Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:01

Партенит — Россия Октябрь 2014

Двигался я по Партениту по бумажной схеме, в ходе прогулки выяснилось, что некоторые вещи устарели.

Покинув санаторий я отправился искать храм, находящийся неподалёку. Для этого пришлось отойти от дороги, ведущей вверх, чуть в сторону.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Храм я нашёл. В отличие от подворья мужского монастыря святых мучеников Косьмы и Дамиана Неожиданный монастырь с двумя храмами храм Благовещения Пресвятой Богородицы на моей карте Партенита был. Да и бабушка, гулявшая с внучкой по набережной, подтвердила, что на пригорке есть храм. Вот только напрямую к нему не подняться, надо сначала выйти из парка санатория «Крым», затем чуть подняться вверх и идти опять к морю. Послушался совета, тем не менее по кривым закоулкам тяжко было найти церковь,

но дошёл до неё.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Большого впечатления она на меня не произвела.

Хотя она была основана 4 ноября 1994 года, а я был возле неё 30 октября 2014 года, стройка вокруг церкви кипела. вокруг был разбросан строительный мусор.

Может храм раньше располагался в другом месте, а потом переехал этого- я не узнал.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Хотя всё начиналось хорошо. Когда я фотографировал церковь, ко мне подскочил молодой человек в штатском и спросил чего это я здесь делаю и кто я такой. Я ответил, что фотографирую храм, а фотографии будут выложены на туристическом сайте.

— «Не хотите ли встретиться с батюшкой?»

-«С удовольствием».

Молодой человек исчез в храме, через некоторое время вышел и сказал, что батюшка занят, но он разрешил мне фотографировать территорию храма, правда только снаружи.

Я честно говоря не понял, когда на это нужно было спрашивать разрешение, внутри храма -другое дело. Но бог с ними. Решил заодно спросить, есть ли другие храмы в Партените и тут настроение молодого человека резко изменилось: «Сами знаете про другие храмы. Разрешили Вам фотографировать — вот и фотографируйте» и исчез в каком-то строении.

Это уже потом я нашел подворье монастыря и «Церковь христиан», как было на ней написано, а вначале агрессивное поведение не понял.

Видимо у них существует соперничество за прихожан, ибо посёлок небольшой. Походил по территории, пофотографировал, хотя особо интересного ничего не было.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Шел строительный процесс, может к юбилею готовились?

Колокольня, по крайней мере так я понял предназначение этого сооружения, находилась за оградой церкви на более нижнем уровне.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Сейчас, вспоминая произошедшее там недоразумение, я понял почему работники храма были неласковыми. На схеме посёлка были указаны церкви, но не расшифровывалась их конфессиональная принадлежность. Когда я добрался до храма на горе, оказалось, что он принадлежит евангелической церкви.

Посёлок небольшой, население го составляет чуть более 6 000 человек и видимо идёт серьёзная борьба за умы прихожан. Оказывается на территории Крыма в 17 населённых пунктах есть подобные церкви.

Обычно туристические схемы не делают различия между христианскими храмами различных конфессий. Мы привыкли, что большей частью на территории России это православные церкви. Но так бывает не всегда. Схема Партенита привела меня к церкви евангельских христиан-баптистов.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Находилась она высоко на горе или холме, как кому удобнее считать. Чтобы подняться к ней нужно было подняться по высокой и крутой лестнице.

Хотя здешняя баптистская община зарегистрирована с 1991 года, но у меня сложилось впечатление, а был я там в ноябре 2014 года, что она построена недавно.

Какие мешки из-под строительных материалов у стены. Вход в церковь был закрыт, а возле храма был установлен занимательный камень.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Когда отправился дальше, то понял, что был не прав, когда не заехал сначала в «Парадиз». Дорога круто карабкалась вверх, даже дома виднелись с низу на круче и казалось, что они еще немного и поползут вниз.

Особых изысков в архитектуре посёлка не наблюдается, вот так выглядит здание поселковой администрации.

Уже когда забрался в гору, то на одной многоэтажке возле каждого подъезда была красивая мозаика, разная для разных подъездов.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Память о ветеранах посёлка и погибших во время Великой Отечественной войны в Партените сохраняется.

Хотя сквер Победы открыт к очередной годовщине Дня Победы в 2012 году, но фактически его история создания уходит корнями в дни войны и начинается в Севастополе, а не в Партените. В конце июня 1942 года оборона Севастополя подходила к своей трагической развязке. Отсутствие подвоза боеприпасов и пополнения с Большой земли привело к тому, что удержать Севастополь было невозможно.

