Турист liolil (liolill)
liolil — была 17 апреля 18:24

Лори, Спитак — Армения Июль 2021

На севере Армении леса и горы такие высокие, что за их макушки цепляются облака и туман. Реки здесь такие быстрые, что вода становится белой и сносит булыжники. К северу дороги круче, а истории проникновеннее.

Густые леса и высокие холмы сменяют жилые города, встречаются потрясающие заводы и здания в стиле конструктивизм. Ради них в Армению приезжают иностранные фотографы — однажды гид сопровождал такое путешествие в течение двух недель. Говорит, насобирали богатый материал для известного издания.

По северу Армении: инновации, экстрим, природа

Добрались до главной цели этой части путешествия — нового кампуса COAF центра в селении Дебет Лорийской области.

В 2004 году Каракерт — одну из самых бедных деревень в Армавирской области, — посетил доктор Каро Армен с группой армян из диаспоры. Доктор остановился у дома, перед которым сидел старик и попросил у него стакан воды. От старика Армен узнал, что местным приходится покупать питьевую воду в ближайшем городе. Каро Армен был шокирован от масштаба бедности: помимо нехватки воды отсутствовала всякая инфраструктура. Поэтому в 2004 году основал благотворительный фонд «Дети Армении» (COAF (Children of Armenia Found)). Это некоммерческий проект, созданный для улучшения качества жизни сельских общин Армении. Основная работа фонда направлена на работу с детьми и молодежью.

На первые пожертвования COAF начал благоустройство села Каракерт. Фонд с годами набирал обороты, и в 2015 году заложили первый камень новейшего SMART центра в Дебете.

Минималистичная архитектура SMART центра повторяет природные формы окружающей среды. Кампус завернут петлей и образует крепость — современную, словно из будущего, всю из белого бетона и стекла. При строительстве рельеф не был нарушен, а максимальное естественное освещение позволяет не использовать электричество весь день. Здесь работает отель с такими же лаконичными номерами, уютное кафе. Туристы могут отдыхать в окружении великолепных пейзажей, кататься на велосипедах по территории центра. В будущем будут оборудованы тропы для хайкинга.

Но главное здесь — образование. COAF практикует целостный подход к образованию личности ребенка. Это не только изучение новых дисциплин, но и психология, искусство, социализация. Детей принимают в COAF с трех лет — начиная с ясельных групп. Работают не только с ребенком, но и его родителями. Учат основам воспитания — как правильно разговаривать с ребенком, как контролировать свои эмоции, как вырастить здорового человека и самому таковым стать.

По северу Армении: инновации, экстрим, природа

У детей формируют и полезные привычки, например, есть специальный кабинет здоровья, в котором объясняют основы гигиены и анатомии. Понравилась затея с чисткой зубов, это не просто необходимая процедура, а приключение, которое происходит на специальных станциях «brush-дромах» в игровой форме.

Здесь изучают анимацию, программирование, языки. Юные фермеры осваивают азы земледелия на плантациях рядом со зданием, в будущем планируется создать собственную теплицу. Просто шикарная студия звукозаписи обустроена для музыкантов. Изостудия — настоящая творческая мастерская, с мольбертами, кистями и пропитанная насквозь красками. Есть свой кинозал, огромная библиотека и кабинет психологии. А в кабинете робототехники в режиме реального времени тестировали буквально только что созданного робота.

По северу Армении: инновации, экстрим, природа

Обретенные в COAF центре знания открывают дорогу в высшие заведения практически любых стран. Но большинство даже отучившись за границей возвращается на родину — именно с такими надеждами и основывался COAF. Пока этот кампус в Дебете — пилотный, в будущем его планируют внедрить по всей стране. И он не конкурирует с уже описанным ранее TUMO — наоборот, эти проекты действуют ради общей цели.

В этой местности протекает река Дебед — одна из главных для рафтинга. Единственным проверенным организатором, которому нас и доверил Комитет по туризму Армении, здесь является Центр Рафтинга. У ребят свои каты, сплоченная команда опытных инструкторов, они обеспечивают костюмами и отвечают за безопасность. Кроме того, в этом году компания заняла почетное второе место в категории «Лучший приключенческий туризм». Но — увы и ах, моей смелости и подготовки не хватило на то, чтобы покорять волны реки Дебед. В последний момент что-то дрогнуло в душе, подкосились коленки. Да и дождь накрапывал… Однако считаю своим долгом рассказать об этом — если среди вас есть любители экстрима.

Rafting in Armenia - фото с официального сайта центра

Информация для смелых и спортивных: река отличается высокими порогами и достаточной скоростью, поэтому подойдет для рафтеров уровня выше среднего. Но под опытным руководством инструктора покорить ее могут и новички. Рафтинг как развлечение в Армении еще набирает популярность, не все туристы о нем знают, зато местным он очень полюбился. Приезжают обычно в начале лета, весной или после дождей — когда вода высокая. Маршрут по реке Дебет примечателен живописной природой, мостом (с которого организованы прыжки), древними храмами.

Если посмотреть на карту, в этой живописной местности есть еще интересные отели. Например, современные глэмпинги на вершинах гор и будто древние замки. В таком замке мы и остановились — отель Туфенкян в Дзорагете, словно средневековая крепость возвышается над рекой Дебед в укромных объятиях гор. Номера выдержаны в свойственной для всей сети отелей Туфенкян стиле — высокие кровати, ковры, природные материалы в интерьере.

Отель Туфенкян в Дзорагете - фото с официального сайта отеля

После туристических открытий и спортивных подвигов можно отогреться в spa отеля с финской сауной, горячим и холодным бассейном. Здесь же есть фитнес и игровая комната. Рядом раскинулся райский парк — с ухоженными газонами, раскидистыми кронами деревьев. Для меня стало приятным открытием, что село находится тут же, на поле при отеле местная ребятня играет в футбол. Здесь можно прогуляться вдоль сельских домов и ознакомиться с их бесхитростным бытом издали.

По северу Армении: инновации, экстрим, природа

В каждом новом месте я ищу что-то свое, родное. Отель Туфенкян в Дзорагете стал ключевым в этом смысле: здесь я впервые попробовала восхитительный пирог гата и решила, что во мне есть точно что-то армянское — ведь название пирога однокоренное с моей фамилией. Помимо пирога гата попробуйте здесь сытные арису и хаш, обязательно все заправив разными сырами и вприкуску со свежим лавашом.

Север Армении определенно заслуживает внимания, а в Лорийской области лучшая инфраструктура — проверено tourister.ru.

Благодарность за организацию путешествия Комитету туризма Армении.