Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 14:11
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Владикавказ, Ингушетия, Грозный, Дагестан — Россия Ноябрь 2021

— Дарина, добрый день. Вам было бы такое интересно?, — сообщение от главного редактора журнала «Вояж» настигло меня врасплох прямо в очереди к врачу на очередном проф.осмотре. К вопросу прилагался файл, открыв который я обомлела… «Пресс-тур на Северный Кавказ» — гордо гласила надпись файла. — «10.11 — прибываем во Владикавказ, сбор группы, заселение в отель…" Это казалось сном.

— Хотели бы поехать как корреспондент от журнала?, — следом спрашивала главред. — Это тур для журналистов, всего вас будет 10 человек со всей страны. Все оплачивает организатор — Итартасс и Министерство экономического развития России. А с вас — обзорная статья и фото.

Я, забыв об очереди и не в силах пошевелиться, судорожно открыла календарь. БОльшая часть тура выпала на будни. Три рабочих дня и еще 1,5 выходных! Как вырваться… Нет, наверное, не отпустят… Хотя…

Дальнейшие действия я помню смутно: сначала — отказ от избытка совести (как отпроситься с работы), потом резкая уверенность и звонок начальству, которое тут же (!!!), зная мою страсть к приключениям, дало добро! И вот я уже в Пулково, примчалась за 3,5 часа до вылета, чтобы все переварить. Между сообщением главреда и этим первым днем тура прошло почти 10 дней, а я до сих пор, как во сне.

Сколько лет мечтала об Ингушетии и ее древних башнях, об Осетии и ее традициях, о кажущемся инопланетным Грозном и, конечно, о ставшем любимым Дагестане. О возвращении туда я мечтала весь год. И знаете, что самое смешное? Программа тура, в которой оказались ВСЕ эти республики вместе: Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан. 4 дня — 4 республики. Мало? Естественно! Но организаторы сделали невозможное! За эти дни мы осилили недельную программу, которая перевернула все представления, ожидания и надежды.

Что мы знаем о Северном Кавказе? Пожалуй, не так много. Многие ассоциируют его с неспокойной обстановкой, навеянной недавними военными событиями и строгими, на первый взгляд, законами ислама. И лишь единицы скажут о невообразимых горах и ущельях, реках и долинах, богатой истории и красочной культуре народов, населяющих самую южную часть России. Решив развеять стереотипы и окончательно влюбиться в этот регион, мы отправляемся в путь, который перевернет все былые представления о Кавказе и горцах…

День 1. СПб — Владикавказ

Встреча в аэропорту с сопровождающей от турфирмы. Эти ощущения, когда за тебя все делают, я уже почти забыла за 6 лет самостоятельных вояжей. Но все-таки как приятно иногда это испытать вновь, ни о чем не думать, а просто впитывать и наслаждаться!

С нашей сопровождающей Аленой мы сразу подружились и уже за кофе активно обсуждали предстоящий тур, ожидая еще одну журналистку. Из Питера летели только мы — два журналиста и сопровождающая. Еще 7 человек тоже с сопровождающим вылетали из Москвы, а последний, 10-й представитель СМИ ехал из Ростова-на-Дону.

Только мы с Аленой посмеялись над погодой, как она начала портиться. По прибытии во Владикавказ мы даже не увидели окрестных гор, настолько плотным был туман. Местные сказали, что еще вчера было +23 °C, а сегодня уже +4 °C. Но насколько это было неважно! Добравшись из аэропорта на встретившем нас минивене до отеля, мы, наконец, влились в одну большую группу, познакомились, заселились.

В горном краю, меж двух морей...

Отели по пути были очень хорошие и, как и все опции, были включены в тур за счет организатора. Гостиница Владикавказ Интурист-Осетия расположена в самом центре города, напротив главной мечети города. Селят в пресс-туре по умолчанию по одному, чтобы было комфортно во всем.

Везде в отелях были завтраки а-ля «шведский стол», а обеды и ужины проходили в ресторанах с традиционной кухней. При этом мы не просто пробовали, а объедались местными вкусностями всех видов, а столы буквально ломились от угощений.

Но в первый день, едва заселившись, мы помчались на обзорную экскурсию по городу. С нами неотлучно был Вадим — представитель организаторов из Москвы, Алена — представитель турфирмы из СПб и в каждой республике — гиды. Плюс мини-автобус с прекрасным водителем, который и возил нас эти дни.

Именно Вадим и огорошил нас новостью:

— Местные СМИ узнали, что неместные СМИ приехали посмотреть их регион, решили снять о вас репортаж, поэтому будьте готовы к тому, что за вами будут следовать «тени».

