Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 14:10
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Петухово — Россия Июль 2018

Однажды прохладным уральским летом захотелось нам искупаться. Но где же найти недалеко теплое местечко, чтобы можно было с удовольствием поплескаться, как на море? Нас, желающих погреться на солнышке набралось пять человек. Далекое путешествие к морю с двумя малышами не получится — на самолете рано еще младшему летать, на поезде долго и неудобно, вот на машине куда-нибудь недалеко можно попробовать. Решили сгонять на юго-восток нашего Урала, в Курганскую область на озеро Медвежье, которое находится в 45 км от российско-казахстанской границы. Здесь в древней котловине плещется самое соленое и большое озеро области. От Екатеринбурга до озера Медвежье 550 км, часов за семь спокойно можно доехать. Ближайший город у озера — Петухово, от него до озера 23 км. В стародавние времена озеро Медвежье было одно, а потом оно обмелело и теперь здесь их два — Большое и Малое Медвежье. Озеро по площади большое — в длину вытянуто на 10 километров, а длина береговой линии 60 километров, но при этом мелкое — от 70 до 120 см. глубиной и очень соленое.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Его еще называют Зауральским Мертвым морем, соленость которого может достигать 360 г/л, а у настоящего Мертвого моря — соленость от 300 до 350 г/л. Только вот весной после таяния снега и в дождливое лето соленость Медвежьего озера может упасть до 160. Так что отдых надо по погоде внимательно выбирать. На берегу озера располагаются два населённых пункта — курортный посёлок Озеро Медвежье на Большом озере и село Новое Ильинское — на северном берегу Малого Медвежьего озера.

Мы приехали в поселок Озеро Медвежье, где находится одноименный санаторий с благоустроенным пляжем. Рядом с санаторием есть база отдыха «Залесье», там мы и сняли половину двухэтажного благоустроенного домика на пятерых. Готовили чаще сами, домик у нас был с кухней.

Двор базы отдыха.

Купаться ходили на санаторный пляж. Сам санаторий по виду внутри и снаружи очень советский, все чисто, но страшненько.

Скульптура  рабочего 60-х годов в санатории. Только кто-то орудие труда из рук украл.
Скульптура рабочего 60-х годов в санатории. Только кто-то орудие труда из рук украл.

А вот кошки здесь хороши.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Пишут, что с 2021 года начинается реконструкция курорта, надеюсь увидеть его в лучшем состоянии. Пляж песчаный с душем с пресной водой, что очень важно, так как соль после купания надо смывать, иначе всю кожу стянет.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Химический, минеральный и грязевой состав озера аналогичны составу Мертвого моря, и вода также держит тело на плаву, не утонешь.

В соленом озере нет ни рыб, ни водорослей, а только колонии красных рачков — артемия салина (в отличие от Мертвого моря). Эти рачки — древние трехглазые создания, они ровесники динозавров и очень полезны для организма человека тем, что выделяют полезные ферменты. Рачки участвуют в формировании лечебной грязи, которая отлично успокаивает нервную систему, укрепляет кости, суставы, мышцы, усиливает обменные вещества. Дно озера илистое, грязь можно брать со дна и тут же ею намазаться.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

От этих рачков и ила цвет озера коричневый. Когда лето холодное и вода прохладная, рачков мало и вода чище, чем в жару. На территории санатория добывают минеральную воду под названием «Медвежье-11». В поселке есть один небольшой магазинчик, ниочемное дорогое кафе, рыночек с ширпотребом по выходным перед воротами санатория. В поселке сдаются отдыхающим комнаты, квартиры, коттедж, база отдыха.

