Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 22:40
Мы будем путешествовать!

Санто-Доминго — колониальная столица "Не Гаити"

Сантьяго-Родригес, Санта-Крус-де-Бараона, о. Саона + 1 город — Доминикана Октябрь 2021

Цикл материалов "Доминиканская Республика."

1. Никакое это не Гаити! Круглая гора и дикий пляж — Редонда и Лимон
  2. Мёртвый лес — к игуанам и крокодилам. На «Не Гаити»
  3. Полуостров Самана: пещера, птицы, бакарди, мост в никуда, водопад и на лошадках по "не Гаити"
  4. Полет на вертолете над «не Гаити», сказочный остров Саона и рыбалка в океане
  5. Райский день на «не Гаити» — берег ларимара, «Бухта Орлов», и самая короткая река
  6. Деревня художников Альтос-де-Чавон — доминиканская Италия
  7. Доминиканская пустыня, соль и «одно из самых живописных мест Доминиканы» — на «не Гаити»
  8. Санто-Доминго — колониальная столица "Не Гаити"
  9. Город рыцарей Сантьяго — на «Не Гаити»
  10. Доминиканский рай на "Не Гаити", итог — заключение
  11. Самый неправильный Маяк — памятник Христофору Колумбу
  12. Первый Кафедрал Нового света.
  13. Алькасар-де-Колон — старейшая резиденция вице-королей Южной и Центральной Америки
  14. Пещеры «Три глаза»
  15. Монумент героям со смотровой площадкой и карнавальным музеем
  16. Национальный пантеон Доминиканы в здании церкви Иезуитов
  17. Музейный центр «Леон» — детище мецената
  18. Изготовление шоколада в Доминиканской шоколатерии
  19. Сигарная страна «Вега Фина»
  20. Выйти на мировой рынок и что-нибудь там купить - сувенирный центр в Доминикане
  21. Ресторан с пафосным названием "Музей Гастрономии"

Подхожу к финалу нашего 16-дневного путешествия по Доминикане времен ковида. Я описала острова, джунгли, пляжи, водопады, озера, реки, пустыню, горы, пещеры, рукотворные достопримечательности, города, и осталось совсем немного — столицу, Санто-Доминго. Город не всегда назывался именно так, целых четверть века он назывался Сьюдад-Трухильо — в честь доминиканского диктатора Трухильо. Но, я диктатуру не люблю, поэтому, буду рассказывать о Санто-Доминго (в дальнейшем — СД).

Это старейший город Нового Света, его основал человек, о котором многократно вспоминаешь, гуляя по СД — Бартоломео Колумб, родной брат первооткрывателя, Христофора, и произошло это в 1496 году. Название Святой Доминик имеет два значения, и, возможно, не имеет ничего общего с именем или монашеским орденом, оно переводится, как «Святое воскресение». Место было выбрано не случайно — на берегу реки Осама. Изначально город назвали Новая Изабелла, но позже переименовали (а зря, называть города женскими именами лучше, чем называть ими ураганы). Реку отлично видно со второго этажа музея Аль Касар:

К 16 веку СД стал не просто местной столицей, а столицей всех колоний Испании в Новом Свете, именно здесь разместилась резиденция Королей Испании. Позже, по мере захвата испанцами Мексики, Гаити, Кубы, Перу, столица была перенесена в Гавану, по причине более удобного расположения — в ней была лучше бухта. Однако, это не помешало СД продолжить свое развитие — начиная с 1510 года в городе запрещалось строить деревянные дома, по Королевскому Указу надлежало возводить только каменные, что и позволяет нам сегодня увидеть целый пласт истории.

Для того, чтобы город не рос, как грибы после дождя — хаотично, из Метрополии отправляют группу архитекторов, которые строят по специально созданному проекту, и СД начинают сравнивать с Флоренцией — улицы прямые и широкие, здания высокие и красивые.

