Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была 14 апреля 14:34
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Вечный Рим. Ч-II

Рим — Италия Август 2018
82 68

Продолжаем прогулку по Риму. Шагая по улицам и переполняясь восторгами не забываем обращать внимание на прекрасных женщин и улыбчивых мужчин, вдыхать запах пиццы и свежеиспеченного хлеба, радоваться гвалту неугомонных бамбино, глазеть на нахальных чаек, заглядывать в лавки торговцев, рассматривать яркие витрины и просто наслаждаться жизнью. Очарование Рима трудно определить словами. Его надо почувствовать сердцем.

19
Вечный Рим. Ч-II
18
Вечный Рим. Ч-II

Сегодня мы поднимемся на Капитолийский холм, а потом пройдем мимо Римских форумов к Колизею. Маршрут достаточно популярный и, наверное, мало кого удивит. О Риме уж точно «Нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше» (nullus enirn locus sine genio est). И всё же я постараюсь вас заинтересовать. Вдруг что-нибудь новенькое и узнаете. Или вспомните.

15
Фонтан черепах (итал. Fontane delle Tartarughe) на площади Маттеи (итал. Piazza Mattei)
Фонтан черепах (итал. Fontane delle Tartarughe) на площади Маттеи (итал. Piazza Mattei)
11
Памятник борцу за объединение Италии и премьер-министру страны Марко Мингетти на Piazza San Pantaleo
Памятник борцу за объединение Италии и премьер-министру страны Марко Мингетти на Piazza San Pantaleo

Начнем с «Ab urbe condita», то есть «от основания города». Принято считать, что Рим основал 21 апреля 753 года Ромул, брат Рема. Легенда о братьях-близнецах, а также о волчице, вскормившей их своим молоком известна всем и каждому. Историки до сих пор разбираются, где правда, а где вымысел.

1 из 2
Копия Капитолийской волчицы.  Установлена на высокой колонне слева от здания Дворца сенаторов
12
Копия Капитолийской волчицы. Установлена на высокой колонне слева от здания Дворца сенаторов
Рим был заложен на семи холмах. Первые поселения появились на Палантине. Вслед за ним был обжит Эсквелин, Квиринал и Капитолий, а несколько позднее Целий, Авентин и Виминал. Капитолийский холм являлся наименьшим по площади, но благодаря крутым скалистым склонам, обеспечивающим естественную защиту от врагов, именно он стал главной крепостью нового города и его сакральным центром.

20
Вечный Рим. Ч-II

Отвесный утёс с западной стороны холма использовался как удобное место для казни и назывался Тарпейской скалой. Название происходит либо от имени Луция Тарпея, сброшенного в пропасть за непокорность царю Ромулу, либо от имени дочери начальника Капитолийской крепости, весталки Тарпеи. Во время войны с сабинянами жрица показала врагам тайный ход. В обмен на предательство, она хотела «то, что носят на левой руке», то есть золотые браслеты с запястий солдат. Прорвавшись за стены крепости, воины отплатили корыстной девушке тем, что насмерть закидали её своими тяжёлыми боевыми щитами, которые носили в левой руке. Тело Тарпеи сбросили со скалы.

20
Вечный Рим. Ч-II

Тарпейская скала использовалась для выполнения приговора по самым громким и сенсационным делам. Факт сбрасывания со скалы накладывал клеймо позора не только на казненного, но и на последующие поколения его семьи. Вплоть до 43 года с Тарпейской скалы сбрасывали изменников и государственных преступников. O tempora! O mores! (О времена! О нравы!).