И действительно, как только мы вышли к гиду, нас окружила толпа журналистов с микрофонами и видеокамерами. Все 3 часа пешеходной экскурсии они ходили с нами под моросящим дождем, брали интервью, снимали, а уже вечером вышел репортаж на канале «Россия-1». Для меня это было настолько ново и необычно — нужно было везде держать лицо, а на нем то и дело отпечатывались детские восторги!

В горном краю, меж двух морей...

Владикавказ сразу дает понять: ты дома. И дело не только в искренности местных жителей и их гостеприимстве, которое буквально влюбляет с первых минут, дело в самом городе. Основанный в 1784 году, он, подобно шкатулке с драгоценностями, хранит в себе массу диковинок, которые не ожидаешь здесь увидеть. Например, лютеранскую кирху, построенную в готическом стиле, в которой в настоящее время находится филиал Мариинского театра. А совсем неподалеку жил М. Булгаков, здесь же он написал свои первые и самые известные произведения. Здесь же, гуляя по пешеходной улице Мира, можно совершить путешествие во времени и пространстве, заглянув в Центр народных промыслов Осетии. Это настоящий храм культуры, только уже с местным колоритом. Все мастера центра — современные художники, ювелиры и гончары, однако каждое их произведение пропитано историей. Все дело в древних рецептах, воссозданных по первоисточникам. К примеру, скифская черная керамика, рецепт изготовления которой, казалось, был утерян в веках, вновь обрела жизнь благодаря историкам и местным умельцам, а сказочные серебряные украшения с местными орнаментами доступны всем желающим.

В горном краю, меж двух морей...

Осетия уникальна, традиции и обычаи ее жителей берут начало в древности, но живы до сих пор. Почитание родителей и уважение к старшим, к женщине, к своей республике — это у осетин в крови. Любой, кто окажется в их семьях, будет дорогим гостем, которому предложат самые вкусные угощения, ночлег, помогут в любой ситуации. И это не напускное — это обыденность. Осознав это, ты чувствуешь себя не в гостях, а дома, и с каждым днем это чувство лишь усиливается.

Вечером нас ждало еще большее потрясение — встреча с главой Осетии-Алании С. И. Меняйло. Глава огромного региона пригласил нас в администрацию, туда же приехали все СМИ. И в режиме пресс-конференции больше 1,5 часов он рассказывал о регионе, его туристической составляющей и отвечал на наш многочисленные вопросы. За огромным столом стояли таблички с нашими именами, и меня посадили прямо напротив него. Стоит ли говорить о волнении — я была просто, как пружина, а глаза горели. Эти моменты также запечатлели в репортаже и на фото. Главный итог встречи — напутствие от главы:

— Смотрите на республики не только как журналисты, но и как люди. Смотрите сердцем, и вы увидите отклик.

Забегая вперед, могу сказать: эти слова стали пророческими и воплотились на все 200%.

В горном краю, меж двух морей...

Вечерний город привлекает еще больше, в нем есть какая-то магия. Пройтись по нему удалось немного, но эти моменты стали одними из лучших. А ужин был в трактире «Старый мост», где помимо традиционных и вкуснейших осетинских пирогов был шашлык, сыр, овощи, пиво, чай и сладости.

В горном краю, меж двух морей...

В номере отеля мы все оказались почти в 22.00 и от избытка впечатлений больше не выбирались на улицу, да и погода не позволяла: все так же моросил дождь, горы так и не пожелали показаться. Зато сон был, как в детстве!

День 2. Горная Ингушетия — Грозный

Рано утром, наспех позавтракав и собрав вещи, мы выдвинулись далее — к моей, пожалуй, главной мечте этого тура — Ингушетии и ее диковинкам.

Пока в окнах нашего автобуса проплывали облака, мы все дружно призывали все высшие силы, чтобы вышло солнце, ведь не увидеть главные красоты края было просто невозможно. А пока густой туман нехотя боролся с проглядывающим все же солнышком, нам рассказывали историю региона.

Ингушетия — древняя и самая маленькая по площади республика России, а ее народ — один из самых древних в мире. Ингуши иногда соотносятся с шумерами. Почти вся территория республики — это горные перевалы и ущелья. Одно из наиболее масштабных — Цей-Лоам. Это ущелье открывается наиболее панорамно с вершины одноименной горы, где круглый год прохладно, ведь высота — более 2500 м. Зимой здесь нередки туманы и ветра, которые покрывают растительность снежными кристаллами, а в туманной дымке то и дело проглядывают силуэты величественных гор. Это придает Цей-Лоамскому ущелью особую атмосферу, ради которой стоит приехать сюда именно зимой. Летом же это одно из самых живописных и красочных мест в округе. К слову, до Грузии отсюда всего 10 км, поэтому долгое время Ингушетия была закрытой пограничной зоной. Только пять лет назад республика распахнула свои двери, но тоже с условием — наличие паспорта гражданина Российской Федерации, а в некоторые районы — даже специального пропуска.

