Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Казань — Россия Май 2011

Из современных обзоров по Казани узнал, что сейчас существует много совмещённых экскурсий из Казани в Остров-град Свияжск и в Раифский монастырь, т. е. в один день, примерно за 9 часов. Мы были там более десяти лет назад, и сейчас не могу сказать, то ли не было тогда таких, то ли график выездов нашей группы был составлен как-то иначе. Во всяком случае, в Свияжск мы ездили 8 мая, а в Раифский монастырь 9 мая 2011 года.

На всякий случай привожу карту с указанием взаимного расположения этих пунктов. Расстояния по прямой от Казани и до Свияжска, и до Раифы — примерно по 25–27 км, между Свияжском и Раифой — не более 20 км. Расстояния по дорогам по всем этим маршрутам — примерно 55–60 км.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Несмотря на то, что ездили в Свияжск и в Раифу по отдельности, я решил их совместить в одном рассказе. Это тем более логично, что эти монастырско-церковные комплексы, кроме их географической близости, связывает ещё кое-что, о чём поведаю дальше.

Остров-град Свияжск

Остров-град Свияжск не напрасно так называется. Расположенный на высоком холме в междуречье рек Щуки и Свияги перед впадением её в Волгу, он был облюбован русским войском как очень удобное место для устройства здесь православного оплота и подготовки к грядущему взятию Казани. Свияжск был связан с «большой землёй» узким перешейком, который в паводки затапливался, превращая этот холмистый полуостров в настоящий остров, отрезанный от всех.

Создание мощного укрепления и плацдарма для наступления на Казань происходило быстро. В 1551 году крепость была собрана за 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге. Построенный вскоре город, названный Свияжским (Свиязьский град), стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году. 13 августа 1552 года в Свияжск прибыл государь Иван Грозный. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы.

В 1555 году была получена Жалованная несудимая грамота царя Ивана IV архимандриту Герману на строительство Свияжского Богородицкого (ныне Успенского) монастыря. В 1565–1567 годах было проведено межевание, и Свияжский город стал административным центром Свияжского уезда, каковым, собственно, он и оставался до 1917 г.

Таким образом, Свияжск изначально и в течение многих лет был городом, притом уездным. Однако сейчас это — село, население которого в 2017 г. составляло 243 человека.

Для общей ориентировки привожу «Карту паломника. Свияжск», заимствованную в свободном доступе из интернета. На ней показаны основные храмы, их расположение и внешний вид. Храмы в основном сгруппированы на территории двух монастырей: Успенского (ранее: Богородице-Успенского, Богородицкого) мужского (на карте слева) и Иоанно-Предтеченского (внизу), который до 1917 г. был женским, а сейчас является подворьем Успенского монастыря.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Надо сказать, что после строительства Волжской (Куйбышевской) ГЭС на Волге около Самары, волжский плёс в районе Казани оказался в зоне подтопления, уровни в Свияге и её притоке Щуке поднялись. Тихое монастырское местечко превратилось в Остров-град Свияжск, не имеющий сухопутного доступа к незатопленным территориям по берегам Волги, Свияги и Щуки.

Так продолжалось до 2009 года, когда наконец с материка была проложена дамба, обеспечившая круглогодичный проезд к Острову-граду. По местным условиям дамба была проложена с западной стороны, пересекая долину р. Щуки: там оказалось меньше всего воды. Поэтому путь из Казани в Свияжск по дорогам, включая эту дамбу, оказался вдвое длиннее, чем расстояние по прямой. Хвостик соединительной дамбы на примыкании с Свияжску показан и на Карте паломника, приведённой выше.

Теперь давайте прикинем. Дамба на средства госбюджета, думаю, была построена не только для нужд монастырей. Для чего ещё? — ну конечно, для развития туризма. И пошли по дамбе не только грузовики со всяким разным грузом, но и большие туристические автобусы. А вот большинство объектов на острове для показа оказалось, увы, не слишком пригодно, всё требовало ремонта. И — закипела работа! Покрылись все храмы лесами, разбиты были напрочь местные дороги…

Это примерно в 2010 г. началось, а мы были там в начале мая в 2011 г. И что могли увидеть? Да ничего, только горы стройматериалов, леса и повсеместную грязь. Мы этого ничего не знали, да и всё равно любопытно было, что это за Остров-град. Посмотрев здесь немногие мои снимки, не спешите забросить их подальше. Просто сейчас, видя результаты развернувшейся тогда стройки, можно сравнить, как оно было — и что теперь из всего этого стало.

