Турист Татьяна (Vesnuschka2016)
Татьяна — была сегодня 16:35
Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени.

Брауншвейг, Вольфенбюттель — Германия Август 2021

Начинаю этим отчётом обзор поездок за неделю, куда можно выехать из Гослара общественным транспортом и что посмотреть.

50 минут без остановок (на 6й остановке- Брауншвейг), на электричке erixx RB43 в направление Braunschweig Hbf.

Брауншвейг (Braunschweig) — второй по величине город в Нижней Саксонии (первый — столица Ганновер), расположенный между люнебургской пустошью (Lüneburger Heide) и горами Гарц, впечатляет своими компактными размерами, красивым средневековым центром города и многочисленными зелеными насаждениями.

Не только город Генриха Льва может многое предложить, но и город в 15 километров от Брауншвейга — Вольфенбюттель (Wolfenbüttel).

Если ехать из Брауншвейга в сторону Гослара, то ровно одну остановку на электричке — всего 9 минут.

Мы купили дневную карту на двоих (Tageskarte, 2 Personen) цена 24,20€.

Вот сегодня об этих двух городах и пойдёт речь.

В первом мы были на Рождество 2019 с внуком, об этом здесь:

Рождественский типичный Брауншвейг

И решили досмотреть то, что не получилось в тот раз, а второй просто находится на одной ветке и посчитав, что с Брауншвейгем мы уже знакомы, отвели ему не много времени, оставив большую часть времени на Вольфенбюттель.

Но на практике все оказалось иначе, на Брауншвейг можно было выделить целый день, а на второй остались уже не те силы и желания.

Итак, воскресенье, 1 августа 2021.

Мой совет: если хотите посмотреть большие города в Германии без толп народа, поезжайте в воскресенье пораньше!

В этот день все отдыхают по домам, изредка выползают что-нибудь перекусить в ресторанчики, рынки по субботам и средам (в основном), поэтому все достопримечательности в вашем распоряжении, никто и ничто их не загораживает.

Невероятно красивый, довольно большой и старый город Брауншвейг расположен между Ганновером и Магдебургом, в Нижней Саксонии, в южной её части.

Сильно пострадавший в войну, этот город тем не менее сохранил изрядную долю прежней средневековой и более поздней, ренессансной, красоты.

Брауншвейг был разрушен во время войны на 90%. По сути, старый город перестроили на современный лад.

Здесь Cтарина встречается с Современностью, соседство полное контрастов.

Средневековье, бaрокко, третье тысячелетие… Свидетели тому — традиционные фахверковые постройки и здания с рельефной резьбой на фасадах, многообразие — это отличительная черта Брауншвейга.

Расцвет бывшей резиденции Генриха Льва, приходится на 12й век. Герцог Баварии и Саксонии обновил крепость Данквардероде (Dankwarderode) и построил кафедральный собор:

Am Burgplatz - Замковая площадь

Скульптура льва и этот кафедральный собор на Бургплатце (Am Burgplatz) является главными достопримечательности этого города.

Braunschweiger Dom - Брауншвейгский собор

Собор никогда не был резиденцией епископа, Романской церкви было уготовлено судьба усыпальницы Генриха, в ней покоится он и сегодня. В центре храма гробница Генриха и его супруги. Напротив канделябр с семью свечами. Купол над алтарем украшены фреской 13 го века, c изображением небесного Иерусалима.

Генрих не хотел чтобы его забывали, жители Средневековья боялись страшного суда, в особенности того, что окажутся забытыми в числе умерших и поэтому не смогут воскреснуть и обрести вечную жизнь. Этим и объясняется то, что усыпальница выглядит роскошнее, чем могилы на кладбище, отличные от наших дней.

гробница Генриха и его супруги

Главная площадь Брауншвейга — Бургплатц — Burgplatz (Замковая площадь).

