Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 23:01

Свияжск — Россия Сентябрь 2021

Свияжск — очень интересный город. Правда посетили мы его не в самое лучшее время. Холод, непрерывно моросящий дождь не очень способствовали спокойной прогулке.

Многое исчезло за годы существования города. Исчезли два монастыря из трёх, были разрушены и не восстановлены 4 приходских храма:

а). Церковь Софии, Премудрости Божией построена был между 1735 и 1740 годами. Разрушена около 1930 года.

б). Церковь Николая Чудотворца с престолами Николая Чудотворца, Трёх Святителей, Казанской иконы Божией Матери была построена в 1734 году вне стен монастырей. В 1825 году была упразднена, но в 1831 году службы в ней были возобновлены. В 1930 годах была разрушена.

в). Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1567 году, разрушен в 1928 году.

г).Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в 1755 году. Колокольня была пристроена в начале XIX века. Разрушена 1930 годах.

На месте разрушенных храмов размещены памятные кресты, этот крест находится на месте, где раньше была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Пройдёмся по городу Свияжску и посмотрим на те храмы, которые дожили до нашего времени. А их достаточно много, что стало для меня приятным открытием.

Снизу после приезда мы увидели Свияжский Успенский мужской монастырь, который был основан как Богородице-Успенский мужской монастырь и затем переименован. Монастырь вместе с Успенским собором в 2017 году был внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот статус манит путешественников побывать в городе, не были исключением и мы.

Естественно, мы начали осмотр с этого основанного в 1555 году и единственного дожившего до наших дней монастыря.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

На внешней стене монастыря размещены символы ЮНЕСКО.

Еще находясь за монастырской стеной, я впервые увидел купола всех четырех церквей монастыря.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Внутри монастыря я также отыскал место, где отлично видны все четыре храма монастыря.

Внутрь мы зашли через Святые ворота, над которыми находится Церковь Вознесения Господня над Святыми воротами.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Первоначально на этом месте была другая надвратная церковь — Борисоглебская, срубленную в начале XVII века. Вместо деревянной церкви была построена каменная Вознесенская церковь в начале XVIII века. Но мы видим не совсем подлинную церковь. В 1930 годах её стали ломать, ведь ломать — не строить. До конца церковь разрушена не была, оставили нижний ярус в воротами. Только при подготовке монастыря к включению в список ЮНЕСКО она была отреставрирована в 2014–2017 годах.

Святые ворота являются главным входом в монастырь, хотя нами был обнаружен еще один вход со стороны хозяйственного двора, так называемые хозяйственные ворота.

На фотографии видны справа, посередине.

Если смотреть из монастыря на Святые ворота, то слева можно увидеть Братский корпус.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

На самом деле он состоит из трёх зданий. Были в истории Братского корпуса несколько мрачных страниц. В 1930 годах здесь разместилась одна из тюрем, входящих в печально известный ГУЛАГ. С 1940 годов — в здании была психиатрическая больница, закрытая в лишь в 1993 году. В 1997 году здание оказалось вновь в составе Богородице-Успенского Монастыря

Видимо аура этого места не до конца очистилась. Дождь моросил в и время от времени мы старались спрятаться по крышей или навесом. Вход в Братский корпус был фундаментальными удобным. Мы решили на время укрыться под ним. На нашу беду там же спряталась экскурсионная группа.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Гид стала кричать благим матом — убирайтесь отсюда и не слушайте мой рассказ. Аура прошлого давит, особенно если у людей беда с психикой.

Кстати, местные жители и работники музеев — очень позитивные люди, а эта группа видимо приехала издалека, нам она более на пути не попадалась.

Видели в монастыре несколько раз индивидуальные экскурсии, когда гид рассказывал что-то одному или двум людям.

Как продолжение Брасткого корпуса — Церковь прп. Германа Казанского и прп. Митрофана Воронежского.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Была построена в 1799 году, в годы советской власти разрушена, сейчас её восстановили. Кстати, два парадных входа в Братский корпус были тоже разрушены. Видимо администрация тюрьмы считала, что негоже узилищу выглядеть торжественно.

В храме покоится частица мощей святого Германа Казанского.

Архиепископ Герман (в миру Григорий Фёдорович Садырев-Полев (1505 — 1567) 3 февраля 1555 года был поставлен первым игуменом Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Именно при нём в монастыре были построены каменные храмы: церковь во имя Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (1556) и Успенский собор (1558).

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Так, что его можно с полным правом считать создателем памятника ЮНЕСКО.

Иван Грозный уважал Германа и хотел сделать его московским митрополитом, но царь не сошелся с архиепископом в вопросах опричнины. Святителя то ли казнили, то ли он умер своей смертью, точно никто не знает. Но похоронен он был в Московском Кремле, с разрешения царя Феодора Иоанновича мощи перенесены в Свияжский Богородицкий монастырь. Вот только поле закрытия монастыря в 1925 году мощи исчезли. В 2000 году была обретена частица мощей, которую разделили на две части — для двух монастырей Свияжска.

Перед церковью находится некрополь монастыря.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Земля была жирной и вязкой после дождя и ближе крестам подойти я не смог, но видно, что захоронения современные.

Рядом с некрополем установлен 14 августа 2019 года памятник преподобному Сергию Радонежскому.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Интересные вещи творятся в монастыре, скульптура была изготовлена в 90 годы прошлого века, а затем исчезла. Но потом обнаружилась закопанной в земле в монастыре, его выкопали, почистили и установили. Обратите внимание за памятником видны обломки старинных надгробий, видимо некрополь здесь существовал с давних времён.

Когда мы вошли на территорию храма и пошли прямо, то слева остался архиерейский корпус,

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

где в былые времена также размещались помещения психиатрической больницы, а впереди виднелась древнейшая постройка монастыря — Никольская трапезная церковь с колокольней.

Это самое высокое здание Свияжска, а колокольня была во время появления выше московской колокольни Ивана Великого.

Существуют легенды, что из нижнего яруса колокольни вёл подземный ход к озеру Щучьему. Здесь мы побывали в бесплатном музее Музей Успенского монастыря. Когда же мои попутчики захотели подняться на колокольню,

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

то оказалось, что вход платный и желание у них сразу пропало.

Я же ограничился осмотром входной кельи.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Не повезло нам с Собором Успения Пресвятой Богородицы.

Дело в том, что по правилам, предусмотренным для объектов ЮНЕСКО, в случае плохой погоды двери в храм не открываются.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Мы вовнутрь не попали и знаменитые фрески не увидели.

Расстраиваться не стали и пошли в город Изумрудный дорогой трудной искать подворье Богородице-Успенского мужского монастыря, расположенного в другом месте Свияжска.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Были когда-то в Свияжске Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный в 1551 году и закрытый в 1764 году, а также Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в конце XVI века, закрытый и осквернённый в 1919 году, а уже в наше время преобразованный в подворье.

Сюда мы и пришли.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Правда самая древняя в здешних краях Троицкая церковь, построенная в 1551 году, в состав подворья не вошла.

Была собрана за один день из привезённых лесоматериалов, рубленных зимой 1550 года и в разобранном виде привезённая на берега реки Свияги. По легендам в ней бывал царь Иван Грозный.

Я подивился такой шикарной сохранности храма, но увы — это обманка. За время существования церковь многократно меняла облик и облик, похожий на первоначальный обрела лишь в 2011 году.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Кстати, на территории подворья обнаружил я еще одно деревянное сооружение.

Два старинных храма вошли в состав подворья.

Церковь Сергия Радонежского была построена в 1604 году, хотя сначала был здесь деревянный храм с тем же названием, построенный в 1551 году.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Колокольня была построена чуть позже.

Собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был построен между 1898 и 1906 годами. Восстановлен в 2014 году.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

В ней также хранится частица мощей Святого Германа Казанского.

Мне очень здесь понравилась великолепная роспись стен и шикарный иконостас.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Помимо храмов на территории подворья расположены кельи, как при входе,

так и возле монастырской ограды.

Отличная трапезная,

где мы вкусно и сытно пообедали за вполне вменяемые деньги.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

А вот чему или кому посвящен крест, выяснить не смог.

В ограду монастырской стены встроена часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев. Появилась между 1897 и 1905 годом, чтобы увековечить факт, что храм Божией Матери «Всех скорбящих радость», в ограде которого и находится часовня, был построен как один из трехсот в России в честь 300-летия дома Романовых.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Я обнаружил её, когда мои соратники убежали вперёд.

Церковь святых Константина и Елены — единственная уцелевшая посадская церковь (не относящаяся к монастырям) на острове Свияжск. Храм разделял верхнюю часть Свияжска — крепость и нижнюю — посад, где жили мещане и ремесленники. Сначала в 1551 году была построена деревянная церковь, а в конце XVII века была реализована в камне. Тогда же появилась колокольня. В 1940 году была закрыта, использовалась для музейных экспозиций. В 1993 году возвращена верующим.

Путешествие по монастырям и храмам острова-града Свияжска

Обратите внимание — на переднем плане находится часовня Пантелеимона Целителя, построенная в 2010–2012 годах.

Было бы больше времени — я бы отыскал и места нахождения оставшихся без фотографий разрушенных церквей. Но время, время, время…