С погодой нам тогда повезло сказочно, по крайней мере под ногами не хлюпало. Вот, приехали. Весь автотранспорт, включая автобусы, остаётся на стоянке внизу, а мы поднимаемся по лестнице наверх, к монастырским стенам. Здесь справа немного видна дамба-дорога, ведущая к Свияжску.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Времени — 10.20. Ещё утро, других гостей в Свияжске, кроме нас, не видно. Пока группа собиралась, сделал несколько снимков просторных видов в западном направлении от Свияжска.

Когда группа собралась, двинули к ближайшему от лестницы монастырю — Успенскому.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

За давностью лет не помню, были ли вокруг монастырей сплошные стены, как показано на Карте паломника. Тем не менее, вход на территорию Успенского монастыря был через арку в стене. Над этой аркой должна быть надвратная церковь Вознесения конца XVII века.

Внутри Успенского монастыря всё перерыто, здания стоят в лесах. Некоторые из них определил по табличкам на самих зданиях и с помощью Карты паломника. На этом снимке, например, слева — архимандритский корпус, справа — монастырское училище.

Успенский Собор (1561) в псковско-новгородском стиле — самое, мне кажется, красивое церковное здание в этом монастыре. Предполагаемые архитекторы этого храма — Постник Яковлев и Никита Ширяй. Что там внутри — не знаю, всё было закрыто для посетителей. Но известно, что в храме есть фрески, выполненные около 1605 г.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

С Успенским (ранее Богородицким) собором связана история, установившая тесную духовную связь между Успенским монастырём в Свияжске и Раифским Богородицким монастырём.

В одном из документов 1698 года говорилось относительно иконы — главной святыни Раифского монастыря, что «Чрез образ „Грузинский“ Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления, приходящих с верою».

Далее цитирую официальный сайт Раифского монастыря: «Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. По его благословению, икона Божией Матери „Грузинская“ 31 июля стала „подниматься с места“ и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход и обносили образ вокруг всего города. Более того, жителям Свияжска дозволялось брать чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа её торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь». Все даты здесь указаны по старому стилю.

Немного ближе ко входу — самое высокое здание Успенского монастыря, Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней, освящённая в честь Святителя Николая Чудотворца. Это самый древний сохранившийся храм Свияжска. Но сейчас он так укутан лесам, что даже внешний вид оценить сложно.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

До следующего монастыря пошли по улице Троицкой. Из всех объектов там заинтересовало монументальное здание в русско-византийском стиле — Собор «Всех Скорбящих Радость».

Об этом соборе Википедия сообщает достаточно скупо: «С 1898 по 1906 год архитектором Фёдором Малиновским построен в неовизантийском стиле большой собор во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Добавлю, что высота собора (без креста) составляет 32 м.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Второй снимок собора сделан с обратной стороны, здесь слева немного видна расположенная рядом более древняя Сергиевская церковь (1604).

На углу Иоанно-Предтеченского монастыря, на пересечении улиц Троицкой и Александровской есть небольшое сооружение, которое на Карте паломника обозначено как Башня-часовня. Его полное название — часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев. Построена ориентировочно в 1897–1905, в том же неовизантийском стиле, что и Собор «Всех скорбящих радость», архитектор Ф. Н. Малиновский. У меня фотографии только входа в эту часовню и изображения царственных страстотерпцев в люнете над дверью.

На более поздних фото, которые видел в интернете (2013 г. и позднее), этого изображения нет.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

В заключение нашего недолгого пребывания в Свияжске вышли на Рождественскую площадь, откуда я сделал следующие два снимка. На первом — часть Рождественской площади с поклонным крестом.

А здесь справа — разлившаяся Свияга, которая вон за тем мысом впадает в Волгу. Вдали на мысу видна Вознесенская Макарьевская пустынь.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

В целом, хотя в Свияжске в этот раз почти и не на что было посмотреть, осталось от визита ощущение некой воздушной просторности этого места. Это ощущение не забылось за прошедшие более десяти лет.