Но, не всегда СД принадлежал испанцам, были и другие завоеватели в его непростой истории. Знаменитый Френсис Дрейк в 1586 году оккупировал город в ходе своей «Великой Экспедиции». Захват был достаточно жестоким, англичане казнили монахов — доминиканцев, в назидание местному населению — в качестве мести за убийство своего переговорщика. Возможно, шанс сохранить свои постройки был, но испанцы не согласились с суммой выкупа за неразрушение, а запросили англичане 100 тысяч дукатов, и СД был подожжен. Вот где помогло то, что не было деревянных домов и СД был каменных — он не выгорел дотла. Англичанам в качестве «утешительного приза» досталось 25 тысяч дукатов, что несказанно их разочаровало.

А поскольку индейцев испанцы уничтожали очень активно, то и работать вскоре стало некому. Но, свято место пусто не бывает, и в 18 веке появилась новая рабочая сила — африканские рабы. В конце 18 века рабы на плантациях Гаити подняли восстание, захватили весь остров в свои руки, что поставило точку запятую во владычестве испанцев, они покинули СД. Но, не могут вчерашние (как и позавчерашние) рабы управлять государством, не умеют. Поэтому, далеко от Гаити, в Базеле (у меня по-соседству), в 1795 году был подписан договор, и вся восточная часть Гаити перешла Франции.

Гаитянам французское владычество не нравилось ровно также, как и испанское. Начало 19 века ознаменовалось восстанием и борьбой за отмену рабства, в результате чего французы покинули остров. В 1804 году испанцы получили возможность владения частью острова Эспаньола, и обосновались в его Восточной части, в том числе — в СД. В ноябре 1821 года была объявлена независимость, и уже было, собрались жить в независимом государстве, но Гаити подсуетилось и оккупировало испанскую часть. 22 года борьбы, и, наконец, в 1844 году, появляется страна со столицей в Санто-Доминго.

И нет, еще не все. В 1916 году в СД входят войска США, и еще 8 лет американской оккупации. В 1924 году страна была освобождена, получила новую Конституцию, но американские войска остались. Правда, чуть позже появился свой диктатор — Трухильо. К 50-м годам он поднадоел жителям, в СД неоднократно проходили вооруженные выступления против диктатуры, жестоко подавляемые (на то она и диктатура). В 1965 году повстанцы, на всякий случай, заручились поддержкой США, чьи войска базировались в СД, жизнь потихоньку начала меняться к лучшему, город развивался, что и делает до сих пор.

Теперь можно пойти гулять по городу. Кстати, многомиллионному — 5 млн. своих жителей и 3 млн. соседей — нелегалов.

Конечно, рассказывая об этой столице, невольно рассказываешь о самом интересном из ее районов — Колониальном, который полностью под охраной ЮНЕСКО. Как, наверное, и в любом европейском городе, львиная доля внимания уделяется историческим кварталам и старым центрам. Но, учитывая столичный статус, наверное, правильно начать с правительственного здания — Дворца Президента, или — Национальный Дворец. Автором здания в неоклассическом стиле стал архитектор из Италии Гвидо Алессандро. Первый камень в строительство дворца был заложен в особый день — в день Столетия со дня провозглашения Независимости, в 1844 году, и через три года дворец был построен. Место тоже было выбрано не случайно — здесь стояла вилла Президента, которую построили американские военные в 20-е годы. Где взяли деньги, огромную сумму по тем временам — 5 миллионов песо — не ведомо. Дворец мы «осматривали» через забор, на фасаде выделяется 34-метровый купол диаметром 18 метров. Дворец размещен на купюре 1000 песо, как самая значимая достопримечательность.

