Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 20:32

Симферополь, Севастополь, Алушта, Ялта — Россия Ноябрь 2014

Когда я отдыхал в Крыму в октябре — ноябре 2014 года, то жил в Алуште, но немного поездил по окрестностям. Наряду с другими памятниками мне встречались памятники и памятные плиты, посвященные депортации во время Великой Отечественной войны. Причём депортации подверглись не только крымские татары, как считают некоторые люди, да и других репрессированных на земле полуострова хватало.

Алушта

Понадобился мне хозяйственный магазин в Алуште, бравые грузчики в аэропорту разбили низ чемодана и нужно было решить проблему с колёсиками. После поисков и долгих расспросов выяснил, что искомый магазин находится за автовокзалом. Когда шел к магазину, то в не ухоженном сквере увидел гранитную плиту.

Память о депортированных и репрессированных на земле Крыма

Оказалось, что это памятник жертвам депортации крымских татар, появившийся 18 мая 1994 года ровно через 50 лет после депортации. Памятник был установлен на старом мусульманском кладбище, которое находилось на месте автовокзала и от которого не осталось и следа. Не было заметно, что за памятником ухаживают, потёртая в нескольких местах надпись.

В 2015 году увидел фотографию с мероприятия в честь очередной годовщины депортации. Ничего не изменилось, памятник всё такой же потёртый, никаких клумб с цветами, только истоптанная множеством ног голая пыльная земля.

Ялта

Первым городом после Алушты была Ялта, сюда я приезжал несколько раз.

Когда в первый свой приезд я свернул от моря, брызжущего мелкой распыленной водой, в сквер, то сначала увидел играющего на мемориале маленького мальчика, рядом с которым ходила бабушка. Я походил вокруг, а потом вернулся к мемориалу. Первой мыслью было, что этот мемориал посвящен погибшим во время Великой Отечественной войны.

Память о депортированных и репрессированных на земле Крыма

Когда подошел, то понял свою ошибку.

На памятнике с разных сторон были надписи на разным языках, в то числе на русском: " Крымским татарам погибшим при выселении и умершим на чужбине в тоске по Родине… Вечная память».

Стало ясно, что это памятник депортации крымским татарам. Подумалось, что мемориальные плиты с фамилиями содержат списки депортированных людей, умерших на чужбине. И опять ошибся.

На первой плите в самом верху находились фамилии, у которых были указаны только даты рождения (я указываю также с датами смерти):

Амет-Хан Султан (1920–1971) , дважды Герой Советского Союза,

лётчик Тейфук Амитович Абдуль (1915–1945), Герой Советского Союза, ему установлен памятник на родине В память о погибших на войне

Умер Акмолла Адаманов (1916–1943), командир партизанского отряда имени Григория Котовского, рядовой Красной армии, погибший на польской земле и посмертно ставший капитаном польской Гвардии

Юрий Бекирович Османов (1941–1993), один из создателей и лидер Национального движения крымских татар, ставившего своей целью возвращение крымских татар на историческую родину в Крым.

Мустафа Веисович Селимов (1910–1985) комиссар многих партизанских соединений в Крыму, в 1944 году был депортирован

Рефат Мустафаев (1908 -1984) секретарь Крымского ОК ВКП(б) во время войны, один из руководителей партизанского движения Крыма, в 1944 году был депортирован.

Ниже этих фамилий список «Командного состава Южного соединения и партизан, погибших в борьбе с оккупантами 1941—1944 гг.» .(на русском языке)

На второй плите на трёх языках: «Крымские татары, уроженцы Большой Ялты, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны.

Память о депортированных и репрессированных на земле Крыма

Еще на трёх плитах только фамилиии.

Севастополь

В начале ноября на автобусе мы с соседом по номеру съедили в Севатополь.

Когда возвращался на маршрутке из центра Севастополя к автовокзалу, то не доезжая автовокзала в густо заросшем зеленью сквере увидел черно-белый памятник.

Память о депортированных и репрессированных на земле Крыма

Благо время позволяло, то дошёл до сквера. Оказалось, что это памятник жертвам депортации, открытый 18 мая 2008 года.

На памятники приведены даты и цифры. " Из Севастополя и пригородных сёл были депортированы:

18—20 августа 1941 г. Крымские немцы — 497 человек

18–19 мая 1944 г. Крымские татары -12 312 человек

27—28 июня 1944 г. Греки — 1 053 человек, болгары — 439 человек, армяне — 229 человек».

На пьедестале надпись на русском языке:«Ваши страдания никогда не будут забыты во имя жизни и справедливости», которая дублируется на табличках на гранях памятника на пяти языках: крымско-татарском, немецком, греческом, болгарском и армянском.

Автор памятника — севастопольский архитектор Георгий СаркисовичГригорьянц, один из авторов памятника Екатерине Второй в Севастополе и автор проекта часовни на Сапун-горе.

Памятник черно-белый — символ того, что жизнь народов после депортации из светлой стала тёмной.

Симферополь

В Симферополь я съездил 4 ноября 2014 года.

Напротив железнодорожного вокзала Симферополя в сквере имени Ленина установлена памятная плита с надписью на двух языках: крымско-татарском и русском. Часть надписи стёрлась то ли от времени, то ли от усилий рук людских.

Память о депортированных и репрессированных на земле Крыма

Плиту о том, что здесь будет памятник, установили давно, её разбивали хулиганы в 2004 году и вновь восстанавливали, но памятник так и не построили.

В Симферополе помимо этой плиты было еще два закладных камня, посвященных депортации крымских татар.

На месте одного из них в парке Салгирка в 2004 году появился памятник жертвам депортации, сооруженный на средства известного украинского олигарха Рината Ахметова. Но туда я не дошёл.

В 2015 году (уже после моей поездки) на старом армянском кладбище невдалеке от храма был восстановлен памятник жертвам геноцида армян в Османской империи в сотую годовщину геноцида.

В Центральном парке культуры и отдыха обнаружил памятник жертвам репрессий. Не каждый город может похвастать таким количеством памятников репрессированным и жертвам геноциду. Здесь находится глыба мраморовидного известняка.

Память о депортированных и репрессированных на земле Крыма

Если подойти поближе, то можно прочитать надпись на табличке, прикрепленной к камню: «Светлая память Великомученикам Русского народа и народов России — жертвам политического террора и репрессий, голода и войн в XX веке. Памятный знак установлен Конгрессом русских общин в Крыму».

Открыт был памятный знак 16 ноября 2007 года по инициативе Крымской республиканской общественной организации «Конгресс русских общин», а идея установить памятный знак возникла еще в 1997 году, но долго ждала своей реализации.

При этом знак не был посвящен только русскому народу, по замыслу создателей памятный знак был установлен в честь всех народов России, которые населяли Крым, в том числе украинцам, крымским татарам, белорусам, грекам, армянам, немцам, болгарам.