13
Вечный Рим. Ч-II

В 6 веке до н. э. на Капитолии был воздвигнут Храм Юпитера, предназначенный для поклонения божественной триаде: Юпитеру, Юноне и Минерве. Храм являлся символом власти, силы и бессмертия Рима и имел существенное значение в укреплении римского государства. В нём собирался сенат, приносили жертвы магистраты. Храм Юпитера был конечным пунктом всех триумфальных шествий в честь императоров и полководцев. У римлян существовала пословица «Arx Tarpeia Capitoli Proxima» (от Капитолия до Тарпейской скалы один шаг), по сути означавшая, что любой успешный политик или государственный деятель не застрахован от обвинения в измене и казни. Нередко людей, достигших вершины славы, но затем попавших в немилость, ждала печальная участь.

7
Porta del Popolo
Porta del Popolo

В 344–343 годах до нашей эры на холме возвели храм Юноны. Богиня Юнона считалась царицей небес, покровительницей брака, материнства и имела множество эпитетов. Ее чтили как родовспомогательницу, «вспомоществующую» (Соспита), кормилицу (Румина), мечущую молнии (Фульгура) и т. д. После того, как находившиеся при храме бдительные гуси «Рим спасли», богиню стали называть Юнона Монета (от лат. Moneta — предупредительница, советница). Неподалеку от храма Юноны отливались и чеканились металлические деньги и слово монета стало неразрывно ассоциироваться с деньгами. Позже название разлетелось по всему миру и стало корневым в английском слове «money».

10
Фонтан Acqua Felice на площади Piazza di Campitelli
Фонтан Acqua Felice на площади Piazza di Campitelli
Сегодня на склонах Monte Capitolino от знаменитых храмов сохранились лишь частичные фрагменты. Политическая нестабильность, кризис духовности, напор варваров и обнищание населения привели к падению Римской империи. Началась эпоха, которую позднее назовут Темными веками. Древние сооружения сжигали, подвергали разграблению и перестраивали. Капитолий пришел в крайнее запустение, а среди руин щипали травку козы и овцы, из-за чего холм прозвали Monte Caprino (Козья гора).

14
Храм Кастора и Поллукса (Tempio dei Dioscuri)
Храм Кастора и Поллукса (Tempio dei Dioscuri)

Свет в конце тоннеля забрезжил с приходом Ренессанса. Рим начинает возрождаться.

16
Вечный Рим. Ч-II

Вернуть былое величие Campidoglio смогли лишь в 16 веке. Привести священный холм в божеский вид возжелал папа Павел III (Алессандро Фарнезе). Задачу возложили на Микеланджело. Он составил проект новой Piazza del Campidoglio с Сенаторским дворцом в глубине, с дворцом Консерваторов направо, Капитолийским музеем налево и с античной конной статуей Марка Аврелия посередине. Замысел Микеланджело был полностью претворен в жизнь уже после смерти зодчего его учениками — Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди.

11
Конная статуя императора Марка Аврелия. копия. (оригинал хранится  во Дворце консерваторов )
Конная статуя императора Марка Аврелия. копия. (оригинал хранится во Дворце консерваторов )

