Турист Виктор (grau59)
Виктор
сейчас на сайте

Никосия, Айя-Напа, Омодос. Память об ЭОКА — неоднозначном кипрском освободительном движении

Айя Напа, Никосия, Омодос — Кипр Май 2013

Нна Кипре очень много памятников деятелям ЭОКА. Про памятники Ларнаки я рассказал в материале Ларнака. Память об ЭОКА — неоднозначном кипрском освободительном движении. Но помимо Ларнаки мне встретились напоминания об ЭОКА в Никосии, Айя-Напе и Омодосе

Айя-Напа

В материале Паралимни и Айя-Напа. Память о трагедии 1974 года, разделившей остров Кипр на 2 части я рассказал о бюстах двух  молодых парней, погибших во время трагических событий 1974 года. В этом же сквере, чуть поодаль находится еще один бюст.

Лука Лукас (ΛΟΥΚΑΣ ΛΟΥΚΑ, 1941 — 1958) был членом студенческой группы EOKA. распространял листовки в Фамагусте и Айя-Напе.

3 октября 1958 года была проведена демонстрация протеста в Фамагусте против жестокого обращения британских солдат с мирными жителями, во время этой демонстрации получили ранения более 200 человек, а двое человек были убиты. Одним из них был Лука Лукас.

И хотя он родился раньше, чем погибшие юноши, чьи бюсты находятся на одной площади с Лукасом, он навсегда останется моложе их.

Никосия.

Самый большой памятник в честь ЭОКА встретился мне в Никосии Когда люди говорят, что хотят свободы, то оказывается, что она нужна не всем.

Но это не единственный памятник.

Памятник Маркосу Дракосу мне встретился возле Пафосских ворот при въезде в Старый город.

Затем я специально сходил, чтобы сфотографировать его.

Они были молодыми и умирали молодыми, они любили свою Родину и считали убийства людей путём к её освобождению, их не страшили тюрьмы, но их находили смертельные пули англичан. Бойцы ЭОКА — им немало памятников разбросано по Кипру. Маркос Дракос, молодому Дракону, погиб  в январе 1957 года. Ему не было 25 лет.

Родился Маркос Дракос в сентябре 1932 года, выучился на бухгалтера, но с 1955 года вместо счётов виртуозно владел автоматом. При этом ни днём, ни ночью не расставался с библией. Как бы сказали в настоящее время был одним из полевых командиров, на его счету множество диверсий, вооруженных стычек с англичанами и побегов из тюрем.

Парадоксально, что живым из тюрьмы он сбегал, но после его смерти останки были как бы арестованы. Хотя в бою, ставшим для него последним он получил более 40 пулевых отверстий, у него уже мёртвого связали руки и ноги, а затем похоронили на территории Никосийской тюрьмы. Не только его останки покоятся в тюремной могиле , могилы убитых в бою и повешенных в тюрьме бойцов ЭОКА образовали в тюрьме Никосии своеобразный некрополь «ФИЛАКСИМЕНА МНИМАТА» («МОГИЛЫ ПОД СТРАЖЕЙ»). И только памятнику Маркосу Дракосу немного повезло, когда в 1974 году чертили "зеленую линию", то он остался рядом с ней, но на греческой части острова.

На постаменте памятника надпись.

На другом выходе из Старого города находится муниципальный парк, который располагается возле венецианских стен Старого города и дороги ведущей в район Pallouriotissa, здесь  прохладно и уютно. Старики киприоты сидят и играют в нарды. Полюбилось это место и местной администрации для установки памятников. Я видел три: Софии Вемпо Греческая "Певица Победы", Димитрису Липертису и Ставросу Стилианидису.

Ставрос Стилианидис (ΣΤΑΥΡΟΣ ΣΤΥΛΙΑΝΙΔΗΣ, 1927-1957) вступил в ЭОКА в самом начале её создания и был главным специалистом по изготовлению различного вида бомб.

Именно его взрывное устройство сработало 20 марта 1956 года в постели британского губернатора. Но сапёр ошибается только один раз, при изготовлении очередной бомбы 16 августа 1957 года произошел её взрыв прямо у него в руках.

Через два дня Ставрос умер, последними его словами были: "Я умираю за объединение Кипра с Грецией".

Помимо памятников встретился мне невдалеке от дворца архиепископа Кипр: дворец архиепископа и дворец президента - это разные здания Музей национальной борьбы.

На здании на греческом музее помимо надписи "Музей национальной борьбы" (National struggle museum) имеется дополнительная надпись "Музей борьбы ЭОКА 1955-1959" (Μουσείο Αγώνος ΕΟΚΑ 1955-1959).

Музей борьбы ЭОКА 1955-1959" появился в 1961 году по инициативе бывшего бойца ЭОКА Христодоулосом Папахрисостомоусом (Christodoulos Papachrysostomou), новые помещения для музея были выделены в 2001 году при софинасировании кипрского Министерства образования и Культуры и архиепископа Кипрского.

Как и бывает часто в подобных мемориальных музеях , экспозиция содержит документы, фотографии и личные вещи бойцов ЭОКА, связанные с борьбой против британского господства в 1955-1959 году. Интересна реконструкция партизанской пещеры.

Омодос.

А вот самый первый музей национальной борьбы появился в деревне Омодос.

Как это часто бывает — сменяется режим и люди, считавшиеся боевиками и террористами старой властью, становятся героями и борцами за независимость. В греческой части Кипра много памятников и музеев, посвященных деятельности как подпольной организации греков-киприотов ЭОКА (Национальная организация освобождения Кипра), так и отдельных её представителей. Жители Омодоса активно участвовали в освободительной борьбе 1955–1959 годов и поэтому пока еще были свежи и не остыли воспоминания было решено создать Музей национальной борьбы.

28 октября 1960 года музей был открыт в одном из помещений монастыря Святого Креста Здесь хранятся частицы Животворящего Креста и мощи 26 святых.

Удивительно, но это был первый на Кипре Музей национальной борьбы. Для создания экспозиции собирались личные вещи, форма, документы и фотографии бойцов ЭОКА. Всего в музее рассказывается о 34 погибших героях.

В июле 1999 года музей перехал в другое помещение монастыря и желающие могут посетить его, когда бывают в Омодосе.

Вот только, когда мы были там, музей был закрыт.