Турист Наталия (Natalija_Grunina)
Наталия
была 10 марта 23:55

Стамбул — Турция Октябрь 2021

Очень многое было сказано про Стамбул и вряд ли я буду оригинальной, но поделюсь своим опытом первого знакомства с этим весьма колоритным городом.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Рыбаки, оккупировавшие Галатский мост так, что не подойти к перилам, бесконечно снующие паромы и катера по Босфору, дым от жареных каштанов и кукурузы, тележки, набитые симитами, запахи приятные и не очень, толпы людей — выходишь из отеля и ощущаешь эту энергию города и его жизнь. Суета, сумбур, хаотичное движение, подрезающие авто пешеходы, вечерами набитые под завязку тесные кафе с маленькими столиками, гул отдыхающей толпы. Чувствуете эту атмосферу?

Первое, в чем нужно разобраться, приезжая в Стамбул, — как передвигаться. Мы жили на улице Истикляль в Richmond Istanbul — на мой взгляд, максимально удачное расположение. Многие достопримечательности в шаговой доступности, 150 метров до метро, на смежных улицах — бары и рестораны, где можно отдохнуть от прогулки и при этом быть в центре городского движа.

ПРО ТРАНСПОРТ В СТАМБУЛЕ

• Неправда, что в ковидные времена оплатить проезд в общественном транспорте можно только Istanbul card, к которой обязан быть привязан HES-код. Билеты на разовые поездки тоже продаются без проблем. Это выходит дороже, но заморочек меньше.
  • Самое важное, что нужно знать о транспорте Стамбула, — всегда имейте при себе купюру в 20 лир или кучу монет! Терминалы не принимают к оплате банковские карты и купюры свыше 20 лир. Еще одно дурацкое правило, особенно, когда ты опаздываешь на паром и вынужден носиться в поисках обмена. Меняют деньги, к слову, неохотно.
  • Еще одна особенность — стамбульские автоматы продают билеты на 1 или 2 поездки. Логики я в этом не уловила, просто факт. 17 лир может стоить разовая поездка, а может и сразу 2 проходки.
  • Паром/Vapur — в любой ситуации, если есть возможность, мы выбирали его. Во-первых, дешевле, чем метро, во-вторых — тоже быстро, ну, а главное — красивые виды и свежий воздух во время морской прогулки. На информационных табло у станций сложно что-либо разобрать, предварительно расписание лучше смотреть на сайте www.sehirhatlari.istanbul. Билет стоит 6TL, не считая пригорода и островов.
  • Метро Стамбула поразило во всех смыслах. Оно оооочень глубокое, порой по 5–6 пролетов на эскалаторах, современное и чистое, есть даже туннель под Босфором, который на карте обозначен как фуникулер (F1) и называется Marmaray. Отдельно отмечу, что в подземке 100% пассажиров в маске, несмотря на вольность к ковидным ограничениям на улице.
  • Особенность метро, о которой стоит знать, — пересадки на другие линии платные! То есть по факту на каждую линию нужно покупать свой билетик. Для примера, поездка со станции Sishanie по ветке М2 обошлась в 8 tl (фактически по цене московского метро) на человека, а пересадка на эту же ветку с вышеупомянутого F1 стоила 17 лир за билет — неожиданно.
  • С такси в Стамбуле лучше вообще не связываться. Заказы в Убере никто не берет, а местное приложение BiTaksi просто не работает с иностранной симкой. Если только повезет, и вы сможете запрыгнуть в свободную машину где-то на улице. Исключение — аэропорт (IST). Добраться из нового аэропорта (IST) в город можно без проблем на такси — машины ждут у выхода и по очереди сажают пассажиров. Поездка до центра в позднее время без пробок обошлась в 1200 рублей.

ДВОРЦЫ СТАМБУЛА

Первое, что вы захотите посетить в Стамбуле, наверняка будут дворцы. Их очень много и, безусловно, каждый заслуживает внимания. Мы успели посетить два основных — Топкапы и Долмабахче. И если уж выбор стоит между ними, то мой совет — посмотрите Долмабахче. Рассказываю, почему:

ТОПКАПЫ — старший брат, построенный в 15 веке. Он стал символом победы османов, захвативших Константинополь, и главной резиденцией султанов на 4 века.