Микеланджело была спроектирована и пологая лестница Кордоната (Cordonata), ведущая на Капитолий со стороны площади Венеции. В середине подъема не зелёной поляне с левой стороны темнеет памятник Кола ди Риенцо. Этот человек простого происхождения благодаря своим недюжинным способностям сумел получить хорошее образование и стать заметной фигурой в Риме. Будучи блестящим оратором, Риенцо снискал популярность обличая несправедливости и беззакония со стороны феодалов. Ратовал за религиозное обновление и истинное возрождение христианства. Его речи льстили народу и возбуждали умы. В 1343 г. в качестве депутата Риенцо был послан в Авиньон, где вместе с Петраркой убеждал папу Климента VI вернуться в Вечный город. Одержимый мечтой о возрождении Римской республики, Риенцо в 1347 году пытался совершить в Риме революцию. Он созвал на Капитолийском холме сход горожан и при бурной поддержке простого люда зачитал ряд декретов, направленных против местных аристократов. Рим был объявлен «столицей» Италии, а предводитель восстания единогласно получил верховную власть и титул трибуна. Петрарка называл Колу новым Ромулом. Никола упорядочил налоги, отменил таможенные пошлины и призвал другие итальянские города примкнуть к Риму. Однако программа объединения Италии оказалась слишком смелой для Риенци. Вдобавок, рассудком Колы завладело тщеславие. С большой пышностью он возвел себя в рыцарское звание, а затем короновался шестью коронами. Между тем города, не желавшие терять свою независимость, начали борьбу против вновь созданной республики. Движение Риенцо потерпело поражение, а сам он бежал. Позднее, в 1354 г., по наставлению папы Иннокентия VI Риенцо снова появился в Риме. Понтифик желал восстановить папское господство и видел в бывшем трибуне идеальный для этой цели инструмент. Никола получил звание сенатора, вновь смирил баронов, но в общем и целом проявил себя заурядным тираном, возбудив всеобщую ненависть. Увеличение налогов для обеспечения наёмных войск спровоцировало бунт. Риенцо был схвачен и убит. Тело его сожгли на площади перед мавзолеем Августа. Несмотря на противоречивый образ трибуна, было принято решение отдать дань уважения истории и поставить на Капитолии монумент Риенцо, который здесь познал славу и встретил свою смерть.

10
Статуя Кола ди Риенцо. Скульптор   Джироламо Мазини (Girolamo Masini). 1877 г.
Статуя Кола ди Риенцо. Скульптор Джироламо Мазини (Girolamo Masini). 1877 г.

Мы поднимаемся по лестнице и выходим Капитолийскую площадь.

12
Статуи Диоскуров наверху лестницы Кордоната
Статуи Диоскуров наверху лестницы Кордоната

Центральный Дворец Сенаторов построили в XII веке на месте Табулария, то есть архива Древнего Рима, где на бронзовых или деревянных досках (табулах) хранились важнейшие документы. В соответствии с планом Микеланджело дворец приобрёл новый фасад, был украшен балконом и двойной элегантной лестницей со статуей Минервы и мраморными фигурами, символизирующими Нил и Тибр. В 1578 — 1582 годах архитектор Мартино Лонги Старший увенчал палаццо 35-метровой Капитолийской башней. С 1871 года в здании располагается мэрия города.

14
Вечный Рим. Ч-II
16
Вечный Рим. Ч-II

По обе стороны Palazzo Senatorio симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами: дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori) и Новый дворец (Palazzo Nuovo).

13
Вечный Рим. Ч-II

Все три здания связаны между собой подземным переходом Galleria di Congiunzione и включены в состав Капитолийских музеев (Musei Capitolini).

6
Galleria di Congiunzione
Galleria di Congiunzione

Рождение музеев восходит к 1471 году, когда Сикст IV после избрания на папский престол великодушно подарил римскому народу часть античных скульптур из личной коллекции. Среди шедевров были: фрагменты статуи императора Константина I Великого, «Мальчик, вынимающий занозу», позолоченная статуя Геркулеса с Бычьего форума и «Капитолийская волчица». Скульптуры выставили на всеобщее обозрение под открытым небом рядом с палаццо Консерватории, а несколько десятилетий спустя перенесли внутрь здания.

12
Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina). XII век.
Капитолийская волчица (лат. Lupa Capitolina). XII век.
13
«Мальчик, вынимающий занозу» (Cosiddetto Spinario). Римская бронзовая скульптура середины I в. до н. э.
«Мальчик, вынимающий занозу» (Cosiddetto Spinario). Римская бронзовая скульптура середины I в. до н. э.

Позже коллекция Сикста IV пополнилась другими артефактами, шедеврами живописи, искусства, ценными монетами, собранием ювелирных изделий, сформировав таким образом еще и пинакотеку, протомотеку, коллекции античной скульптуры и этрусской керамики. Поэтому и говорят во множественном числе — «Музеи».