Мы поехали дальше, через новый, достаточно престижный квартал. С одной стороны новостройки, с другой стороны — парк. Ползем в пробке, фотографируем через пыльное и грязное окошко, и вдруг, видим в окне ворота с Магендавидами. Гид поясняет, что это Синагога (даже здесь!), а ведь пробка, транспорт еле ползет, и я попросила, что бы меня выпустили, я быстренько сфотаю, и назад запрыгну.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Но, когда я выпрыгнула, то выяснилось, что «быстренько сфотографировать» не получится — мешают машины и пальмы — Синагога на противоположной стороне. Ок, пробка длиннющая, я подумала, что успею перебежать через дорогу и, все-таки, быстренько сфотографировать. Успела щелкнуть ворота, и два охранника сообщили мне, что съемка запрещена. А у меня аллергия на слово «Запрещено», если я не понимаю — почему. Это был как раз тот случай, пришлось объяснить, что мне это надо. Они поняли, что от меня не так легко отвязаться, и предложили мне зайти внутрь и спросить разрешение на фото. Ну кто бы отказался? Ну и что, что автобус продолжает двигаться, в другую страну не уедет. Меня завели вовнутрь, а там еврейский детский сад, очаровательные детки всех цветов. Милые воспитательницы удивились визиту, и сказали, что съемка двора им не помешает. Так я стала «счастливой обладательницей» фотографий Синагоги в Санто-Доминго. Ну и что, что автобус ушел на пару километров вперед, я же его догнала! Мои туристы (после того, как я отдышалась от забега) спросили, первый ли раз со мной в рабочей поездке муж. Я объяснила, что первый раз, это ему подарок на юбилей. Вердикт был неутешительный: «Больше ты никуда не поедешь».

Чем меня всегда удивляют некоторые страны — обилием памятников людям, чаще — политикам (у нас такого нет, даже Бисмарков не так много). Главный памятник, конечно — Христофору Колумбу. И он очень необычен. То, что Колумб указывает вдаль, понятно — на море, видимо. А вот на постаменте, изображена девушка — индианка Анакаона (Золотой Цветок) из племени таино, из семьи вождей — касиков, которое золотыми буквами пишет имя Колумба — Кристобаль. Но имя остается недописанным, как не прожита и жизнь девушки. Когда умерли ее отец и брат, она возглавила племя, стала касиком. Губернатор Николас де Овандо взяли в плен Акаону и 80 вождей, предотвращая восстание. Мужчин сожгли, а девушку повесили. Все эти беззакония творились при активной поддержке католической церкви, утверждавшей, что у индейцев нет души и они неполноценные Божьи творения, поэтому убить их — Богоугодное дело (что-то это мне напоминает из новейшей истории). Племя таино испанцы полностью уничтожили, так что памятник — грустный. Памятник был возведен в конце 19 века французским скульптором Гилбертом. Установлен он в одном из важнейшем мест СД — перед Кафедральным Собором в Парке Колоне (когда-то эта парковая площадка называлась Пласа Майор).

Памятник установлен перед Кафедральным Собором, отзыв о нем отдельно, по ссылке в перечне. Это самый старый Собор Нового Света:

Памятник Марии де Толедо, племяннице короля Фердинанда Католического, супруге Диего Колумба, первенца Христофора, первого губернатора и вице — короля Вест Индии. Эта женщина из высшего света, привезла в Санто-Доминго испанскую моду, этикет, традиции, которых до нее никогда не было в Америке. Она защищала права местного населения при жизни мужа, а после его смерти — права своих четверых детей.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Памятник двум адмиралам, участникам освободительного движения. Надписи гласят:

28 февраля 1844 года, адмирал Хуан Алессандро Акоста, основатель флота Доминиканской Республики отошел в Кюрасао в качестве капитана шхуны «Ла Леонор», что бы вывести «Отца Нации» Хуана Пабло Дуарте из изгнания. В марте того же года он получил подкрепление и доминиканский флаг впервые развивался в международных водах, как символ самобытности свободного и суверенного народа.

Второй адмирал — Хосе Падилья, борец за независимость от испанцев. Среди его действий за свободу Новой Гранады: взятие Картахены во время осады Пабло Морильо, и величайший подвиг — разгром испанского флота 23 июля 1823 года в памятной битве. Ложно обвиненный в участии в нападении на Симона Боливара, он был приговорен к смертной казни и расстрелян на главной площади Санта-Фе-де-Богота 2 октября 1823 года.

Адмирал Хуан Алесандро Акоста , основатель доминиканского флота в 19 веке.

