Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:01

Требине — Босния и Герцеговина Октябрь 2019

Первой достопримечательностью, посещенной нами в ходе туристической поездки в Боснию и Герцеговину, стал Монастырь Херцеговачка-Грачаница.

С холма, где находится монастырь открывалась шикарная панорама на город Требинье.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

Вот тогда я впервые увидел удивительную и необычную реку Требишницу, которая протекает через город.

Требишница относится к рекам, которые на Балканах называют «понорницами». Они то ныряют под землю, то выныривают и ведут себя как обычные реки. Примерно половину пути Требишница проделывает под землей, вторую половину над землей. Лично мне такая река встретилась впервые. Но перед городом Требинье река появляется на поверхности и чинно и мирно течёт через город, чтобы через некоторое время снова исчезнуть под землей.

На реке много мостов, часть из них располагается в районе города Требинье. Самым красивым и известным из них является мост Перовича (Арсланагича).

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

С 1453 по 1623 год в Османской империи пост великого визиря — главы гражданской администрации, первого человека после султана, его главного советника — занимали 47 человек, и только 5 из них имели турецкие корни. Греки, албанцы, армянин, грузин, черкес, хорват, даже итальянец…

Был среди них и серб, знаменитый Соколлу Дамат Мехмед-паша (серб. Мехмед-паша Соколовић, тур. Sokollu Mehmet Paşa; 1505 — 1579), не забывший о своем происхождении. Он занимал высочайшие посты в государственном управлении Сиятельной Порты, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, пока не стал Великим Визире (1565–1579) Занимал он этот пост 14 лет, 3 месяца и 17 дней при трёх султанах: Сулеймане I, Селиме II и Мураде III.

Причём при султане Мураде III с 1574 по 1579 года страной фактически управлял Соколлу Мехмед-паша, пока его не убил безвестный дервиш.

А родился будущий великий визирь на территории нынешней Боснии и Герцеговины. Звали его Бајица — Байо Ненадич. Он обучался в православном монастыре, откуда его забрали турки и обратили в ислам. О родных местах Мехмед-паша помнил. Сохранились исторические записи, которые говорят, что при участии Мехмед-паши Соколовича были построены три моста на территории современной Боснии и Герцеговины.

В 1574 году по приказу Мехмед-паши появился мост в Требинье. Мост играл стратегическую роль на маршруте Дубровник — Херцег-Нови. Изначальное название моста неизвестно.

В 1688 году венецианцы отбили город Херцег-Нови у турок и включили его в состав Венецианской республики. Многие жившие там турки стали искать новое место жительства. Часть из них осела в Требинье. Среди них был некий Арслан-ага (Arslan-aga). Видимо были у него заслуги перед османскими властями, ибо ему подарили земли к востоку от Требинье. Затем здесь возникла деревня Арсланагичи. Арслан-ага получил право собирать пошлину за переход через мост, которая так и называлась — «мостарина». Право было наследственным и пока турки владели этими местами — потомки Арслана гребли деньги лопатой. Мост стал называться — мост Арсланагича. Поперек переправы была поставлена караулка с нешироким проходом, защищенным толстыми воротами на первом этаже, и со строгими сторожами на втором. Караулка не сохранилась, её снесли в 1890 году во время ремонта моста.

В 1965 году на Требишнице была построена ГЭС. Мост и деревню затопили, они оказались на дне водохранилища. Но потом спохватились и по требованию Института защиты памятников культуры мост был демонтирован и перенесен вниз по течению.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

В июле 1966 года воду из водохранилища спустили, мост аккуратно разобрали за два месяца, каждый камень пронумеровали и отвезли на сухое место. С 1970 по 1972 год мост снова собирали на новом месте, отстоящем от старого на 5 километров. Недостающие камни просто заменили другими, похожими по материалу и фактуре. Во время затопления пропали четыре фигуры каменных львов, но никто не стал заморачиваться их восстановлением.

В общине Требинье в течение 1992 года массовых преследований боснийского населения не отмечено. Однако отдельные инциденты были, и некоторые сербы ночевали у знакомых мусульман, чтобы защитить их, а боснийцы вывешивали на дверях домов списки сербов, которые могли бы за них поручиться. Однако в январе—феврале 1993 года давление на боснийцев резко возросло, в результате чего почти все мусульмане из Требинье (около 4 тысяч человек) были вынуждены бежать в Черногорию. В Старом городе Требинье были снесены обе мечети в то время. От греха подальше мэр города Требинье переименовал мост Арсланагича в мост Перовича.

Существует версия, что это было сделано, чтобы сохранить достопримечательность и чтобы его не могли разрушить националисты. Точных сведений в честь какого Перовича произошло переименование, но, с большой долей вероятности, могу предположить, что мост назван в честь Иво Перовича (Ivo Perović, 1882–1958), который был регентом Югославии для несовершеннолетнего Петра II с 1934 по 1941 год.

Невдалеке от моста Перовича есть бывший железнодорожный мост Željeznički Most, но до него мы не добрались Зато мы прокатились по двум мостам через реку, а еще по одному я пешком прогулялся.

Когда мы спустились с холма Црквине, то въехали в город через автомобильный мост Иво Андрича.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

Фотография была сделана чуть позже с Каменного моста. Справа на фотографии виден Старый город Требинье.

Хотя известный югославский писатель Иво Андрич (серб. Иво Андрић/Ivo Andrić, 1892–1975) родился на территории Боснии и Герцеговины, но бывал ли он в Требинье — сведений я не нашёл. С июля 1942 — декабрь 1943 гола им был написан роман «Мост на Дрине» опубликованный уже после Второй Мировой войны. За этот роман Иво Андрич получил в 1961 году Нобелевскую премии в области литературы, став единственным югославским писателем, удостоенным этой премии.

С моста Андрича получились хорошие фотографии Каменного моста.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

Каменный мост является автомобильно -пешеходным. Располагается рядом со Старым городом, я не отказал себе в удовольствии дойти до него, сфотографироваться на нём. Так выглядит река дальше по течению.

Красивый вид.

Мост был построен в 1953 году, обеспечивает сообщение между историческим центром города с левым берегом Требишницы и фактически является продолжением улицы Душанова.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

Под Каменным мостом находится уютное местечко на берегу, вот только людей я там не увидел.

После обеда в ресторане «Brana Gorica» Загородный ресторан в Герцеговине мы отправились в последний пункт нашего пребывания в Требинье — монастырь Тврдош.

Большей часть река была спокойной, что по дороге в монастырь, что возле монастыря.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

Но в одном месте река буквально бурлила.

Дело в том, что на реке работают водяные колёса.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

По словам гида, они предназначены для организации полива виноградников. Завораживающее зрелище, особенно на закате.

Но вот мы разворачиваемся и начинаем двигаться к выезду из страны.

Мосты уникальной и удивительной реки Требишницы

При этом мы посетили еще один мост.

В Требинье есть не только мемориал в честь защитников Требинье, погибших в 1992 -1995 годах Мы — Республика Сербска, а не Босния!. Самый молодой мост, соединяющих через реку районы города Bregovi и Rastoci, появился благодаря Ассоциации детей погибших бойцов в войне 1992–1995 годов «Наследие» («Nasljeđa»). Начали строить его еще в прошлом веке, но из-за недостатка финансирования его строительство было закончено лишь в этом веке. Облицовка на мосту в последние десять-двенадцать лет была испорчена граффити, в 2019 году было решено убрать их.

Мост находится на трассе М20.