Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 14:35

Партенит. Крутая прогулка от моря до Рая. Часть 1. Санаторий имени Фрунзе и побережье между двумя мысами

Партенит — Россия Октябрь 2014

Добраться из Алушты до Партенита просто — садишься на любой вид транспорта до Ялты, доезжаешь до поворота на посёлок и ножками идешь несколько километров.

Хотя это совсем не шутка, но на самом деле до Партенита как из Алушты, так и из Ялты ходит маршрутный автобус, просто надо знать, где находится их конечная остановка.

Разведав начальный путь отправления из Алушты, ранним утром я отправился в путь, сначала добравшись до остановки в Алуште.

Затем менее часа потратил на дорогу на автобусе до посёлка. Сошел внизу, а затем постепенно стал подниматься вверх. Сейчас я бы построил свой маршрут по Партениту в обратном порядке — удобнее сверху вниз спускаться.

Начальной точкой стала конечная остановка автобуса в Партените. Прямо напротив неё находился один из КПП санатория «Крым».

Как потом выяснилось — мне повезло. Вход в санаторий то закрывали для посторонних, то открывали. Я попал туда вовремя — никто не требовал пропусков, да и денег тоже. Хотя моя прогулка по парку санатория «Крым» чуть не закончилась там же, где и началась — возле контрольно-пропускного пункта, на стене которого висело грозное объявление, строго предупреждающее о входе в санаторий по пропускам.

Военный санаторий «Крым» получился в 1997 году в результате слияния двух, вплотную друг к другу расположенных, но самостоятельных санаториев.

Первый из них, санаторий «Фрунзенское», был открыт в 1962 году для высшего командного состава ракетных войск СССР.

Второй появился в 1974 году для высшего командного состава вооруженных сил СССР и тоже назывался «Крым».

В разные годы в Партените отдыхали маршалы Жуков, Конев, Рокоссовский, космонавты Титов и Леонов.

В наследство от прародителей новому санаторию достался красивый парк, в котором собрано около 300 видов, разновидностей и форм растений.

Часть деревьев в бывшем парке санатория «Фрунзенское» были высажены еще в XIX веке, когда здесь была усадьба Раевских.

От санатория «Крым» достались четыре попарно расположенных 14-этажных белоснежных зданий спальных корпусов.

После распада СССР традиция не была нарушена и санатории перешли в ведение министерства обороны Украины, став называться после объединения «Центр медицинской реабилитации и санаторного лечения „Крым“». С конца 2012 года санаторий несколько месяцев не работал, санаторий планировалось ликвидировать. А с 2014 года хозяйствовать здесь стало Министерство обороны Российской Федерации. Нравится здесь военным. А где военные — там сразу пропуска. Было время — в санаторий пускали только отдыхающих, затем придумали на этом зарабатывать, выдавая пропуская на платной основе. При этом такое зарабатывание денег было как при Украине, так и при России. Правда некоторые категории пускались бесплатно.

Я же не стал заморачиваться по поводу пропуска и спокойно прошел через КПП, видимо меня за своего приняли, не тормознули и никаких вопросов задавать не стали. Сразу за проходной висит схема санатория,

но я хотел посмотреть памятник и часовню Иоанну Готскому, а их на схеме не было.

Ничего язык до памятника довёл.

Пока шел к памятнику — посмотрел парк.

Сквозь деревья видна гора Аю-Даг,

а возле памятника Иоанну Готскому идёт дорога вверх на гору.

По ней отправились мои попутчицы, встреченные на территории санатория и объяснившие как добраться до памятника. Они хотели в часовню зайти рядом с ним, но время было ранее и часовня была еще закрыта.

Многим по курсу школьной истории известно как во время Великого переселения народов германские плена остготов и вестготов перекочевали в Западную Европу. Остготы завоевали территорию нынешней Италии, где создали своё королевство, и являются одним из дальних предков итальянцев. Вестготы завоевали большую часть нынешних Испании и Франции, также создав своё королевство, и являются отдаленными предками испанцев и португальцев. Были еще просто готы, переселившиеся в Крым в III веке, но королевств они там не создали, а потом через столетия после переселения растворились среди крымских татар. Хотя государственные образования у готов были. Так во времена правления византийского императора Юстиниана I (527–565) среди союзников Византии числилась загадочная страна Дори, населенная готами, со столицей городом Доросом. Самым известным готским государством было княжество Феодоро, которое возникло почти через тысячу лет спустя после Дори.

Был со времен патриаршества Иоанна Златоуста в Готии свой епископ. Епископ Готии принимал участие в иконоборческом соборе в 754 году, а после него не вернулся на родину. Народ выбрал епископом Иоанна, который отправился за благословением в Константинополь, где пробыл 3 года, затем в 758 году в Грузии был посвящен в епископы и вернулся домой в Партенит, который становится центром Готской епархии. В это время здесь строится монастырь и в нём храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Задолго до описываемых событий, в 655 году, Готия была захвачена хазарами. А в 787 году терпение народа лопнуло и началось в Крымской Готии антихазарское восстание, во главе которого встал епископ Иоанн Готфский. Поначалу удача сопутствовала восставшим. Им удалось изгнать хазарский гарнизон из столицы Готии, а также овладеть некоторыми горными укреплениями. Но готский народ раскололся пополам, многих устраивала жизнь под хазарским владычеством. Восстание было подавлено, вождь повстанцев выдан соплеменниками, схвачен и заточен в крепость, откуда сбежал и уехал в Византию, где скончался в 791 году. Предание гласит, что тело его было тайком было привезено в Партенит и захоронено на территории монастыря, построенного Иоанном Готфским и разрушенного после подавления восстания.