Вход 285 лир (~2200 рублей) — полный билет, включая Гарем (билет в личные покои семьи султана продается отдельно). Или 200 лир без Гарема. Очередь в кассу большая, но минут за 20 продвигается. Отдельная очередь — за аудиогидом, мы отстояли в ней 50 минут! На осмотр дворца можно потратить 3–4 часа, но после всех очередей у нас получилось галопом. Потраченное на аудиогид время того не стоило. Гид очень общий, примерно то же самое можно вычитать на табличках рядом с каждым зданием. Чтобы его взять, нужен паспорт (один паспорт = один аудиогид). В залог вместо паспорта можно оставить 100 $/€ или 400 лир (~3000 рублей). Все во дворце, конечно, с размахом, дорого-богато и изразцы 15 века, которыми выложены стены от пола до потолка, — красиво, но современному человеку такую роскошь не понять)) лично меня очень впечатлила лишь просторная и светлая библиотека. Отдельного внимания заслуживает выставленный в зале с оружием бриллиант Кашикчи, который входит в число 22 самых известных алмазов мира — его стоит увидеть.

ДОЛМАБАХЧЕ — дворец-восторг, более современный и изящный, построенный по воле султана в середине 19 века. Новый и молодой султан устал от средневекового Топкапы, оставил там неугодных жен, а сам предпочел начать новую жизнь в европейских барочных интерьерах с видом на Босфор.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Вход 150 лир (~1200 рублей) — полный билет вместе с Гаремом. Очередь в кассу еще больше, чем в Топкапы, но двигается так же шустро. Думаю, стоит заложить на посещение 3–4 часа. За аудиогидом не было ни единого человека, и в данном случае рекомендую его брать — исчерпывающий и интересный рассказ. Условия аналогичные — паспорт или деньги в залог. На входе у вас заберут всю технику, похожую на профоборудование: штатив (даже мини), петлички. Снимать интерьеры запрещено. Это, пожалуй, единственное разочарование. Интерьеры дворца однозначно поражают: много хрусталя, богемского и муранского стекла, золота (14 тонн было потрачено при строительстве!), картины Айвазовского. Особенно впечатляет, 5-тонная люстра, которую собирали месяц (странно, что ничего не побили)), — подарок британской королевы Виктории. В этом же дворце скончался Ататюрк — один из самых уважаемых турецких политических лидеров и первый президент Республики. Особенный кайф — выйти после экскурсии к берегу Босфора. Вода тут настолько близко, что, кажется, можно было бы ножки помочить, если бы не ограждение.

Отдельным пунктом в культурную программу по Стамбулу рекомендую включить подземную цистерну. Самая известная — Базилика — временно закрыта, мы посетили Шерефие. Цистерны были частью сложной водопроводной системы Стамбула: в них хранилась вода, поступающая сюда по трубам акведука (да, он в Стамбуле тоже есть!). Шерефие была сооружена в 5 веке, и сейчас стала уникальным проектом — в этих древних стенах каждый час проходит 10-минутное мультимедиа-шоу. Цена вопроса 100 лир (~800 рублей). Зрелище впечатляющее. Даже по мерках тех, кого сложно удивить.

А вообще Стамбул создан для того, чтобы бесконечно гулять по его улицам! Думаю, тут тоже не буду оригинальной, я влюбилась в Балат-Фенер!

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Тот самый район, где мальчишки гоняют мяч по узким улицам, небо пересекают натянутые между домами веревки с бельем, а туристы кучкуются возле разноцветных домиков, которыми и прекрасен Балат-Фенер! В остальном район очень тихий, созданный для неспешных прогулок и наслаждением его эстетикой.