В нормальный магазин и кафе ездили в город Петухово. Там можно было купить свежайшие продукты из близлежащих деревень и из соседнего Казахстана по приятной цене. Петухово — небольшой городок с населением около 10 тыс человек, основан на месте поселения Юдино в 1779 году. В 1885 году в Юдино было 40 жилых дворов и проживало около 150 человек, но в 1892 году здесь построили железнодорожную станцию Транссибирской железнодорожной магистрали, поселок стал развиваться. Только в 1944 году рабочий поселок Юдино стал городом Петухово. Сейчас городок в основном одноэтажный, в центре пятиэтажный, ничем не примечательный, на мой взгляд скучный, понравился только рынок своими ценами и свежестью продуктов.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Отдыхали мы у озера дней пять, на месте не сидели — съездили в соседнее село Новоильинское. Это село стоит на другой стороне от санатория — на Малом Медвежьем озере. Основано было еще в 1854 году переселенцами из Витебской губернии, вначале это была деревня, а позже с появлением церкви — село. В 1912 году здесь жили 1250 человек, а в 1924 году- 1780 чел. Сейчас здесь чуть больше 200 чел. В селе есть два гостевых комплекса и кемпинг на берегу соленого озера. Есть здесь и пресное озеро, в котором купаются гуси и коровы.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Заглянули мы в кемпинг и гостевые дома, где душевые и санузлы общие, все чисто, красиво, но не удобно. Искупались в Малом Медвежьем озере, оно оказалось совсем мелкое.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Все-таки у нас в курортном поселке лучше место проживания и купания, на санаторском пляже озеро поглубже будет — по пояс. В целом Новоильинское произвело хорошее впечатление — дома крепкие, развалюх не замечено, народ хозяйством занимается, доброжелательные люди.

В один из пасмурных дней мы поехали в село Частоозерье, до него полчаса ехать. Очень интересное село оказалось, красивое и уютное. Вокруг него расположено семь озер, да и подальше их тоже много. Деревню основали казаки на дороге из Кургана в Ишим где-то в 18 веке возле озера Мартыново с живущими там чайками — мартынами.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

После возведения здесь храма в начале 1820-х годов деревня стала именоваться селом Частоозерским, в нем уже в 1830-е годы проводились торжки. А в 1906 году в большом селе уже проходило по две больших ярмарки в году: Воздвиженская в сентябре и Андреевская в ноябре. В начале 20 века в Частозерье был хлебозапасный магазин, винная лавка, шесть торговых лавок, 15 ветряных мельниц, маслодельня, две кузницы, государственная сберегательная касса, почта.

В советское время Христо-Рождественский храм был разрушен, но в 2012 году на высоком месте на берегу озера Мартынова с помощью местных предпринимателей — меценатов был построен и освящен новый каменный храм. Проект двухэтажной церкви в византийском стиле был составлен екатеринбургским архитектором К. Ефремовым.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Около храма стоит бронзовая скульптура Святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, памятник был создан екатеринбургским скульптором И. Акимовым. Вокруг храма — красивая кованая ограда.

У самого озера Мартыново находится венчальная часовня. Перед ней бронзовые Пётр и Феврония как будто парят над землей, их любовь поднимается над всей суетой, очень интересная скульптура, отливали ее екатеринбургские мастера.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Между храмом и часовней стоит памятник поэту Сергею Есенину с распростертыми руками к озерам, полям и необъятным лесам России. На гранитном постаменте — листок со стихами поэта. Скульптор — О. Красношеина, на счету которой более 20 памятников.

Рядом видим водопад, стекающий с каменной стены.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Вообще в селе все скульптуры красивые и необычные, впервые вижу такое облагороженное село. В центре на площади стоит памятник «Россия» — прекрасная женщина в кольчуге с мечом и щитом, прикрывающем царскую корону.

Напротив -памятник защитнику Отечества.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

В селе есть памятник земледельцам, воину-интернационалисту, Александру Невскому и босоногому Мальчику с самолетиком.

Детские парки, детский сад, школа, дороги и магазины, храм, стадион — в их создание, ремонт и поддержку вложило средства руководство «Велеса» — мясоперерабатывающего комбината этого села. Порадовало село своей активной жизнью и достопримечательностями.

Ну, а мы возвращаемся к соленому озеру. Еще денек и уезжаем домой, прогноз погоды обещает дожди. Мы рады, что успели поймать несколько солнечных дней, поплавать пробками в Мертвом море Зауралья, повеселить внуков и посетить окрестности Медвежьего озера.

Озеро Медвежье – Зауральское Мертвое море. И окрестности

Место здесь еще не очень раскрученное, толп народа нет, можно отдыхать спокойно, правда условия проживания простенькие, но мы нашли вполне удобные. На отдыхе с нашей малышней не соскучишься, грустить некогда было, такой активный отдых нас только заряжает и вдохновляет на новые путешествия.