В память о славном епископе в 1996 году был установлен памятник. За ним располагаются раскопки монастыря Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Рядом с памятником несколько стендов, рассказывающих о Иоанне Готфском, о монастыре, раскопках.

Здесь же небольшая часовня в честь преподобного Иоанна Исповедника епископа Готфского.

Территориально она подчиняется храму Благовещения Пресвятой Богородицы в Партените, я до неё потом тоже дошёл.

А единственный на весь Московский Патриархат храм в честь Иоанна Готфского, находится на подворье Косьмо-Дамиановского монастыря в Партените Неожиданный монастырь с двумя храмами.

Нижнюю зону санатория соединяет с верхней подземный 122-метровый тоннель, облицованный армянским туфом белых и розовых тонов с керченским известняком.

Тоннель заканчивается лифтоподъемником, так выглядит нижний вход в туннель.

Помимо деревьев на территории парка хватает другой зелени.

Мне понравились милые кактусы.

На территории тут и там разбросаны различные здания. Несмотря на ноябрь месяц кусты возле некоторых из них были аккуратно пострижены. Санаторий вполне самодостаточен, здесь есть собственный кинотеатр, дельфинарий

и музей.

Но попасть в «Музей шедевров природы нашей планеты» в Партените я не смог. Дело в том, что музей работает с 12–00 до 20–00. Я появился возле музея в 10–00 и пошёл дальше осматривать Партенит, а на обратную дорогу к музею уже не хватило сил.

Появился музей в 2001 году благодаря энтузиазму одного человека — Александра Григорьевича Кулиша, который с детства собирал различные камни в Крыму, на Урале и в Казахстане. Ему хотелось увидеть как выглядят камни внутри. Александр Григорьевич разрезал камни и часто на разрезах появлялись разнообразные картины. Когда я был в Партените, то коллекция насчитывала более 4 000 экспонатов. А вот мульку про водку, честно говоря, не понял.

Музей находился справа от входа в пятый корпус санатория.

По всей территории санатория, то тут, то там были установлены щиты с рекламой музея.

Но в настоящее время по имеющимся сведениям, музей перебазировался в Севастополь.

Стены зданий украшены разнообразными орнаментами,

а в парке полно деревянных фигурок.

Ажурные решетки на ограждениях радуют глаз.

А когда смотришь на мост над своенравной речушкой, то становится ясно — сейчас не сезон дождей.

При входе в санаторий Вас встречает скульптура Михаила Васильевича Фрунзе, в честь которого назывался санаторий, да и сам Партенит в период с 1945 по 1993 года носил его имя.

Название посёлка происходит от греческого слова «девичий». Существует древнегреческий миф о Ифигении, которую её отец Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде, но богиня сжалилась над девушкой, заменила её ланью, а саму девушку перенесла в здешние места. Миф есть, а мест этих никто еще не нашел.

У Партенита древняя история — возник он в VII веке, только об этом практически ничего не напоминает, как и о славном средневековом прошлом, когда арабские путешественники писали в XII веке о Партените: «небольшой цветущий город, где строят корабли» . Кораблей здесь давно не строят. Об арабах напоминает памятник Авиценне в санатории «Крым», установленная в 1981 году.

А современный Партенит образовался слиянием двух посёлков: собственно Партенита, который находится в низине у подошвы Медведь-горы, и Айвазовского, находившегося на возвышенности по другую сторону Партенитской равнины от Медведь-горы.

Фонтаны были отключены не только вокруг Авиценны, но и в других местах, как большие, так и маленькие.

Когда шел по парку к берегу моря, то над головой раздавался стук. Задрал голову и еле различил дятла, который практически слился со стволом дерева.

Набережная Партенита протянулась на расстояние более километра.

С одной стороны набережная упирается в гору Аю-Даг,

с другой стороны в мыс Кале-Поти.

Даже в ноябре на пляже есть одинокие купальщики.

Но в общем в это время года командиры на пляже -птицы.

От пляжа уходит в море пирс, с которого хорошо любоваться видами побережья, в том числе горой Аю-Даг и скалой Кучук Аю.

Легенда про окаменевшего медведя, превратившегося в гору Аю-Даг, умалчивает, куда же делось всё стадо медведей, остались ли они где-то возле своего вожака или ушли в другие края. Судя по названию небольшого мыса в нескольких сотнях метрах от головы каменного медведя, один из медвежат то ли заблудился, то ли не смог бросить своего старшего товарища, а может даже родителя, и застыл каменной глыбой неподалёку.

Мыс «Кучук-Аю» — маленький медведь или медвежонок, в тюркском варианте. Чем то он похож на своего большого собрата, только размерами поменьше и стоит не головой, а спиной к морю.

Даже происхождение у них одинаковое, оба являются лакколитами, необразовавшимися вулканами в виде холма с ядром магмы внутри. Сколько безымянных мысок и скал разбросано по белу свету, в том числе и на Чёрном море.

А этот мыс занесён в «Книгу рекордов Крыма» за свою нестандартность: в пустотах порфирита мыса имеется твёрдый углерод, хотя обычно при застывании магмы он не образуется. Правило действует для всех континентов, кроме мыса «Кучук-Аю».

В средние века на мысу стояла башня для контроля за входом судов в бухту.

Ну, а я разворачиваюсь и иду в сторону основного посёлка вдоль пересохшей реки.