Главный памятник Санто-Доминго, и всей Доминиканской Республики, это памятник Пабло Дуарте, одному из главных основателей Республики, уроженцу Санто-Доминго. Его жизнь была очень бурная, после изучения права и философии в США и Испании, он вернулся на Эспаньолу и возглавил подпольную организацию, боровшуюся против гаитянских захватчиков. Ему пришлось покинуть страну из-за преследований и скрываться в Венесуэле, и только после свержения гаитянской власти Дуарте смог вернуться. От поста президента он отказался добровольно, в пользу свободных выборов (вот бывает же такое!), но позже вынужден был второй раз эмигрировать. Но, и это не все, его взгляды настолько расходились с правящим в уже свободной от гаитян и испанцев Доминикане президентом Сальседо, что пришлось уехать третий раз. И умер он в изгнании, в Каракасе.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

На площади Падре Грегорио Биллини Аристи установлен памятник, отдающий дань уважения великому филантропу, писателю, педагогу и просветителю. Менее года он был 23-м президентом страны, но ушел в отставку, чтобы избежать гражданской войны, поскольку его противник, Грегорио Луперон, считал Биллини марионеткой диктатора Эро. Политика политикой, но Биллине успел основать первую в стране Богодельню.

Одна из главных достопримечательностей города — крепость Осама. Это была первая крепость на Эспаньоле, и место было выбрано очень тщательно — именно здесь река Осама впадает в море. Губернатором острова в то время был Николас де Ованда. Человек неординарный, отличный администратор, он и отдал приказ о строительстве крепости, которая стала первыф фортификационным сооружением Америки. Пятьсо лет крепость оборогяла город, но в 20 веке необходимость в этом отпала, и в главной башне организовали тюрьму. Сегодня это место прогулок, с башни, на которую можно подняться, открываются отличные виды. Хорош и вход — резные ворота Карла Третьего.

В здании рядом находится Музей Доминиканской семьи 19 века. Он воспроизводит жилые помещения зажиточной резиденции. Дом принадлежал Франсиско Тостадо, писцу королевской аудиенции, который прибыл на остров вместе с Николасом де Овандо в 1502 году.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Еще одно колониальное здание состоит из трех домов 16 века, преобразованных в одно в 17 веке. С конца 19 века оно служило военным госпиталем.

Колониальный город замкнут со стороны реки неприступным фортом. Весь комплекс зданий городской стены был построен в 1505 году по указу Губернатора Санто-Доминго Николаса де Овандо, и является древнейшей военной постройкой в Америке. Стена крепости Санто-Доминго является осью легендарной Дамской Улицы. Она была первой нанесенной на план улицей в Америке и самой элегантной улицей колониального периода.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

По традиции по этой улице прогуливались вице-королева мария де Толедо в сопровождении своих придворных дам, а также комиссаров, должностных лиц суда, мореплавателей и других выдающихся лиц колонии. Это было самое важное место Санто-Доминго вплоть до 20 века.

Интересна история ее постройки. Поскольку улица была местом прогулок важных дам из высшего общества испанской знати, а их пышные платья и красивая обувь не были приспособлены для прогулок по грязи, то вице — королева повелела ее замостить, что и было выполнено. Дамы перестали мести улицу платьями, и назвали улицу — Дамская.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Все дома, расположенные на этой улице, охраняются, как памятники истории. Расскажу о некоторых из них.

Дом Николаса де Овандо, губернатора, был построен в 1502 году. Николас де Ованда был первым губернатором острова Эспаньола и Нового Мира. Множество экспедиций, направленных на освоение американских земель, были спланированы за этими стенами.

Дом, в котором размещается Академия Наук, когда-то принадлежал семье Инфанте, а позже был куплен Майоразго де Бастидас. Расположение дома было привилегированным — на важнейшей улице Америки.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Это здание из известняка и кирпича, отделанное сверху черепицей, тянулось от крепости Озама, также называемой Торре-дель-Хоменахе, или Торре-де-ла-Вигия, до дворца Алькасара, занимая площадь в 700 кв.м. Долгое время оно находилось в заброшенном состоянии, пока не провели серьезную реконструкцию, в ходе которой были открыты большие двери и окна, понижен уровень пола, построен второй этаж с внутренней лестницей.

