Турист Вадим Брянск (vadimbryansk333)
Вадим Брянск
сейчас на сайте
Победитель голосования
«Итоги 2021»

ЮАР Сентябрь 2021

Эта поездка мною с коллегой Максимом (maksim-nav) вынашивалась почти 4 года. И удивительно, что она состоялась в такое непростое для путешественников время, а не состоялась в более «мирное». Планировать сейчас что-то сильно заранее — дело бесссмысленное на 100%. За последние 3 месяца до поездки мы поменяли 5 вариантов маршрута, т. к.изначально даты постраивались под хедлайнера вояжа — фестиваль REED DANCE в Эсватини (Свазиленде).Кто не в курсе — это там, где их король выбирает себе невесту из почти 40 000 полуобнаженных девушек. Но летом грянули беспорядки в ЮАР, досталось и Эсватини — громили магазины и заправки, принадлежащие королю и вообще протестовали против монархии. Революция, блин…

В такой ситуции проводить фестиваль было бы политическим самоубийством, однако, официально его отменили только за неделю до даты начала в 2021 году! Второй облом был связан еще с одним государством-анклавом ЮАР-Лесото. Они перестали выдавать визы иностранцам, а юаровские конторы, возящие туда по знаменитому перевалу Санни пасс не хотели делать это без полученной визы. Две страны отвалились буквально в последний момент. К счастью, хоть ситуация в ЮАР стабилизировалась и о беспорядках там, где мы были, ничего не напоминало. В итоге окончательный, как нам казалось, план был составлен за неделю!!! до отлета и тогда же куплены внутренние перелеты. Итак, кратко. Прилет в Йоханнесбург — берем легковое авто(джип дОрог и не нужен) и катаемся 9 дней по северу страны. Затем перелетаем в Зимбабве на водопады Виктория, посещаем Замбийскую сторону, переезжаем на чем-нибудь в Ботсвану, несколько дней в парке Чобе, из Ботсваны летим обратно в Йоханнесбург, оттуда на 2 недели в Намибию и опять через Йоханнесбург домой. В этот расклад не вписаны еще ПЦР тесты, которые было необходимо сдавать за наш вояж 4 раза. Итак, про «нашу» ЮАР.Прилетели в Йобург(так местные называют столицу) мы аккурат 1 сентября.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Дети в школу, мы в экспедицию. Летели эфиопами, как наиболее удобной сейчас при логистике по Африке компанией. Москва — Афины (техпосадка без выхода) — Аддис-Аббеба — пересадка в самолет до Йобурга.

Кормили на каждом сегменте и вполне неплохо. Самолеты заполнены процентов на 60%-мы все сегменты просидели вдвоем на трех сиденьях. В Аддис самолет прилетел с часовым опозданием — зависли в Афинах — так нас не завозя в терминал загрузили в автобус и развезли всех по своим стыковочным рейсам прямо к трапам. Респект. В Йобург вылетели без опозданий. По прилету купили в аэропорту местную симку MTN (по отзывам наибольшее покрытие на севере) с 3 гб инета и 100 минутами местных звонков на месяц, за 19 долларов. Далее — процесс снятия местной валюты. Изначально часть общих денег в долларах положили на карту Тинькофф, изменив активную валюту карты с рублей на доллары. Хоть нам и говорили, что везде можно рассчитаться картой, но наличка все равно была нужна и как выяснилось, ДАЛЕКО не везде принимали карту, да и снимать кэш с Тинькофф оказалось выгоднее!!!! чем платить по терминалу. Сам проверял несколько транзакций. Не принимают карту на обзорных площадках, в ряде гестхаусов из-за реально плохой связи, на сувенирных рынках, в такси. Поэтому дальше мы не особо морочились и снимали кэш в банкоматах, лишь бы это было в эквиваленте больше 300 $. Кстати, в Намибии без проблем можно рассчитываться рэндами ЮАР наравне с намибийским долларом по курсу 1–1.

Сняв часть денег пошли получать авто. Местный прокатчик First car rental изначально предлагал самые выгодные условия, к тому же, несмотря на то, что авто бронировали в мае, можно было бесплатно изменить бронирование вплоть до даты прилета! Очень милая девушка сделала нам небольшой апгрейд и мы получили Фольксваген Поло седан — вполне вместительный авто со средним, как выяснилось потом, расходом 6,2 л бензина на 100 км. Бензин на тот момент стоил порядка 90 рублей за литр. Не даром, но дешевле Европы. Депозит всего 3000 рэндов или 15 000 рублей, больше ничего на карте не блокируется. На машине стоит транспондер-устройство, позволяющее проходить по отдельным полосам пункты оплаты дорог. Деньги потом списываются с депозита. Крайне удобно! Еще плюсик в карму прокатчика-на обратном пути «поймали» камешек в лобовое стекло — скол приличный, диаметром где-то 5 мм. Мы уже морально приготовились, что сдерут баксов 200,но нет, всего 860!!! рублей! Спасибо прокатчикам! И те деньги нам возместила страховка агрегатора!

Лирическое отступление-до сего момента на авто с правым рулем по дорогам с левосторонним движением я не ездил. А начинать приходилось не с Кипра, а с города с более чем шестимиллионным населением.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Но главное нАчать, как говорил тов. Горбачев. Выбрались из города не пропустив ни одной развязки, слава Богу. А на трассе уже привык в течении часа-как всю жизнь ездил. Впервые за заграничный выезд не бронировали гостиницу в первую ночь-было решено проехать максимально до наступления темноты. Правда, в трех потенциальных городках для остановки были заранее выписаны телефоны двух-трех гостиниц. Решаем остановиться в городке Миддлбург. Ничем не примечателен-просто по пути. Звоню в гостиницу номер один. Нет, к сожаленью, в гостинице мест. Номер 2.Та же песня. Вот тебе и кризис. На улице вторник и городок явно не Венеция. В третьей гостинице после ответа — нет мест — спрашиваю — подскажите, может у соседей, родных, знакомых и проч. найдется место? Дают пару гестхаусов-проверил отзывы-вполне себе. Звоню — ура, есть места!!!!Заселились! Городок маленький, но промышленный — кругом полно шахт

и люди приезжают в командировки-с понедельника по пятницу трудно найти места. Вот так!

С утра нас ждут must see близлежащих мест. ЮАРовскую часть маршрута по достопримечательностям разрабатывал Макс, мне оставалось только нанести точки на maps.me (они там есть, нужно только правильно ввести, добавить в избранное) и записать, на всякий случай их координаты для второй навигационной программы Sygic. В этой поезде maps.me впервые подвела-тупила часто, не видела дороги, вела др.маршрутом. В общем, на maps.me надейся, но альтернативу имей в запасе. Итак, план первого полного дня-водопады Lone Creek Falls,Bridal Veil Falls, водопад Sabie в оноименной деревне, Mac Mac Falls,

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Forest Falls и переезд в точку следующей ночевки — город Graskop, читается как Храскоп, где посещаем местную достопримечательность — Graskop lift, опускающий туристов в каньон. Т. к.сезон был все-таки сухой, то от водопадов особого шика не ждали, но для затравки на первый день вышло очень неплохо. Наибольшее впечатление произвел Sabie — очень живописный, прямо возле дороги.

Вход на все водопады платный-от 15 до 30 рэндов. Возле водопада Mac Mac большой рынок сувениров. Все и без того невысокие цены можно делить на два и после торга вам уступят — из туристов большинство местных, а им сувениры ни к чему. Forest Falls оказался на частной территории, о чем извещала табличка где-то в стороне от дороги. Но шлагбаума нет, людей тоже, поэтому если очень хочется, но нельзя-то можно! Водопад очень симпатичный, стОит того, чтобы проехаться километр по лесной дорожке.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

После всех водопадов к закату едем на Храскоп лифт. Цена не маленькая, целых 205 рэндов, порядка 15 долларов. Откровенно говоря, можно просто заплатить за вход на территорию без спуска вниз 35 рэндов, пройтись по подвесному мосту через каньон и поснимать пейзажи.

Но это понимаешь потом… Первый полный день завершен. Жарим мясо на гриле на ужин в нашем дворике+бутылочка вина и спать… Завтра нас ждут самые-самые обзорки и водопады.

Первая с утра — Pinnacle rock — здесь можно полазить и перейти на др.сторону Блайд каньона.

Далее в нескольких километрах т.н. God’s window — окно Бога

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

с красивыми пейзажами на долину. Здесь тоже есть рынок сувениров, но меньше предыдущего. Теперь едем к водопадам — шикарные даже в сухой сезон Lisbon falls на одноименной речке(на слайд-шоу первые)

Второй водопад дня — Berlin — попроще, но тоже неплох. От него 30 км до самой неожиданной для меня достопримечательности — Bourke’s Luck potholes — по — русски выбоины или промоины. Фантастичекое место — просто взрыв восторга. Вход целых 65 рэндов!)))

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

С сожалением расставшись едем в must see этих мест — обзорка Three rondavels. Рондавель — это круглый дом народа банту. Три скалы очень похожи на эти дома.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Здесь можно легко провести час, переходя от площадки к площадке. Здесь же открывается вид на нашу главную локацию следующего дня-реку Blyde river и дамбу на ней. На дамбу мы смогли случайно попасть к закату-хотели успеть доехать до места отправки лодочных экскурсий по реке на завтра, но уже все было закрыто.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Большинство достопримечательностей в этот переиод работало до 16–17 часов. Зато смогли поймать закатный свет на дамбе. Удивительно, но у нас бы вход на такой объект был бы огорожен и под охраной. Здесь же гуляй где хочешь… На обратном пути оказалось, что въездные ворота на мосту закрыты на замок(въезд платный, как бы заповедная зона)хотя, когда мы проезжали не было никаких признаков охраны. Да еще и на самом мосту сидело десятка четыре бабуинов. Видимо, вечером это их территория. К счастью, цепь оказалась просто намотанной на обе створки. African style… А то я уже думал, камнем или домкратом сбить конструкцию?

До гестхауса добрались уже в темноте. Решили съездить купить что-нить поесть. Фигвам-магазин до 18.00,опоздали. Тут подъезжает пикап, водитель спрашивает — вы же туристы из такого-то гестхауса.- Да, мы. — А я хозяин. Есть хотите? Мясо любите? Едьте в гест, мы вам все привезем! Вот такое гостеприимство! Через часа полтора привезли 2 здоровенных сырых T-bone стейка, кукурузную кашу и соус. Вино у нас собой в ящике. Гриль есть. Просто супер и деньги взяли по цене стейков в магазине. С утра шикарно позавтракав едем на лодочную экскурсию.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Туристов достаточно много — все, похоже, местные.2 лодочные конторы. Цена вопроса- 250 рэндов за 2,5 часа. Лучше бронировать заранее, т. к. в выходные можно не попасть на нужный «сеанс».Однозначно стОит своих денег.

Виды с воды просто улетные, лучше брать экскурсию на 9.00,пока свет еще приятный и солнце не в зените. Много причудливых скальных формаций — от профиля человека в тюрбане до черепа изо рта которого во влажный сезон бежит водопад.
5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР
Деревья растут на скалах, цепляясь всем, чем можно за опору. Очень близко видели крокодилов и бегемотов, что в ожидания, в принципе не входило! Остались довольны на 100%!!!

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

В следующие дни нас ждал хедлайнер юаровской части вояжа — трек к водопаду Тугела. Кто не знает-это второй самый высокий водопад в мире, немного уступающий венесуэльскому Анхелю.

Из минусов — воды в нем гораздо меньше, даже в дождливый сезон — но виды вокруг все компенсируют. Переезд от дамбы Blyde river занял почти день с ночевкой в том же Миддлбурге. Наиболее близко к началу тропы расположен единственный государственный лодж — Witsieshoek Mountain.
5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР
Номера в домиках с обалденным видом по 100 $ за дабл с завтраком. Недешево. Лодж бронировали заранее, на выходные он забит местными, сами видели, т. к.заселились в воскресенье. К началу трека отвозит машина за 100 рэндов туда-обратно примерно 5 км. Регистрируемся в домике у начала тропы и в путь. С нами еще один француз. В шортах. Высота 2500 м, темература градусов 12. Всего в одну сторону около 5 км, перепад 500 м в гору.
5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР
Сначала тропа даже уложена плиткой, порядка километра, но дальше начинает теряться, без maps.me иногда сложно сориентироваться. Маркировки на удаленных участках нет. Трекинговые палки обязательны! Есть очень узкие, как на первом фото слайд-шоу
и скользкие места. На высоте под 3000 м погода может поменяться быстро. Нам достались град, мокрый снег, дождь, туман, ветер и немного солнца.
5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Весь джентльменский набор. Главная фишка трека уже под завершение — железная вертикальная лестница высотой визуально 15 метров и следом вторая чуть больше.

Не смотреть вниз не получится — надо видеть, куда ставишь ногу при подъеме и спуске. После подъема начинается ровное плато на высоте 3000 м, до Тугелы еще почти километр. Места исключительные. Сам водопад в сухой сезон — тонкая струйка воды, стекающая по отвесной стене.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Отмечаем покорение бутылочкой вина, которую Макс не поленился тащить с собой)))

Потерявшийся француз тоже присоединяется.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Птицы на этой высоте никого не боятся — кормятся с рук. На путь «туда» с ланч-брейком и фотостопом ушло почти 4 часа! Пора назад. И тут погода, которая и так была далека от идеальной, стала портиться — пошел мелкий дождь. Спускаться по лестнице было не айс. Мокрый металл не способствовал сцеплению.

Ниже кое-где даже проглядывало солнце,

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

но потом спустились тучи и прошел небольшой град. Последние 1,5 км шли в полном тумане, видимость метров 50.

Хорошо, что машина уже ждала на стоянке.5 км по офф-роаду и мы в тепле! Испортило настроение уведомление от British airways — ваш вылет в Викторию Фоллс 9 сентября отменяется. Хотите — вернем деньги или летите 10-го, на день позже. Вот гондольеры! Мы же брали билеты всего 2 недели назад! Делать нечего, придется провести на водопадах всего день вместо двух. Хозяйке геста в Зимбабве написал, она без проблем сняла с брони одну ночь без штрафа. Утром следующего дня пошел дождь и стоял плотный туман. Нам вчера еще повезло. В такую погоду, как сегодня, никто на трек не выходит — безумство и ничего не видно. А у нас по плану еще один нацпарк — Golden Gate Highlands в часе езды от нашей последней локации. Удивительно, но всего 80 км и совсем другая погода!

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Ближайший к парку городок — Кларенс. Из посещенных в ЮАР нам понравился больше всего-чистый, зеленый, безопасный, с кучей разных магазинчиков и кафе.

В одном из таких заказали дегустационный сет сыров и кофе- принесли с тостами и джемом целое блюдо за 600 рублей.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Размещение тоже оказалось самым шикарным за всю поездку —

вот такой домик в гестхаусе Honeysuckle Moon с двумя спальнями, двумя ваннами, холлом с кухней и внутренним двориком стоил 68 $ с обалденным домашним завтраком от обаятельной хозяйки.
5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Cам же парк Golden Gate Highlands объективно не вызвал бурю эмоций, живописно, но после Тугелы мы пресыщены.

На maps.me обозначены несколько смотровых,

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

дороги по парку везде асфальтовые, все ухожено и симпатишно.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР
Теперь из-за переноса рейса у нас неожиданно появился «лишний» день в ЮАР, точнее, в Йобурге, т. к. машину-то нужно было все равно сдать по графику — иначе штраф. Еще на Блайд каньоне местные из Йобурга просто в разговоре хвалили канатку и плотину в местечке Hartbeespoort. Я тогда просто на всякий случай записал название — кто бы знал, что пригодится. Заранее договорились о поездке со знакомым хозяйки нашего йобургского геста — он согласился катать нас день за 100 долл., проехать обратно через центр Йобурга, плюс нужно сдать ПЦР тест для вылета в Зимбабве и заехать за продуктами. С учетом бензина, расстояния больше 200 км и платных дорог терпимо, если делить на двоих. ПЦР нашли самый дешевый,750 рэндов, прим 50 $,присылают на мэйл до 5 утра, сдать нужно до 5 вечера.
5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Итак, наши достопримечательности последнего дня перед вылетом. Канатка Aerial Cableway явно переоценена.

240 рэндов за вид с нее — явный перебор. На саму же дамбу можно пройти вообще бесплатно, надо только выйти из машины, оставив ее рядом и пройти пешком.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР

Если бы знали — ограничились бы дамбой и поездкой вокруг водохранилища — есть интересные пейзажи.

5 стран за 30 дней по югу Африки. ЮАР
Но, в любом случае, день попал в зачет. Такие интегрированные гидротехнические сооружения меня в последнее время очень впечатляют.

Вот такой получилась наша юаровская часть маршрута. На следующий день, получив отрицательный тест мы вылетали в Зимбабве, на водопады Виктория!