Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 7:46

Дивногорье — Россия Сентябрь 2021

Собираясь в сентябре на несколько дней в Воронеж, я хотела в один из дней поехать куда-нибудь на экскурсию, поэтому запланировала, чтобы поездка приходилась в том числе на выходные дни. С экскурсиями все не так просто, местные турфирмы были чуть живы, на запросы не реагировали, да и выбор вариантов был невелик. Все-таки нашла одну фирму, обещавшую в нужный день экскурсию в Дивногорье. Дозвонилась, заплатила аванс, записали и пообещали сообщить, если экскурсия состоится. Не обманули, накануне поездки получила сообщение с указанием места, где будет ждать автобус.

За ночь прекрасная солнечная погода испортилась, утром к месту встречи, кроме меня, пришли дожди и холодный ветер. Когда подошел автобус, ехать уже никуда желания не было: под одеяло бы и чего-нибудь погорячее в кружку!

Расстояние от Воронежа до Музея-заповедника «Дивногорье» более 120 километров, экскурсовод по пути рассказывала много интересного из истории Воронежской области, время пролетело незаметно.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Дивногорьем называется возвышенность недалеко от города Лиски к югу от Воронежа. В 1988 году здесь основали заповедник, который сначала входил в состав Воронежского краеведческого музея, а с 1991 года стал самостоятельным. Музей-заповедник «Дивногорье» — объект культурного наследия федерального значения, кандидат на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Он объединяет природные, археологические и архитектурные достопримечательности. Все они нанесены на карту, которая установлена у входа на территорию.

От стоянки автобусов по лестнице, идущей по склону, поднимаемся на возвышенность.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

С возвышенности можно полюбоваться панорамой воронежских степей, поймой рек Дон и Тихая Сосна, которая неподалеку от этих мест впадает в Дон. Здесь же находится станция электрички «Остановочная платформа 143 км», куда можно добраться ежедневно электричкой из Лисок, а в субботу и прямой электричкой из Воронежа.

Дивногорье, как известно, получило свое название в честь меловых столбов-останцов — див, которые впервые упоминаются в документах от 1389 года. В то время совершал путешествие по Дону митрополит Пимен с дьяками. Увидев эти меловые столбы, они назвали их дивными, о чем сказано в записках об этом путешествии.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Возвышенность образована меловыми отложениями, а столбы образовались под действием природных явлений, в основном — ветровой эрозии, выветривания. Это место называется Большими Дивами, так как когда-то меловых див здесь было более двух десятков. Сохранилось всего четыре: большую часть взорвали в 1895 году при строительстве железной дороги, опасаясь их обрушения на железнодорожное полотно, некоторые были разрушены во время Великой Отечественной войны, так как в этих местах шли ожесточенные бои.

По заповеднику можно гулять и самостоятельно, но только с экскурсией можно посетить пещерный храм Сицилийской иконы Божьей Матери, выдолбленный внутри меловой горы.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Как написано на щите, этот пещерный комплекс относится к XVII веку. Храм был действующим до 1922 года, потом церковь закрыли и она стояла заброшенной, можете представить ее состояние в этот период. Храм восстановили по историческим снимкам, очистили от мусора, стерли надписи и в 1991 году заново освятили.

Поскольку ранее в пещерных храмах и монастырях я не была, посмотреть было интересно. Внутри церкви темновато и прохладно, хотя и на улице в этот день не больше +12–15 градусов. В этой церкви три нефа. Стены голые, росписей нет, это вполне понятно: при такой влажности они не сохранятся.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Первые документальные упоминания об этом храме датированы 1831 годом. В это время состоялось обретение чудотворной сицилийской иконы Божьей Матери. Икона считается чудотворной, так как в середине XIX века она остановила эпидемию чумы. Оригинал иконы утерян, а в церкви хранится список конца XIX века. И эта икона единственная в церкви.

Официально сицилийское происхождение иконы косвенно подтверждается, о нем говорят изображенные на иконе цветы, что изначально было свойственно лишь южноитальянским мастерам. А вот версии, как икона из такой далекой Сицилии попала на воронежскую землю, существуют разные. Одна из них: храм был основан в конце XI или начале XII века двумя греческими монахами, бежавшими с Сицилии, захваченной норманнами, икону они захватили с собой.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Храм двухъярусный, на втором этаже были кельи, кухня и хозяйственные помещения. Мы прошли туда по узкой лестнице со стертыми за десятилетия ступенями.

Интересно посмотреть на схему храма, которая есть внутри. На ней можно увидеть, что второй ярус находится не над первым, а смещен относительно него. Обратите внимание также на галерею Крестного хода, которая проходит внутри скалы и огибает алтарную часть

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Длина Крестного хода — узкого и мрачного коридора составляет 95 метров, мы и по нему прошли.

