Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 17:19

Озерки, Сторожевка, Полчаниновка — Россия Ноябрь 2021

После посещения песчаных карьеров вокруг деревни Докторовка «Банановый рай» или Песчаные карьеры вокруг Докторовки мы, полные энтузиазма, решили отыскать еще один песчаный карьер, который по нашим сведениям находился возле села Озерки.

Прикинули маршрут и решили, что с самим карьером разберёмся уже на месте, памятуя наш опыт в Докторовке.

Выехали на трассу и я увидел купол часовни. Решили заглянуть. Интересное место оказалось.

В Саратове уже долгое время возле гипер-маркета «Метро» строится армянский храм, но вот где находится армянское кладбище — я даже не задумывался. Обычно в Саратове кладбища находятся на окраине города Последний приют у подошвы Лысой Горы (Старообрядческое и еврейское кладбища), а это кладбище было за городом, возле села Строжевка. Удивительно, что после присоединения в начале 2022 года к Саратову Саратовского района, в результате чего Саратов стал вторым по площади городом в России после Москвы, более дальние территории вошли в состав города Саратова, а Сторожевка так и осталась в Татищевском районе.

Мы подъехали и оказались на территории Сторожевского кладбища.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

На кладбище насчитывается около 2 000 могил, но судя по моим впечатлениям — кладбище армянское.

Да и часовня Святой Троицы на кладбище

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

имеет надписи с названием на двух языках.

Слева от входа на кладбище — интересный памятник, вот только дрова перед ним смазывают впечатление.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

Интересно, что в самой Сторожевке есть православный храм, а про эту часовню информации я нигде не нашёл.

От Сторожевки мы по прямой линии помчались к Озеркам.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

При въезде в село нас встретился вместо озера пруд.

Русское государственное село Озёрки (Большие Озёрки), также Пыркино, Никольское, появилось примерно в середине 1700-х годов. В 1769 году в селе появилась деревянная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу. В 1829 году был сооружен каменный храм, в годы советской власти разрушенный.

А вот здание бывшей приходской школы, построенное в 1901 году, сохранилось и считается одним из исторических архитектурных памятников села. В 2009 году здание было передано православной общине и в нём был открыт храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

Зданию же земской школы, построенной в 1908 году, не повезло. Хотя стены сохранились,

но внутри всё разрушено.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

Я не рискнул входить вовнутрь, а тем более подниматься на второй этаж.

Через дорогу от бывшей земской школы находится обелиск-мемориал в честь односельчан, погибших в сражениях Великой Отечественной войны.

Находится он за железной оградой.

В Озерках людей было практически не видно, повстречалась стайка школьников, которых мы расспросили о гранитном карьере. Не смогли они подсказать. Поехали обратно к выезду из села и я увидел бабушку, стоящую возле своего. Она оказалась кладезем информации. Оказалось, что карьер находится по другую сторону трассы и поворот на него мы проскочили.

Про карьер местная жительница сказала классную фразу: " В карьере есть такой огромный камень, что его даже из космоса видно!»

Жаль только, что информацией не смогли воспольтзоваться. Если возле Докторовки почва была песчанная и мы смогли пешком дойти до обоих карьеров, то здесь был чернозём. Ни машина, ни мы не смогли продвинуться дальше. Несолоно хлебавши возвращаться не хотелось.

Тут я вспомнил, что мы проскочили мимо села Полчаниновка, в которой находится бывшая усадьба, которая принадлежала Александру Николаевичу Минху более двадцати лет с 1874 по 1896 года. Александр Николаевич Минх (1833–1912) — российский историк, краевед, этнограф, археолог, член Императорского Русского географического общества.

Я рассказывал про дом, в котором жил Минх в Аткарске в материале Певица Валерия, актёр Борис Андреев, художник Александр Бубнов, военачальник Владимир Антонов и учёный Александр Минх — и это всё Аткарск!

А вот усадьбе в Полчаниновке не повезло.

Как порой не совпадают наши представления и реальная действительность. Когда мы проезжали мимо предполагаемого входа в усадьбу, то мы его просто-напросто не увидели.

Хорошо, что я вышел из автомобиля и отправился здешнюю церковь фотографировать.

Интересно как факты порой играют. В 1806 году жена Фёдора Дмитриевича Казаринова (внука саратовского воеводы середины XVIII века) Наталья Михайловна, урождённая Шевырёва, переселила из села Полчаниновка Петровского уезда принадлежавшие ей 10 семейств на землю, где ныне располагается одноименное село Татищевского района.

В 1931 году была построена каменная церковь во имя Пресвятой Троицы с колокольней. Только от неё не осталось ни следа, снесли церковь, а на её место построили магазин.

Когда в 1992 году выло решено возродить церковную жизнь в селе, то не мудрствуя лукаво — взяди обычный жилой дом и переделали его в храм во имя Святого великомученика Димитрия Солунского.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

От храма я увидел неприметный въезд в усадьбу.

Пару минут и мы возле главного здания усадьбы, дом с мезонином был построен в 1853 году.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

Ныне здание превратилось в развалины. Я хотел войти через парадное крыльцо, но оставил эту окаянную мысль, впереди был рукотворный обрыв.

Обошёл здание сбоку,

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

внутри всё висит на соплях, собираясь в любой момент обрушиться.

Не любим мы свои памятники истории и архитектуры, ой как не любим.

Полчаниновский приусадебный парк был создан Минхом в 1876–1878 годах, выходит, что он — старейший приусадебный парк в области. Вот только это уже не парк, а лес, заросший кустарником и бурьяном.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

Было неуютно находиться в парке, где практически ничего не видно от былых построек, что были на территории усадьбы, помимо главного здания. Мы решили пройти к пруду, сохранившемуся с тех пор. Осенние листья шуршали и хрустели под ногами.

Небольшая покатость и мы потихоньку скатываемся вниз.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

На противоположном берегу пруда видна часть села,

поваленные деревья образуют специфические мостки над прудом.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

Воздух здесь был замечательный, влажно-осенний с лесными вкусами и запахами.

Я умудрился найти семейку грибов, не тронутую червями, вот только сфотографировать позабыл. Тихая охота — она все всё равно азартная.

Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу

Мы выехали на центральную улицу села, достаточно неплохо выглядящую для сельской глубинки.

Наш ждал обратный путь в Саратов.

А в карьер возле Озерков мы планируем в этом году, как посуше будет, съездить.