Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Встреча с Яблочковым и Толкуновой одним осенним днём, а также с яркими красками осени в парке

Ртищево — Россия Октябрь 2018

Про то, что на Саратовской земле есть музей, посвященный Валентине Васильевне Толкуновой (1946–2010), я узнал в 2018 году от отдыхающих из Ртищево в санатории «Пады», на месте которого до революции была Усадьба Нарышкиных «Раздолье» («Пады»).

До этого, бывая в Ртищево, часто проходил мимо здания Детской школы искусств

и меня удивляло, отчего она носит имя Народной артистки РСФСР Валентины Васильевны Толкуновой с августа 2010 года.

30 марта 2011 года по ходатайству преподавателей Детской школы искусств, на здании ДШИ была открыта мемориальная доска В. В. Толкуновой.

В Ртищево Толкунова не бывала, но в этой школе разместился в одной из учебных аудиторий музей Народной артистки России. Стало интересно и я отправился в Ртишево, решив заодно и краеведческий музей посмотреть.

Когда приходишь просто с улицы, то не знаешь — как тебя примут в стенах того или иного заведения.

Мне повезло, хотя сначала бдительные сторожа — охранники меня в здание не пустили. Мол начальство будет после обеда. Ну я отправился в краеведческий музей, благо находятся оба музея на одной и той же улице, в 5 минутах ходьбы друг от друга.

Музей находится в здании со своей историей.

То ли зарплаты у рабочих и служащих в начале прошлого века были больше, чем у нынешних, то ли покупательная способность денег была больше, но машинисты братья Толмазовы и дорожный мастер Семержис так любили кино, что, скинувшись, смогли построить в Ртищево в 1910 году иллюзион-синематограф «Прогресс».

Помещение кинотеатра было популярным среди местного населения. Здесь жители услышали о свержении самодержавия, сюда приезжал в 1919 году с выступлениями председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин, заодно с крестьянскими ходоками пообщался.

В 1935 году кинотеатр удостоился переименования в честь Наркома Путей Сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича. 20 мая 1948 года на здании кинотеатра была установлена мемориальная доска, напоминающая о приезде Калинина,

а в 1957 году кинотеатр стал назваться в честь всесоюзного старосты. Дата понятна, ведь в 1957 году была разоблачена «Антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова».

Крутили кино в кинотеатре долго. Правда в последние перед закрытием кинотеатра в 2014 году приходилось туго, но в ногу с веянием здесь появились сначала видеосалон, затем выставки продажи одежды, рок-клуб.

В сентябре 2014 года здесь разместился Ртищевский краеведческий музей. Музей стал наследником музея, открывшегося в 1970 году, помотавшемуся по Ртищеву из одного помещения в другое, какое-то время вообще переставшего существовать на несколько лет, но возродившегося. Музей ищет различные новые формы работы. В 2015 году была открыта Арт-студия «Музейный дворик», и уже 17 июля 2015 года в Музейном дворике прошла первая фотовыставка. В 2015 году проект Арт-студия «Музейный дворик» вошла в число 56 финалистов-победителей во Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

С автором проекта Дмитрием Селивановым я познакомился и обстоятельно поговорил во время посещения музея Выставка «Мечта о свете» или Учёный, подаривший из Франции всему миру «Русский свет».

Он считает, что «Арт-студия „Музейный дворик“ создается, в том числе, и с целью коллективного поиска культурного кода города Ртищево.

После посещения краеведческого музея я перекусил и снова отправился в Детскую школу искусств.

По дороге встретил вот такой велосипед.

На этот раз сидящие внизу созвонились с руководством и ко мне спустилась секретарь директора. Я прошёл с ней к директору школы с 2007 года Анатолию Владимировичу Трошину. Директор дал добро, большое ему спасибо за это, в придачу секретаря выделил в качестве гида и вот мы стоим перед дверью музея.

Валентины Васильевны Толкуновой — Сергея Васильевича Толкунова

и одной из учениц, гордости школы.

А в коридоре нам встретились фотографии родного брата

Музей располагается в небольшой комнате, на стенах — информация о певице.

Особую гордость у создателей музея вызывают три платья для выступлений, которые презентовала музея сама певица. Приношу извинения за качество фотографий — был яркий солнечный день, платья для лучшей сохранности спрятаны в стеклянные колбы и солнышко, играясь со с мной, бликовало почём зря.

Среди подарков — записи песен Толкуновой.

Не знаю как Вам дорогие читатели, но мне Валентина Толкунова нравилась и как певица, и как человек. Её песни согревают нас, обволакивают теплом и добром. Её голос проникает в душу. Невольно вспоминаешь об отчем доме, о своей маме, к которой не всегда я мог приехать и навестить. А теперь её нет на этом свете:

„Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь.

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась.

Поговори со мною, мама,

О чём-нибудь поговори,

До звёздной полночи до самой,

Мне снова детство подари“.

Я в официальной биографии Толкуновой нашёл лишь то, что её отец, Василий Андреевич Толкунов, был уроженцем города Ртищево.

Но оказывается, её бабушка, Мария Ивановна Толкунова, жила в деревне Малиновка Ртищевского района. В детстве Валентина Толкунова часто гостила у бабушки в гостях, где слышала много русских народных песен и впитала в себя их красоту и благозвучность. Может эти детские поездки и дали нам великую певицу.

