит и копье, на котором была прикреплена дощечка с надписью:«Borussia», а в правой-кинжал.

В 1924 году скульптура была сброшена, когда здесь укрепились литовцы. В 1939 году немцы ее восстановили. Есть данные, что в мае 1945 года эта скульптура еще стояла, значит во время бомбежек она уцелела. В советское время памятник конечно же был уничтожен.

На этом же месте в 1971 году во время Праздника моря или Дня Рыбака был открыт памятник Рыбаку.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Летом рядом бьет небольшой фонтан. Что касается праздника, то он проводится в последнее воскресенье июля. Проходят многочисленные концерты, фестивали и парад. Народ съезжается со всей Литвы!.. Приглашаю!.. В тесноте да не в обиде!..

Идем дальше. Недалеко от моста Биржос стоит такой вот глобус, куда влюбленные, чтобы не портить мост, могут пристегнуть замки «любви». Оригинально придумано.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Сам мост внесен в реестр культурных ценностей Литовской Республики. Он стальной и раздвигается с обеих сторон под углом 50 градусов. До второй половины 18 века мост был деревянным и имел важное значение.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Он давал городу немало средств: каждый проплывающий корабль был обязан платить взнос за поднятие моста-в середине открывалось небольшое отверстие, чтобы могли пройти мачты парусников. Во время Второй мировой войны мост был разрушен, а отстроен в 1948 году.

Под мостом можно встретить бронзовую русалку!.. Ее вес 140 килограмм!.. По словам, создавшего ее скульптора, если потереть ее руку, то могут исполниться все твои желания. Правда, мне кажется трут не только руку, но и другие выдающиеся места!

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

А эта позирующая девушка скорее из другого произведения…та, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет!…

На другой стороне реки, если перейти мост, стоит желтый дом, построенный в 1915 году. Здесь когда-то работала сберегательная касса, а теперь просто кафе. А на углу скульптурка…

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Вообще городской скульптуры «нашпиговано» в городе очень много. Порой хватает завернуть за угол…что мы и сделали.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Здесь удивил мальчик, купающийся в фонтане.

На фасаде дома еще одна композиция-Трубочист.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

Рядом пришвартован парусник «Меридиан»-это одна из самых посещаемых достпримечательностей города. Построен в 1948 году на верфях финского города Турку. Сорок восемь таких парусников передали в качестве контрибуции Советскому Союзу по окончании Второй мировой войны. Баркентина «Меридиан» до 1967 года была учебным судном, на ней проходили практику курсанты городской мореходки.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

В 1969 году «Меридиан» поставили на прикол набережной, а с 1971 года его стали использовать, как ресторан. Это очень популярное место отдыха жителей и гостей города. Но, самое главное то, что парусник стал украшением городской набережной и визитной карточкой города.

Отправляемся к Холму Йонаса, который напоминает времена города-крепости Мемеля, когда оборонительная насыпь была установлена в последних десятилетиях 17 века, и опоясывалась укреплениями голландского типа. Были насыпаны 3,5 метровые насыпи и бастионы, вокруг которых вырыты рвы.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

В 17–18 веках город захватывался шведскими и русскими войсками. Стоит сказать, что после занятия Мемеля русской армией в ходе Семилетней войны, знаменитый русский полководец Александр Суворов занимал здесь должность коменданта.

Во второй половине 18 века городские укрепления утратили свое значение, ворота начали разбирать по плитам, рвы засыпать землей, поэтому к 20 веку сохранились лишь небольшие фрагменты сложной системы укреплений.

По городам Литвы. Клайпеда. Часть 2-ая

На холме Йонаса каждый год проводят праздник Йонинес (Ивана Купалы), который притягивает множество жителей и гостей города. А весной здесь празднуют Масленницу. Играет народная музыка, танцы.

На этом пока все. А в следующей части походим по Старому городу и немного вокруг. У меня есть еще, что рассказать!..