Раифский монастырь

Раифский Богородицкий мужской монастырь расположен в Зеленодольском районе Татарстана, на 27 км северо-западнее Казани. При составлении краткого очерка по его истории опирался на сведения из Википедии и других интернет-источников.

Раифская пустынь на берегу Сумского озера была основана в начале XVII века отшельником Филаретом. Он умер в 1659 году, а два года спустя здесь по указанию митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия был основан монастырь. Соборный храм монастыря был освящён в честь «Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных». По церковному преданию, от рук язычников в IV веке погибли христианские монахи знаменитого Раифского монастыря на берегу Красного моря. В честь них и пошло название обители.

К 1917 г. в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. В 1930 г. монастырь закрыли, остававшихся там 5 монахов и 1 послушника по обвинению «в контрреволюционной, антисоветской деятельности» расстреляли. В 2020 г. их имена включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. С 1930-х годов на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Раифский монастырь был возвращён Русской православной церкви в 1991 г. В том же году из Казани был возвращён список иконы Божьей Матери «Грузинская», которая со второй половины XVII века является главной святыней Раифского монастыря и привлекает ежегодно десятки тысяч паломников. В течение 1990-х годов был отреставрирован почти весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. В деле восстановления монастыря невозможно переоценить роль первого президента Татарстана (1991–2010) Минтимера Шаймиева. Братия в 2001 г. насчитывала 60 человек.

Мы посетили обитель утром 9 мая 2011 года в составе большой группы, поэтому на многих снимках на фоне исторических зданий будут люди. Из-за лимита времени (нам надо было успеть на поезд до Перми), внутрь храмов мы не заходили. Надо ещё отметить, что Поволжье обычно встречает День Победы сочной молодой зеленью, однако в том году было ярко-солнечно, но прохладно и ветрено, так что деревья в наш приезд стояли почти без листьев.

Для лучшей ориентировки, даю общий вид обители на «Карте паломника», заимствованной из интернета. Вход в монастырь, которым мы воспользовались, на этом снимке справа вверху, под колокольней. На снимке видно также, что вся территория монастыря, составляющая 2 га, огорожена.

Раифский Богородицкий монастырь, общий вид

Автобус остановился на приличном удалении, и к монастырю мы потихоньку идём пешочком, на ходу внимая гиду (с рюкзачком, в жёлтой куртке).

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Слева на переднем плане следующего снимка «Дом паломника» — монастырская гостиница, действующая с 2008 г.

«Дом паломника» вблизи

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Напротив «Дома паломника» — статуя женщины с ребёнком. Мне показалось, что это Богоматерь с младенцем Христом. Об этом говорят надписи на постаменте: с левой стороны «Благодатная», с правой «Господь с тобою».

На лужайке перед монастырём стоит и Ангел, раскрывший крылья (почему-то в женском обличье). На территории монастыря и рядом с ним встретили много и других скульптур, некоторые я покажу. Читал, что их автором является местный послушник Владимир Савельев, в прошлом профессиональный скульптор. К сожалению, судя по одной из относительно свежих (2020 г.) публикаций, «его недавно не стало». Более подробной информации по этому вопросу я не нашёл.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Пройдя «Дом паломника», отчётливо видим впереди самое высокое здание монастыря. Это колокольня высотой 60 м с семиметровым крестом над куполом, построенная в 1889—1903 гг. Часы на колокольне сделаны по принципу ходиков и до сих пор исправно тикают. Сейчас, например, показывают 9 часов утра — оно так и есть. В арочном проёме расположились монастырские Святые врата.

На втором этаже под колокольней расположен надвратный храм, освящённый в честь Архангела Михаила и в память марийского купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, который очень способствовал возведению этой колокольни (деньгами и кирпичом), а также был известным благодетелем многих других монастырей и приходских храмов.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

А это вид некоторых строений монастыря, включая колокольню, в советское время, по безымянной фотографии (предположительно 30-х гг.), заимствованной из публикации «Раифская Богородицкая пустынь» https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/default.asp?id=68377

В обе стороны от колокольни уходит белокаменная стена с зубцами, как на кремлёвской стене в Москве. Зубчатые стены и башни построены в 1690—1717 гг. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали своеобразный монастырский кремль. Слева стену завершает «Малая угловая башня» (другого названия и каких-нибудь характеристик, увы, не нашёл).

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

При ближайшем рассмотрении над угловой башней можно рассмотреть фигуру трубящего ангела с крестом. На башне устроена небольшая смотровая площадка, а внутри — музей истории монастыря.

Не доходя до монастырской стены, поворачиваем по дорожке налево. Там встречаем это чудо, которое, оказывается, сделано из дерева и называется… Впрочем, уже из более поздних публикаций я узнал, что слева появилась надпись «Кот раифский». Кем сделано, когда — к сожалению, никто не рассказывает.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Говорят, раифский Кот приходится какой-то роднёй вальяжному «Коту Казанскому» с казанского «Арбата». Всё может быть, но трудно представить, что тот разъевшийся сибарит приходится роднёй раифскому монашествующему котику…

Ну да, и этому тоже…

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Но мы сюда пошли не из-за котиков. Здесь удобный подход к берегу Сумского (Раифского) озера, огибающему монастырь с южной и западной сторон. Соседство с большим (несколько десятков гектаров) озером и возможность выхода к нему в нескольких точках придают монастырю особый шарм. Конечно, природа ещё не отошла после зимней спячки, на ветках видны нераспустившиеся почки, а деревья на противоположном берегу только-только покрылись зеленоватым пушком. Но это и побуждает задержаться здесь, отрешиться от суеты, задуматься…

Сразу слева от входа расположилось старое монастырское кладбище, за которым хорошо видна (с обратной стороны) «Малая угловая башня», увенчанная трубящим ангелом и крестом.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Немного правее предыдущей картинки видим старейший из всех храмов монастыря — Соборный, освящённый сначала при его открытии в деревянном исполнении, а позднее (1708) — и в каменном, в честь «Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных». Я о них уже упоминал во вступлении. По правилам современного правописания, следовало бы писать не отцев, а отцов, но затрудняюсь произвольно изменять старинные названия, которые применяются церковью и поныне. Слева (за крестом), тоже с куполом с крестом — не продолжение этой церкви, а часовня, выполняющая роль одной из башен южной стены монастырского кремля.

Церковь в честь «Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных» расположена с левой стороны от главного монастырского проезда.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

С правой стороны центрального проезда, напротив церкви «Преподобных отцев», расположена самая большая, но в то же время и самая молодая Троицкая церковь монастыря. Собор во имя Святой Живоначальной Троицы был построен в 1904—1910 гг. по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского (помним его и по Свияжску). К сожалению, из-за отсутствия средств церковь тогда не была расписана, такой она остаётся и сейчас, после восстановления. Зато храм славится первоклассной акустикой.

В левом конце здания Троицкой церкви расположено это изящное, покрытое металлическими кружевами крыльцо.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

При взгляде от Троицкой церкви назад, в направлении входа в монастырь, увидим массивное здание собора «Иконы Божией Матери Грузинская». Снаружи монастырской стены можно увидеть синий купол этого храма, выглядывающий из-за колокольни. Грузинский собор воздвигнут в 1835—1842 гг. на месте пришедшего в ветхое состояние каменного храма конца XVII века, по проекту одного из известнейших архитекторов того времени М. П. Коринфского.

Здесь с XVII века хранится главная реликвия Раифского монастыря — список Грузинской чудотворной иконы Божией Матери, выполненный по указанию митрополита Лаврентия специально для Раифского монастыря одним из лучших казанских иконописцев. Грузинской иконой Божией Матери была благословлена новая обитель, и с тех пор история монастыря и история иконы нераздельны. Более того, икона Грузинской Божией Матери пользовалась невероятной популярностью по всей Руси, в т. ч. регулярно бывала и в Свияжске. Икона уцелела при страшном пожаре 1689 г., уничтожившем деревянный монастырь. Икона уцелела и в годы советской власти, чудом оказавшись в это время в Казани.

Впрочем, история чудесного спасения иконы известна. При закрытии Раифской обители икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма, они передали икону в храм Ярославских святых на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

С утратой в ХХ веке подлинника иконы, который находился в одном из монастырей близ Холмогор в Архангельской области (там в своё время служил и будущий казанский митрополит Лаврентий), Раифская икона оказалось самой старой и самой почитаемой из всех Грузинских икон в России.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Если с того места, где мы только что были, обойти Грузинский собор справа, то увидим вместо некоторых оконных проёмов на его стене барельефы с изображениями Богоматери и четырёх евангелистов.

Слева в этом ряду (на общем снимке из-за крыльца не видно) — фигура Богоматери с младенцем Христом. Полагаю, что здесь изображён образ Грузинской Богоматери (правда, с несколько смещённой звездой на головном уборе). К сожалению, ни в одном изученном источнике (в т. ч. и в церковных) я не нашёл никаких описаний и оценок этой серии барельефов на стене Грузинского собора, даже их автор остался мне неизвестен.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Для сравнения приведу фотографию из публикации «Подробная прогулка по одному из лучших и удивительных мест в окрестностях Казани» https://irecommend.ru/content/raifskii-bogoroditskii-monastyr-kazan Здесь изображена мозаичная копия иконы Божией Матери «Грузинская», подарок от мастериц мастерской Анны Солнечной (при нашем посещении этой копии ещё не было). Мне кажется, что образ на барельефе вполне согласуется с образом на мозаичной копии, а также с известными списками Богоматери Грузинской-Иерусалимской в Третьяковской галерее и Богоматери Одигитрия в Русском музее.

Образы евангелистов выполнены в единой манере, одинакового размера и пропорций. Поэтому считаю возможным совместить их в одном коллаже в том же порядке, как они размещены на стене. Слева направо — евангелисты и их символы: Иоанн с орлом; Лука с тельцом (быком); Марк со львом; Матфей с ангелом.

Вот мнение по поводу этих символов кандидата культурологии Ирины Языковой: «…каждое из этих четырех животных символизирует одно из Евангелий, действительно как бы подчеркивая особенность каждого Евангелия. Если Евангелие от Матфея начинается с человеческой родословной Христа, то существо с человеческим лицом — ну, оно у нас изображается как ангел. Если богословие апостола Иоанна — это высокое богословие, то оно символизируется орлом, птицей, которая выше всех летит. Евангелие от Марка символизируется львом, потому что лев от колена Иудина, царское животное и т. д., связанное со Христом. А Лука больше говорит о жертве, и здесь жертвенное животное — бык, телец». (https://magisteria.ru/icon/rannehristianskoe-iskusstvo-do-i-posle-313-g-ot-katakomb-do-pervyh-hramov-i-ikon/).

Я не нашёл, к сожалению, информации о том, кто и когда выполнил эти барельефы, но обратил внимание на определённое сходство использованных шрифтов на барельефах евангелистов и на постаментах скульптур в монастыре и рядом с ним (см. фото выше, скульптура Богоматери с младенцем).

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

В надстрое башни на северной стене монастыря, на примыкании к братскому корпусу «Алексеевские покои», расположилась совсем маленькая Софийская церковь (1795), вместимость которой всего 7 человек. Монахи совершают здесь молитвы только в день празднования иконы святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

На главной площади монастыря группа дружно изучает солнечные часы. Им, должно быть, видно, в какое место начерченного циферблата показывает солнечный лучик, пробившийся через вертикальную щель часов. А мне с этой стороны ничего не видно, так что извините.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Дальше разбрелись, кто куда. Самостоятельно, конечно, интересней, зато определить, где именно какая фотка сделана — сложнее. Вот как, например, эти две фигуры.

Троицкий собор с теневой стороны. Даже хорошо, что деревья не совсем распустились, иначе ничего бы не было видно.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Здесь слева — тоже Троицкий собор, а за ним виднеется Братский корпус, построенный и освящённый в 2010 г., т. е. совсем ещё новенький в наш приезд.

И под конец, когда уже вышли из монастыря, но оставалось ещё время до автобуса, снова наведались к озеру, в этот раз поближе к монастырской стене. Обнаружили здесь архитектуру малых форм. Если не ошибаюсь, это скульптура евангелиста Иоанна с орлом. И фонтанчики работают.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Под конец — снимки монастыря, сделанные почти с озера, с настила лодочной пристани.

Ах да, чуть не забыл. Лягушки здесь совсем не квакают. Не верите? — приезжайте сами. Или посмотрите любой отчёт о поездке в Раифу.

Остров-град Свияжск и Раифский монастырь

Закончил. Поставил точку. Стало грустно. И Свияжск, и Раифа — места удивительные, куда хочется вернуться. И за прошедшие после их посещения годы — ничего не забылось, даже ощущения.