Изначально здесь обитали евреи, изгнанные из Испании, позже к ним присоединись греки, а в 20 веке сюда заселились цыгане. Поэтому Балат-Фенер получился таким эклектичным, колоритным, самобытным, где соседствуют церкви и мечети, глиняные домишки-доходяги с яркими и довольно презентабельными. Район считается бедным, хотя и самым привлекательным, на мой взгляд.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Главное разочарование Балата — кафе Naftalin. Да, стилизованный интерьер, много деталей, вход в туалет через холодильник (!), котики, запрыгивающие на столы. Но это место совсем не про еду. Кухни у них нет, разогревают заготовки, нам еда не понравилась. Растиражированное место, но не более.

Еще одно, пожалуй, разочарование в Стамбуле — Гранд базар и Египетский рынок. Вся их магия начинается и заканчивается в этих вот магазинчиках с восточными лампами из цветного стекла — ради этого я сюда и шла. Не стоит искать здесь местный колорит или особую атмосферу восточного средневекового базара. Рынок, где тебе непременно попытаются что-нибудь втюхать, если ты на секунду зазевался, бесконечные реплики люксовых брендов и редкие островки с посудой, тканями и антиквариатом.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Непременно стоит спрашивать у продавцов разрешения на съемку. Кто-то против фото даже витрин, кто-то разрешает снимать только снаружи, ну, а мне повезло оказаться в абсолютно пустой лавке с манящими фонариками и на пару минут почувствовать себя Алисой в стране чудес) Продавец сперва потребовал 10 лир за фото, когда мы замялись, сказал, что пошутил. Когда я вышла и протянула ему купюру, он наотрез отказался, но сказал, что у него есть еще один магазин, куда нам непременно нужно заглянуть. Отказывать было неловко и, следуя за ним, мы оказались в магазине кожаных изделий и поспешили оттуда удалиться))

На Египетском рынке мы имели неосторожность раскошелиться на 10 000 рублей (!). Купили несколько видов чая, пару килограммов инжира и фиников. Торговаться мы не умеем, поэтому вышли расстроенные. Здесь все продают втридорога и очень раскручивают на покупки.

Больше о наших приключениях рассказываем во влоге, ну, а чтобы сделать эту статью чуть более оригинальной, расскажу о нескольких кафе, которые смело вам рекомендую, где можно поесть не просто вкусно, но и красиво!

HEALIN FOODS

Стамбул заменит своим стритфудом и в целом калорийной едой, но это заведение про gluten-free, sugar-free, detox, пп и остальные модные слова из веганского словаря.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Расположено в престижном районе Нишанташи с модными бутиками и дорогими ресторанами, где снимают много турецких сериалов и легко можно встретить местных знаменитостей, но вопреки этому, цены приятные: обед на двоих из 6 блюд и напитков обошёлся в 440 лир (~3500₽). За вкусную (и фотогеничную) еду! Мы бы обошлись и меньшим, но очень хотелось попробовать их пп-десерты, и не зря.

В ресторане три этажа и много посадочных мест, заранее бронь не требовалась. Кроме того, Healin foods — аналог наших сервисов по доставке фуд-боксов. На сайте можно выбрать программу питания и получать боксы с вкусной и полезной едой на всю неделю. Ну, если вдруг вы задержались в Стамбуле надолго.

F`ROSES FLORAL CAFE

Розовое, уютное и 100% девочковое кафе в симпатичном районе Арнавуткёй в шаговой доступности от одноимённой паромной станции. Район до середины 19 века был греческой рыбацкой деревней, но после вхождения в состав Стамбула его облюбовала турецкая знать, построила здесь дачи и набила цены на жилье. Сейчас район считается одним из самых дорогих, выглядит очень по-европейски, а главное, здесь мало туристов.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Кофе и десерты в F`roses на двоих обошлись нам в 1400 рублей — по меркам Стамбула это выше среднего. В меню — rose latte, по вкусу, действительно, как будто пьёшь кофе с экстрактом розы. Десерты все на французский манер, турецкой пахлавы здесь нет. Отдельно хочу отметить аромат свежих роз в кафе — из-за расположенного здесь же холодильника с свежесрезанными цветами, это не только кафе, но и цветочный магазин.

Что касается кафе, его стоит внести в список инстаграмных мест Стамбула, но удивительно, что в субботу в полдень мы были здесь единственными посетителями. Столиков мало, но рекомендую сразу занимать места на веранде, если они свободны. Как оказалось, внутри нельзя делать фото на камеру, только на телефон! Очень странное правило, согласитесь?

EMILIA CAFE

Кафе расположено в азиатской части Стамбула, и поездка сюда однозначно окупится спектром полученных эмоций.

Во-первых, интерьер. Девочки, ну вы должны оценить! Огромная веранда, большая площадь кафе, но главное — цветы повсюду! В понедельник в обед людей было немного, можно комфортно сделать фото в многочисленных фотозонах. Удивительное наблюдение — местные занимают места в самом дальнем и лаконичном уголке кафе и тихонечко едят, в отличие от туристов. Не рекомендую приходить сюда в выходные — очень популярное место для детских праздников и семейных торжеств, посадка будет плотная.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

В меню — розовая паста, розовый бургер, розовый латте, но главное, — десерты с вау-подачей. Официант удивился немного, когда мы заказали сразу четыре десерта, но это было эффектно. Наш стол превратился в нечто волшебное из-за стаканчиков с дымящимся азотом. Самое, пожалуй, популярное из сладкого — розовое сердце, но меня очень впечатлило ДЕРЕВО из сахарной ваты, бисквита, шоколада и фруктов. Выглядит действительно как лесная поляна с вековым дубом. Снимаю шляпу перед фантазией кондитера.

Цены приемлемые, учитывая, что у нас были основные блюда, по два десерта и напитки. Обед на двоих обошелся в 3300 рублей. Кстати, 15% от чека уже включены в счёт за обслуживание. И вкупе с полученными эмоциями этот обед можно считать бесценным.
Pink spaghetti 58tl (~450 рублей)
Pink latte 28tl (~200 рублей)
Sihirli agac = волшебное дерево 48tl (~380 рублей) — это, кстати самый дорогой десерт. Остальные в среднем 35tl (~280 рублей)

MANDABATMAZ

Как уже писала выше, мы жили на Истикляль, а потому начинали наше утро с кофейни Mandabatmaz — здесь варят турецкий кофе уже более 50 лет! 13 лир (~100 рублей) за чашечку. Со второго визита хозяин приветствовал нас с улыбкой как постоянных клиентов. Кофейня расположена на перпендикулярной с Истикляль улице, а потому тут можно уединиться от суеты и толпы и понаблюдать, как по крышам гуляют котики. Интерьер максимально простой, много посадочных мест, а в меню кроме кофе — всего несколько десертов, но это и неважно. Все же ради кофе.

GARDEN 1897

Про вкусную турецкую еду. Единственное место в Стамбуле, где мы ужинали дважды, и во второй раз нас встречали как своих и принесли кофе и пахлаву за счет заведения. Очень укромно расположено, вход через отель. Не зная, можно пройти мимо. Блюдо от шефа — пальчики оближешь!

PERA PALACE

В отеле-музее Pera Palace сразу два любопытных заведения. Любопытных, потому что в любом из них вы можете почувствовать себя аристократом 19 века в интерьерах старейшего отеля Стамбула.

Pera Patisserie (слева от входа в Pera Palace) — розовый интерьер, милая посуда, хрустальные люстры и мягкие диваны. Взять бокальчик просекко, макарон и неспешно наслаждаться. А еще эклер и кофе тоже брать. И наслаждаться.

Стамбул: про транспорт, дворцы, но главное — где вкусно и красиво поесть!

Oriental bar (справа от входа в Pera Palace) заворожил нас камерной атмосферой. Здесь немноголюдно, приглушен свет, французские окна завешаны портьерами, кресла с высокими спинками и огромный выбор коктейлей. А учитывая тот факт, что отель известен благодаря произведению Агаты Кристи «Убийство в восточном экспрессе», можно немного пофантазировать и уловить некую таинственность происходящего в этих стенах 19 века.

В один из дней на входе в Pera Palace у нас спросили HES-код.