Am Burgplatz - Замковая площадь

На ней расположена группа зданий огромного исторического и культурного значения: это собор Св. Власия, замок Данквардероде, неоготическая Ратуша (построена в 1893—1900 гг.) и несколько чудом уцелевших во Вторую мировую войну домов.

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

На площади перед собором был установлен бронзовый лев, символ города и монаршей власти. Эта скульптура, весящая почти 9 центнеров, сегодня считается самой старой из крупных (уличных) литых статуй Средних веков и к тому же первым скульптурным львом таких масштабов со времён Древнего Рима.

Am Burgplatz - Замковая площадь

Брауншвейг приобрел особое значение только благодаря Генриху Льву (1129–1195), который расширил его до своей резиденции. В средние века город был членом Ганзейского союза более 300 лет. Расположение Брауншвейга было благоприятным, город был судоходным через реку Окер, и он был расположен на нескольких важных торговых путях.

Несмотря на тяжелые разрушения во время Второй мировой войны, свидетелей тысячелетней истории города можно найти повсюду: исторические здания, фахверковые дома и привлекательные площади.

Особого внимания заслуживают Magniviertel, Altstadtmakt, Burgplatz, Residenzschloss или дом Рицци — Happy Rizzi House.
Сказать честно — не исторические памятники меня тянуло посмотреть, а именно эти весёлые домики, возле которых можно находится очень долго!

Брауншвейг (Braunschweig). Дома Хэппи Рицци, оформленные картинками в стиле поп-арт.

Happy Rizzi House: как Кунстхаус попал в Брауншвейг?

Дом Happy Rizzi в районе Магни Брауншвейга выделяется яркими цветами. Это единственное здание в мире, спроектированное американским художником Джеймсом Рицци. Яркие рисунки американского художника поп-арта покрыты маленькими симпатичными фигурками и легко узнаваемы. Веселые, почти по-детски наивные, как скрытые предметы в детских книгах, — это визуальные миры Рицци, в которых он обращается к своему родному городу Нью-Йорку.

Красочный мир художника можно встретить в самолетах, в трамваях, он украсил афиши теннисных турниров и джазового фестиваля в Монтрё.
А пришел из граффити, а затем все больше и больше увлекся живописью…

Брауншвейг (Braunschweig)

Крылья здания, несколько криво встроенные в городской пейзаж, напоминают покатые небоскребы. Они покрыты улыбающимися лицами, сердечками, глазами, звездами и птицами. Некоторые мотивы трехмерны; они кажутся вырастающими из фасада. Дом Рицци своим ярким фасадом и необычной архитектурой явно выделяется на фоне окрестностей Магнифиртеля в Брауншвейге.

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Олаф Яешке был первым немецким арт-дилером, продавшим работы Джеймса Рицци. Именно он смог убедить своего друга из Нью-Йорка в конце 1990-х построить дом Happy Rizzi House в городе Нижней Саксонии, а не где-либо еще в мегаполисе мира.

«Мы слышали от него, что архитектурная фирма планирует вместе с ним арт-хаус в Париже или Нью-Йорке, и поэтому я спросил его, нет ли у Брауншвейга шансов?», — вспоминает владелец галереи.

«Я дал ему понять, что этот дом, конечно, каким-то образом исчезнет в этих городах, потому что в них много достопримечательностей. В Брауншвейге он займет особое положение — и я думаю, что ему это понравилось». Переворот, которым Яешке, кажется, все еще гордится спустя 20 лет после открытия Happy Rizzi House.

И он прав, в этом городе это самое фотографируемое место!

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Популярный фотомотив и место для хорошего настроения: дом Рицци — это магнит!

После двух лет строительства Happy Rizzi House был завершен в 2001 году. Каждый раз, приезжая в Брауншвейг, художник, умерший в 2015 году, очень радовался своему яркому наследию.

Радость, которая пережила смерть художника…

Оптимистическая харизма ярко окрашенной строительной скульптуры передается многим, кто проходит мимо дома. Сейчас там офисы и бутики.

Брауншвейг (Braunschweig)

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Кстати, за этим красочным творением находится хорошо сохранившийся фахверковый квартал Магни (Magniviertel), там и церковь своя есть — вон она выглядывает из-за дома Рицци — Магникирхе (Magnikirche). Обязательно загляните туда — там уютные кафе и туристов немного.

квартал Магни (Magniviertel)

А мы идём дальше — Braunschweiger Residenzschloss — это всего лишь реконструкция фасада. За ним скрывается комплекс универмагов, а выглядит как мощный дворцовый комплекс!

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

В 2006 году главные фасады, включая объем замка, были полностью восстановлены в соответствии с оригиналом в форме самой молодой резиденции гвельфов по проекту Карла Теодора Оттмера 1830-х годов.

На портике перестроенного жилого дворца возвышается самая большая в Европе квадрига с возницей (квадрига — античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями. Часто использовалась в Древнем Риме в гонках или в триумфальных шествиях), c городской богиней Брунонией.

Две конные статуи изображают Карла Вильгельма Фердинанда Брауншвейгского (1735–1806), герцога Брауншвейг-Вольфенбюттеля и Фридриха Вильгельма (1771–1815), герцога Брауншвейга и Люнебурга и сына Карла Вильгельма Фердинанда.

Фридрих Вильгельм (1771-1815), герцог Брауншвейга и Люнебурга и сын Карла Вильгельма Фердинанда

Брауншвейгский земельный музей (Braunschweigische Landesmuseum)

Сегодня на Бургплатц находится и Брауншвейгский земельный музей (Braunschweigische Landesmuseum). Постоянная экспозиция показывает историю земли Брауншвейга от ранней истории до наших дней.

Важное примечание: музей, основанный в 1890 году, закрыт на ремонт до 2027 года.

Ратуша Брауншвейга

Ратуша Брауншвейга (Rathaus Braunschweig) расположена в непосредственной близости от Бургплатц. Входная часть, которая до войны была остроконечной, украшена богатыми ажурными окнами. Четыре фигуры, обрамляющие большие окна, представляют собой области науки, искусства, ремесел и торговли.

Рынок старого города Altstadtmarkt. Мартиникирхе была построена патрициями в 1190 году как главная и рыночная церковь старого города в романском стиле.
В конце XII века благодаря поддержке Генриха Льва поселение на территории вокруг замка разрослось настолько, что жители начали строить большие церкви. Мартиникирхе была построена патрициями в 1190 году как главная и рыночная церковь старого города в романском стиле.
Рынок старого города работает уже 700 лет. Площадь, заложенная в 12 веке, была главным рынком, ярмаркой и местом казни, местом конных игр, дани и шествий.
Ратуша как знак муниципального самоуправления восходит к 1253 году в старом городе, до того, как была построена старая ратуша, которая сохранилась до наших дней.
Старая ратуша - Altstadtrathaus
Мариенбруннен, отлитый из свинца в 1408 году, является центром площади.
Старая ратуша - Altstadtrathaus
Старая ратуша — одна из самых важных средневековых ратушей в Германии. Его самое старое строение датируется 13 веком, состоит из двух крыльев, пересекающихся под прямым углом. На одной из колонн аркады находится локоть Брауншвейга, который использовался прежде всего как мера для торговцев тканями (57,07 см).

На прямоугольном балконе наверху есть девять интересных фигур на колоннах 15 века, изображающих оттоновских и гвельфских императоров, королей и герцогов с их женами. На первом этаже и в исторических подвалах городской музей Брауншвейга представляет постоянную экспозицию по истории города, а также меняющиеся специальные выставки.

Старая таможня  . Altes Zoll- und Landwehrhaus
Старая таможня . Altes Zoll- und Landwehrhaus

Но закончу обзор о Брауншвейге — мы его называем Брауншвайгом (по-моему так мягче звучит!) о… колбасе!

Брауншвейгская колбаса (Braunschweiger Wurst) известна во всем мире, но то, что скрывается за знаменитым сортом, варьируется от страны к стране.

