Турист RealCuba (gellamai)
RealCuba
был 24 февраля 2022 16:47

Гавана — Куба Июль 2012

Практически в каждом из нас теплится любовь к городу, дому, району, парку, к какому-то географическому месту или архитектурному строению. Многие души не чают в мрачных, благородных чертах Петербурга. Кому то духовно ближе шумная, суетливая Москва. А кто-то всю жизнь мечтает гулять с тросточкой по Гайд-парку, приподнимая котелок при встрече со знакомыми по Уайт клубу. Я же питаю трепетную нежность к лабиринту Гаванских переулков, к полуразрушенным величественным особнякам испанской знати, теплому камню набережной Малекона. И сегодня хочу поделиться с вами историей одной неординарной личности, рассказом о человеке, настолько любившим свой город, что стал легендой и символом самой Гаваны.

Джентльмен из Парижа

Прогуливаясь по Гаване 50-х годов было сложно не встретить на улицах старого города Jose Maria Lopez Lledin, прозванного в народе El Caballero de Paris, что означает Джентльмен (господин) из Парижа. Невысокого роста, со спутанной гривой темно-каштановых волос, закутанный в полы неизменного черного плаща, он никогда не расставался с сумкой набитой книгами, plumages (старинные каллиграфические ручки) и бумагой. Редкий прохожий отказывался от увлекательной беседы с этим дурнопахнущим бездомным «сумасшедшим», досконально и трезво разбирающемся в истории, политике, искусстве. El Caballero не принимал милостыню от незнакомых людей, а любое подношения воспринимал исключительно как дорогой подарок. Частенько его можно было увидеть в районе 23 и 12 улицы Ведадо, где бродягу подкармливали в двух известных пиццериях того времени.

«El caballero de Paris» холст, Gilberto Marino.

В 1913 году семья испанского винодела Мануэля Родригеса иммигрировала на Кубу, в числе сыновей новоявленного кубинца и был совсем ещё юный «джентльмен», давший незадолго до отплытия корабля на смертном одре своей невесты обет безбрачия, коий и выполнил, несмотря на наличие, в дальнейшем, сына и дочери от любовницы. Молодой Хосе переменил множество престижных мест работы в самых роскошных отелях и ресторанах, для этого он усиленно изучал изысканные манеры и английский. Но немного погодя, произошло таинственное событие, заставившее помутиться рассудок этого обычного человека, что бы впоследствии обратить его в живую достопримечательность Гаваны. Существует несколько версий первопричины. По одной из них Хосе посадили в тюрьму на короткий срок по выдуманному обвинению, где разум не выдержал обстоятельств. По другой — несчастная любовь привела к потере рассудка, но однозначно в один обычный день на улицах Гаваны появился необычный человек El Caballero.

Интересно происхождение прозвища «El Caballero de Paris». У «джентльмена» всегда было смутное представление о происхождении своего народного имени. Однажды он заявил своему биографу, что получил название со страниц одного известного французского романа. В другой раз утверждал, что прозвище дано было в «Ла Асера дель Лувр» («тротуар Лувра», область Пасео дель Прадо, где расположены три гостиницы, в том числе «Inglaterra» — одно из прежних мест работы). Возможно, в сознании Кабаеро «Aceра дель Лувр» приравнивался к Парижу. Зачастую El Caballero говаривал: «Гавана была для меня парижанкой, а я был для неё Мушкетёром (Caballero из Lagardiere) «. Другие говорят, что в свое время он работал в ресторане «Париж». Третьи заявляют, что «Эль-Кабальеро» получил свое прозвище из-за возлюбленной из Парижа, погибшей во время путешествия в Гавану. Биографы же сходятся во мнении, что происхождении псевдонима кроется в одном из фильмов французского кинематографа тех лет под названием «Месье де Пари» («Господин из Парижа»), где главный герой, тоже скромный, хорошо воспитанный джентльмен, обладавший незавидной профессией главного парижского палача, успешно хранил тайну сферы своей деятельности, пока любопытные хозяйки постоялого двора, удивляясь, почему он работал всего один день в неделю, не заглянули в портфель и не обнаружили лезвие для гильотины.

El Caballero имел привычку появляться в самых неожиданных местах в самое непредсказуемое время, но и имел пристрастие к знакомым, особо любимым районам старого города как Пасео дель Прадо; Авенида дель-Пуэрто, бродил в парке возле «Плаза де Армас», вблизи церкви «Иглесия-де-Паула», в Parque Central, где он иногда спал на одной из скамеек. Совершая ежедневные прогулки по Гаване, Кабаеро обсуждал со встречными собеседниками вопросы религии, актуальные политические новости, зачастую касался своей излюбленной темы — жизненной философии. Не преемлил бранной речи и имел репутацию очень мягкого и приветливого человека. В какой-то момент семья предприняла попытку возвращения неприкаянного странника на родину в Испанию, но «джентльмен» пригрозил спрыгнуть с борта в случае насильственного заточения в каюту корабля. Так и бродил Кабаеро по Гаване в течении многих десятков лет, пока горожане, в качестве гуманитарного жеста, не рассудили поселить пожилого больного человека в более приличествующие его возрасту условия пансиона для душевнобольных на окраине Гаваны, с полноценным питанием и уходом, где он тихо и ушёл из жизни 11 июля 1985 года в возрасте 86 лет.

Джентльмен из Парижа

Власти города увековечили Эль-Кабаеро в виде небольшого, бронзового памятника этому замечательному гаванцу возле излюбленного им при жизни местечка вблизи церкви «Иглесия-де-Паула». Статуя кажется живой на отдаленном расстоянии, талантливо передает характер вечного странника, его внешность и даже его торопливую поступь. Дух El Caballero нашел вечное пристанище в каменных лабиринтах старой Гаваны, ибо El Caballero — это и есть сама Гавана.