Главная жемчужина Ингушетии — древние каменные города и башни, которые то и дело встречаются вдоль узких серпантинов, иногда — даже посреди современных деревень. Но самые масштабные города расположены в отдалении, они хранят свою атмосферу таинственности и древности.

В горном краю, меж двух морей...

Издревле эти земли были предметом военных конфликтов, поэтому в любом городе строились сторожевые башни, высота которых достигала 40 метров. С их вершины открывался обзор на все 360 градусов. Пока враг приблизится к городу, ингуши успевали занять оборону и подготовиться к осаде, хотя чаще всего враг был повержен первым, его замечали и опережали нападением. Подобные каменные сооружения строились не только в городах, но и на подходах к ним, чтобы заранее оповещать народ об опасности. Причем, древние ингуши цемента не знали, однако, подобно инкам, возводили огромные здания, которые простоят еще не одну тысячу лет. Секрет прост: в качестве скрепляющего раствора они использовали мед, яичный белок и известь. Эта смесь соединяла камни на века. В таких городах жили, выращивали овощи и виноград, разводили домашний скот, город полностью себя обеспечивал.

Не прошло двадцати минут после въезда в Ингушетию, как мы увидели первую такую башню. Не в силах ждать следующих, попросили водителя остановиться. С этого участка дороги открывался умопомрачительный вид на Джейрахский район — один из древнейших в республике. А горные вершины четко отражали соперничество осени и зимы: граница проходила прямо посередине горных хребтов и было очень заметно, где еще плюсовая температура, а где уже столбик термометра опустился ниже 0 °C.

В горном краю, меж двух морей...

А мы тем временем поднимались все выше по горному серпантину, уши закладывало от перепадов давления, а местный гид-ингуш Магомед, присоединившийся к нам утром, рассказывал все более интересные факты.

Сейчас в Ингушетии насчитывается около 3000 башен и почти полсотни сохранившихся городов. Один из наиболее известных — Эгикал. Расположен он в Джейрахском районе — сердце древней Ингушетии. Здесь до сих пор живут общинами — тейпами, которые заботятся о каждом жителе. Именно в Ингушетии и соседней Чеченской республике вы не найдете ни одного детского приюта или дома престарелых — их здесь попросту нет. Всю заботу о детях-сиротах и стариках берет на себя тейп. Он же следит за порядком, кормит, выдает замуж и т. п. Человек здесь никогда не чувствует одиночество — он всегда в кругу родных.

Не доезжая до Эгикала, мы поднялись на смотровую площадку той самой горы Цей-Лоам. По словам гида, здесь открывается самый панорамный и величественный вид на ущелье. Но увидели мы тут нечто гораздо более таинственное. Туман все никак не хотел отступать, поэтому здесь все было похоже на царство Снежной Королевы. На расстоянии 10 метров обзор терялся…

В горном краю, меж двух морей...

Посетовав на погоду, мы-таки полезли выше, используя данное нам время. Здесь везде были кристаллы снега: не просто снег или лед, а именно огромные кристаллы, образованные ветром и холодом. Они облепили все вокруг — растения, тропинки и даже ограждения площадки.

В горном краю, меж двух морей...

Общались мы криками и привычным «ау», а добравшись до вершины горы, стали самозабвенно фотографироваться на фоне тумана, уверенные, что это высшая точка. Но спустя минут 15, произошло то, что до сих пор вызывает немой трепет. На какое-то мгновение туман расступился, и за спиной открылась исполинская скала, раза в два выше той, где мы стояли. А вместе с ней — и часть ущелья. Мы оказались над облаками, которые плыли сквозь нас… Казалось, что само время струится сквозь пальцы. Эти ощущения я пережила только однажды — в далеком Перу, карабкаясь на вершину скалы Уайна-Пикчу. Но там я знала, ЧТО впереди, а здесь… Эта гора стала настолько сильным потрясением, некоторые из нашей группы даже плакали. И я, конечно, в том числе. От небывалых пейзажей, от природной стихии и счастья видеть это! Ни одно фото и видео не передаст и сотой доли этого могущества и красоты…

В горном краю, меж двух морей...

Цей-Лоам подарил нам первые и самые сильные эмоции от встречи с горами, но дальше случилось то, что невозможно назвать ничем, кроме чуда: солнце активно вступало в свои права! И вот уже перед нами новые космические виды и парящие в дымке горы, а внизу — вновь башенные комплексы. О них обязательно будет отдельный рассказ, а пока — общие впечатления.

В горном краю, меж двух морей...

Обед был запланирован в кафе-гостинице «Легенды гор» в селении Армхи. Здесь недалеко расположен горнолыжный курорт, а вдоль трассы стоят такие домики, в которых местные жители и накормят, и напоят, и оставят на ночь. Здесь нам накрыли целый традиционный стол, главой которого стал «Дулх хьалтам» — одно из самых любимых блюд ингушей. Оно очень простое и сытное. Название можно перевести на русский язык как «мясо с галушками». Это блюдо подают с крепким прозрачным бульоном в отдельной чашке и чесночным соусом. Причем, кусок баранины был размером больше огромного кулака, грамм 300, не меньше. А к нему — и лепешки с сыром и овощами, и сладости, и салаты, и вкуснейший горный чай, который здесь же можно приобрести.

В горном краю, меж двух морей...

После сытного обеда мы добрались, наконец, до Эгикала. Это один из самых крупных городов древней Ингушетии. Здесь сохранились сторожевые и боевые башни, жилые помещения и даже склепы, которые на фоне горных вершин, уходящих в небо, выглядят игрушечными, но стоит спуститься в город, как ощущаются его масштабы. Здесь царит особая атмосфера: древность, причудливые камни и сооружения из них, бодрящий горный воздух сливаются воедино и не дают уехать, пока основательно не прогуляешься. Хотя из-за перепада давления и высот сделать это непросто, усталость мгновенно отступает на второй план: хочется лишь жадно поглощать эту ауру и запоминать ее всеми органами чувств. По пути обратно встречается несколько родников с горной ледяной водой, которая отменно бодрит и, как говорят местные, помогает гипертоникам адаптироваться к горным условиям.

В горном краю, меж двух морей...

Спустившись в древний город почти на 100 м, мы еле забрались обратно. Сказалась и усталость, и плотный обед. Не зря говорят, что в горах нельзя плотно есть, пока ты в активном движении. Это поднятие вверх стало одним из самых сложных испытаний.

Не успев оправиться от гор, спустя 3 часа, мы как-то неожиданно въехали в Чечню.

Почти у каждого человека соседка Ингушетии — Чеченская республика до сих пор вызывает страх и ассоциации с войнами и терроризмом, хотя после этих страшных событий прошло почти 20 лет. Этот барьер то и дело останавливает туристов, а город Грозный и вовсе кажется чем-то невероятным для посещения. Но стоит сюда приехать, и от предрассудков не остается и следа: доброжелательные и такие же гостеприимные люди, любящие свой край и желающие поведать о его красотах. Одной из таких оказалась наша гид Амина — приветливая, доброжелательная и очень религиозная. С ней прошли еще 3 часа пешеходной экскурсии.

В горном краю, меж двух морей...

Поначалу, оказавшись в Грозном, сложно понять, где находишься — в Эмиратах или Кувейте. Ожидая увидеть город со следами войны, турист неожиданно для себя видит настоящий мегаполис, с множеством многоэтажек, сказочной иллюминацией и просторными проспектами. Всем этим Грозный обязан Ахмату Кадырову — отцу ныне правящего главы Рамзана Кадырова. Именно он после войн решил не просто отстроить город заново, но и дать ему новую жизнь. А сын продолжил и во многом воплотил его проекты. Теперь главной визитной карточкой города стал деловой и жилой район — Грозный-Сити.

В горном краю, меж двух морей...

Фешенебельный район расположился прямо рядом с центральной джума-мечетью, а вокруг разбили огромный парк с аттракционами и зонами отдыха.

Новый облик чеченской столицы отражает и новую атмосферу Грозного, ставшую уже привычной: мир, добро и светлый взгляд в будущее. И все это — в религиозных традициях. Для туристов они ненавязчивы, хотя Грозный по праву считается наиболее строгим в отношении соблюдения всех исламских канонов. Туристов лишь просят уважать местные традиции и не появляться на улицах города в откровенной одежде. Находясь здесь, даже наоборот, хочется посетить мечети и прикоснуться к древней религии.

Именно в Грозном мечети имеют наибольший размах. Одна из самых посещаемых мечетей расположена в пригороде столицы, в городе Аргун и названа именем Аймани Кадыровой, матери нынешнего главы республики. Она так и называется — «Сердце матери» и внешне напоминает горящее сердце. Ее вместимость — 30 тыс. человек, однако это не самая масштабная постройка.

В горном краю, меж двух морей...

Центр Грозного напоминает космический город: здесь все светится, мерцает и гудит, а по широченным проспектам носятся новенькие иномарки. Главное впечатление от города мы получили, взобравшись на смотровую площдаку бизнес-центра в Грозном-сити. Это 29й этаж, плюс еще этажа 2–3 вверх по лестнице пешком. Отсюда город — как на ладони. Правда, часть города снимать нельзя, там находится резиденция Кадырова. Он там не живет, но принимает важных гостей республики и дает им там жилье. Вообще, в Грозном ощущался некий культ личности, но здесь это понятно: город восстановлен из руин, и есть за что жителям быть благодарными.

После насыщенной прогулки нас покормили местными вкусностями в ресторанчике «Гриль Хауз». Там, помимо жаркого, салата и прочих привычных вкусностей, мы попробовали национальную гордость — лепешку с тыквой и медом. Наверное, это самое вкусное из сладкого, что я ела на Кавказе! Ну, а дальше, наконец, отель. Гостиница Беркат — это открытие среди отелей. Это помещение бывшего завода, отчего номера не просто большие, а огромные! И такие же огромные кровати, на которых можно лежать что вдоль, что поперек. Ковры, чай с чайником и теплая ванна — лучший финал этого безумного дня. Он стал самым насыщенным и сложным физически, да и морально тоже — тонна информации, тонна впечатлений. До 2 часов ночи они играли в голове.

День 3. Чечня — Дагестан (Сулакский каньон, форелевое хозяйство, Дербент)

Утром снова в 07:00 скорый завтрак и выезд. Еще раз прокатились по утреннему Грозному и направились к еще одному чуду Кавказа.

Главное религиозное чудо Чечни было построено в 2019 году в пригороде Грозного — городе Шали. Это самая большая мечеть в Европе, которая вмещает 45 тыс. человек! Она построена полностью из белоснежного мрамора, вокруг нее высажены сотни розариев, а внутри встречают огромные люстры с кристаллами Сваровски. Именно здесь понимаешь масштабы и города, и веры, и любви правителя к своему народу.

В горном краю, меж двух морей...

Вокруг мечети разбит огромный сквер с двенадцатью фонтанами, а газоны украшают розы всех сортов. В середине ноября увидеть благоухающие цветы было просто подарком.

А мы уже мчались к моей любви — к Дагестану. Ровно год назад я приехала сюда в одиночку и своим ходом всего на 4 дня, и этого времени хватило, чтобы безоглядно влюбиться в эту республику. Весь год мечтала вернуться сюда. И… все-таки, мечты сбываются!

Невозможно в любом путешествии обойти вниманием Дагестан — самую южную и теплую во всех отношениях республику Северного Кавказа. Это край, где можно бесчисленное множество раз поизносить слова с приставкой «самый»: самый древний город России — Дербент — находится здесь. Он же — самый южный город нашей страны и самый солнечный — более 300 ясных дней в году. А чуть дальше от него — самый глубокий в мире (!) Сулакский каньон, который обошел даже знаменитый Гранд-каньон в США. Его глубина — 1920 метров, а протяженность — более 50 км. Это главная природная жемчужина Дагестана, его сердце. Не увидеть его нельзя. Именно поэтому становится все больше смотровых площадок, небольших палаток с сувенирами и аутентичных кафе, которые рады принимать туристов и успешно это делают уже много лет. Именно со смотровых площадок можно увидеть гигантских орлов, парящих над пропастью, залитой солнцем, или оказаться в реалиях сельской жизни, среди пасущихся овец на фоне неземных пейзажей. А стоит спуститься вниз к Чиркейскому водохранилищу, появляется уникальная возможность увидеть горы с воды, а если повезет — даже горных козлов, ловко взбирающихся по отвесным скалам. Славится Дагестан и барханом Сарыкум. Эта огромная песчаная гора занимает второе место после аналогичных барханов в пустыне Сахара, его высота — 260 м. И знаменит он еще и фильмом «Белое солнце пустыни», который снимали в его песках. Список чудес Дагестана можно продолжать бесконечно…

В горном краю, меж двух морей...

Наш гид Магомед, который неотлучно был с нами от Владикавказа, родом из Дагестана. Он аварец, это одна из 24(!) национальностей, живущих на небольшой южной территории. Под два метра ростом, кладезь информации и шуток, он поразил нас сразу. А когда услышали, как он поет… Ох, наши девушки были готовы остаться там навсегда.