Чаще всего это понимается как намазываемая на хлеб колбаса типа паштета (одно из любимых мною блюд на завтраки, но обязательно грубого помола!).

Но на этих колбасках стоит другое название — Mettwurst (Меттвурст) — название в заголовке!

Какой сорт колбасы является «настоящим» Брауншвейгским, значения не имеет. В конце концов, легенда гласит, что все сорта содержат самый важный ингредиент: настоящую брауншвейгскую любовь!

Она всемирно известна, но единого рецепта не существует: никто не запатентовал Braunschweiger Wurst, поэтому существует множество видов колбас, названных в честь города Нижней Саксонии. Брауншвейгская — это пастообразная копченая колбаса из мягкой крупной свинины с чесноком и без него.

В Австрии — это вареная колбаса. В США же копченая печеночная.

Вот так. Не запатентовав и прав не имеешь…поэтому вариаций не счесть и город фактически никаких прав на это не имеет, кроме любовной истории-легенды, как она появилась!

Согласно ей, брауншвейгские колбасы были изобретены мясником-подмастерьем. Он положил глаз на дочь своего хозяина, но тот считал этот брак неподходящим.

Однажды к мяснику пришел коммивояжер-итальянец и дал ему попробовать салями и мортаделлу. Хозяин был впечатлен качеством итальянской колбасы и затем пригласил гостя выпить. Когда итальянец ушёл, подвыпивший мясник пообещал своему помощнику руку дочери, если он изготовит сам колбасу лучшего качества.

В противном случае он отдаст дочку своему итальянскому гостю в жены. Подмастерье трудился всю ночь, делая колбасу новых видов. На следующее утро он представил их все своему господину, но ни один сорт не пришёлся ему пo вкусу.

Мясник и коммивояжер отпраздновали предстоящую помолвку очередной выпивкой. Дочь отчаявшегося подмастерья (все решают женщины!) снова собрала все новые сорта колбас своего возлюбленного, нарезала на мелкие кусочки, пeрeвернула на мясорубке и приправила пряностями, повесив в коптильне до утра.

На следующий день дочь подала колбасу отцу и итальянскому гостю. Оба потеряли дар речи от вкуса нового сорта.

Когда мясник справился с восторгом, он отдал ученику руку дочери, полагая, что подмастерье произвел эту вкуснятину.

Ничего не понимающий от счастья будущий зять принял подарок судьбы из рук хозяина, а невеста шепнула ему на ушко их новый семейный рецепт колбасы.

Любовь делает не только чудеса, но создаёт даже новые виды колбас!

Вольфенбюттель (Wolfenbüttel)

На вокзале садимся в электричку и как я говорила в начале отчета, всего 9 минут и мы в другом городе:

Не только город Генриха Льва Брауншвейг может многое предложить, но и город Лессинга — Вольфенбюттель (Wolfenbüttel), который стал также всемирно известным благодаря знаменитому Егермейстеру (Jägermeister), производимый и разливаемый в Вольфенбюттеле с 1934 года.

Это 35% градусный алкогольный напиток является не только успешно продаваемым внутри страны, но и настоящим экспортным хитом. Своим названием ликер на травах обязан увлечению его продюсера Курта Маста, который был страстным охотником егерем:

Егермейстер - Ликер 35 градусов, фото из интернета

Вольфенбюттель расположен на берегу реки Окер между Гарцем и Хайде, примерно в 12 км от Брауншвейга в Нижней Саксонии.

Некоторые дома были красиво отремонтированы, например, самый узкий дом в Вольфенбюттеле. Со стороны улицы дом составляет всего около 2,20 метра, а со стороны сада — 3,50 метра в ширину. Дом 1751 года постройки:

Например, мне понравилась церковь Святого Тринитатиса (St.-Trinitatis-Kirche):

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Церковь в стиле барокко стоит сегодня на месте, где раньше стояла Оружейная Палата, двухэтажное здание с залом для казней. После Тридцатилетней войны оно стало бесполезным с военной точки зрения. Таким образом, с 1655 года часть здания использовалась как молитвенная, а помещения в подвале по-прежнему использовались для гарнизона. После того, как здание стало слишком маленьким, была построена новая церковь.