Каждый следующий арендатор менял его в соответствии со своими вкусами и потребностями. Дом использовался для размещения различных типов предприятий — от столярной мастерской до салона по продаже автомобилей и продуктового склада. Только в 1978 году начались работы по восстановлению исторического облика здания под руководством архитектора — реставратора Эстебана Прието Вичиозо и архитектора Эухенио Переса Монтаса.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

В ходе работы была сформирована многопрофильная команда, доктор Мануэло Маньон Аррендондо провел историческое исследование, изучил колониальные материалы. К восстановлению подошли столь серьезно, тчо бы здание приобрело первоначальный вид, так как и к постройке домов на этой улице предъявлялись серьезные требования. В качестве одного из важнейших требований для строительства первых домов на Вилья-де-Санто-Доминго, с 1512 года был издан ряд правил и положений, которые жители должны были соблюдать, что бы строить свои дома.

Во время реставрации были проведены археологические раскопки в 1978 году, было определено присутствие доиспанского археологического материала, установившего присутствие аборигенов в этом месте и последующий контакт двух культур. Кроме того, во внутреннем дворе, были обнаружены колодец, цистерна, канал, по которому дождевая вода стекала с крыши, и яма для мусора.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Кроме этого были обнаружены многочисленные предметы, такие как строительные гвозди 16 века, различные фрагменты майликовой мозаики, тазы для воды, кувшины и горшки. Обилие остатков еды говорит о хорошем питании. Эти археологические материалы выставлены в одной из комнат Академии Наук.

Я уже упоминала, что строителям рекомендовалось использовать камни или кирпичи, чтобы защититься от постоянных нападений корсаров. К 1518 году в городе было около 400 домов. Во время правления Второго Адмирала и вице — короля Дона Диего Колона (Колумба) и Марии де Толедо, в этом районе жили важные горожане.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Ярко — желтое здание было построено в 16 веке, как резиденция дона Родриго де Бастидаса и его потомков. С 17 века оно использовалось как военные казармы и госпиталь. Позже его отдали под правительственные учреждения, такие как Волонтерский музей Королевских домов, Центр Инвентаризации Управления Национального Парка и Центр Ремесел Фонда Развития Доминиканской Республики, а также общественные и культурные организации. В 1990 году здание было внесено в Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО. В 2003 году его отреставрировали и разместили в нем Детский музей.

Дом Львов, сегодня отель, построенный в начале 16 века, был резиденцией важных чиновников. Реставрация этого здания была проведена в 1993 году, с тех пор здание стало штаб — квартирой совета губернаторов подрайонов Санто-Доминго.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Здание, в котором расположено Посольство Франции, было построено по заказу губернатора Овандо в 1502 году, как собственная штаб — квартира. Дом стал последним пристанищем Христофора Колумба в Америке с 13 августа по 11 сентября 1504 года. Затем в нем размещался отель, а с 1978 года, после реставрации, Французское Посольство.

Следующее здание — Церковь, которая была построена в начале 18 века, когда иезуиты возглавили Сантьяго-де-ла-Пас. В здании разместился второй по счету Университет на острове. Учебное заведение закрылось, когда в 1767 году орден Иезуитов был изгнан, и здание начали использовать в различных целях. Здесь поочередно размещался склад табака, театр и правительственные учреждения. Здание трехнефное, с трансептом, классическое для церквей той эпохи. Фронтальная колокольня была достроена во время реставрации 1955 года. И сегодня это последнее пристанище национальных героев, политиков, деятелей искусства и культуры и других важных фигур доминиканской истории.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

Площадь Марии де Толедо, расположенная рядом с Пантеоном, была построена в 1960-х годах на руинах двух домов 19 века, и соединяет улицы Изабеллы Католической и Дамской.

Улица лас-Дамас завершается Площадью Испании (вот хоть и колонизаторы, а название не поменяли). Местные шутят, и называют плащадь «Площадью солнечного удара». Действительно, это большое открытое пространство, в центре которого найти тень невозможно. С одной стороны площадь замкнута Дворцом Колумба, в котором сегодня расположен отличный музей (отзыв отдельно, ссылка в перечне).

Если обогнуть дворец, то вдоль крепостной стены разбит сквер с интересными скульптурами — их изготавливают «трудные подростки» под руководством учителя, придумавшего эту программу, и эти скульптуры установлены по всей стране.

Санто-Доминго — единственный город в Доминикане, в котором есть метро. А я очень люблю проехаться на метро в новой стране. Оно небольшое, всего две линии, в сумме 25 километров, и 30 станций. При этом, это самая разветвленная сеть метро в островном Карибском Бассейне и Центральной Америке. Мы прокатились по двум из четырех станций канатной дороги, включенной в метрополитен.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

И это оставило самое гнетущее впечатление от столицы — полет на фавеллами. Не хотела бы я оказаться внизу, это ужас-ужас-ужас. Бедные жители, а главное — бедные дети, растущие в таких условиях.

Небольшое видео этого «полета», а ведь как могло бы быть красиво!

Зато, хорош вантовый мост через реку Осама. Он «подвешен» параллельно автомобильному мосту Франсиско-дель-Розарио-Санчесю Длина моста 520 метров, он разделен на 5 пролетов: центральный, между пилонами, имеет длину 270 метров, а два соседних с каждой стороны — 65 и 60 метров соответственно.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

И при этом, на станции — баки для разделения мусора. При том, что в 10 метрах — настоящая помойка!

в течении дня мы несколько раз встречали празднования взросления — девочка становится взрослой в 15 лет, и это самый большой ее праздник. Приглашаются гости, шьется роскошное платье, и она получает подарки. И, просто прелесть, доминиканцы охотно позируют!

Учитывая, что у меня огромный фотоальбом со старыми и старинными автомобилями, а в Доминикане полно такого добра (в основном, просто старого), то и здесь не удержалась — сфотографировала несколько экземпляров. А заодно попались несколько карет, и экскурсионный паровозик.

Вечерняя прогулка совсем не разочаровала. В каждом кафе играет музыка, люди танцуют на улдицах, жизнь бьет ключом. Для меня это и так экзотика после тихого уголка Германии, а уж в ковидные времена и подавно! Но, есть в ресторанах с местной кухней я отказалась наотрез, пошли в китайский квартал, где я порадовалась любимой кухне. Муж ушел выяснять про еду (меню было тоько на испанском), а я осталась одна за столиком. За соседним столом сидела большая семья, их мальчик лет четырех, сбегал на улицу, сорвал на клумбе цветок и вручил мне, видимо, что бы я не грустила. Так мило!

Декор в городе совершенно иной, нежели наш, но тоже интересно.

и, очень зелено. Даже не в парках и скверах, а просто на улицах, много зелени, что очень оживляет город, выстроенный из одинакового желтого камня.

И вот это порадовало — свободный книгообменник.

Санто-Доминго — колониальная столица Не Гаити

И количество фотографий с колодезными люками у меня увеличилось.

Кстати, среди читателей есть жители Челябинска? Санто-Доминго и Челябинск — города — побратимы.

В столице есть достопримечательности, которые я не упомянула в рассказе, но именно они — главные. Поэтому об этих местах я написала подробные отзывы, ссылки на которые есть в привязках к серии. Это: пещера «Три Глаза», памятник — маяк Колумбу, Кафедральный Собор, дворец Аль-Касар и дворец вице-Короля. Поверьте, в столице есть что посмотреть!

Спасибо всем за внимание и интерес!

Цикл материалов "Доминиканская Республика."

1. Никакое это не Гаити! Круглая гора и дикий пляж — Редонда и Лимон
  2. Мёртвый лес — к игуанам и крокодилам. На «Не Гаити»
  4. Полет на вертолете над «не Гаити», сказочный остров Саона и рыбалка в океане
  6. Деревня художников Альтос-де-Чавон — доминиканская Италия
  8. Санто-Доминго — колониальная столица "Не Гаити"
  9. Город рыцарей Сантьяго — на «Не Гаити»
  10. Доминиканский рай на "Не Гаити", итог — заключение
  11. Самый неправильный Маяк — памятник Христофору Колумбу
  12. Первый Кафедрал Нового света.
  14. Пещеры «Три глаза»
  15. Монумент героям со смотровой площадкой и карнавальным музеем
  16. Национальный пантеон Доминиканы в здании церкви Иезуитов
  17. Музейный центр «Леон» — детище мецената
  18. Изготовление шоколада в Доминиканской шоколатерии
  19. Сигарная страна «Вега Фина»
  21. Ресторан с пафосным названием "Музей Гастрономии"

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия