Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте

Лас-Вегас, Невада — США Октябрь 2021

Первой остановкой в нашем путешествии по Неваде-Юте в октябре-начале ноября 2021 года стал парк «Ущелье соборов» (Cathedral Gorge State Park, № 2 на карте 1).

Карта 1. Маршрут поездки по Неваде - Юте в 2021 году. Нумерация мест, выделенных красными точками, соответствует очередности их посещения. Поездка начиналась и заканчивалась в Лас-Вегасе. Парк штата  Невада Ущелье соборов, о котором этот рассказ, обозначен на карте цифрой 2.
Карта 1. Маршрут поездки по Неваде - Юте в 2021 году. Нумерация мест, выделенных красными точками, соответствует очередности их посещения. Поездка начиналась и заканчивалась в Лас-Вегасе. Парк штата Невада "Ущелье соборов", о котором этот рассказ, обозначен на карте цифрой 2.

Парк «Ущелье соборов» находится в 264 км к северу от Лас-Вегаса (№ 1), практически на автодороге 93 (Great Basin Highway — US Route 93). Это шоссе — единственная большая трасса, пересекающая протянувшуюся с севера, но юг на целых 800 км невыразительную и слабозаселенную пустыню в Неваде. Нас бы тоже туда не занесло, если бы мы не решили в этот раз все-таки посетить наконец национальный парк Грейт-Бэйсин (Great Basin National Park, № 3). Визит туда мы несколько раз прежде откладывали, поскольку этот парк лежит в стороне от абсолютного большинства популярных туристических маршрутов.

Готовясь к поездке, мы наткнулись на упоминания о любопытном парке штата Невада «Ущелье соборов», который был прямо по дороге в национальный парк Грейт- Бэйсин. Решение было принято: едем в оба парка.

Вот примерно такие фотографии парка мы видели в интернете, готовясь к поездке.

Свой статус парка «Ущелье соборов» приобрело в 1935 году в числе первых четырех парков Невады. Но обнаружено это уникальное место было раньше — в последней трети 19-го века. Сделали это местные жители, которые занимались в округе сельским хозяйством и добычей серебра. Они же дали этому месту и его название — «Ущелье соборов».

Но настоящим ущельем назвать его крайне затруднительно. Лишь в одной части парка имеется что-то напоминающее каньон, но и даже там это больше похоже на глубокий овраг с неимоверно размытыми стенками.

Единственное место в парке, чем-то напоминающее ущелье.

А бОльшая часть территории парка — это ровная пустыня, окруженная с двух сторон невысокими, но сильно изрезанными скалами, временами вызывающими сильные «соборные» ассоциации.

Невада: «Ущелье соборов»

В парк можно попасть двумя путями. Во-первых, свернув влево с автодороги 93 в сторону визитор-центра (есть указатель) — примерно через 1,5–2 км после поселения Панака (Panaca, точка, А на карте 2). Сам визитор-центр при нашем посещении был закрыт, но на первой же парковке нужно было произвести самооплату (self-pay), положив в конверт наличные ($5 — для машин с невадскими номерами, $10 — для остальных), а корешок от конверта — под лобовое стекло машины. Такая форма оплаты часто практикуется в парках штатов, особенно в будние дни, когда поток посетителей небольшой.

Карта 2. План-схема парка Ущелье соборов: слева - общий вид, справа - центральная часть. Отмеченные буквами и цифрами точки описаны в тексте.
Карта 2. План-схема парка "Ущелье соборов": слева - общий вид, справа - центральная часть. Отмеченные буквами и цифрами точки описаны в тексте.

На первой же парковке мы просто ахнули от необычности и красоты увиденного и кинулись фотографировать. Благо и освещение этой части парка было подходящим.

Невада: «Ущелье соборов»

Ряды башен, шпилей и колонн разной высоты, нависающие друг над другом, то слегка выступающие вперед, то отодвигающиеся вглубь, производили фантастическое впечатление. А приближающийся закат добавлял золотистые оттенки кремово-охристо-коралловым скалам.

Невада: «Ущелье соборов»

Мы шли вдоль этой «архитектурной» стены и не могли оторвать своих взглядов от нее. Временами попадались так называемые «пещеры» (точка 1 «Caves» на карте 2) — промытые водой узкие проходы, больше похожие на щелевые каньоны. Они всего полметра-метр шириной, часто — извилисты, с боковыми ответвлениями.

Так называемые пещеры парка.
Так называемые "пещеры" парка.

Эти промоины уходят вглубь скалы на десятки метров, но всегда — заканчиваются тупиком, т. е. несквозные. Побродить в этих «пещерах» было любопытно.

Пещеры парка, больше похожие на щелевые каньоны.
"Пещеры" парка, больше похожие на щелевые каньоны.

В этой же части парка, в пикниковой зоне, сохранились некоторые постройки, сооруженные участниками Гражданского корпуса охраны окружающей среды (Civilian Conservation Corps, или CCC) в 1930-е годы, когда это место получило статус парка.

Водяная башня, сохранившаяся с 1930-х годов (точка 2 на карте 2; сейчас не используется).

В пикниковой зоне парка.

Парк просто поражает тонкостью работы, проделанной природой с незамысловатым подручным материалом — глиняным сланцем. Мы повидали много «плохих» земель (badlands) в разных местах, но такое совершенство техники исполнения встретилось впервые.

Невада: «Ущелье соборов»

Оценка за технику исполнения - 10 баллов!
Оценка за "технику исполнения" - 10 баллов!

Парк подарил нам и незабываемый закат.

Закат в парке.

Дождавшись заката, мы отправились на ночевку в близлежащую Панаку, в гостиницу из серии Bed & Breakfast под названием «Pine Tree Inn». Выбор ночевок в округе — небольшой, но эту гостиницу можем рекомендовать. Они же нас накормили завтраком на следующее утро, а вот ближайшее место, где можно было поужинать, оказалось километрах в 25… Это к тому, что места-то — диковатые.

На следующий день мы снова направились в парк, а именно — к точке Миллера (Miller Point, точка 4 на карте 2) и Орлиной точке (Eagle Point, точка 3), расположенных севернее въезда в парк, рядом с автодорогой 93 (поворот туда — в точке В на карте 2). Обе эти локации дают шикарные возможности посмотреть на парк сверху. Начнем с Орлиной точки, поскольку снимки, сделанные оттуда, позволяют наглядно пояснить общую структуру парка и геологию его возникновения. К этому месту ведет короткая простая тропа (Eagle Point Trail, голубая линия на карте 2) 600-метровой длины.

Невада: «Ущелье соборов»

Виды на территорию парка с Орлиной точки. Зеленые шарики в долине - это можжевельники.
Виды на территорию парка с Орлиной точки. Зеленые "шарики" в долине - это можжевельники.

Парк расположен в долине примерно 800-метровой ширины (в её южном конце), постепенно сужающейся в северной её части. Долина с обеих сторон окружена живописными стенами, созданными эрозией мягких осадочных пород. В восточной части долины (слева на снимке ниже) имеются несколько боковых каньонов-оврагов.

Сверху взору открывается картина, чем-то напомнившая нам Долину соборов в национальном парке Капитол Риф, где мы побывали за год до этого. Из пустынного пространства то там, то тут поднимаются к небу собороподобные скалы, а на заднем плане — невысокие склоны.

Склоны, окружающие периметр долины, покрыты многократно повторяющимся, абсолютно симметричным каменным рисунком. Уму непостижимо, как природа-мастер создала такие шедевры.

Невада: «Ущелье соборов»

Уму непостижимо, как природа-мастер создала такие шедевры.

Долина, в которой расположен парк, почти один миллион лет назад была покрыта пресноводным озером, дно которого было выстлано почти 400-метровым слоем вулканического пепла, песком, глиной, сланцем с добавлением гравия. В результате последующей тектонической и вулканической активности в регионе вода из озера постепенно отступила, и его дно из осадочных пород обнажилось. В силу вступили силы эрозии. За прошедшие тысячелетия вода и ветер, углубившись в мягкие породы на дне бывшего озера, создали великолепные рельефы «плохих земель» (badlands) этого парка.

Великолепные рельефы «плохих земель» (badlands) парка.

И процесс эрозии продолжается. Любые осадки и резкие колебания температур хоть немного, да расширяют трещины в породе, увеличивают промоины и щели в поверхностях скал, углубляют овраги и создают новые «пещеры» и каньоны. В результате возникают все новые и новые «архитектурные» детали в стенах, окружающих территорию парка.

Мелкие и крупные архитектурные формы - результат эрозии.

Пара «соковыжималок» для цитрусовых.

От точки Миллера (Miller Point) тоже открываются замечательные «верхние» виды на парк, а точнее — на его главный боковой каньон-овраг, где располагается основное русло водотоков парка.

Фрагменты главного каньона-оврага парка.

От точки Миллера вниз, в долину парка ведет короткая тропа (Miller Point Trail, желтая линия на карте 2). Это и есть второй способ попадания в парк и, в отличие от первого, — бесплатный. Тропа «облагорожена»: на крутых и размываемых ее участках установлены ступеньки.

На тропе Miller Point Trail

Тропу (800 м в одну сторону) имеет смысл пройти, потому что с неё открываются незабываемые виды.

Вид на боковой рукав основного ущелья с тропы Miller Point Trail.

Мы такие склоны называем куриные лапки.
Мы такие склоны называем "куриные лапки".

В самом низу каньона еще один вот такой роскошный собор.
В самом низу каньона еще один вот такой роскошный "собор".

Внизу Miller Point Trail соединяется с другим маршрутом — Juniper Draw Loop (точка 5, бордовая линия на карте 2), идущим по всему периметру долины парка. Эта тропа абсолютно плоская, и она позволила нам посмотреть те скалы парка, которые накануне вечером были неважно освещены.

Невада: «Ущелье соборов»

Виды с тропы Juniper Draw Loop.

Если скалы, окружающие долину парка, полностью лишены какой-либо растительности, то в самой долине некоторая вегетация наблюдается: можжевельники, полынь, индейская рисовая трава, юкки…

Пейзажи парка абсолютно фантастические, и находясь среди них, ощущаешь себя где-то на другой планете. И практически полное отсутствие людей вокруг только укрепляет эти ощущения.

Невада: «Ущелье соборов»

Не имея никаких больших ожиданий от посещения этого парка, мы были просто очарованы красотой и необычностью его рельефов. Очень жаль, что парк расположен в стороне от абсолютного большинства туристских маршрутов, и так немного людей могут полюбоваться его удивительной красотой!