Мне кажется, со стороны она больше напоминает театр или дворянский дом. Типичная церковная башня отсутствует.

Rathaus Wolfenbüttel - Ратуша Вольфенбюттеля

Прогуляемся по старому городу Вольфенбюттеля.

Примечательно, что город, по всей видимости, почти не пострадал от разрушения во время Второй мировой войны. Потому что мы нашли красивые старые фахверковые дома, некоторые из которых были с любовью отремонтированы и выглядели не как новоделы. Здесь дома от поздней готики до современности гармонично сочетаются друг с другом и формируют облик старого города.

Я считаю, что городской рынок особенно красив. Рядом с домами историзма и модернизма XIX века расположены красивые фахверковые дома эпохи Возрождения и барокко. Хотя здесь можно встретить такие разные эпохи застройки, площадь по-прежнему выглядит гармонично и почти как замкнутый строительный ансамбль.

Ратуша расположена на северной и западной стороне рыночной площади.

Памятник герцогу Августу Младшему на рыночной площади Вольфенбюттеля, воздвигнутый в 1904 году.

Памятник стоит посреди городского рынка. Как же иначе — лошадь со всадником. Но вот всадник рядом стоит. Это памятник герцогу Августу 1904 года. Интересная концепция автора — герцог был очень близок с простым народом, вот он и не сидит на лошаде, как обычно, а рядом со своими горожанами, так сказать на одном уровне, а не смотрит свысока.

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Вы знаете Маленькую Венецию? В любом случае, мы были очень удивлены, когда обнаружили знак Маленькой Венеции посреди пешеходной зоны в старом городе. Так что, под влиянием момента, мы повернулись и последовали подсказке.

Приходим к небольшому мосту. Здесь висят замки любви — явно место встречи влюбленных.

С моста наш взгляд падает на небольшой канал с его живописными фахверковыми домами. Красивый!

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Табличка с описанием говорит нам, что раньше Вольфенбюттель пересекали бесчисленные каналы. Сам город был построен на болотистой местности, что затрудняло строительство. Голландец Ганс Фредеман де Фрис приехал в Вольфенбюттель в 16 веке. Он проложил систему каналов в городе. Это помогло с дренажом почвы. Сегодня почти все каналы засыпаны или застроены.

Маленькая Венеция (Kleine Venedig) — прекрасная остановка для фотографий, которую нельзя пропустить, прогуливаясь по старому городу.

Арт-объекты на улицах города

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Что еще нужно знать о Вольфенбюттеле?

Казанова жил в Вольфенбюттеле! Да, Казанова — якобы величайший любовник всех времен!

После того, как ему чудом удалось избежать виселицы в Лондоне, он провел целых 8 дней в городe в мае 1764 года. По сей день совершенно неясно, как занесло его​ в Вольфенбюттель. Известно только, что сам Казанова утверждал, что провел «восемь самых счастливых дней» своей жизни в этих краях.

Готтхольд Лессинг, один из самых известных немецких литераторов — писателей, много лет жил и работал в Вольфенбюттеле. Его следы можно найти в нескольких местах города, например, в доме Лессинга и в библиотеке Герцога Августа. Лессинг написал здесь, например, «Натан Мудрый» (Nathan der Weise).

Брауншвейг и Вольфенбюттель — Меттвурст и Егермейстер

Ну, а на этом месте закончился наш обзор города Вольфенбюттеля, под этими самыми зонтиками мы вкусно отужинали и с чувством не полного удовлетворения (насытившись, поленились идти до дворца, придётся когда-нибудь заехать…) пошли на электричку до города Гослара, чтобы в понедельник бросится в пучину дальнейших увлекательных приключений!