10
Вечный Рим. Ч-II

В 1734 году папа Климент XII едва ли не первым понял, что искусство должно принадлежать народу, и музеи официально открылись для публики. С тех пор количество ценных экспонатов увеличилось, а Капитолийские музеи стали неотъемлемой частью знакомства с Вечным городом.

10
Вечный Рим. Ч-II
Во дворце Консерватори нас встречает огромная статуя Константина Великого, или вернее сказать, то, что от неё осталось: голова, кисть, ноги.

1 из 3
Вечный Рим. Ч-II
13
Подобный памятник, только выполненный из бронзы, хранится большом стеклянном зале «Sala Marco Aurelio». От колосса Константина сохранились голова, предплечье, кисть руки и сфера, которую статуя держала в ладони. А вот указательный палец длиной 38 см гигантский император потерял 550 лет назад. Выяснилось, что с 1863 года палец находился в запасниках Лувра, и недавно французы вернули его статуе. Правда, пока только в аренду сроком на пять лет.

9
Фрагменты колоссальной статуи Константина. 320 г.
Фрагменты колоссальной статуи Константина. 320 г.

На первом этаже представлены: коллекции греческих и этрусских ваз, скульптуры и саркофаги, античные мозаики, образцы древнеримской живописи, артефакты из храма Юпитера и фресковые росписи.

13
Зал Горациев и Куриациев (Sala degli Orazi e Curiazi). Palazzo Dei Conservatori
Зал Горациев и Куриациев (Sala degli Orazi e Curiazi). Palazzo Dei Conservatori

На втором этаже разместилась художественная галерея, где выставлены полотна Тициана, Тинторетто, Рубенса, Рени, Веласкеса и Караваджо.

7
Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610) Святой Иоанн Креститель 1602. Холст, масло.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1610) Святой Иоанн Креститель 1602. Холст, масло.

1 из 3
Благовещение Бенвенуто Гарофало 1528 г.
В залах Palazzo Nuovo, кроме многочисленных бюстов поэтов, философов, ораторов и римских императоров, собрана коллекция скульптур. Среди них: «Венера Капитолийская», «Умирающий галл», «Девушка с голубем», «Амур и Психея».

10
Венера Капитолийская I–II века. Мрамор.
Венера Капитолийская I–II века. Мрамор.

1 из 3
Во дворе музея находится умолкнувшая ныне одна из «говорящих статуй» Рима — бог рек «Марфорий».

11
Вечный Рим. Ч-II

1 из 2
В ХХ веке в общий комплекс Капитолийских музеев был включен и дворец Каффарелли-Клементино, стоящий впритык к палаццо Консерваторов. Сегодня в нем размещены экспозиции монет, старинных фресок и собрание камней из Фонда Дино и Эрнеста Сантарелли. На 2-м этаже расположено кафе с открытой террасой. При желании можно выпить чашечку кофе и полюбоваться на Вечный город с высоты.

19
Вечный Рим. Ч-II
16
Вечный Рим. Ч-II
14
Вечный Рим. Ч-II

Рядом есть еще одна отличная смотровая площадка, которая понравится таким же любителям панорамных видов, как я. Она находится на крыше Алтаря Отечества (он же Витториано). Это монументальное здание с коринфскими колоннами, барельефами и статуями было воздвигнуто в честь Виктора Эммануила II — национального героя, первого короля объединённого независимого королевства Италия. В комплекс помпезного монумента входят выставочные залы, два музея и Могила Неизвестного солдата, погибшего на фронтах Первой мировой войны.

21
Вечный Рим. Ч-II

Подняться наверх можно самостоятельно, преодолев 196 ступеней, или же с помощью лифта. С обзорной площадки открывается захватывающий вид на Колизей, форум и центральную часть города!