Именно Мага (как ласково мы его называли) запротестовал против нашей программы и пути сразу в Дербент, где у нас был и отель, и ужин. Именно он подарил нам сказку в виде Сулакского каньона. Ладно, я в прошлом году там была, но коллеги-то нет! И он в итоге стал нашим главным впечатлением от республики. А для меня — вторым главным впечатлением. И мне мало! Наверное, туда можно приезжать бесконечное множество раз и нельзя насмотреться, надышаться… В прошлом году после смотровой я отправилась еще по воде вдоль отвесных скал и узких туннелей, увидела горных козлов в естественной среде… А в этом раз смотровая площадка подарила аж пять парящих орлов над пропастью, некоторых даже удалось запечатлеть достаточно близко. Как они бесшумно летают, ни звука не издают! Парят над бездной. А после увидели еще типичные горные пейзажи — пасущихся овец и коз. И, конечно, солнце здесь было во всей красе! А температура — южные +12 °C!

В горном краю, меж двух морей...

Далее путь проходил через форелевое хозяйство «Главрыба» — тоже виденное мной в прошлый раз. Но как оно изменилось за год! Появилось огромное колесо обозрения, более полутора десятков деревянных гостевых домиков, где можно остановиться на ночь… Регион и правда развивается — все, как говорил глава Осетии. И касается это всех республик!

В горном краю, меж двух морей...

Здесь мы полакомились форелью на гриле и выдвинулись, наконец, в Дербент. Там нас встретил Hotel Sunrisе, расположенный на первой линии у моря.

В горном краю, меж двух морей...

Он вмещает всего 12 номеров, и мы заняли его весь. Заселились и поехали на ужин в ресторан «Хаял» — один из самых известных в городе.

Поскольку это был последний наш общий ужин (на следующий вечер москвичи уже улетали, а мы — после них в ночь), Алена нам сделала сказочный подарок — заказала банкет. Что такое еда на Кавказе — мы уже поняли: каждый раз выкатывались из-за стола, облизываясь от удовольствия и кряхтя от множества пищи, но что такое банкет, мы себе даже не представляли… Шашлык из 5(!) видов мяса, бараньи ребра (горящие прямо при нас), лепешки с сыром (знаменитые Чуду), сыры и зелень, овощи и фрукты, десерты, сладости и еще бог знает что… Именно в этом ресторане Магомед спел нам одну из своих песен на аварском языке, а наша волшебница — Алена подарила нам еще… танец. Настоящую лезгинку! Ей нас встречал местный заслуженный ансамбль танца «Нарын-Кала», а потом был эксклюзив: нас переодели в костюмы и дали мастер-класс по лезгинке! Это был восторг!

В горном краю, меж двух морей...

После банкета, уставшие, но довольные мы добрели до моря, послушали шум прибоя, а потом завалились в отель. А поскольку были в нем одни, попросили сонного администратора открыть нам кухню и сидели там до 3 часов ночи с местным коньяком и фруктами. Это была, по сути, первая и единственная возможность, наконец, наговориться, рассказать друг другу о себе и еще сильнее сплотиться.

Интересно то, что до этого никто из журналистов не был знаком друг с другом, кроме двух девочек. И мы как-то сразу стали одним целым. Так приятно быть не просто в кругу единомышленников, а профессионалов, интересных и уникальных в своем роде людей, начитанных, состоявшихся, целеустремленных. Каждый — специалист в своей сфере. Среди нас были журналисты из газет «Россия сегодня», «Интерфакс», сайтов «Лента.ру», «Гисметео», журналов «ОК!», «Вокруг света» и других. И каждый в итоге писал о чем-то своем. Задания немного отличались. Вадим (представитель организатора — Мин. эконом. развития РФ) так расхвалил всем мои статьи (а ему, в свою очередь, их расхвалила мой редактор), что все они безоговорочно приняли меня в свою «тусовку», даже звучала фраза: «Приятно слышать добрые слова от такого профи, как ты»… А когда меня спросили, как часто удается побывать в таких турах, а, замявшись, сказала: «Не часто», но так и не смогла сказать, что это мой первый подобный выезд. Хотя мои вытаращенные от восторга глаза то и дело выдавали! Это настолько здорово — оказаться среди профи своего дела, пообщаться, поучиться. Многие из них закончили журфак МГУ… До сих пор это кажется сном, а тогда — и подавно.

День 4. Дагестан: Дербент — Махачкала — СПб

Утром я уже встречала рассвет у моря. На сон — всего 2 часа. Дома высплюсь! Получив вожделенный дайверский сертификат, я еще раз призналась морю в любви. Бродила я не одна, почти все наши дошли до него в ранний час и только потом пошли собираться и завтракать.

Главная достопримечательность Дербента — древняя крепость Нарын-Кала, она помнит еще персидские и арабские набеги. За тысячи лет существования ее посещали герои своей эпохи — Геродот, Марко Поло, Афанасий Никитин, Александр Дюма и др. Ее стены постираются к самому морю, именно они отделяют древний город от современного.

Новый солнечный день застал нас у стен древней крепости. Для меня это было приятное-де жа вю, но на этот раз — с экскурсией и опытным гидом.

В горном краю, меж двух морей...

А после — чаепитие у подножия цитадели с мэром Дербента в настоящей чайхане! Для нас был накрыт сладкий стол с обилием пахлавы, цукатов, орехов, рахат-лукума, вкуснейшего инжирового варенья, фруктов и, конечно, ароматного чая. Все это — на свежем воздухе под легким тентом прямо у древних ступеней крепости. И снова — с представителями местных СМИ. В каждой республике они нас сопровождали, кроме гор Ингушетии. Встреча была в неформальной обстановке, поэтому мэр сразу попросил «не официальничать» и просто угощаться и общаться, что мы и сделали.

Несмотря на молодость, Рустамбек Пирмагомедов очень деятельный. Будучи у власти всего чуть больше года, он уже сделал для города невозможно много: построил дороги, школы, туристические объекты. Многое также в проекте. Например, троллей от вершины крепости к морю и многие диковинки, которые будут ждать туристов уже в 2023 году. И, глядя на быстро меняющийся город, я ему верю.

В горном краю, меж двух морей...

Внизу у подножия крепости раскинулся древний город, многие дома которого сохранились до наших дней, более того — в них по-прежнему живут люди. Наша прогулка продолжилась именно там. Старый город я в прошлый раз пробежала почти бегом, поэтому приятно было, наконец, прогуляться по нему, не спеша.

Улочки там настолько запутанные и узкие, что похожи на лабиринты. Они имеют свое название — «магалы». Но в этом лабиринте древности живет своя атмосфера — неповторимый синтез прошлого и настоящего. Здесь же находится самая древняя в нашей стране мечеть — 733 г. н. э., узнать которую в череде улочек можно лишь по неприметному серому куполу. Она не похожа ни на что, внутри темно, нет никакой роскоши, лишь каменные стены и арочные своды. История буквально сочится из каждого камня! Сейчас мечеть собираются реставрировать и восстанавливать стертые временем красочные росписи. Мечеть действующая, поэтому во время намаза туристов не пускают, придется немного подождать, но посетить ее нужно непременно.

В горном краю, меж двух морей...

То и дело вдоль улочек втсречались плодовые деревья с чем-то оранжевым. Оказалось, что это хурма, ее сезон начинается как раз в ноябре. Вот тебе и осень! Яркое солнце, +12 °C и фрукты на деревьях. Сорвали, попробовали, вкуснятина!

После старого города мы прогулялись на рынок. Рынок Дербента — как и везде на Кавказе, это самая высокая концентрация местного колорита. Голодным отсюда уйти не получится, ведь каждый продавец считает своим долгом продемонстрировать свой товар, дав его попробовать. Цукаты, сухофрукты, пахлава, орехи, урбеч, мед, горы специй, сыры, зелень и свежая морская рыба — все это превращается во всеобщий пир желудка и может быть ограничено лишь нормами провоза багажа. В любом случае, уйти с пустыми руками не удастся.

Обед у нас был в ресторанчике «Рандеву» в центре города. Именно там я впервые в прошлом году попробовала лепешки Чуду, а оттуда уже помчалась на вокзал и в Махачкалу. На этот раз лепешками мы не ограничились: был и хинкал, и чуду, и салаты, и кураговая каша с урбечем — хит дагестанского десерта. Безумно вкусное и сытное лакомство. Хотя, наверное, невкусного и несытного здесь не бывает!

Закат мы встречали между Дербентом и Махачкалой, на берегу Каспийского моря, любуясь, на этот раз, уже рукотворным чудом Дагестана — экранопланом «Лунь».

В горном краю, меж двух морей...

Это гигантский военный самолет, легенда секретных разработок, о которой стало известно еще до ввода в эксплуатацию. Поэтому образец военного могущества и отдыхает теперь на берегу моря на радость туристам. Кстати, скоро он там будет не один. Вокруг него строят огромный парк «Патриот», где будет еще несколько военных диковинок, а также зоны отдыха и фудкорты. Все это — тоже к 2023 году. Так что, думаю, стоит рвануть туда в третий раз через годик — уверена, Дагестан снова сможет удивить!

После насыщенного дня наша московская часть поехала в аэропорт, мы — с ними, проводить. Прощались, как старые друзья, настолько сблизидисб за эти несколько дней. Напоследок Алена снова нас поразила — из ресторана «Хаял», где мы вчера зажигали, заказала нам еще одно национальное блюдо — Шах-плов. Это огромное трехкилограммовое блюдо из тонкого теста, в котором — настоящий плов, но с фруктами и мясом. Безумная вкуснота! Половину ели москвичи уже в аэропорту, а мы повезли его к Алене. Наш вылет был в 3 часа ночи, с пересадкой в Москве. Изначально был вариант прямого перелета на следующий день, но ночь в Махачкале почему-то показалась мне лишней. Алена же решительно взяла билет именно с вылетом на следующий день. Ох, что с нами было, когда увидели ее отель — Абу Даги Отель. Хоть он и стоит на окраине города, это просто рай! Мрамор везде, огромные люстры, кувшины, ресторан и даже спа-комплекс на территории. Покусав локти, оставили вещи в номере Алены и спустились в ресторан. Она обещала нам чай и кофе, да и за беседами время пройдет незаметно. Нас встретила управляющая отеля — Наида. Мать четверых детей, на вид — лет 20 (вообще — под 40), шутница и просто отличная собеседница. Они с Аленой познакомились по работе и сразу стали подругами. От их шуток мы смеялись до колик в животе. Она, несмотря на поздний вечер, усадила нас за стол. А на нем сразу стали появляться местные вкусности: фрукты, сладости, кофе, чай и даже шампанское. А еще соленья ее собственного производства. Узнав, что мы не посмотрели Махачкалу (опять же, кроме меня в прошлом году) и не отведали ее блюд, она бросилась готовить нам настоящие курзе — что-то типа вареников с бараниной. А после предложила сгонять на Тарки-Тау — гору и одновременно — главную смотровую площадку города. Нас собралось пять человек, вызвали две машины-такси (оплатила все она, отказаться было нельзя, она бы обиделась — местные законы гостеприимства) и через 20 минут были уже на горе. Там она напоила нас горячим капучино, опять же, купленным за ее счет, затем мы на тех же такси спустились в центр к мечети и пошли гулять по исторической части города, вниз, к морю. Откуда у нас взялись силы — до сих пор не знаю. Но как же это было здорово! За шутками и разговорами не заметили времени. Опомнились уже после полуночи.

В горном краю, меж двух морей...

Боясь, что мы не успеем, Наида вызвала нам снова такси в отель (за вещами), а оттуда — сразу в аэропорт. Оплатила все тоже сама. Мы только благодарно разводили руками… Вот это, пожалуй, лучший пример кавказского гостеприимства! Тур наш закончился несколько часов назад, по сути, они нам больше ничего не должны, как принимающая сторона, да и Наида вообще к нам никакого отношения не имеет. Мы в ее отеле не останавливались… А она не только накормила нас до отвала, свозила на смотровую, показала сам город и все это время была рядом, да еще и отправила в аэропорт! Не устаю рассказывать об этом случае и безмерно ей благодарна! Как и нашей Алене, конечно!

После этого была долгая дорога домой длиною в ночь. Утром встретил холодный Питер, оставив тепло и уют Кавказа только в воспоминаниях, начались рабочие будни… Это путешествие для меня стало самым необычным за все 6 лет. Первый в жизни пресс-тур, первое в жизни профессиональное путешествие, с заданием и целью — рассказать людям об этом регионе и сподвигнуть их туда приехать. Статья моя уже вышла, теперь и здесь написала свои впечатления. И надеюсь, что туризм там будет только процветать! Он и так на подъеме последние годы.

Увидев однажды республики Кавказа, невозможно их забыть, наоборот, острое желание продолжать путешествие крепнет с каждым днем, городом, регионом. Приехав сюда, становится непонятно, откуда и почему за ним закрепилось клише опасности. Не в каждом регионе нашей страны настолько открытые и дружелюбные люди, для которых гость — святое, уважение к людям — закон, а любовь к своему краю — данность. Это другой мир, здесь много диковинок, которые можно найти в природе, истории, традициях, культуре и кухне. И неизменно одно: побывав здесь однажды, вы непременно захотите возвращаться сюда снова — за новыми маршрутами, впечатлениями и солнечным настроением в любую погоду…

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Событийный туризм, Экстремальный отдых