В книге Игоря Степановича Маношина: «Героическая трагедия: О последних днях обороны Севастополя (29 июня — 12 июля 1942 г.)" рассказывается о последних обороны Севастополя, о попытках эвакуации. В том числе про 2 июля 1942 года: «Под утро из бухты Круглой вышло пять небольших катеров разного типа (торпедовозы, „Ярославчики“) 20-й авиабазы ВВС ЧФ курсом на Новороссийск. В районе рейда 35-й батареи к ним присоединился шестой катер, вышедший из Казачьей бухты еще вечером 1 июля около 23 часов. Всего на этих шести катерах находилось около 160 человек — почти вся группа 017 — парашютистов десантников группы Особого назначения Черноморского флота (около 30 человек) и краснофлотцы-автоматчики из батальона охраны 35-й батареи. Все были при оружии. С восходом солнца группу катеров, шедшую в кильватер с расстоянием между катерами в 150–200 метров, обнаружили самолеты противника. Начались атаки самолетов. Моторы катеров перегревались и часто глохли, так как катера были перегружены. По свидетельству командира группы 017 старшего лейтенанта В. К. Квариани, членов группы старшины А. Н. Крыгина, Н. Монастырского, сержанта П. Судака, самолеты противника, заходя со стороны солнца, стали их бомбить и обстреливать из пулеметов по выбору. Прямым попаданием бомб были сразу же потоплены два катера. Катер, на котором находились Квариани и Судак, получил пробоины в корпусе, стал оседать от принятой воды. Заглох один мотор, и катер пришлось поворачивать к берегу, занятому фашистами. Все это произошло в районе берега неподалеку от Алушты. На берегу произошел бой между десантниками и вооруженной группой татар. В результате неравного боя, все, кто остался в живых, были пленены. Раненых татары расстреливали в упор. Подоспевшие итальянские солдаты часть пленных отправили на машине, а часть на катере в Ялту.»

Среди погибших был матрос Иван Иванович Васильченко, который был захоронен на берегу, в районе нынешного ЛОК «Айвазовское» в Партените. В 2003 году останки Васильченко были перенесены в Партненит на то место, где до сих пор находится его могила.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

В качестве причин переноса были названы оползневые процессы, начавшиеся на склоне горы, где на берегу моря находилась его могила. Перенос останков был произведен ночью, а затем был установлен памятник. Особенностью памятника было то, что захоронен был один человек, а памятнике было указано несколько фамилий. Сейчас на памятнике осталась только одна фамилия,

а остальные перенесены на отдельный мемориальный камень.

Но выбиты фамилии не всех погибших во время войны. Из поселка Партенит на фронт было призвано 286 человек, из них 87 человек погибло и пропало без вести. Вокруг памятника матросу Ивану Васильченко и был создан сквер.

Установлен в сквере Победы в 2014 году памятник Герою Советского Союза Абдулю Тейфук Амитовичу (1915 -1945), родившемуся в Партените и погибшему 18 марта 1945 года неподалеку от немецкого города Гротткау, ныне польского города Гродкув.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

А местные жители чтят память героев и любят отдыхать в сквере Победы.

У входа в сквер Победы установлен памятный камень,

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

от которого идёт Аллея в честь 50-ти летия советской власти.

Обнаружил я единственную, судя по всему, мемориальную доску, посвященную Георгию Александровичу Машиновичу (1918 -2001).

4 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. В нём участвовало около 40 000 человек, из них 16 011 фронтовиков, только что вернувшихся с полей сражений, а остальные — учащиеся военных вузов, состав охраны военных объектов, военнослужащие Московского гарнизона. Удивительно печальный факт, но списков участников Парада Победы в архивах не сохранилось. Уже в XXI веке по крупицам, скрупулезно изучая дела военнослужащих, смогли этот список восстановить в 2016 году.

И тем радостнее, что имена участников Парада Победы сохраняются хотя бы в мемориальных досках.

Зелени в посёлке много, а на рынке продают как привычные всем овощи и фрукты, так и несколько экзотического вида.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Люди очень доброжелательные, когда я искал выход вверх, не хотелось идти вдоль улицы лишние сотни метров, то пожилая женщина не только показала мне лестницу вверх,

но и проводила по ней.

Вид сверху

Мы шли среди каменных глыб.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Большое ей спасибо! Я увидел, как деревья и зелень сражаются со скалами,

великолепный вид на посёлок и горы вдали одновременно,

на Медведь-гору, окутанную туманом.

С высоты видно многое.

Этот рывок вверх привёл меня к красивому подворью мужского монастыря Святых мучеников Косьмы и Дамиана, которое я бы не увидел, если пошёл по улице вверх, а не решил срезать путь.

А от монастыря оставалось буквально два шага до забора парка «Парадиз», правда шагать вдоль него еще пришлось минут десять до центрального входа.

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 2. Вперёд и вверх

Внимательный читатель может спросить и чего это я в Рай стремился? Дело в том, что в верхней части Партенита расположен вход в парк санатория «Айвазовское»,который носит название «Парадиз», что в переводе с французского «Paradis» и означает «рай». Да и в старинных русских книгах слово «парадиз» означало «рай». А вот греки под словом «paradeisos» понимали сад или парк. Поэтому с точки зрения древних греков красивое название бессмысленно, а в переводе с французского — красиво.