Турист Натали Олк (OlkNatali-26esp)
Натали Олк
была 22 апреля 18:40

Ульм: путешествие в город воробья

Ульм — Германия Октябрь 2021

Ульм: путешествие в город воробья.

Ульм (ULM) — это один из самых древних и красивых городов Германии, с населением в 126 тыс. человек, который расположился на живописных берегах Дуная. Город является также крупным научно-университетским центром страны.

Первые упоминания о нём относятся к 854 году. В 1810 году город был административно разделён: его историческая часть, скажем так, старый Ульм, остался на земле Баден-Вюртемберг, а его современная часть осталась в Новом Ульме, который входит в состав Баварии. И хотя это фактически два города, которые расположены на двух противоположных берегах Дуная, в повседневной жизни эта разница не ощущается. Да, каждый из них живёт по своим правилам и подчиняется законам местной администрации, но это не влияет на жизнь современных горожан. Совершенно естественно и гармонично выглядит то, что на работу, учёбу, жители Ульма идут в Новый Ульм, а те, в свою очередь, любят отдыхать в скверах и ресторанах, наслаждаясь видами на исторический Ульм.

Средневековый квартал города.

Ульмчане любят свой город и к своим соотечественникам и истории относятся с уважением. Самым известным уроженцем города считается лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн. На месте дома, где родился всемирно-известный физик в 1984 г. был возведён памятник. Сам же дом был разрушен в период Второй мировой войны. Но это не многотонный монумент, а памятник, выполненный в стиле сюрреализма. Он состоит из трёх элементов: улитки, отождествляющей мудрость природы, головы Эйнштейна, выглядывающей из мушли улитки и ракеты, символизирующей научно-технический прогресс.

А вот и другой памятник, тоже посвящённый своим землякам — мяснику и фермеру. Он установлен на месте, где когда-то был скотский рынок (в других источниках его ещё называют поросячьим).В художественном изваянии запечатлена сделка между мясником и фермером. Правда, надписи на памятнике сделаны на швабском.

Перед тем, как отправиться в путешествие в Ульм, я уже точно знала, что именно хочу посмотреть. Хотя это было непросто: приехав в город на один день сложно определить свой топ самых интересных мест для посещения. Мой приоритет, без сомнений, был на стороне исторической части города, которая в годы Второй мировой войны сильно пострадала и была разбомблена на 80% …

Хотелось посмотреть Дом присяги (SCHWOR HAUS), построенный в 1613 г., где старейшины города ежегодно приносили присягу на верность Ульму и за сохранения за ним важного статуса вольного имперского города.

Своеобразная башня Мясника (METZGERTURM), 1340 года постройки, возвысилась на высоте 36 метров над городскими воротами, которые ведут к живописным набережным Дуная. Эта башня схожа со своей судьбой со знаменитой Пизанской башней: такая же «падающая». За минувшие столетия отклонилась на 2 метра. На фоне ровной линии крепостной стены, особенно хорошо виден этот угол отклонения.

Старые городские легенды повествуют о том, что местный предприимчивый мясник решил добавлять в фарш древесные опилки. «Улучшенный» рецепт пришёлся не по вкусу горожанам и разгневанные соотечественники за содеянное заточили мясника в башню…

Сказка ложь, да в ней намёк. Интересно, не потому ли немецкие колбасы признаны одними из качественных в мире?

Но на самом деле причиной такого искривления является болотистая почва, на которой была возведена башня.

Интересные истории о хлебопечении с древнейших времён до нашего времени собраны в Музее хлебного дела. Этот музей был открыт сравнительно не так давно, в 1955 году, но он значительно расширит кругозор и поможет понять суть старой пословицы, что хлеб действительно всему голова…

Чтобы увидеть одну с крупнейших коллекций искусства верхней Швабии, стоит посмотреть местный Ульмский музей.

В моём топе достопримечательностей на самом почётном месте оказались Ульмский собор (ULMER MUNSTER), самый кривой и узкий дом в мире (SCHIEFES HAUS) и Ульмская ратуша (ULMER RATHAUS).

Итак, добро пожаловать в метаморфозный город воробья Ульм, с самым высоким собором в мире, самым кривым отелем в мире и самой красивой Ратушей в Германии.

Именно эти интересные места мне хотелось посетить, отправляясь в путешествие.