От церкви поднимаешься по лестнице еще выше на плато.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Здесь можно посетить различные музейные экспозиции под открытым небом, к ним проложены тропинки.

Например, Маяцкий археологический комплекс, который включает крепость, селище, могильник и гончарный комплекс, но от этих строений практически ничего не осталось. Очертания крепости лишь угадываются.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Экскурсовод много рассказывает, есть информация на щитах. Расскажут и о хазарах, и об истории Хазарского каганата, о флоре и фауне здешних мест. Здесь с древнейших времен сохранилась реликтовая флора и фауна, многие растения и животные включены в Красную книгу РФ. Но…

Но, скажу честно, не люблю я археологические достопримечательности, да и ледяной ветер не способствовал восприятию информации. Хотелось только, чтобы все это скорее закончилось.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Но до Дивногорского каньона я все-таки дошла.

Конечно, не Сулакский каньон, скорее обычный овраг, но тоже интересно: необычное сочетание цветов, причудливый рельеф.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Пришло время обеда, мы вернулись на стоянку автобуса ко входу на территорию Музея-заповедника. Здесь, кроме касс, есть все необходимое: небольшой музей «Дивногорское подворье» с этнографической экспозицией, кафе и туалеты. После вкусного обеда мы отправились дальше.

В программе экскурсии было посещение монастыря в Костомарово, но там нас не ждали из-за всем известной эпидемии, поэтому программу изменили. Мы отправились в Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь. Официальной датой основания монастыря считают 1652 год, хотя есть версии, что он существовал и раньше. К началу XVIII века это был самый богатый и процветающий монастырь в Воронежском крае.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Центральное место на монастырской территории занимает однопрестольная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1880–1886 годах в византийском стиле. Монастырь был закрыт в 1924 году, с монахами не церемонились — утопили в реке.

К середине XX века здание церкви напоминало барак: снесли купола, алтарную часть и клиросы. На месте монастыря сначала был дом отдыха, в годы войны в 1942–1943 годах во время оккупации — венгерский военный госпиталь, а после освобождения Воронежской области — эвакогоспиталь для раненых солдат. В 1960-е годы здания перепрофилировали под туберкулезный санаторий.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Монастырь вернули епархии в 1997 году и началось его восстановление. На возрождение соборного Успенского храма ушло много лет.

Вокруг Успенской церкви располагаются двухэтажные келейные корпуса Г-образной формы с домовой церковью Сицилийской иконы Божией Матери, построенные в 1860 году.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Между келейными корпусами встроена надвратная колокольня, построенная в 1780 году.

Есть еще хозяйственные постройки и гостиница для паломников, в ее здании также находится небольшой монастырский музей.

На территории много роз, в середине сентября они еще активно цвели.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Монастырю принадлежит и пещерная церковь Иоанна Предтечи, высеченная в меловой горе над монастырской территорией. Это место называется Малыми Дивами, к нему поднимаешься по лестнице вверх по скале.

Организацией экскурсий в пещерный храм Иоанна Предтечи занимается братия Дивногорского монастыря.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Внутри этот храм более светлый, чем церковь в Больших Дивах, внутри он разделен на три отделения.

Как и в прежние времена, в алтарной части висит «Тайная вечеря», только сейчас она выполнена в мозаичном варианте.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

В 1842 году настоятелем Дивногорского монастыря был назначен иеромонах Меркурий. Он управлял обителью 12,5 лет, а потом был переведен настоятелем Донецкого монастыря. Через четыре года Меркурий вернулся в Дивногорский монастырь, где в 1858 году принял схиму с именем Марсалий. Схимонах Марсалий выкопал себе склеп внутри комплекса, где и был похоронен.

Здесь также есть галерея Крестного хода, в которой можно увидеть много интересного. Например, летучих мышей.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

По состоянию ступеней галереи понимаешь, что эта церковь старше церкви в Больших Дивах. Комплекс упоминается в документах с 1653 г., хотя есть предположения и о более раннем его возникновении.

С горы можно внимательнее рассмотреть Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

О церкви вправо по тропе можно подняться еще выше. Есть и более короткий вариант — крутая тропа влево от церкви.

Зато по тропе, что вправо от церкви, можно рассмотреть остатки двухэтажных келий.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Здесь на вершине плато установлен поклонный крест

и открываются великолепные виды на излучину Дона.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Наша экскурсия завершилась, нужно было возвращаться на стоянку автобуса.

Сентябрьская поездка в Дивногорье

Несмотря на то, что я все время мерзла, экскурсия понравилась. В Воронеж вернулись уже затемно, в городе шел дождь. Не закончился дождь и утром, когда я ехала в аэропорт, чтобы вернуться домой. Поездкой я осталась довольна: Воронеж не разочаровал и удалось немного посмотреть окрестности.