На отдельном стенде информация, перемежаемая фотографиями об приездах Валентины Толкуновой на родину предков.

Дом, где она гостила в детстве.

Семейная фотография, где певица рядом со своей мамой и братом Сергеем.

Теперь становится понятным, что связывало Толкунову с ртищевской землей и вопросы по поводу присвоения её имени и установки мемориальной доски у меня исчезли.

Несколько стендов посвящены творческой судьбе певицы и даже основные песни отображены на них. Множество фотографий выступлений певицы, в различных нарядах и образах.

Кстати, платья она подарила в последний свой приезд в Ртищево в 2004 году. Когда она шла по перрону железнодорожного вокзала, то люди не верили своим глазам. Любимая многими в СССР певица и безо всякой охраны.

Интересно, что по данным на 2010 год в Малиновке жило 454 человека. Среди уроженцев деревни — несколько известных людей. А как правило в таких небольших населённых пунктах все однофамильцы являются родственниками, то видимо родственником певицы является Михаил Иванович Толкунов (1950 г.р.) — председатель Тихоокеанского флотского военного суда (2012–2018), генерал-майор юстиции запаса.

Еще один сюрприз от ртищевской школы. Жанна Германовна Рождественская родилась в Ртищево, в 1959 году Жанна поступила в Ртищевскую музыкальную школу, в которой считалась одной из лучших учениц.

Напомню, что с 1971 по 1973 год, Жанна Рождественская руководила ВИА „Поющие сердца“, созданном при Саратовской филармонии, в котором она была также солисткой, играла на электрооргане и фортепиано. И в её исполнении мы впервые услышали песни из кинофильма " Ах, водевиль, водевиль…».

Да и в фильме «Карнавал», хотя и бегала в кадре актриса Ирина Муравьева, а пела Жанна Рождественская.

С позитивными эмоциями вышел на свежий воздух, у меня оставалось около часа до отправки обратной электрички в Саратов. Погода была чудная и я, пройдясь вдоль железной дороги по улице Железнодорожной, дошёл не спеша до городского парка.

До начала 1930-х годов на месте парка находилось старое поселковое кладбище. От кладбища не осталось ни следа, за исключением одного захоронения, которое перенесли на близлежащую площадь.

После окончания Великой Отечественной войны на месте кладбища был открыт парк культуры и отдыха. Территория была благоустроена: посажены первые деревья, планово формировались аллеи.

Были когда-то в парке летние эстрада и кинотеатр, но после распада Советского Союза от них не осталось следов. В последние годы парк стали благоустраивать заново. Разбили его на несколько зон, заасфальтировали дорожки, установили различные скамейки, где люди отдыхают.

Часть парка целенаправленно создаётся для детей.

Здесь установлена карусель,

игровые площадки.

Встречаются на аллеях герои любимых мультфильмов, как для игры, так и просто для красоты.

Сейчас фонтан уже не работает, но летом во время праздничных мероприятий и массовых народных гуляний он привлекает отдыхающих горожан.

В честь одного из самых важных и светлых человеческих чувств в парке создана «зона влюбленных».

Скамейки здесь сродни качелям,

в середине древо любви, какие в последнее время массово стали появляться на просторах России.

Главным арт-объектом здесь является большое сердце с маленькими сердцами-спутниками.

Чтобы пройти к «зоне влюбленных» требуется пройти под ажурными металлическими воротами,

над которыми красуется зонт.

«Откроется зонтик и дождь нам не помеха

И если так хочешь — улетим на край света

Я подарю звезду, подарю тебе лето

Пусть даже это будет без ответа».

А вокруг изумрудная окраска на деревьях перемешивается с золотой.

Где ты, где ты золотое лето?

И не все согрето, и не все пропето.

Осень осень, кто тебя приносит?

В переливах света закатилось лето.

Что удивительно, но в саратовском парке, где я побывал через несколько дней, падающие листья усыпали газоны, дорожки и водную гладь прудов, здесь же их было мало внизу под деревьями.

Парк притих в осеннюю пору, лишь иногда пробегают по нему одинокие прохожие.

«Тонкая берёзка В золото одета.

Вот и появилась осени примета».

Но вот на мои глаза попадается разукрашенная тумба, рядом с ней скамейка.

На скамейке книги.

Это еще один прощальный привет лета. Трудно представить этот своеобразный книгообмен под проливным дождём или снегом.

«Тонкий лучик солнца выглянул устало,

Пробежал по парку, и укрылся где -то».

Обычно мостики в парках обустраивают на ручейками или небольшими прудами, но в Ртищево видимо проблемы с ручьями и мостик располагается прямо на тротуаре.

«В старом парке царствовала осень,

Красила деревья и кусты.

Яркие платки, на плечи бросив,

Ставила художникам холсты».

И не поймешь в осеннем парке, жители любят свой город всегда или только осенней порой.

Взглянув на часы и увидев, что до прибытия отправления электрички осталось 15 минут, я с лирическим настроением отправился в путь на Саратов.

Примечание: Тексты песен и стихотворений взяты из открытых источников. Приношу благодарность их создателям.