Ульмский собор обязательно рекомендую увидеть хоть раз в жизни. Советую, имея богатый опыт путешественника, посетившего одни из самых знаменитых соборов мира, в списке котором находятся: Собор страсбургской Богоматери (CATEDRAL DE NOTRE DAME, STRASBURGO), Кафедраль в Сантьяго де Компостелла (CATEDRAL DE SANTIAGO DE COMPOSTELA), Кафедральный собор в Кордове (MEZQUITA-CATEDRAL DE CORDOBA), Севильский кафедральный собор (CATEDRAL DE SEVILLA), Собор в Пальме де Майорка (CATEDRAL BASILICA DE SANTA MARIA DE MALLORCA), Королевский Монастырь Сан-Лоренсо дель Эскориал (BASILICA Y REAL MONASTERIO DE SAN LORENZO) и другие.

Органная музыка звучит в храме во время воскресной службы.

Это его магический силуэт определяет исторический центр города Ульма. Готический собор признан самым высоким в мире. Его высота составляет 161, 6 метров. Несколько моих неудачных попыток сделать фотографию, где бы он поместился целиком, так и не увенчались успехом, поэтому сфотографировала и макет здания.

Вход в Ульмский собор бесплатный. Но если Вы захотите сделать подаяние, в середине здания находится ритуальное место, где все желающие на добровольной основе могут оставить свои пожертвования для нужд храма. Также в стенах собора размещён магазин сувениров, продажи с которого идут на поддержку духовной обители. Цены на сувениры доступные и широкий ассортимент товара Вас приятно удивит.

Христианскую церковь строили на протяжении 5 веков, также она является одной из крупнейших храмов сакрального предназначения, построенных из кирпича. Справедливости ради стоит заметить, что самая главная башня Ульмского собора сделана из песчаника.

Начали строить собор в 1377 году, а окончательно достроили в 1890. Изначально собор был католическим, но когда появилось движение Реформации и средневековую Европу сотрясали учения Мартина Лютера, горожане решили поддержать нововведения, и в 1543 году Ульмский собор стал лютеранским, каким является и до сих пор.

На протяжении многих веков возведения духовного храма, непоколебимыми оставались 2 основных направления: строительство велось исключительно на средства горожан и оставалось церковью в готическом стиле. Я бы добавила третий, решающий фактор: огромное терпение идти к своей мечте — построить духовный храм.

За 5 столетий сменилось 6 мастеров и каждый из них вкладывал свою частицу жизни, чтобы собор приобрёл тот вид, который остался для потомков: зальная церковь с тремя башнями. Самая высокая оглавляет главный фасад, а две башни поменьше — хоры. Среди мастеров были и семейные династии, которые самоотверженно продолжали строительство духовной обители: дело мастерового Генриха Парлера продолжил его сын Ульрих фон Энсинген, затем его внук…

К сожалению, в период нашего посещения, Ульмский собор, точнее фасад здания, был на реконструкции и не посчастливилось увидеть его экстерьер во всём великолепии…

В судьбе Ульмского собора был также период, когда строительство вынужденно приостановилось. Причиной тому были нехватка финансирования и тяжёлая внутриполитическая обстановка. С 1543 года и на протяжении 300 последующих столетий строительство собора остановилось. Завершающий этап строительства был начат в 1844 году. Храм достиг внушительных размеров: он возвёлся в высоту на 161,6 м., длина здания составила 123,56 м., а ширина 488 метров. В тот исторический период в европейских церквях ещё не ставили скамейки для прихожан и Ульмский собор мог вместить до 20 тысяч верующих. Сегодня церковь располагает 2-мя тысячами сидячих мест

В Ульмском соборе всегда многолюдно, ведь это очень популярное туристическое место города. Чтобы избежать агломерации людей, особенно сейчас в ковидное время, рекомендую посетить собор в будни. Правда Вы не услышите органную музыку, которая сопровождает воскресную службу, за то спокойно полюбуетесь интерьером храма. Кстати, приятный сюрприз для блогеров: в середине здания разрешается фотографировать.

Почётным символом Ульма является воробей. В современном городе силуэт этой птицы настолько популярен, что его можно увидеть на административных и жилых зданиях, даже на салфетках в ресторане. Серый воробушек, как гласит городская легенда, подсказал строителям, как можно пронести длинные брёвна через узкие городские ворота. В знак благодарности зодчие увековечили птицу на века: с тех пор скульптура воробья, держащего в клюве веточку, возвышается на крыше собора. Также кафедраль украшен мифическими горгульями, фигуры этих животных восседают на остроконечных башнях здания.

Чтобы увидеть живописные пейзажи Ульма можно подняться на одну из смотровых площадок собора, которая находится в нижней части шпиля. Преодолев 768 каменных ступенек открываются захватывающие виды на набережные Дуная, городские дома с красными крышами, горные хребты Альп… Это башня Мюнстера, которая возвышается на 143 м. от уровня земли.

В интерьере Ульмского собора сохранились многочисленные художественные произведения средневековых мастеров, выполненные на библейские сюжеты. Впечатляет огромная фреска на которой изображён Страшный суд, она датируется 1471 годом, а также высокое мастерство тогдашних каменщиков, запечатлевших на века деву Марию с младенцем, Иоанна Крестителя с ягнёнком…

Особенной гордостью храма являются его стеклянные витражи. Большинство окон Ульмского собора украшены цветной мозаикой.

К сожалению во время II Мировой войны 3 из 9 аутентичных средневековых витражей пострадали и были выполнены уже современными художниками, но 6 витражей хорошо сохранились и до сих пор. Лучи солнца, отражаясь в разноцветной мозаике, наполняют собор особенным светом, создавая атмосферу благотворения, как и звуки пяти органов, которые играют во время воскресной службы…

Удивляют также мудрые технологии, которые применяли наши предки в постройке храма. Для того, чтобы построить оригинальные хоры, дуб, из которого были изготовлены резные церковные скамьи, предварительно замачивали в Дунаи на протяжении 150 лет…

Они прекрасно сохранились до наших дней, хотя были сделаны в 1469–1474 годах мастером Йоргом Зирлином. Всего было изготовлено 89 резных скамьи. Средневековые хоры разделены на 2 половины: мужскую и женскую. Отличить их можно по деревянной художественной резьбе: античные прорицательницы сивилльи украшают женскую часть, а бюсты философов дохристианской эпохи — мужскую.

Хоры Ульмского собора уникальны и по праву признаны шедеврам искусства эпохи средневековья.

Совсем необычные артефакты, которые украшают стены кафедраля — это огромная коллекция семейных рыцарских гербов Германии. Всего насчитывается 133 исторических герба. Такое не увидишь в каждой церкви.

Удивительно, но в Ульмском соборе действительно чувствуется связь веков и поколений, любовь прихожан к своему духовному храму. Может это закономерно, ведь строили они своё детище исключительно на собственные деньги, семьями, веками… Ульмчане любя называют свой катедраль «Перст Божий».

А примеров тому множество. Так самый старый витраж Анны и Марии в 1385 году был выполнен на средства гильдии ткачей. Главный алтарь храма, где в центральной части изображены дева Мария с младенцем Иисусом, Тайная вечеря, в 1521 году был создан на средства одной из зажиточных семей города.

В настоящее время Ульмский собор фунционирует на пожертвование мирян, а также за счёт проводимых экскурсий.

Недалеко от храма находится Ульмская Ратуша — одна из самых красивых ратуш Германии. Совсем необязательно пользоваться общественным транспортом, так как одна достопримечательность находится в шаговой доступности от другой.

Также она является одной из крупнейших по размерам Ратуш Средневековой Германии.

Ульмская Ратуша (ULMER RATHAUS) на ряду с самым высоким в мире Ульмским собором (ULMER MUNSTER) у самым кривым в мире домом (SCHIEFES HAUS) является главным духовным достоянием города. В этот почётный список она попала благодаря уникальной художественной росписи эпохи раннего ренессанса, которой щедро украшены стены Ратуши. Это её своеобразный ступенчатый облик песочного цвета изображен на визитной карточке Ульма.

Она красива настолько, что к своей коллекции магнитов, собранной из путешествий со всего мира, добавился ещё один: Ульмской Ратуши.

К сожалению, в период Второй мировой войны городская мэрия сильно пострадала, уцелел только южный флигель здания. Всё внутреннее убранство Ратуши также не удалось спасти: оно выгорело и было полностью уничтожено…

В том великолепном обличие, в котором предстаёт городская мэрия сейчас, целиком и полностью заслуга кропотливой реконструкции, благодаря которой историческое и древнее здание не утратило своего первоначального облика.

Ульмская Ратуша была построена в 1370 году и изначально использовалась для торговых целей. Позже, ступенчатое, фронтонное здание было украшено художественными изображениями, выполненными в лучших традициях Эпохи Возрождения (XVI в.).На них изображены поучительные сцены из Ветхого завета, указывающие на людские пороки, а также мифологические сюжеты. Художнику создателю Мартину Шаффнеру в своих фресках удалось передать главный смысл: прославление справедливости.

Чтобы удовлетворить свой естетический вкус и не спеша насладится оригинальными рисунками, рекомендую посидеть за чашечкой кофе в любом из уютных баров, которые находятся вокруг Ратуши.

Чем она ещё вас удивит? Конечно же своими уникальными астрономическими и песочными часами!

В 1520 году на Ратуши были установлены астрономические часы, а на восточной стороне здания — стеклянные, солнечные часы. Средневековые исчислители времени чудом сохранились до наших дней.

В астрономических часах роль цифр выполняют знаки зодиака, выполнены в оригинальной форме.

Любуясь этим художественным великолепием, поймала себя на мысли, что совсем не важно, который час, а главное то, что «…старинные часы ещё идут.». Они немые свидетели и судьи почти в буквальном смысле этих слов, потому что был и такой период, когда в стенах Ратуши находилась городская тюрьма. Учасниками скольких обвинительных и оправдательных приговоров довелось им быть на своём долгом веку…

На площади возле Ульмской Ратуши сохранился её древний друг — средневековый фонтан, в котором изобретательные и практичные земляки Эйнштейна когда-то держали живую рыбу. Он функционирует и до сих пор. Фонтан традиционно украшен главным символом города — скульптурами воробьев, а в его брызгах резвятся и пьют воду непоседливые воробушки, наперебой рассказывая новости об оберегаемым ими любимом городе Ульме.

Быть в Ульме и не увидеть одну из самых известных достопримечательностей города — самого кривого и узкого дома в мире (SCHIEFES HAUS), его ещё называют наклонившийся дом (LEANING HOUSE) означает только одно: путешествие не удалось.

Найти его очень просто, даже если заблудитесь в старом рыбацком квартале и внезапно увидите, Вы его точно узнаете — уж настолько он своеобразный и «падающий».

Кривой дом находится в исторической части города Ульма, в красивом средневековом квартале в устье реки Блау. Этот район богат на фахверковые домики, стоящих на воде. В этой живописной части Ульма, где многочисленные водные притоки бегут к могучему Дунаю, сохранилось много исторических построек. Многие из них приспособлены на уютные кафе и ресторанчики, где подают форель в масле с картошкой, ювелирные и сувенирные лавки, небольшие гостиницы, а также жилые дома, в которых живут состоятельные ульмчане.

Если Вы хотите покушать в любом из ресторанов Ульма, зарезервируйте заблаговременно столик и помните, что эти заведения имеют свой чёткий график работы. Как правило, они закрываются после ранних обедов (14:30—15:00) и открываются в 17:00 часов.

Некоторые сравнивают эту часть города, изрезанную водными каналами «Ульмской Венецией». Персонально я, как путешественник, несколько раз побывавший в городе -музее Венеции, ничего общего не увидела.

Необычный архитектурный стиль рыбацкого района скорее мне напомнил чем-то старинные улочки Страсбурга: что не дом, то и фотография, что так и просится на страницу глянцевого журнала…

Много веков назад этот был рабочий район. Его заселяли кожевники, пивовары, мыловары, а также рыбаки, которые привозили свой улов, сушили сети, чинили рыбацкие снасти.

«Падающий» дом относится к старейшим домам Ульма. Он был построен в 1443 году. Какое счастье, что дом уцелел в годы Второй мировой войны, ведь историческая часть Ульма была почти полностью разрушена!

С момента постройки 5-ти этажный дом наклонился на 10 градусов. Этот угол искривления хорошо виден благодаря горизонтальной линии, проведённой на фасаде здания.

Причин такой деформации несколько: это и фундамент, который присел под воздействием воды и корабельная древесина, которая использовалась как строительный материал. Чтобы спасти кривой дом, применялись разные строительные решения: здание подпирали столбами, но это не решило проблемы, затем заменили деревянные стены на каменные. В том, что уникальный дом XV века стоит до сих пор, огромная заслуга кропотливой реставрации, которую провели в конце XX столетия.

Кривой дом на своём долгом веку использовался для разных функциональных значений. Изначально в доме хранили уловы рыбы, затем оборудовали под жилой дом, а с 1995 году в нём открылся отель. Благодаря которому дом и попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый кривой и узкий отель мира.

В популярном отеле SCHIEFES HAUS постояльцы полностью могут погрузится в эпоху средневековья: стиль, мебель, интерьер здания вам в этом охотно помогут. Но совсем не выдуманные признаки меня пугали провести ночь в кривом доме. Меня не покидала мысль скатится ночью с наклоняющейся кровати на 10%… Страхи оказались напрасными: на каждой спинке кровати установлены строительные уровни, так что нет необходимости упираться носочками, пытаясь не сунутся с кровати.

…Гуляя по древнему кварталу Ульма, подумала, что ему совсем необязательно быть похожим на какой-то другой город мира, ведь он имеет свои чудеса света, индивидуальный стиль и харизму, чем и привлекает туристов. Надеюсь он Вам тоже понравился…