19
Вечный Рим. Ч-II

Прежде, всё охватываемое взором пространство римского Форма представляло собой просторную заболоченную долину, вокруг которой амфитеатром поднимались холмы Рима Палатин, Капитолий и Эсквилин. Осушением влажных низменностей начал заниматься ещё царь Тарквиний Приск, повелевая примерно в 600 году до н. э. построить дренажные рвы, которые со временем превратились в Клоаку Максима (Большая канализационная система). Считается, что строительство вёл этрусский мастер, или же строился канал по этрусским образцам. Самое удивительное то, что эта система функционирует до сих пор, хотя в несколько измененном виде.

16
Вечный Рим. Ч-II

Осушенная долина превратилось в торговую площадь (forum) и место народных сборищ, где собирались люди для обсуждения различных вещей. Постепенно Форум стал административным, политическим, финансовым и религиозным центром древнего города.

17
Вечный Рим. Ч-II
Через весь Форум пролегла с запада на восток самая древняя улица Вечного города — Священная дорога (Via Sacra). На протяжении нескольких столетий по Священному пути шествовали триумфаторы перед тем, как подняться на Капитолий для благодарственного жертвоприношения. Вдоль дороги вставали храмы богам, возводились мемориальные сооружения, триумфальные арки и колонны.

12
Церковь Санти-Лука-э-Мартина (La chiesa dei Santi Luca e Martina).  Расположена между Римским Форумом и Форумом Цезаря
Церковь Санти-Лука-э-Мартина (La chiesa dei Santi Luca e Martina). Расположена между Римским Форумом и Форумом Цезаря

В эпоху империи один за другим стали возникать новые форумы. Каждый император, пристраивая свой форум к уже существующим, стремился превзойти их роскошью и богатством. Начало было положено Гай Юлием Цезарем, который под предлогом тесноты, царившей на древнем форуме, построил к северу от него форум Цезаря (Forum Iulium), потратив целое состояние, покупая и снося дома на прилегающей территории. Потом появились форум Августа, форум Нервы (или Транзиторий) и форум Веспасиана.

14
Рынок Траяна (Mercati di Traiano). Первый торговый центр в мире.
Рынок Траяна (Mercati di Traiano). Первый торговый центр в мире.

В завершение был построен самый величественный из императорских форумов — Форум Траяна (Foro di Traiano). В целом виде от него сохранилась только беломраморная Колонна Траяна высотой 38 метров. Считается, что колонна создана по проекту Аполлодора Дамасского, как и весь форум Трояна. Главная особенность колонны Траяна — уникальный спиральный барельеф, который оборачивается вокруг колонны 23 раза и в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы необычайно точные и детальные. На них высечено около двух с половиной тысяч человеческих фигур — это не считая лошадей, доспехов, кораблей, зданий, деревьев, осадных машин.

18
Вечный Рим. Ч-II

Колонна интересна не только снаружи. Внутри находится инженерное чудо, мраморная винтовая лестница, ведущая до самого верха. Редкие окошки вдоль спирали спроектированы так, что в них видно только небо. Во время своего пребывания в Риме в 1787 году Гете посчастливилось подниматься по этой лестнице. Может быть именно в тот момент, когда писатель взглянул на город с высоты он и воскликнул: «О Рим, ты целый мир!»?

18
Вечный Рим. Ч-II

Конечно, безжалостное время не пощадило постройки Форума. Многое было утрачено. Начиная с VI века форумы были заброшены и долгие годы оттуда тащили всё, что могло пригодиться. «Чего не коснулись варвары, то разорили строители нового Рима…« — писал Гёте в своих письмах из Италии. В 1924–32 годах по прямому указанию Муссолини через форумы была проложена улица Виа деи Фори Империали. В результате были разрушены здания XVI века и засыпана часть Императорских форумов.

11
Вечный Рим. Ч-II

Между тем, по широкой Via dei Fori Imperiali мы идём прямиком до Колизея.

