Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 1:49

Пиран — Словения Июль 2021

Пиран часто называют самым красивым городом Словении. Я бы не был так категоричен. Разные словенские места нельзя сравнивать в одной таблице. Блед — жемчужина альпийского региона, Любляна увлекает задором студенческой молодости в яркой архитектуре арт-деко, старинные городки Карниолы рассказывают о средневековом формировании народа. Но если мы говорим о городах на словенском побережье, то Пиран безусловно на вершине пьедестала.

Этот город очаровывает своим старинным портом, тесными каменными улочками и красивой набережной. Пиран был частью Венецианской республики более 500 лет, что хорошо видно в архитектуре города.

Пиран, город-музей

В сравнительно небольшом старом центре Пирана мы нашли средневековые стены, очаровательные монастыри и церкви, оживленные бары и рестораны, великолепные виды, необычные сувенирные магазины и художественные галереи. Город наполнен культурой и историей.

Римский город Пиранон впервые упоминается в хрониках Равенны в VII веке. Поселение возникло, по видимому, в V веке нашей эры, когда Римская империя уже покидала историческую сцену. Во время византийского правления Пиран стал укреплённым городом. В 788 году Истрия была завоёвана франками. Но довольно быстро город к рукам прибрали венецианцы. В 1192 году Пиран стал вольным городом, но после 1283 года снова попал под власть Венеции. С 1797 по 1918 год городом владела Австро-Венгрия. Вот и вся история вкратце. Впрочем она ничем не отличается от истории словенской Истрии.

Пиран, город-музей

В пределах средневековых крепостных стен в Пиране автомобильное движение запрещено, кроме спецмашин и развозчиков товаров и продуктов. Даже местные жители паркуются перед воротами города. Поэтому проживание в старом центре для нас было невозможным, хотя и хотелось. Но повезло найти обшарпанный хостел «постель и завтрак» в 300 метрах за крепостными стенами. Проживание крайне низкого качества, я поставил ему в Букинге двойку, одно огромное преимущество — собственная автостоянка, чего не найдёшь и близко в округе. Что позволило осуществить задуманное — неторопливую прогулку по Пирану до темноты и ещё более неторопливое возвращение после ужина на ночлег, не заботясь о промилях в крови. А комнаты в паутине — на следущее утро забылись, так, царапинка, ведь мы прожили в Пиране, пожалуй, самый чудесный день нашей поездки по побережью.

Итак, покидав вещи, мы тронулись в сторону центра Пирана. Довольно быстро подошли к городской крепостной стене. Стены Пирана упоминаются ещё в VII веке. В связи с ростом города и для защиты его от вражеских атак были построены две дополнительные части стены, в том числе несколько защитных башен. Самая большая сохранившаяся часть укреплений, известная как Могорон, имеет большую историческую ценность. Вот снимок на Могорон позднее, с холма Кафедрального собора.

Пиран, город-музей

Защита города была окончательно обеспечена стенами протяженностью около двух километров, из которых только эта часть полностью сохранилась. Она была завершена между 1470 и 1534 годами.

Семь оригинальных городских ворот видны и сегодня, их можно встретить, блуждая по улицам Пирана. Мы вошли через Рашпорские верхние ворота.

Пиран, город-музей

Только не надо ожидать, что ворота выглядят монументально, с башнями и украшены гербами, как во многих крепостях или замках. Они — просто проходы в сохранившихся участках стен, закомпонованные до более поздней застройки. Вот, например, Мильские ворота XIII века, через которые жители выходят к морю.

За воротами мы уже в пешеходной зоне. Отсутствие автодвижения, относительная тишина и покой погружают в средневековую жизнь. Также, как и веками жители Пирана, мы по кривым улочкам спускаемся к морю.

Пиран, город-музей

Иногда манящее море просвечивает в конце слепых переулков.

В лабиринте старых улочек с домами разной степени сохранности всё сильнее звучат итальянские нотки.

Пиран, город-музей

Эта итальянская музыка в камне постоянно звучала вокруг нас на побережье, утоляя трёхлетний голод по любимой стране, куда не было возможности доехать нормально и нынешним летом. В Пиране эта музыка звучала всё громче, пока не зазвучала торжественными аккордами. «Меравильозо, ке спеттаколо»… и ничего больше не скажешь, стоя посреди площади Тартини и оглядываясь по сторонам.

Место, где сегодня расположена площадь Тартини, когда-то было небольшой гаванью для рыбацких лодок. Однако в начале XIX века территория была засыпана песком, вскоре новая платформа была окружена всеми важнейшими муниципальными учреждениями и превратилась в открытый рынок.

Пиран, город-музей

Площадь названа в честь известного местного жителя, скрипача-виртуоза и композитора Джузеппе Тартини. Овальной площадь стала вследствие наличия между 1912 и 1953 годами трамвайной линии, соединявшей город с соседним Порторожем, площадь служила развязкой для трамвая.

Памятник Джузеппе Тартини был установлен по случаю 200-летия со дня его рождения, является работой венецианского скульптора Антонио Даль Зотта. Тартини смотрит на свой родной дом (розовый). Это одно из старейших зданий города, упоминаемое еще в 1384 году под названием Каса Пизагрия, позже его внешний вид был переделан в неоклассическом стиле.

Пиран, город-музей

Что ещё мы нашли на площади Тартини? Великолепный «венецианский» дом (по центру). Одно из самых известных зданий на площади, самый красивый образец венецианской готической архитектуры в Пиране, датируется XV веком. Поражает продуманностью архитектурных элементов, богатым каменным орнаментом и готическим угловым балконом. Между окнами верхнего этажа, выходящими на площадь, замурован каменный рельеф с надписью «Lassa pur dir» (пусть говорят). Считается, что венецианский купец влюбился в красивую юную пиранку, чтобы показать ей силу своей любви, он решил построить дворец недалеко от гавани. Купец часто был в разъездах и завистливые горожане распускали сплетни о его жене. Поэтому, чтобы показать свою настоящую любовь к ней, он поместил многозначительную надпись на фасаде.

Церковь Святого Петра в стиле классицизма была построена по плану триестского архитектора Пьетро Нобило в 1818 году на месте бывшей романской церкви, которая стояла с XIII века, но пришла в ужасающее состояние. Над входной дверью — барельеф, изображающий передачу ключей от церкви Святому Петру.

Пиран, город-музей

За памятником великому музыканту находится городская ратуша. Была построена в 1879 году взамен старой венецианской ратуши конца XIII века, снесённой двумя годами раньше. Хотя Пиран уже был в составе Австро-Венгрии, на фасаде был размещён лев с книгой в память о старой ратуше.

Здание суда было построено на месте зернохранилища, к которому в XVI веке пристроили городской ломбард. Строительством здания суда руководили Джузеппе Мосо и Энрико Нордио. Городской суд находится здесь и сегодня.

Пиран, город-музей

И снова углубляемся в сеть средневековых улочек, чтобы пройти к самой важной церкви Пирана.

Если подниматься к Кафедральному собору от площади Тартини, то сначала на пути возникает баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был возведён перед колокольней с восточной стороны церкви в середине XVII века. Внутреннее пространство представляет собой восьмиугольник. Колокольня является уменьшенной копией венецианской кампаниллы.

Пиран, город-музей

Церковь святого Георгия Победоносца была построена, вероятно, в XII веке, а свой нынешний вид приобрела к 1637 году.

Пиран, город-музей

Передний фасад церкви в стиле ренессанс был построен в 1608 году на основе церковных фасадов XVI века Андреа Палладио.

Интерьер церкви скрывает богатое убранство, семь мраморных алтарей, картины итальянских и голландских мастеров XVII — XIX веков.

Пиран, город-музей

На эту церковь эпохи Возрождения приятно смотреть, но на вершине церковного холма есть ещё одна реальная достопримечательность — потрясающий вид на три стороны.

На юго-западе видны красные и оранжевые крыши старого города Пирана, а по другую сторону воды — Хорватия.

Пиран, город-музей

На северо-востоке открывается вид на словенское побережье, за которым видна Италия. На северо-западе виден Триестский залив, и в очень ясный день, говорят, можно увидеть Доломиты, расстояние до которых составляет более 100 километров!

С самой высокой точки Пирана вновь спускаемся в город, на сей раз к мысу Мадонна.

Пиран, город-музей

Здесь находится район Пунта — узкая оконечность полуострова, уходящего в Адриатическое море. По дороге от гавани к Пунте находится множество ресторанов и баров, народ также ходит сюда купаться.

На конце полуострова находится главная достопримечательность Пунты — церковь Святой Марии Здоровья, которая опирается на маяк и бывшую крепость, защищавшую горожан от врагов с моря. Маяк, стоявший на дальнем краю мыса, всегда предупреждал корабли об опасных скалах. Церковь упоминалась еще в XIII веке как церковь Святого Климента, а в 1631 году во время эпидемии чумы ее переименовали в церковь Марии здоровья. Напослед средневековая церковь была перестроена в середине XVIII века.

Пиран, город-музей

Рядом с церковью на берегу моря сидит каменная русалка.

От мыса Мадонны идём к пиранской гавани по набережной Прешерна. На красивейшей набережной полно приятных кафе и ресторанах с исключительной кухней, говорю с уверенностью, потому что в одном из ресторанов на этой набережной мы вечером поужинали. Набережная проходит вдоль всего побережья полуострова. Купаться в море можно где угодно. Большая часть набережной вымощена, а для купания желающие должны перелезть за камни волнобоя. Но умудряются ещё на этих камнях и загорать.

Пиран, город-музей

С набережной ненадолго свернём на Первомайскую площадь (а как же ещё по-простому назвать площадь имени 1-го мая, ранее известную как Стари трг?). До строительства площади Тартини это была главная площадь Пирана.

Возвышенная терраса, заполненная столиками и украшенная статуями Справедливости и Закона на самом деле резервуар для дождевой воды, построенный после засухи 1775 года. И хотя в городе давно водопровод, дождевая вода очищается, просачиваясь сквозь камни, а затем собирается в большой резервуар и сегодня. Её при желании можно набрать через колодец, который в отличном состоянии.

Пиран, город-музей

В углу первомайской площади приютился фасад небольшой церкви. Церковь была построена по инициативе семьи дель Сенно, приехавшей в Пиран в XIII веке, и посвящена епископу и мученику святому Донату. Использовалась для богослужений до 1824 года. Но от бывшей церкви и правда остался только фасад, в XX веке внутри устроили трансформаторную подстанцию, а в наше время приспособили под галерею.

К приморскому красивому городу, такому как Пиран, принадлежит небольшая очаровательная гавань. В гавани паркуются разноцветные рыбацкие лодки, парусники, небольшие прогулочные моторные яхты и красивые старые деревянные лодки. Примечательный дом на набережной — дворец Бартоле-Фонда

Пиран, город-музей

Напротив него — дворец Тревизини периода классицизма, который представляет собой одно из самых больших зданий в Пиране. Он был построен в 1826 году и полностью отремонтирован в 2002 году, включая статику.

Гавань обрамляет полукольцо красивых зданий, среди которых и просторные неоклассические особняки.

Пиран, город-музей

К гавани уже можно подъехать на автомобиле для того, например, чтобы высадить клиентов одного из самых пафосных отелей Пирана. Но длительную парковку по прежнему можно найти только за крепостными стенами.

В Пиране есть несколько музеев, среди которых выделяется Морской музей. Был основан в 1954 году как Городской музей Пирана в помещениях дворца Габриелли-де-Кастро на набережной. Первоначально в здании находились также Городская библиотека Пирана и Городские архивы.

Пиран, город-музей

Дальше идти мы не видели смысла, вновь углубились в лабиринт старых улочек, идущих параллельно набережной к центру старого города.

Хотелось бы упомянуть ещё о церкви Марии Снежной. Крохотная церковь XV века была построена как частная часовня богатого жителя Пирана. Над входом когда-то висело изображение святой Марии со сценой чуда выпадения августовского снега в Риме, объясняющее название церкви. Главное сокровище внутри — при реставрации были обнаружены ценные росписи середины XV века. Это уникальный образец готической росписи, сохранившийся в словенской Истрии.

Пиран, город-музей

Город зажигает огни — пора на ужин.

«Буонасера»- «Буона, синьоре» — кажется и не удивился. Ресторан итальянский, меню на итальянском (ну и на словенском конечно также). Музыка звучит дальше. Первый ход, второй ход.

Пиран, город-музей

В перерыве выхожу на набережную сфотографировать закат.

Пиран, город-музей

Как ни хотелось выползать, пора и домой, побрели. Задержались на площади Тартини. Окружающие площадь здания, окрашенные в яркие цвета, потускнели. Но рассветились заполненные террасы кафе по периметру площади, середина которой — место встреч. Откуда-то звучит живая музыка.

Дальше, по дороге к выходу за пределы крепостной стены, улицы полностью пустеют.

Пиран, город-музей

Пение цикад, негромкий разговор за стеной, плач ребёнка вдалеке, звук шагов по пустынной улице, а в остальном тишина. Всё, как и 500 лет назад, петля времени. Разве что заменить электрический фонарь на масляный, который зажигал и гасил ночной обходчик…