16
Вечный Рим. Ч-II

Строительство Колизея было начато во времена правления основателя династии Флавиев императора Веспасиана (69–79 гг. н. э.). По признанию многих историков, он был первым достойным преемником Августа в I веке. Корнелий Тацит писал, что «из всех римских государей он был единственным, кто, став императором, изменился к лучшему». Веспасиан никогда не скрывал и не чурался своего скромного происхождения, любил шутить и не обижался на шутки других. Правил он очень трезво и снискал славу справедливого человека. Империю Веспасиан получил в печальном состоянии. Рим был разрушен и обезображен пожарами. Казна опустела, по всей стране буйствовали мародеры из бывших легионеров. Пытаясь любой ценой восстановить пошатнувшиеся финансы Веспасиан сократил расходы двора до минимума и вынужден был пойти на крайние меры. Так появились разнообразные налоги. Один из них, под названием «vectigal urinae» сразу сделался притчей во языцех. Доказывая целесообразность уринной подати, император выдал фразу, дожившую до наших дней: «Non olet! (Деньги не пахнут!)»

10
Вечный Рим. Ч-II

Веспасиан реформировал судопроизводство, отменил процессы об оскорблении величества, прекратил гнусную деятельность доносчиков. При нем римская армия одержала блистательные победы, были проложены новые военные дороги. Достигнутые финансовые успехи позволили начать обширное строительство. Но люди хотели не только быть сытыми. Народ требовал от государства «Panem et circenses!» — «Хлеба и зрелищ!» В 72 году на месте снесённого Золотого дома Нерона приступили к сооружению амфитеатра невиданных размеров. Через 8 лет сын Веспасиана император Тит открыл амфитеатр пышными зрелищами, которые продолжались 100 дней.

19
Вечный Рим. Ч-II

Древнеримский поэт Марк Валерий Марциал так воспел этот архитектурный памятник:

«Египтяне, не гордитесь своими пирамидами,

Ассирийцы, не гордитесь Вавилоном:

Им не сравниться с новым амфитеатром императора.

Это символ славы, который затмит все человеческие творения».

Основным строительным материалом для стен Колизея служили травертиновые блоки, также в ход шел кирпич и туф. Внешние стены, облицованные мрамором и декоративно-мозаичная отделка придавали зданию нарядность и торжественность. Самый большой стадион античного мира был чудом техники и инженерной мысли. Здесь всё поражало воображение: арочно-сводчатая конструкция, хитроумная сеть подземных ходов, гигантский тент «велариум», защищавший зрителей от палящих лучей солнца. Колизей до сих пор впечатляет своими размерами и ситается одним из величайших сооружений в мире.

16
Вечный Рим. Ч-II

За свою многовековую историю Колизей многое видел на своей арене: гладиаторские бои, травлю хищных зверей, морские сражения — навмахии. Под ликованье возбужденной толпы здесь гибли гладиаторы, приговорённые к смертной казни преступники и христианские мученики.

10
Вечный Рим. Ч-II
Первый официально зафиксированный протест против жестоких представлений на арене датируется 404 г. н. э., когда монах Телемах самый разгар сражения стал требовать отменить бой и проповедовать, что негоже христианам взирать на такие зрелища. Разгневанные зрители забили его камнями.

Последний гладиаторский бой состоялся в 523 году. Потом Колизей использовался как арена для боев быков, завод по добыванию селитры, монастырское общежитие. В середине XIV века часть стен Колизея обрушились из-за землетрясения. После этого здание принялись разбирать по кусочкам.

17
Вечный Рим. Ч-II
Покуда Колизей неколебим, Великий Рим стоит неколебимо, Но рухни Колизей — и рухнет Рим, И рухнет мир, когда не станет Рима. Байрон
С тех пор много воды утекло. Мир изменился до неузнаваемости. Сегодня власти Рима прилагают все усилия, чтобы сохранить Колизей для потомков. Недавно правительство Италии одобрило план по восстановлению арены Колизея, которую предполагается использовать для проведения культурно-массовых мероприятий, концертов и, возможно, исторических реконструкций боев гладиаторов.

Поживём — увидим.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии